Основная проблематика драмы А. П

+ Синтезируются и обновляются жанры «физиологического очерка», «сцен», «картин». В основном пьесы Островского печатаются в «Современнике».

+ Жанр психологической драмы: акцент на судьбы женщин, наиболее ранимых в борьбе с обстоятельствами, в конфликтах с людьми, не знающих нравственных законов. В этом жанре близка связь Островского с традициями психологической прозы.

+ Центр – маленький человек в условиях переломного времени: каждодневная борьба за кусок хлеба, скромное семейное счастье и т.д.

+ Идея национального единства

Сатирические комедии: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы». Это антидворянская театрология.

«На всякого мудреца довольно простоты»: центральный образ пьесы – бедный дворянин Егор Глумов – живет словно в двух реальностях: бытовой и литературной. В быту он – богач, глупец, вольнодумец, льстец.

«Лес» — мотив актерства в жизни. Область высокого искусства облагораживает «маленького человека», делает его выше и чище.

«Снегурочка» — появляется образ идиллии, далекий от современности.

15. Жанр психологической драмы в творчестве А.Н. Островского («Бесприданница» или другая пьеса — по выбору)

Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается «Бесприданница». «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи, и это решающим образом влияет на ее проблематику. Если суть человеческая Катерины в «Грозе» вырастает из народной культуры, одухотворенной нравственными ценностями православия, то Лариса Огудалова — человек нового времени, порвавшего связи с тысячелетней народной традицией, освободившего человека не только от устоев морали, но и от стыда, чести, совести. В отличие от Катерины, Лариса лишена цельности. Ее человеческая талантливость, стихийное стремление к нравственной чистоте, правдивость — все, что идет от ее богато одаренной натуры, приподнято поднимает героиню над окружающими.

Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин, среди которых Лариса должна сделать свой отбор. И Паратов самый изуверский и бесчестный участник торга. Отвечая на восторженные рассказы своей невесты о смелости Паратова, бестрепетно стрелявшего в монету, которую держала Лариса, Карандышев верно замечает: «Сердца нет, оттого он так и смел».

Сложность характеров героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и внешнего поведения, как у Паратова, — вот в чем психологизм драмы Островского. Паратов для всех окружающих — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец, и все эти краски и жесты автор ему оставляет. Но, с прочий стороны, он тонко, как бы между прочим, показывает нам и другого Паратова, его истинное лицо.

Средством психологических характеристик оказываются не самопризнания героев, не рассуждения о чувствах и свойствах их, но преимущественно их действия и бытовой диалог. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно высказать то же: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. В тот самый момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры.

Финал драмы — смерть героини среди праздничного шума, под цыганское пение — поражает своей художественной дерзостью. Душевное состояние Ларисы показано автором в стиле «сильного драматизма» и при этом с безупречной психологической точностью. Она смягчена, успокоена, она всех прощает. Безрассудный, самоубийственный поступок Карандышева, освободивший ее от унизительной жизни содержанки.

Редкий художественный результат этой сцены А. Н. Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций: чем больше мягкости и всепрощения у героини, тем острее суд зрителя.

Драма «Бесприданница» стала вершиной творчества Островского, произведением, в котором сошлись в удивительно емком художественном единении мотивы и темы большинства пьес позднего периода. В этой пьесе, раскрывающей по-новому сложные и психологически многозвучные человеческие характеры, предвосхищена неизбежность появления в РФ нового театра.

В «Бесприданнице» все существенные черты буржуазного жизненного хищничества выступают наружу, несмотря на внешнее благоприличие его героев.

Бесприданница Лариса Огудалова наделена тем «горячим сердцем», которое может или победить окружающую гнусную действительность или же трагически погибнуть в столкновении с ее звериными обычаями. Она любила Паратова таким, каким видела его в своем восхищенном воображении — смелым, благородным, великодушным. драма Ларисы, конец которой определяется не столько ее жестоким разочарованием в Паратове, сколько провоцируется моралью — Безнадежная перспектива жизни, крах веры в благородство и великодушие Паратова, циничные домогательства богача Кнурова соединяются для того, чтобы Лариса почувствовала себя счастливой только в тот миг, когда выстрел пистолета оскорбленного и озлобленного Карандышева приносит ей разрешающую все конфликты и сомнения смерть.

