Ave, Maria —лат. «радуйся, Мария». Молитвенное обращение к Богородице. Молитва использовалась в католическом богослужении в качестве антифона праздника Благовещения. В православном богослужении А.М. соответствует молитва «Богородице Дево, радуйся». Старинный напев А.М. послужил основой для множества полифонических обработок мастеров Возрождения Жоскена Депре, Виктории, Палестрины.; позднее на текст молитвы были написаны популярные вокальные пьесы, в т.ч. «Размышление» для гол. и ф-но Гуно на основе 1-ой прелюдии из 1-го тома ХТК Баха. Песня Шуберта Ave Maria D839 — 3-я из «Трёх песен Эллен» написана на слова В.Скотта из романа «Дева озера» в немецком переводе Шторка.
Аллилуйя —от древнееврейского hallelujah – «хвалите Господа». Мелодическая аккламация («возглашение»), заимствованная христианским богослужением из древнеиудейского, где выступала в качестве припева к наиболее радостным псалмам.
Ариетта —итал. arietta, уменьш. от aria. Короткая несложная ария. Во Франции XVIII в. термин «комедия с ариеттами» использовался как синоним комической оперы.
Ариозо —итал. arioso – «наподобие арии». Пение, противопоставленное речитативно-декламационному стилю исполнения. У Генделя используется для обозначения короткой арии. Применяется и к инструментальной музыке.
Ария —итал.aria, франц.air («воздух»). Законченный музыкальный отрывок для голоса с инструментальным сопровождением в опере, оратории, кантате, оперетте; реже самостоятельное произведение.
Бельканто —итал. bel canto – «красивое пение». Итальянский вокальный стиль XVII – XIX в.в.. Характеризуется изящной фразировкой, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, виртуозной техникой. Своего высшего развития достиг в операх-сериа XVIII в. и, особенно, в серьёзных операх Россини, Доницетти и Беллини.
Веризм —от итал.vero – «правдивый», «истинный». Течение в литературе и искусстве Италии конца XIX в. Принцип веризма – показывать повседневную жизнь простых людей в её подлинном виде. Классические образцы оперного веризма – «Сельская честь» Масканьи, «Паяцы» Леонкавалло. К веризму примыкают и некоторые оперы Пуччини – «Богема», «Девушка с запада», «Плащ». Их героями являются представители низших слоёв общества, на сцене демонстрируются тёмные, жёсткие страсти. Сюжеты опер мелодраматичны, в вокальных партиях преобладают плавные мелодии ариозного и песенного склада.
Вокализ —франц. vocalise, от лат. vocalis – гласный. Вокальное упражнение без словесного текста или вокальная концертная пьеса, исполняемая на один или несколько гласных звуков. Среди образцов сольной вокальной музыки без слов – сонатина для голоса и ф-но Шпора, пьесы Форе, Равеля («Вокализ в форме хабанеры»), Рахманинова («Вокализ»), Метнера («Соната-вокализ», «Сюита-вокализ»), Стравинского («Пастораль»), Джордано, Респиги, Концерт для голоса (колоратурное сопрано) Глиэра, Таривердиева, Арутюняна.
Диапазон —греч «через всё». Совокупность звуков, заключённая в интервале между нижним и верхним звуками голоса, инструмента, вокальной или инструментальной партии.
Имброльо— итал. imbroglio – «путаница», «замешательство». В итальянских операх-буффа и весёлых драмах – большая ансамблевая сцена всеобщкго возбуждения и замешательства, обычно завершающая 1-й (из двух) или 2-й (из трёх или четырёх) акт.
Инженю —франц. ingénue – «наивная, «невинная». Актёрское амплуа юной девушки-невесты. В операх обычно поручаются высокому лирическому сопрано (Памина, Эльза, Нанетта, Софи).
Кабалетта —итал. cabaletta. В операх XIX в. – заключительный раздел большой арии или дуэта, исполняемый в быстром темпе (синоним – стретта). Кабалетта Манрико из оп. Верди «Трубадур».
