Орки что означает. Современный типаж орков

Орки (англ. Orcs ) — вымышленный вид существ в произведениях жанра фэнтези. Орки имеют большое сходство с гоблинами и входят в число «стандартных» видов существ в фэнтези.

Содержание

Происхождение слова

Слово «orc» происходит из староанглийского языка, где означает великана или демона. Подлинно мировую славу орки приобрели благодаря Джону Толкину, в произведениях которого о Средиземье они были изначально синонимичны «гоблинам» — злым существам, о которых веками рассказывали люди, особенно в Англии. Сам Толкин утверждал, что взял слово «orc» из 112 стиха средневековой поэмы «Беовульф», где есть слово «orcneas» — «подводные чудища» [1] (слово является галаксом поэмы, трактовки его смысла и этимологии расходятся: по некоторым из них часть -neas происходит от готского naus или старонорвежского nár, означающих «труп» и «мертвец» [2] , или от староанглийского -né, производного от nebbed — «мертвец на кровати» [3] ). В поздних письмах и некоторых неопубликованных работах Толкин писал это слово как «ork». Также в древнеримской мифологии упоминался бог мира мёртвых по имени Орк (Orcus).

Классик американской детской литературы Лаймен Фрэнк Баум ввёл в свои произведения о стране Оз экстравагантно выглядящее, летающее, незлое существо Орк (в оригинале — the Ork). По словам Орка, знакомящегося с главными героями, он живёт в своей собственной стране Оркинии (в оригинале — Orkland). Он помогает героям, перевозя их на себе по небу. В частности, об этом можно прочитать в повести «Страшила из страны Оз», опубликованной ещё в 1915 г.

Орками — в Англии называли норманнов. Дословно орк означает — чужеземец, несущий зло и смерть (см. поэму «Битва при Гастингсе») [4] . В древнеримской мифологии Орк (Orcus) — одно из имён Аида, бога преисподней [5] [6] [7] [8] [9] [10] .

Орки у Толкина

Орки Средиземья были злобным народом, подчинявшимся Тёмному властелину и составлявшим его орды. Это были низкорослые темнокожие существа, созданные из самых кровожадных животных и замученных эльфов. При их создании Тёмный властелин — Моргот — допустил ошибку, роковую для орков и троллей. Их создание происходило в темноте, поэтому орки, хоть, в отличие от троллей, и не каменеют, но сильно слабеют на свету. Впоследствии этот изъян был исправлен Саруманом, создавшим разновидность — урук-хай.

Современный типаж орков

В дальнейшем орки стали популярны в романах фэнтези и играх, построенных на их основе, зачастую как отдельный от гоблинов вид. Традиционное описание орка в современных произведениях фэнтези заметно отличается от гоблинов Толкина и происходит, в основном, из правил настольных игр D&D и Warhammer. Орков описывают как высоких, сильных, воинственных существ с оливково-зелёной кожей, большими клыками и плоскими, как у обезьян, носами [11] . Их часто наделяют варварской культурой и стереотипной атрибутикой викингов или кочевых народов (например, гуннов или монголов), часто в сочетании с элементами культуры индейцев. В игре Warcraft III некоторые лидеры орков (мастера мечей) напоминают самураев и даже носят имена, похожие на японские (Самуро, Гэндзюрос, Дзюбей). В большинстве случаев орки имеют крупное телосложение и хорошо развитую мускулатуру.

Традиционно орки выступают как антагонисты эльфов, им приписываются различные негативные характеристики: кровожадность, скудоумие, воинственность, коварство, вероломность, склонность к каннибализму и т. д. В некоторых сеттингах, таких как «Готика», орки — антагонисты людей. В большинстве случаев опасность, исходящая от орков, заключается в их количестве, силе и ярости, а не в воинском умении. Армия орков чаще всего представляет собой плохо организованную, хаотичную силу. Орочьи командиры часто описываются как сильные харизматические лидеры, но плохие стратеги.

