В этой статье мы опишем созданный Гоголем образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица, составленная нами, поможет запомнить информацию. Мы последовательно расскажем о пяти героях, представленных автором в этом произведении.
Образ помещиков в поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголя вкратце охарактеризован в следующей таблице.
Два года лежит в его кабинете книга с закладкой на одной странице. Слащава и приторна его речь.
Удивился. Думает, что это незаконно, однако отказать не может столь приятному человеку. Отдает бесплатно крестьян. При этом не знает, сколько душ имеется у него.
Знает цену деньгам, практична и хозяйственна. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.
Хочет знать, для чего души Чичикову. Число умерших знает точно (18 человек). Смотрит на мертвые души как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.
Считается хорошим товарищем, однако готов всегда напакостить другу. Кутила, игрок в карты, «разбитной малый». Разговаривая, перескакивает постоянно с предмета на предмет, использует брань.
У этого помещика, казалось бы, легче всего было Чичикову заполучить их, но он единственный, кто оставил его ни с чем.
Неотесан, неуклюж, груб, неспособен выразить переживания. Жесткий, злобный крепостник, не упускающий никогда выгоды.
Самый сообразительный из всех помещиков. Сразу раскусил гостя, совершил сделку с выгодой для себя.
Когда-то была у него семья, дети, а сам он являлся бережливым хозяином. Но смерть хозяйки превратила этого человека в скрягу. Он стал, как и многие вдовцы, скупым и подозрительным.
Изумило и обрадовало его предложение, поскольку будет доход. Продать души согласился по 30 копеек (всего 78 душ).
- Изображение помещиков Гоголем
- Композиционное построение поэмы
- Знакомство с Маниловым
- Манилов: характер героя
- Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ
- Коробочка
- Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?
- Ноздрев
- Собакевич
- Плюшкин
- Вывод
- Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя
- Манилов
- Коробочка
- Ноздрев
- Собакевич
- Плюшкин
- СПАДИЛО.РУ
- Манилов
- Коробочка
- Ноздрев
- Собакевич
- Плюшкин
- Заключение
Изображение помещиков Гоголем
В творчестве Николая Васильевича одной из главных является тема о помещичьем классе в России, а также о господствующем сословии (дворянстве), его роли в жизни общества и его судьбе.
Основным способом, использованным Гоголем при изображении различных персонажей, является сатира. В созданных его пером героях нашел отражение процесс постепенного вырождения помещичьего класса. Николай Васильевич выявляет недостатки и пороки. Гоголевская сатира окрашена иронией, которая помогла этому писателю прямо сказать о том, о чем было невозможно говорить открыто в цензурных условиях. При этом смех Николая Васильевича кажется нам добродушным, однако он не щадит никого. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Ирония вообще является характерным элементом сатиры Гоголя. Присутствует она не только в речи самого автора, но также и в речи героев.
Ирония является одной из существенных черт гоголевской поэтики, придает больший реализм повествованию, становится средством анализа окружающей действительности.
Композиционное построение поэмы
Образы помещиков в поэме «Мертвые души», крупнейшем произведении этого автора, даны наиболее многогранно и полно. Строится оно как история похождений чиновника Чичикова, который скупает «мертвые души». О разных деревнях и обитающих в них хозяевах позволила рассказать автору композиция поэмы. Почти половина первого тома (пять из одиннадцати глав) посвящена характеристике разных типов помещиков в России. Николай Васильевич создал пять портретов, не похожих друг на друга, однако в каждом из них в то же время находятся черты, являющиеся типичными для русского крепостника. Знакомство с ними начинается с Манилова и завершается Плюшкиным. Такое построение неслучайно. Есть своя логика в данной последовательности: процесс оскудения личности человека углубляется от одного к другому образу, он все более развертывается как страшная картина распада крепостнического общества.
Знакомство с Маниловым
Манилов — первый человек, представляющий образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица лишь кратко описывает его. Познакомим вас поближе с этим героем. Характер Манилова, который описан в первой главе, проявляется уже в самой фамилии. Начинается рассказ об этом герое с изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления». Внешние детали помогают писателю создать образ помещиков в поэме «Мертвые души».
Манилов: характер героя
Автор, говоря о Манилове, восклицает, что лишь один Бог знает, какой характер был у этого человека. По натуре он добр, обходителен, вежлив, однако это все принимает в его образе уродливые, преувеличенные формы. Этот помещик сентиментален и прекраснодушен до приторности. Праздничными и идиллическими представляются ему отношения между людьми. Различные взаимоотношения, вообще, — это одна из деталей, создающих образ помещиков в поэме «Мертвые души». Манилов не знал совершенно жизни, действительность у него заменялась пустой фантазией. Этот герой любил помечтать и поразмышлять, иногда при этом даже о полезных для крестьян вещах. Однако его идеи были далеки от потребностей жизни. Он не знал о настоящих нуждах крепостных и даже не думал никогда о них. Манилов считает себя носителем культуры. Он считался в армии образованнейшим человеком. Николай Васильевич иронично высказывается о доме этого помещика, в котором всегда «чего-нибудь недоставало», а также о слащавых отношениях его с супругой.