Каватина —итал. cavatina. В операх XVIII в. – короткая ария без da capo (Ария Графини из 2-го акта «Свадьбы Фигаро» Моцарта). С конца XVIII в. этим термином часто обозначались выходные арии персонажей, а в XIX в. развёрнутые арии, в т.ч. с кабалеттой.
Кантата —итал. cantata, от cantare — «петь». Со 2-ой половины XVIII в. термин кантата применяется к самым разнообразным произведениям, как духовным, так и светским, преимущественно многочастным, обычно для хора, солистов и оркестра. Как правило, отличается от оратории меньшими размерами, однородностью содержания, менее развитым сюжетом.
Кантилена —лат cantilena – «пение». В современном значении – напевная вокальная или инструментальная мелодия. В другом значении – способность певческого голоса к певучему исполнению мелодии.
Колоратура —итал. coloratura – «украшение». Виртуозные, технически трудные фигурации в вокальной музыке. Синоним – фиоритура (ит. fioritura – «цветение»). Классические случаи колоратурного письма для высокого (колоратурного) сопрано – партии Констанцы, Фьордилиджи, Царицы ночи, Лючии, Цербинетты, ария Виолетты из 1-го акта, романс Алябьева «Соловей», для колоратурного меццо-сопрано – партии Розины, Золушки, для колоратурного тенора – ария Идоменея из 2-го акта, партия Альмавивы. Колоратурными ариями, в т.ч. для баса изобилуют кантаты и оратории Баха и др. мастеров позднего барокко.
Магнификат —лат Magnificat – «величит». Церковное песнопение (библейская песнь) на текст «Величит душа моя Господа». Звучит с антифоном в конце вечерни. Среди авторов XV – XVI в. – Дюфаи, Виктория, Палестрина, Лассо. Достигает вершины у Баха и Моцарта. Обычно радостного, ликующего характера. В тексте из Евангелия от Луки выражена радость девы Марии, ожидающей рождение Христа.
Мадригал —итал. madrigale, от madre – «мать»: песня на родном [материнском] языке. В исходном значении – поэтическая и музыкальная форма, распространённая в Италии в XIV в. В более позднем понимании – вокальная пьеса на светский поэтический текст.
Месса —лат missa, от mitto – «отпускаю». Богослужение католической церкви. Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) на латинский текст каталической Литургии. Kyrie eleison («Господи, помилуй»), Gloria (Слава в вышних Богу»), Credo («Верую в единого Бога»), SanctusBenedictus («Свят Господь Бог Саваоф и благословен»), Agnus Dei («Агнец божий, взявший на себя грехи мира, помилуй нас, даруй нам мир»).
Бах, Палестрина, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Лист, Брукнер, Яначек, Стравинский, Пуленк.
Оратория —итал. oratorio – «часовня». Крупное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, обычно на сюжет из священной истории. От кантаты отличается большими масштабами, развёрнутым сюжетом, в отличие от оперы предназначена не для сценического, а для концертного исполнения. Истоки оратории – в духовных упражнениях, которые практиковались на собраниях конгрегации св. Филиппо Нери, (середина XVI в. Рим). Собрания происходили в часовне (отсюда наименование жанра). Авторы ораторий: Кариссими, Кальдара, А.Скарлатти, Метастазио, Гендель, Телеман, Бах, Гайдн, Бетховен, Берлиоз, Шуман, Онеггер, Стравинский, Пендерецкий, Денисов, Шостакович, Свиридов.
Опера —итал. opera, букв. труд, дело, произведение. Музыкально-драматическое произведение, в котором партии актёров полностью поются. В опере соединены музыка, слово и сценическое действие. Возникла в Италии на рубеже XVI, XVII веков. Первоначально называлась «драма на музыке». Название «опера» появилось в середине XVII в. В придворное зрелище, каким были первые оперы, подлинный драматизм вдохнул К.Монтеверди. Тип классической оперы-сериа («серьёзной оперы» ) представлен в творчестве А.Скарлатти, Во Франции в XVII в. складывается лирическая трагедия», которую представляли Ж.Б.Люлли и Ж.Ф.Рамо. Кратковременный расцвет оперы в Англии связан с именем Г.Пёрселла, в Германии начала XVIII в. – Р.Кайзера.