В последнее время, как в литературе жанра фэнтези, так и в компьютерных играх, стереотип орков как «монстров» часто нарушается, и этот вид предстает в более положительном свете. В играх серии Аллоды, Morrowind, Oblivion и Skyrim орки выступают как достаточно дружелюбные существа, не отличающиеся морально от других видов, за них также можно играть, хотя они по прежнему имеют варварскую культуру и атрибутику. Во вселенной Lineage II орки являются видом, обладающим крупными размерами (на голову выше человека), серо-зеленой кожей, недюжинной силой, но не слишком ловким и интеллектуально развитым. В литературе орки впервые выступили положительными существами в орочьем цикле романов Стэна Николса.

В играх серии Might & Magic

Отдельный, нестандартный образ орков наблюдается во второй, четвертой играх серии Heroes of Might and Magic, а также в играх Might and Magic II: Gates to Another World и Might and Magic IV: Clouds of Xeen. Там орки изображены в облике уродливых антропоморфных кабанов. В остальных же играх «геройской» серии орки выглядят по-разному: в Heroes of Might and Magic III они имеют вполне традиционный вид и зелёную кожу; в Heroes of Might and Magic V они являются независимым видом существ с неплохим складом ума, имеют оранжевую или коричневую кожу и позиционируются как полулюди-полудемоны. Кроме того культура этих орков напоминает тюркскую и монгольскую культуры. И орки здесь предстают в виде самых заклятых врагов демонов и являются, в целом, положительными персонажами [12] .

В игре Heroes of Might and Magic V: Tribes of the East рассказывается о происхождении орков. Во время войны с демонами в городе Шахибдия в преступников и пленников из людей вливали кровь демонов, чтобы создать вид воинов-рабов. Когда война кончилась, орков сделали рабами, но мудрый орк Куньяк вместе с шаманом Бату сумели освободится из оков «Стальных Мужей» и основали своё племя. Его потомок Курак продолжил дело предка: освободил остальных орков-рабов и уничтожил город Герцогства Ворона. При новом хане Готае они объединились с другими расами Асхана и выбили ненавистных всем демонов.

Читать еще:  Племя ганнибалов. Племя яли — неисправимые каннибалы

В игре Might & Magic Heroes VI орки играют ту же роль, что и в предыдущей игре серии, при этом являясь верными друзьями герцогства Грифона. В этой игре культура орков создана с упором на ацтекскую, возможно из-за их проживания на островах в джунглях (таким образом во вселенной Might & Magic можно выделить 2 подфракции орков: степные и островные). Особенно ярко это проявляется в обликах Сноходцев и Воинов-Ягуаров.

Во вселенной Warcraft

В играх Warcraft: Orcs & Humans и Warcraft II: Tides of Darkness орки изображены безжалостными монстрами, одержимыми идеей захвата мира Азерот. Они вступают в ожесточённую войну с Альянсом, который исконно обитает в Азероте. В обеих играх оркам в начале сопутствует удача, но в конце они терпят окончательный разгром.

В Warcraft III: Reign of Chaos узнаётся, что орки были совращены и порабощены демоническим Пылающим Легионом, который использовал их как марионеток для уничтожения Азерота. Орки изначально являются благородной расой, имеющей свои законы, устои и правила. И они, возрождая своё благородное начало, освобождаются от пагубного влияния Легиона. Начиная с этой игры орки предстают положительными персонажами.

В World of Warcraft орки предлагаются игроку в качестве одной из рас, за которые можно играть.

Орки Средиземья

Ненависть, хаос и жестокость

Орки — самые многочисленные враги во вселенной Толкина. Они регулярно становятся противниками всех свободных народов Средиземья, не исключая и хоббитов. Их свирепость и жестокость не знает границ. Несмотря на то, что история орков едва ли имеет значение в сравнении с другими расами, в играх студии Monolith эти воинственные твари стали главными врагами. Middle-earth: Shadow of War продолжает развивать своеобразное сообщество орков, собирающееся на землях Мордора и предоставляя массу удовольствия от процесса их уничтожения. Откуда же они взялись? Что движет орками? Какие виды и группы существуют? Пойдем по порядку.

Происхождение орков

До конца точно не ясно откуда появились орки. Толкин не успел расписать их хронику, мы можем полагаться только на домыслы и предположения, выведенные из литературы и заметок.