Читать еще: И а гончаров обломов бессмертный образ. Жилье и быт
Разговор Чичикова с Маниловым о покупке мертвых душ
Манилов в эпизоде разговора о покупке мертвых душ сравнивается с чересчур умным министром. Гоголевская ирония здесь вторгается как бы нечаянно в запретную область. Такое сравнение означает, что министр отличается не так уж сильно от Манилова, а «маниловщина» представляет собой типичное явление пошлого чиновничьего мира.
Коробочка
Опишем еще один образ помещиков в поэме «Мертвые души». Таблица уже кратко познакомила вас с Коробочкой. О ней мы узнаем в третьей главе поэмы. Гоголь относит данную героиню к числу небольших помещиц, жалующихся на убытки и неурожаи и всегда держащих несколько набок голову, при этом набирая деньжонки понемногу в размещенные в комоде мешочки. Деньги эти добываются путем продажи самых разных продуктов натурального хозяйства. Интересы и кругозор Коробочки полностью сосредоточены на ее усадьбе. Весь ее быт и хозяйство имеют патриархальный характер.
Как Коробочка отреагировала на предложение Чичикова?
Помещица поняла, что торговля мертвыми душами выгодна, и согласилась после долгих уговоров продать их. Автор, описывая образ помещиков в поэме «Мертвые души» (Коробочка и другие герои), ироничен. Долго не может уяснить «дубинноголовая», что именно требуется от нее, что выводит из себя Чичикова. После этого она долго торгуется с ним, боясь прогадать.
Ноздрев
В образе Ноздрева в пятой главе Гоголь рисует совсем другую форму разложения дворянства. Этот герой — человек, что называется, «на все руки». В самом его лице было нечто удалое, прямое, открытое. Характерна для него также «широта натуры». По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев — «исторический человек», поскольку ни на одном собрании, на котором ему удалось побывать, не обходилось никогда без историй. Он проигрывает с легким сердцем большие деньги в карты, обыгрывает простака на ярмарке и сразу же все «просаживает». Этот герой — несусветный враль и бесшабашный хвастун, настоящий мастер «лить пули». Он ведет себя вызывающе везде, если не сказать агрессивно. Речь этого персонажа изобилует бранными словами, он имеет при этом страсть «нагадить ближнему». Гоголь в образе Ноздрева создал в отечественной литературе новый социально-психологический тип так называемой ноздревщины. Во многом новаторским является образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое изображение следующих героев описано ниже.
Собакевич
Более обличительный характер приобретает сатира автора в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Этот персонаж на предыдущих помещиков похож мало. Это прижимистый хитрый торгаш, «помещик-кулак». Он чужд буйному сумасбродству Ноздрева, мечтательному благодушию Манилова, а также накопительству Коробочки. Собакевич имеет железную хватку, он немногословен, себе на уме. Немного людей найдется, которые смогли бы обмануть его. Все у этого помещика крепко и прочно. Во всех предметах быта, окружающих его, Гоголь находит отражение особенностей характера этого человека. Все удивительным образом напоминает самого героя в его доме. Каждая вещь, как отмечает автор, как будто бы говорила о том, что она — «тоже Собакевич».
Николай Васильевич изображает фигуру, которая поражает грубостью. Этот человек показался Чичикову похожим на медведя. Собакевич является циником, который не стыдится ни в других, ни в себе морального уродства. Он далек от просвещения. Это твердолобый крепостник, который лишь как о рабочей силе заботится о собственных крестьянах. Интересно, что, кроме этого героя, никто не понял истинной сущности «негодяя» Чичикова, а Собакевич понял прекрасно и суть предложения, отражающую дух времени: все можно продать и купить, извлечь выгоду следует максимально. Таков обобщенный образ помещиков в поэме «Мертвые души». Краткое содержание произведения, однако, не сводится к изображению только этих персонажей. Представляем вам следующего помещика.
Плюшкин
Плюшкину посвящена шестая глава. На нем характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» завершаются. Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Данный образ является последней степенью вырождения помещичьего класса. Гоголь начинает знакомство с персонажем, как обычно, с описания усадьбы и деревни помещика. При этом была заметна на всех строениях «особенная ветхость». Николай Васильевич описывает картину разорения богатого когда-то крепостника. Его причиной является не безделье и мотовство, а болезненная скупость хозяина. Гоголь называет этого помещика «прорехой на человечестве». Сам внешний облик его характерен — это напоминающее ключницу бесполое существо. Персонаж этот смеха уже не вызывает, лишь горькое разочарование.