В Испании развивается родственный опере жанр сарсуэлы. Одновременно формируется новый жанр комической оперы. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера в Англии, опера-буффа в Италии, опера-комик во Франции, зингшпиль в Германии и Австрии. Вершиной развития оперы в XVIII в. стало творчество Моцарта, который обобщил достижения разных национальных школ.
Существенному обновлению подвергается опера в эпоху романтизма. Обогащаются средства музыкальной выразительности, в первую очередь, за счёт усиления самостоятельной роли оркестра. Это отразилось в некоторых операх-спасения, получивших развитие в годы Великой французской революции. Для её сюжетов характерно нарастание опасности для положительных героев, но всегда благополучная развязка («Фиделио» Бетховена, оперы Л.Керубини). Итальянский оперный романтизм, связанный с освободительным движением, берёт начало в творчестве Россини. Завершив традицию жанров опер-сериа и опер-буффа высшим образцом — «Севильским цирюльником», он создаёт оперы, проникнутые героикой и пафосом борьбы. Расцвет оперного романтизма в Италии связан с Беллини, Доницетти, Верди. Во Франции появляется жанр большой оперы, в которой судьбы главных героев показаны на фоне исторических конфликтов (Обер, Мейербер, Галеви). Для немецкой романтической оперы 20-30 г.г. XIX в. (К.М.Вебер) характерны народность образов. Р.Вагнер глубоко реформировал структуру оперы, добившись непрерывности действия при господствующей роли оркестра.
Читать еще: Проблема суеты. Аргументы к сочинению
Явлением мирового значения стало появление в XIX в. русской оперы, первым классиком которой стал М.И.Глинка. Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков искали пути обновления оперного жанра – народно-хоровые сцены становятся важным элементом драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вокального и инструментального начала. Вслед за русской школой выдвигаются другие национальные оперные школы: польская (С.Монюшко), и чешская (Б.Сметана и А.Дворжак).
Во 2-й половине XIX в. в оперном творчестве усиливаются реалистические тенденции, заметно проступающие во французской лирической опере (Ш.Гуно, Ж.Массне). Одной из вершин оперного реализма становится «Кармен» Ж.Бизе. Драматизмом страстей отличаются последние оперы Верди.
На рубеже XIX и XX в.в. в ит. опере господствующее положение приобретает веризм. Масканьи, Леонкавалло, отчасти Пуччини отдают предпочтение жизни и переживаниям простых людей.
Развитие оперы на протяжении XX в. шло сложными путями. Значительно изменяются её образный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений – импрессионизма (К.Дебюсси), экспрессионизма (Р.Штраус), неоклассицизма (Стравинский, Хиндемит). Возникают новые виды опер – джазовая (Гершвин), рок-опера.
Значительны оперные достижения Прокофьева, Шостаковича, Щедрина, Хренникова.
Portamento —итал.portare la voce – «переносить голос». Способ певучего исполнения мелодии при помощи лёгкого, замедленного скольжения от одного звука к другому, отделённому узким интервалом. Используется в пении и игре на смычковых инструментах как приём выразительного интонирования мелодии.
Реквием —лат. requies – «покой». Католическая заупокойная месса от первого слова латинского текста («Покой вечный даруй им, Господи»).
Лассо, Палестрина, Моцарт, Керубини, Берлиоз, Лист, Брамс, Шуман, Верди, Гуно, Дворжак, Форе, Пуччини, Стравинский, Бриттен, Кабалевский.
В православной церкви Реквиему соответствует заупокойная литургия, на которой исполняется кондак «Со святыми упокой» (его тему Чайковский использовал в 6-ой симфонии) и др. заупокойные песнопения.
Речитатив —итал. recitare – «произносить наизусть», «декламировать». Тип вокального письма (обычно для одного голоса), воспроизводящий общий ритмический и интонационный рисунок естественной речи. Речитатив в сопровождении basso continuo именовался recitative semplice («простой речитатив») или recitative secco («сухой речитатив»), а речитатив, поддержанный также и другими инструментами, — recitative accompagnato.