Одна из самых распространенных теорий происхождения орков гласит, что они были рождены Морготом, путем извращения и пыток эльфов, а впоследствии и от людей, так как первые записи об их существовании датируются событиями до появления первых людей. Впоследствии, как указывают исследования работ Толкина, автор думал о том, чтобы отказаться от идеи эльфийского происхождения орков в пользу развращенных людей.

Кроме того есть предположения, что орки могли быть бездушными зверьми по форме напоминающими людей, которые стали подвластны Морготу и научились говорить. Помимо этого существуют теории о том, что орки — форма падших Майаров, что это изуродованная помесь людей и эльфов или гибрид людей и других существ. В последнем случае результатом кровосмешения становились полу-орки и урук-хай.

Каким образом рождаются орки — до конца также не ясно. Сильмариллион гласит, что они воспроизводятся как и другие расы, однако нигде нет четких указаний или описаний того, что существуют орчихи или орки-дети. Если же полагаться на кинематографическую вселенную, то тут урук-хай выращивались в специальных ямах. В данном случае процесс еще более запутанный, но без темной магии явно не обошлось. Тем более, что орки выбирались из “коконов” уже в зрелом состоянии.

В случае же с Shadow of War, все гораздо проще — орки просто спавнятся, что позволяет сохранить статус-кво в отношении происхождения орков.

Внешность и психология орков

Орки представлены как злые, жестокие, безнравственные и агрессивные. Они ненавидят всех и все, и больше всего самих себя, а также своего Темного Лорда, который подарил им жизнь. Результатом продолжительного вырождения стала раса, находящаяся в состоянии перманентного хаоса, как внутри себя, так и в отношениях другими.

Физиологически, орки приземисты (за исключением урук-хай), по форме напоминают другие гуманоидные расы. Темный цвет кожи. Острые уши. Узкие глаза. Длинные руки. Во рту острые зубы. По книгам даже вождь орков был ниже ростом, чем человек. Некоторые по росту сопоставимы с хоббитами. Предположительно, такой внешний вид — насмешка над людьми и эльфами, вызывающая омерзение у большинства народов Средиземья.

Впрочем, не стоит недооценивать их — орки не столь глупы, как кажется. Они хитрые и способны мастерить инструменты, оружие и даже машины. На что орки не способны, так это создавать красивые вещи. Кроме того они не ведут торговлю и не обмениваются своими вещами с другими… пока Темный Лорд не прикажет. Их приспособления едва ли можно назвать высококачественными, но они выполняют свою главную функцию — помогают воевать.

Любопытно, что орки — способные строители тоннелей, где они живут, скрываясь от света. Учитывая их насильственную натуру, совместная жизнь под землей становится причиной частых конфликтов и убийств друг друга.

Орки Мордора

Орки появились на территории Мордора не просто как остатки армий Моргота, а были выращены Сауроном. Под его контролем находилось множество типов орков: от Красного глаза до самых больших и жестоких урук-хай. Последние возникли примерно за пять сотен лет до конца Третьей Эры. Предполагается, что Саурон нашел способ быстрого размножения целых армий орков. Как говорил Арагорн, оркам мордора было достаточно нескольких дней, чтобы умножиться в целые орды.

Записи гласят, что в 2475 году третьей эры орки урук-хай покинули Мордор и захватили Осгилиат, оставив город в руинах после того, как их вытеснили. Они продолжали атаковать Итилиен веками, что привело к бегству последних гондорцев из региона в 2901 году третьей эры.

Племена

Орки не принадлежат к какой-то одной общей группе и Middle-earth: Shadow of War напоминает об этом, представляя нам множество различных племен орков, каждое из которых обладает уникальными характеристиками и особенностями. Помимо ненависти к эльфам, людям и гномам, племена соперничают и друг с другом. Даже с учетом этого, существуют случаи, когда орки заключали альянсы с отдельными группами развращенных гномов и людей.

Читать еще:  Происхождение фамилии томас.

Племена орков возникают как результат группирования при отсутствии общего лидера в виде Темного Лорда. Когда над ними нет общей силы, они живут в пещерах под горами, где правят вожди, отправляющие рейды на ближайшие поселения. Правда, победы они одерживают не за счет тактики, а численностью и жестокостью.