Вывод
Образ помещиков в поэме «Мертвые души» (таблица представлена выше) раскрыт автором многогранно. Пять характеров, которые создал в произведении Гоголь, рисуют разносторонне состояние данного класса. Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка, Манилов — разные формы одного явления — духовного, социального и экономического упадка. Характеристики помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души» доказывают это.
Читать еще: Шутки на 1 апреля дома для мамы. Педикюр для папы
Образы помещиков в поэме «Мертвые души» Гоголя
Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.
В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.
Манилов
У первого помещика нет имени, только фамилия — Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.
Коробочка
Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.
Ноздрев
Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.
Собакевич
Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь — барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.
Читать еще: Как появился «сиртаки». История танца сиртаки
Плюшкин
Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, — с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.
Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.
СПАДИЛО.РУ
В поэме «Мертвые души» представлена целая галерея помещиков – людей, «которые считают себя лучше других».
Манилов
Открывается галерея образом помещика Манилова. Имение Манилова производит впечатление упадка. Помещик совершенно не занимается хозяйством, возможно, он попросту не умеет этого. Дом его расположен на весьма невыгодном месте – со всех сторон его обдувают ветра. Беседка, которую помещик называет храмом размышлений, давно покосилась. Крестьяне его ходят в отрепьях, а детям он дает имена мифических греческих героев.
Смыслом жизни для Манилова становится праздное времяпрепровождение. Он никогда никого не осуждает, отзывается обо всех добродетельно, но вовсе не от любви к человечеству. Он просто не любит лишних проблем. Крестьяне его нищенствуют, хозяйство разваливается, в доме полнейший хаос, а он лежит на диване и мечтает о каменном мостике через пруд и подземном ходе от дома. Его образ напрямую связан с понятием «маниловщина» – таким образом автор утверждает типичность этого образа для российского социума.
Коробочка
Следующий образ – помещица Коробочка. Если Манилов – расточитель, то Коробочка – накопительница. Все в ее доме устроено на старый лад – деньги она аккуратно раскладывает по маленьким мешочкам и прячет в шкаф, в хозяйстве порядок, все имеет свое место и свою цену. Она старается извлечь пользу изо всего – продает соль, сало, хлеб, крепостных. В какой-то момент разговора с Чичиковым она произносит: «А что, если мертвые души мне и самой в хозяйстве пригодятся?». Чичиков в разговоре с ней меняется – становится более развязным и дерзким, его немного раздражает ее «дубиноголовость». По мнению автора, образ тоже типичный для его времени.
Ноздрев
Ноздрев – помещик, прожигающий на выпивке и карточных играх свое имение. Смыслом своей жизни считает нагадить кому-нибудь из-за пустяка. Автор говорит о типичности образа фразой: «Ноздревы долго еще не выведутся из мира. Они везде между нами». Дом помещика под стать хозяину – хаос, безвкусица, отсутствие логики как в интерьере дома, так и хозяйстве. В доме Ноздрева Чичикова чуть не избили по приказу хозяина.
Собакевич
Помещик Собакевич, как и Коробочка, — накопитель. Его имение хорошо развито, имеет строгую организацию. Постройки хоть и невзрачны на вид, но обладают невероятной прочностью и долговечностью. Сам он похож на медведя, средней величины. И все в его доме словно скопировано под него – стулья, столы, даже дрозды в клетке – все словно кричали: «Я тоже Собакевич». При совершении сделки с Чичиковым Собакевич запрашивает самую высокую цену из всех помещиков, к тому же рекламирует свой товар, как лучший. Н.В. Гоголь предостерегает читателя сообщением о том, что если Собакевичи окажутся у еще большей власти, то не миновать беды.
Плюшкин
Последний в галерее помещиков – Плюшкин. Он – тоже накопитель, но доведший свою страсть к накопительству до крайности. Страсть эта привела его к утрате человеческого облика и разрушению хозяйства. Он экономит на всем – в доме его склад заплесневелых круп и муки, гниет сукно, валяются куски зачерствевшего хлеба. Он утратил разум от своего самодурства, и хлам посередине комнаты является ничем иным как символом его жизни.
Заключение
Так последовательно Гоголь показывает распад поместного дворянства, гибель всего человеческого в людях из-за крепостного права. Глядя на образы помещиков, приходит мысль – может быть, в названии «Мертвые души» имеются в виду мертвые духовно помещики, а не умершие крепостные? Невольно хочется согласиться с этим утверждением.
Источники:
http://fb.ru/article/176748/obraz-pomeschikov-v-poeme-mertvyie-dushi-tablitsa-harakteristika-pomeschikov-v-poeme-n-v-gogolya
http://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1395-obrazy-pomeschikov-mertvye-dushi.html
http://spadilo.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/