Stabat mater —лат. Stabat mater dolorosa – «стояла Матерь скорбящая». В XVIII в. создавалось для солирующих голосов и оркестра (с участием хора и без него) – Перголези, Гайдн. Из позднейших наиболее известны произведения Шуберта, Россини, Дворжака, Верди, Шимановского, Пуленка, Пендерецкого.
Страсти —пассион, от лат. passio – «страдание». Музыкальное произведение на евангельский сюжет о Страданиях Христовых.
«Страсти по Иоанну» — произведение И.С.Баха BWV 245 для солистов, хора и оркестра .
«Страсти по Луке» — оратория Пендерецкого для чтеца, солистов, хоров и оркестра.
«Страсти по Марку» — И.С.Бах (большая часть музыки утеряна).
«Страсти по Матфею» — И.С.Бах для солистов, хоров, оркестров.
Субретка —франц.soubrette – актёрское амплуа во франц. театре XVIII в.: умная молодая служанка, иронически комментирующая поведение своих хозяев и часто принимающая участие в их интригах (Блонда, Деспина), но и Сюзанна. Лёгкое м-сопрано или сопрано.
Стретта —итал. stringere – «сжимать», «уплотнять» — ускорение темпа в кульминационном эпизоде, например, в оперном финале.
Тесситура —итал. tessitura – «ткань», «фактура». Диапазон, в котором преимущественно разворачивается та или иная исполнительская партия. В соответствии с природными возможностями певческих голосов различаются высокая, средняя и низкая.
Травести —франц. travesti, от франц. travestir – «переодевать», «наряжаться». Оперная партия мальчика или юноши, предназначенная для женского голоса. Среди самых известных примеров – Керубино, Ваня, Ратмир, Оскар, Зибель, Лель, Октавиан, Граф Орловский. В барочных оп. практиковалась обратная форма «травестирования»: партии пожилых женщин нередко исполнялись мужчинами. В опере Прокофьева «Любовь к трём апельсинам» партия Кухарки обозначена автором, как «хриплый бас».
Фальцет —итал falsetto, от falso – «ложный». Самый верхний (головной) регистр мужского голоса. При пении фальцетом вибрируют только края связок (при пении в грудном регистре связки вибрируют по всей длине). В результате образуетя характерный мягкий, несильный звук, сравнительно бедный обертонами. Певец берёт ноты, выходящие за пределы его диапазона. В операх тембр фальцета используется для создания особых эффектов, часто юмористических.
- Музыкальные термины. Список самых известных музыкальных терминов
- Зарождение
- Нотная грамота
- Появление музыкальных терминов
- Итальянское происхождение
- Известные термины
- Названия и классификация
- Основополагающие термины в музыке
- Музыкальный термин «аллегро»
- Термины, определяющие стиль и жанры музыки
- Терминология технического характера
- Музыкальные термины на все времена
- Музыкальные термины
- Музыкальные термины и их значение
- Интервалы в музыке
- Из какого языка заимствовали все музыкальные термины
- Самый известный музыкальный термин
- Музыкальные обозначения
- Итальянские музыкальные термины
Музыкальные термины. Список самых известных музыкальных терминов
Мир музыки многогранен, несколько главных направлений составляют основу всей музыкальной культуры. Классическая, симфония, блюз, джаз, поп-музыка, рок-н-ролл, народная, кантри — существуют различные жанры и стили на любой вкус и для любого настроения.
Зарождение
Музыка как искусство возникла в начале шестнадцатого века, когда появились первые смычковые и щипковые инструменты. Намного раньше были придуманы примитивные дудочки, рожки и свирели, которые делались из тростника, рогов животных и других подручных средств. В семнадцатом веке музыкальная культура уже развивалась бурными темпами: инструментов появлялось все больше, музыканты стали объединяться в группы, дуэты, трио, квартеты, а позже и в оркестры.