В Middle-earth: Shadow of War нам предстоит встретить в общей сложности 7 племен, плюс два дополнительных. Сюда входят:

  • Племя Тьмы
  • Племя Мясорубки
  • Племя Дикарей
  • Племя Мародеров
  • Племя Ужаса
  • Племя Мистики
  • Воинственное Племя

С таким разнообразием мы видим гораздо больше вариаций и ролей на поле боя для орков. Кто-то специализируется на военных машинах, другие контролируют окружающих своей жестокостью, третьи включают в свой состав некромантов и шаманов, четвертые делают ставку на диких существ. С подобными силами из орков способна получиться вполне эффективная боевая машина. По крайней мере до тех пор, пока поступают приказы сверху.

Зло извне

Сталкиваясь с орками — будь то в игре, где ты имеешь непосредственный контроль, или наблюдая за ними на страницах книг, легко поддаться восприятию, что орки представляют из себя пушечное мясо, используемое из-за жестокости и кровожадности, Толкин не считал орков злыми в себе. Они стали лишь инструментом в руках Моргота и Саурона, а потом и Сарумана. Если они действительно произошли от извращенных и поддавшихся пыткам людей и эльфов, то их воля и личности изуродованы.

Но глубоко в своих черных сердцах орки таили отвращение к хозяину, которому они служили из страха — единственному виновнику их ничтожества.

Однако не стоит полагаться на милость орка. Даже если орк кажется мертвым, он еще может вернуться и отомстить. Особенно, если в Shadow of War играть на высоком уровне сложности.

Про урук-хай, полуорков и орколюдей на службе у Сарумана, и их отличия

В текстах Толкина вы не найдёте цитаты, где бы говорилось, что Саруман вывел урук-хай, а вот проследить их появление у вас не составит труда.

Начнём с урук-хай.

Итак, мы имеем прямое утверждение автора, что орки — уруки, и ни слова про то, что они якобы помесь людей и орков. Просто они выше ростом, про другие отличия от обычных орков будет описано ниже.

Первое хронологическое появление уруков.

Далее лучше просмотреть приложение Б.

В 2475 году Т.Э. Новое нападение на Гондор. Осгилиат окончательно разрушен; каменный мост через Андуин уничтожен.
ПРИБЛ. В 2480 году Орки начинают строить тайные укрепления на перевалах Туманных Гор, чтобы перекрыть дороги в Эриадор. Саурон заселяет Морию своими слугами.
В 2759 году Саруман поселяется в Изенгарде.
В 2793 году Война гномов с орками.
В 2851 году Собирается Белый Совет. Гэндальф предлагает напасть на Дол Гулдур. Саруман отговаривает его. Саруман начинает искать Кольцо для себя в Ирисных Низинах.
В 2941 году Саруман соглашается напасть на Дол Гулдур, так как хочет помешать Саурону в поисках Кольца у Андуина.
В 2953 году Саруман лжёт Совету о Едином Кольце, укрепляет Изенгард, шпионит за Гэндальфом и посылает своих шпионов в Бри и Шир.
ПРИБЛ. 2990 году Саруман начинает набирать себе армию из орков и людей .
ПРИБЛ. 3000 году Саруман решается воспользоваться палантиром и попадает под влияние Саурона. После чего решает предасть Совет.

Появление уруков на службе у Сарумана.

«В то время Саурон вновь объявился, и тень Мордора пала на Рохан. Орки стали совершать набеги на восточные рубежи, убивая или уводя с собой лошадей. Но были и другие, которые сошли с Туманных Гор, многие из которых были большими уруками на службе Сарумана, хоть об этом тогда ещё и не подозревали. (c) Властелин Колец. Приложение А. Дом Эорла.

Исходя из хронологии, орки и их разновидности оказались в Туманных горах по приказу Саурона, а уже потом часть их склонил или подкупил к себе на службу Саруман.

С уруками столкнулся Теодред во время Первой Битвы у бродов Изена.

«За ними шли два батальона яростных уруков , тяжело вооружённых, но обученных двигаться многие мили с огромной быстротой.» (. ) «Позже утром вернулась большая часть Всадников Тéодреда, отогнанных к югу по реке батальоном чёрных уруков , побитые, но сохранившие строй. « (c) Неоконченные Сказания. Битва у бродов Изена.