Нотная грамота
Нотная грамота появилась раньше музыкальных инструментов, поскольку пение, искусство вокала требовали какой-то системности, возможности записывать на бумаге придуманные мелодии и уже потом исполнять их. Так появились нотный стан и всем известные семь нот. Складывая ноты в определенном порядке, удавалось получить мелодию, композиционно-несложную, поскольку отсутствовали полутона. Затем появились диез и бемоль, которые сразу расширили возможности композитора. Все это касается исполнительского мастерства музыкантов, придерживающихся теоретических основ в музыке. Но есть немало мастеров, которые играют только на слух, они не знакомы с теорией музыки, она им не нужна. К таким музыкантам относятся исполнители блюза и кантри. Несколько заученных аккордов на гитаре или фортепиано, а остальное довершает природный талант. Тем не менее с терминами, имеющими непосредственное отношение к их искусству, эти музыканты знакомы, но только поверхностно.
Появление музыкальных терминов
Для того чтобы не запутаться в стилях и направлениях музыки, разнообразных инструментах и приспособлениях, были придуманы музыкальные термины. Постепенно все, что имеет отношение к музыке, получило свое название. А поскольку музыка зародилась в Италии, практически все музыкальные термины были приняты на итальянском языке и в его транскрипции. Некоторые названия композиций пишутся на французском или латинском языке, в зависимости от их происхождения. Итальянские музыкальные термины отражают только общую картину и могут подменяться в отдельных случаях другими названиями, аналогичными по смыслу.
Итальянское происхождение
Музыка — это обширный пласт мировой культуры, который требует серьезного системного подхода. Музыкальные термины утверждались на уровне комитетов по лингвистике ведущих европейских стран, включая Италию, и таким образом получили официальный статус. Административное обеспечение музыкальных учреждений во всем мире базируется на использовании терминов в соответствии с их применением — для этого созданы справочники и руководства.
Известные термины
Самый известный музыкальный термин — это «скрипичный ключ», его знают все. Значение наиболее популярных названий трудно переоценить, в их написании присутствует своего рода аксиома, то же самое происходит, когда мы слышим известное словосочетание. Например, самый музыкальный термин — это, безусловно, «джаз». У многих он ассоциируется с негритянской ритмикой и экзотическими вариациями.
Названия и классификация
Нельзя однозначно определить самый известный музыкальный термин. К этой категории можно отнести название «симфония», синоним классической музыки. Когда мы слышим это слово, перед глазами возникает оркестр на сцене, скрипки и виолончели, пюпитры с нотами и дирижер во фраке. Музыкальные понятия и термины помогают осмыслить происходящее в концертном зале и глубже понять суть произведения. Искушенная публика, посещающая концерты в филармонии, никогда не спутает адажио с анданте, поскольку каждый термин имеет свое определение.
Читать еще: Рецензия на фильм: Город грехов. Фильм город грехов
Основополагающие термины в музыке
Представим вашему вниманию наиболее известные музыкальные термины. Список включает такие названия, как:
- Арпеджио – чередование нот аккорда последовательно, когда звуки выстраиваются один за другим.
- Ария – вокальное произведение, часть оперы, исполняется в сопровождении оркестра.
- Вариации – инструментальное произведение или его отрывки, исполняемые с различными усложнениями.
- Гамма – чередование нот в определенном порядке, но без смешивания, вверх или вниз до октавного повторения.
- Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуком инструмента или голоса.
- Звукоряд – звуки, расположенные в ряд по высоте, аналогичные гамме. Звукоряд может присутствовать в музыкальных произведениях или в их отрывках.
- Кантата – произведение для концертного исполнения оркестром, солистами или хором.
- Клавир – переложение симфонии или оперы для интерпретации на фортепиано или для пения в сопровождении фортепиано.
- Опера – важнейший музыкальный жанр, соединяющий драму и музыку, музыку и балет.
- Прелюдия – вступление перед основным музыкальным произведением. Может использоваться как самостоятельная форма для небольшого произведения.
- Романс – произведение для вокального исполнения с сопровождением. Отличается романтическим настроем, мелодичностью.
- Рондо – повторение основной темы произведения с включением между рефренами других сопутствующих эпизодов.