Когда Братство Кольца было в Мориа, Гэндальф подтвердил, что орки Туманных гор — мордорские см. хронологию выше.

«Там множество орков, — сказал он, — и некоторые из них большие и злые: чёрные уруки Мордора » (. ) « Огромный вождь орков, ростом почти с человека , с головы до ног облачённый в чёрную кольчугу, ворвался в зал. Последовавшие за ним орки столпились в дверях. Его широкое плоское лицо было смуглым , глаза светились словно угли, а язык был красным. Вооружён он был огромным копьём.» (с) Властелин Колец. Глава. Мост Кхазад-дум.

Впервые столкнувшись с уруками Сарумана, Арагорн сразу же обращает внимание на их вооружение и символику:

«– Не все эти орки пришли сюда из Мордора! Если я хоть немного разбираюсь в орочьих породах, то здесь есть несколько северных гоблинов с Туманных Гор. Но есть и другие, о каких я не слышал. Они даже вооружены иначе. Он показал на трупы четырёх смуглых косоглазых гоблинов – это были настоящие великаны , большерукие, с крепкими, мускулистыми ногами. Вместо обычных скимитаров на поясах у них висели короткие мечи с широкими клинками, а их тисовые луки по форме и длине ничем не отличались от тех, что носят обычно люди. На щитах красовался незнакомый герб – маленькая белая рука на чёрном поле, а железные шлемы были отмечены руной «С» из какого–то светлого металла. (c) Властелин Колец. Глава. Уход Боромира.

Читать еще:  Что выражает картина бурлаки на волге. Старт в науке

Мерри и Пиппин видят их высокими, смуглыми и чёрными, отличая от остальных.

«Хоббиты остались с изенгардцами – мрачной, дикой сворой из семи дюжин огромных, смуглых , косоглазых головорезов с большими луками и короткими мечами в широких ножнах.» (. ) «он увидел большого чёрного орка , вероятно, Углука, стоящего напротив Гришнаха.» (c) Властелин Колец. Глава Урук-хай.

Фродо и Сэм видят уруков в Мордоре.

«А в конце концов выяснилось, что шпионов вообще никаких не было, а кашу заварили бунтовщики из наших же, урук-хаев . А может, они все разом тут бродят – и эльф, и гном, и мятежники. Так их и растак. » (. ) «Рядом с ними, взад вперёд, бегали два огромных свирепых урука , крича и щелкая кнутами. Войско шеренга за шеренгой шло мимо хоббитов, и сигнальные факелы уже маячили далеко впереди.» (c) Властелин Колец. Глава 2. В стране мглы.

«Погонщики орали во всю глотку, хлестали бичами направо и налево – все напрасно: в ход пошли кулаки, а там и сабли. Как следует поднажав, вооруженные до зубов уруки смяли колонну, в которой шли Сэм и Фродо. Под мощным напором ряды незадачливых дуртангцев смешались. « (c) Властелин Колец. Глава. Гора Судьбы.

В основном уруки описаны смуглыми или чёрными, высокого роста, и мускулистыми ногами.

Вопреки общему заблуждению, тянущему свои корни от выхода фильма Питера Джексона «Властелин Колец», урук-хай не являлись полуорками или орколюдьми, они были выведены Сауроном в Мордоре, возможно естественным отбором, отсеивая слабых и сильных представителей расы.
Люди, утверждающие, что Саруман вывел какую-то особую породу урук-хай, как правило, не могут подтвердить свою версию текстом.

Кто же такие полуорки и орколюди Сарумана?

Полуорки от орколюдей отличались лицами и характером, оба народа произошли от скрещивания орков и людей. Полуорки были хитрыми, высокими и косоглазыми людьми, со злобными желтокожими гоблинскими лицами, а орколюди больше походили на людей, чем на орков, их особенностью характера была подлость и жестокость. Оба эти народа спокойно переносили солнечный свет, хоть и продолжали его ненавидеть.

Точно не ясно, как Саруман достиг этого, возможно, они произошли вследствие смешения рас, или же от замученных и загубленных им людей. А возможно, и то и другое.

«В своё время стало ясно, что под влиянием Моргота и его приближённых верящие в них люди в течение нескольких поколений могли деградировать в разуме и привычках почти до орков. И тогда их могли заставить спариваться с орками, производя новые породы, часто более могучие и хитрые . Несомненно, в Третью Эпоху Саруман заново открыл это или же вычитал в преданиях, и в жажде власти совершил самое дурное из своих деяний: скрестил орков и людей, получив полуорков, больших и хитрых, и орколюдей, подлых и жестоких. « (c) История Средиземья — Кольцо Моргота. Том 10. Часть 5. Преображенные мифы. «Эти изенгардцы больше похожи на злых людей . А для существ, что явились из Великой Тьмы, свойственно не выносить солнечный свет, но орки Сарумана могут выносить его, хоть и ненавидят . И как он, интересно, достиг этого? Может, это замученные им люди? Или может, он смешал расы – орков и людей ? Так или иначе, это деяние — чёрное зло!» (c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 3. Глава 4. Древобород. «Но эти создания Изенгарда, полуорки и орколюди , плоды нечистого искусства Сарумана, не боятся солнца. « (c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 3. Глава 7. Хельмова Падь. «Похоже, что Саруман собирался прикончить короля и всех его людей одним ударом. Он опустошил Изенгард. Я видел, как оттуда выступила армия врагов: сначала бесконечные шеренги орков, а за ними, наездники на больших волках. Но среди них были и люди. Многие несли факелы, в свете которых я смог увидеть их лица. Большинство были обычными людьми, высокими и темноволосыми, с суровыми лицами, не особо злыми на вид. Но были и другие, ужасные на вид, они имели человеческий рост, косые глаза и жёлтую кожу, а лица у них были гоблинские . А знаете, они мне напомнили того южанина из Бри. Только вот тот не был так явно похож на орка, как большинство из них.
— Я тоже подумал о нём, — сказал Арагорн. — Со многими подобными полуорками мы уже имели дело в Хельмовой Пади. « (c) Властелин Колец. Две Башни. Часть 3. Глава 9. Обломки и крушения.

Про вооружение орколюдей есть пару слов.

«Как только противник завладел восточной частью Бродов, появился отряд людей, или орколюдей (очевидно, отправленный именно для этой цели), – свирепых , одетых в кольчуги и вооруженных топорами.» (c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Сражения у бродов Изена.

Так же интересный факт, что Теодред, сын короля Рохана, был убит орколюдом.

«Когда он подошёл к нему, Теодред уже пал, сраженный огромным орколюдом . Гримбольд убил его и встал над телом Теодреда, решив, что тот умер; он и сам бы вскоре умер, если бы не появился Эльфхельм.» (c) Неоконченные Сказания. Часть 3. Сражения у бродов Изена.

После победы над Сауроном, Саруман сказал, что хоббиты найдут в Шире много изменившихся вещей по возвращению, и привёл в Шир полуорков, орколюдей и прочий сброд, тем самым пытаясь отомстить им.

«Достигнув «Зелёного дракона», последнего дома со стороны Хоббитона, теперь безжизненного, с разбитыми окнами, они увидели с полдюжины больших, зловеще выглядевших людей , развалившихся у стены гостиницы. Они были желтокожими и косоглазыми. « (c) Властелин Колец. Возвращение Короля. Часть 6. Глава 8. Очистка Шира.

Мерри справился с одним из главарей полуорков Сарумана.

«Мерри собственноручно убил главаря нападавших, косоглазого громилу , смахивавшего на здоровенного орка.» (c) Властелин Колец. Возвращение Короля. Часть 6. Глава 8. Очистка Шира.

Во всех приведённых цитатах про полуорков и орколюдей видно, что их относят больше к людям, чем к оркам, когда как урук-хай всегда причислялись именно к оркам.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/114657
http://shazoo.ru/2017/10/10/57716/orki-sredizemya-proishozhdenie-psihologiya-vidy
http://zen.yandex.ru/media/id/5c6a6c42545ec900ae6908c6/5c6a6edcb7060900afb97954

Моя Дача