- Симфония – произведение в исполнении оркестра из четырех частей. Основывается на принципах сонатной формы.
- Соната – инструментальное произведение сложной формы из нескольких частей, одна из которых доминирует.
- Сюита – музыкальное произведение из нескольких частей, разных по содержанию и контрастирующих друг с другом.
- Увертюра – вступление к произведению, коротко раскрывающее основное содержание. Оркестровые увертюры, как правило, представляют собой самостоятельное музыкальное произведение.
- Фортепиано – объединяющее название инструментов, действующих по принципу удара молоточка о струну посредством клавишей.
- Хроматическая гамма – гамма из полутонов, образуется заполнением промежуточными полутонами больших секунд.
- Фактура – способ изложения музыки. Основные виды: фортепианная, вокальная, хоровая, оркестровая и инструментальная.
- Тональность – характеристика лада по высоте. Тональность отличают ключевые знаки альтерации, определяющие состав звуков.
- Терция – трехступенчатый интервал. Большая терция – два тона, малая – полтора тона.
- Сольфеджио – занятия по принципу репетиторства с целью становления музыкального слуха и его дальнейшего развития.
- Скерцо – музыкальная зарисовка легкого, шутливого характера. Может входить в крупное музыкальное произведение в качестве его составной части. Также может быть самостоятельным музыкальным произведением.
Музыкальный термин «аллегро»
Отдельные приемы широко распространены. В качестве примера можно привести музыкальный термин «аллегро» (allegro) — «быстро», «весело», «экспрессивно». Сразу становится ясно, что в произведении заключается мажорная экспрессия. Кроме того, музыкальный термин «аллегро» обозначает необычность, а иногда и праздничность происходящего. Стиль, который характеризуется этим понятием, представляется самым жизнеутверждающим. Только в редких случаях музыкальный термин «аллегро» обозначает спокойное и размеренное развитие сюжета, спектакля или оперы. Но и в этом случает общий тонус произведения веселый и экспрессивный.
Термины, определяющие стиль и жанры музыки
Названия подразделяются на несколько категорий. Темп, ритм или скорость исполнения определяют определенные музыкальные термины. Список обозначений:
- Адажио (adagio) — спокойно, медленно.
- Аджитато (adgitato) — взволновано, возбужденно, импульсивно.
- Анданте (andante) — размеренно, не спеша, задумчиво.
- Аппассионато (appassionato) — живо, со страстью.
- Аччелерандо (accelerando) — увеличивая темп, ускоряясь.
- Каляндо (calando) — с угасанием, уменьшая скорость и снижая напор.
- Кантабиле (cantabile) — певуче, распевно, с чувством.
- Кон дольчерецца (con dolcherezza) — мягко, с нежностью.
- Кон форца (con forza) — с силой, напористо.
- Декрещендо (decrescendo) — постепенно уменьшая силу звучания.
- Дольче (dolce) — нежно, со сладостью, мягко.
- Долорозо (doloroso) — с грустью, жалобно, с отчаянием.
- Форте (forte) — громко, с силой.
- Фортиссимо (fortissimo) — очень сильно и громко, громоподобно.
- Лярго (largo) — широко, привольно, неспешно.
- Легато (legato) — плавно, спокойно, безмятежно.
- Ленто (lento) — медленно, еще больше замедляя.
- Леджиеро (legiero) — легко, плавно, бездумно.
- Маэстозо (maestoso) — величаво, торжественно.
- Мистериозо (misterioso) — тихо, таинственно.
- Модерато (moderato) — умеренно, с расстановкой, неспешно.
- Пиано (piano) — тихо, негромко.
- Пианиссимо (pianissimo) — очень тихо, приглушенно.
- Престо (presto) — быстро, интенсивно.
- Семпре (sempre) — постоянно, не изменяясь.
- Спиритуозо (spirituozo) — одухотворенно, с чувством.
- Стаккато (staccato) — отрывисто.
- Виваче (vivace) — живо, скоро, безостановочно.
- Виво (vivo) — темп, средний между престо и аллегро.
Терминология технического характера
- Скрипичный ключ – специальный значок, проставляемый в начале нотной линейки, указывающий на то, что нота первой октавы «соль» находится на второй линии нотного стана.
- Басовый ключ – значок, подтверждающий нахождение ноты «фа» малой октавы на четвертой линии нотного стана.
- Бекар – значок, обозначающий отмену действия знаков «бемоль» и «диез». Является знаком альтерации.
- Диез – значок, обозначающий повышение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Бемоль – значок, обозначающий понижение звука на полтона. Является знаком альтерации.
- Дубль-диез – значок, обозначающий повышение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Дубль-бемоль – значок , обозначающий понижение звука на два полутона, целый тон. Является знаком альтерации.
- Затакт – неполный такт, который дает начало музыкальному произведению.
- Знаки, сокращающие нотное письмо, служат для упрощения нотного письма в случае его обширности. Наиболее распространенные: тремоло, знак репризы, знаки мелизматические.
- Квинтоль – форма из пяти нот, замещающая обычную группу из четырех нот, обозначение – цифра 5, под или над нотами.
- Ключ – значок, обозначающий место записи звука на нотной линейке в соотношении с остальными звуками.
- Ключевые знаки – значки альтерации, проставляемые рядом с ключом.
- Нота – значок, проставляемый на одной из линеек нотного стана или между ними, обозначающий высоту и продолжительность звука.
- Нотный стан – пять параллельных линий для размещения нот. Расстановка нотных значков ведется снизу вверх.
- Партитура – нотная запись, отдельная для каждого участника исполнения произведения, с учетом совместимости голосов и инструментов.
- Реприза – значок, обозначающий повторение какой-либо части произведения. Повторение фрагмента с некоторыми изменениями.
- Ступень – обозначение порядка расположения звуков лада, обозначается римскими цифрами.
Музыкальные термины на все времена
Музыкальная терминология — это основа современного исполнительского искусства. Без терминов невозможно записать ноты, а без нот профессиональный музыкант или певец не сможет ни сыграть, ни спеть. Термины академичны – не меняются со временем и не уходят в прошлое. Придуманные более трехсот лет назад, они по-прежнему актуальны.
Музыкальные термины
Вы попали в рубрику музыкальные термины, где мы обсудим все их понятия, значения, определения, покажем вам перевод с различных языков на русский, дадим список основных музыкальных определений и так далее. Ниже также идут статьи, которые более подробно раскрывают определенные термины. Их вы найдете в самом конце этой странице.
Музыкальные термины и их значение
Прежде чем говорить про музыкальные термины и их значение, для начала хочу привести вам один пример. Представим себе такую ситуацию. Вас с приятелем угостили пирожками. Он же съел, а ты не успел.
Ты у него спрашиваешь: «Ну как?» Он говорит: «Вкусно!» Однако, что ты сможешь понять из одного этого слова? Ты даже не знаешь, сладкий был пирожок или соленый. С яблоками или капустой. То есть, ничего не понятно.
Понятно только, что это вкусно. Ведь каждый кондитер составляет из различных мелочей свою булочку или пирожок.
Точно также и в музыке. Мелодия сама по себе очень красивая. Однако ее красота состоит из мелких деталей. Вот о них-то мы и поговорим.
Приемы для изменения звука, которые способствуют наибольшей выразительности в мелодии, в музыке называются нюансами.
Например, давайте возьмем такой нюанс, как громкость. С помощью громкости можно очень многое изменить в мелодии. Можно просто сыграть ровно. А можно сначала начать с тихого звучания с постепенно увеличивающейся громкостью. В общем, второй вариант получиться более выразительным чем первый.
Самый тихий звук в музыке называется pianissimo (пианиссимо) от итальянского слова piano (тихо). Чуть погромче будет просто piano (пиано) — просто тихо. Еще громче будет forte (форте) — громко. Если очень громко, то будет fortissimo (фортиссимо) — очень громко.
Читать еще: Империя майя карта. Занятия и ремесла майя
Также важен и сам переход из одного звука в другой. Например, можно играть очень отрывисто. Такой прием по-итальянски будет называться staccato (стаккато) — резко или отрывисто.
А можно сыграть плавно. Такой прием называется legato (легато) — плавно. То есть звук плавно переходит из одного в другой при этом как бы дополняя друг друга.
Ниже нарисован нотный стан. На нем написаны 10 нот.
Все ступени в гамме имеют свои латинские названия:
- l — это прима
- ll — секунда
- lll — терция
- lV — кварта
- V — квинта
- Vl — секста
- Vll — септима
- Vlll — октава
- lX — нона
- X — децима
Интервалы в музыке
Давайте поговорим об интервалах в музыке. Само по себе интервал обозначает расстояние. Ну а музыкальный интервал обозначает расстояние между музыкальными звуками по высоте.
В каждой гамме есть такие уже запланированные интервалы. Выше эти 10 интервалов приведены на латинском языке. Рекомендую запомнить их.
Какие существуют интервалы от ноты до (тоники) до всех остальных ступенек гаммы?
Существует довольно символический интервал. Между нотами в таком интервале практически нет никакой разницы. До — до это интервал между первой и первой же ступенью. Но он все-таки есть. Есть даже песни, которые начинаются с двух одинаковых нот.
Так вот, этому интервалу до-до есть название прима. Между до и ре второй ступенькой уже есть какая-то разница по высоте. Такой интервал будет называться секундой .
Между первой и третьей ступенькой гаммы (между до и ми) есть интервал, который называется терция. Дальше идет кварта и так далее по нарастающей как в приведенном списке выше.
Из какого языка заимствовали все музыкальные термины
Наверное, многие спросят, из какого языка заимствовали все музыкальные термины. Стоит сказать, что основная база терминологии приходиться именно на итальянский язык. В принципе, тут не удивительно. Ведь сама музыка зародилась в Италии. Поэтому многие словари и учебники дают вам термины на итальянском языке.
В общем, как вы поняли, для более точного определения музыки и были придуманы специальные музыкальные термины. Есть даже специальные словари музыкальных терминов. С развитием музыки, приходят и новые термины.
Стоит сказать, что все эти термины писались не от балды. Все они утверждались на уровне комитетов европейских стран. После чего по этому стандарту начинали выпускать различные справочники и словари.
Обязательно изучите всю эту терминологию! Ведь без нее невозможно нормальное создание музыки.
Самый известный музыкальный термин
Наверное, самый известный музыкальный термин, который был на слуху даже у тех, кто не близок к музыке, так это скрипичный ключ. Думаю, многие о нем слышали.
Этот ключ помогает музыкантам разобраться в записях нот. Это главный элемент на нотном стане.
Многие музыканты его чаще называют ключ соль, так как он находится на одной линейке ноты соль. Люди договорились писать скрипичный ключ именно на одной линейке чтобы музыкант потом смог легко сориентироваться в нотах.
Музыкальные обозначения
Здесь мы рассмотрим музыкальные обозначения для нот. Вы узнаете, как называются и пишутся ноты. А также где какая нота должна находиться на нотном стане.
- до (C) — пишется на добавочной линейке
- ре (D) — под первой линейкой
- ми (E) — на первой линейке
- фа (F) — между первой и второй линейкой
- соль (G) — на второй линейке
- ля (A) — между второй и третьей линейкой
- си (H или B) — на третьей линейке
- до второй октавы вновь повторяет весь звукоряд
Итальянские музыкальные термины
Ниже вам будет доступен список, где расположены основные итальянские музыкальные термины для фортепиано.
Теперь вы знаете, что такое музыкальные термины и для чего они нужны. Мы с вами рассмотрели лишь небольшую базу или список определений. Все конечно же тут мы не раскроем. Но тем не менее я рекомендую вам обратить внимание на статьи, которые идут ниже. Они более подробно раскрывают определенные термины. Поэтому рекомендую на них тоже обратить внимание.
Источники:
http://mylektsii.ru/9-37198.html
http://fb.ru/article/150292/muzyikalnyie-terminyi-spisok-samyih-izvestnyih-muzyikalnyih-terminov
http://muzrock.com/muzyikalnyie-terminyi