Драматическая вина Ларисы заключается в отчаянной попытке бежать от предустановленной необходимости быть чьей-то вещью, предметом купли-продажи, не человеком. Паратов отказывается от этой вещи потому, что находит для себя более выгодным приобрести нужные для его предприятий деньги в виде приданого богатой невесты. Кнуров после постыдного торга и розыгрыша живого человека в орлянку со своим конкурентом Вожеватовым предлагает Ларисе купить ее за любую сумму, которую она только сможет назначить. Карандышев предъявляет на нее права безраздельного и законного собственника. «Вещь. да, вещь. — соглашается с его укорами измученная Лариса, — я вещь. Я любви искала и не нашла. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. ее нет на свете. нечего и искать». В этом убеждении, внушенном ей циничной моралью окружающей жизни, Лариса решает идти к Кнурову. Именно в этот момент ее настигает мстительный выстрел Карандышева.

Читать еще:  Великолепные пейзажи италии.

Рабское и подчиненное существование воспитало в Карандышеве, как и в других мелких героях драматургии Островского, пошлый индивидуализм, трусливую алчность, трагическое стремление выйти в люди и затаенную злобу к тем, в ком они видят своих врагов.

Карандышев — драматизированный и по-своему зловещий образ мещанина, упорное стремление к видимому житейскому благополучию, к утверждению своего ничтожного «я» в условиях «жестоких нравов» ,к ложному блеску светского обихода.

Для Островского город Бряхимов 70-х годов оказался тем же, чем был для него в 50-е годы патриархальный Калинов, — обобщенным образом гнусной действительности, где место Диких заняли дельцы новой формации — Кнуровы, место Кабаних — торгующие своими дочерьми Хариты Игнатьевны Огудаловы, место безвольных Борисов — якобы благородные, но подчинившие свою волю закону стяжательства Паратовы.

В мировой драматической литературе конца прошлого века она почти не имеет соперников по силе и глубокой страстности действия, по жизненной правде ситуаций и подлинности психологического содержания ее образов.

Основная проблематика драмы Чехов “Дядя Ваня”

1. Пьеса “Дядя Ваня” как продолжение и усугубление темы.
2. Новый тип драмы.
3. Тема мещанства и пошлости в драме.
4. Мечта Чехова о внутреннем освобождении личности.
В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей красотой – и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие. . Ведь так? А праздная жизнь не может быть чистою.
А. П. Чехов
Первая строчка этого отрывка монолога доктора Астрова из пьесы

Что я думаю о Чехове Он мог стать знаменитым врачом, но не стал. С медициной романа не получилось. Юрист тоже из него не вышел. В раздумье и безденежье он начал писать о том, что замечал.

Роль идеологического спора в литературе XIX века Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется. Ф. И. Тютчев Антон Павлович Чехов – удивительно тонкий художник и лирик, умеющий в нескольких фразах обрисовать обстановку, в которой живут и.

ДРАМАТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА “ВИШНЕВЫЙ САД” Пьеса “Вишневый Сад” была написана Чеховым в 1903 году. Это Время вошло в историю как Предреволюционное. В этот период многие Прогрессивные писатели пытались осмыслить Существующее состояние страны, найти выход Из.

Анна Сергеевна главная героиня произведения Чехова “Дама с собачкой” Героиня “Дамы с собачкой” Анна Сергеевна фон Дидериц (эта жесткая немецкая фамилия так же не подходит женщине, как чужд ей носитель этой фамилии – ее муж) воплощает черты самого привлекательного.

Любовь дороже денег (Рассказ А. П. Чехова “Цветы запоздалые” ) В этом рассказе Чехов продолжает свою излюбленную тему – трагизм судеб обычных людей, запутавшихся в житейских мелочах и в результате приходящих к печальному.

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Антона Чехова “Вишневый сад” Вишневый сад объединяет вокруг себя всех героев пьесы. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою.

Фирс – характеристика литературного героя ФИРС – центральный персонаж комедии А. П.Чехова “Вишневый сад” (1903). Образ Ф., старого верного слуги Гаевых, содержит в себе индивидуально-психологическое и историко-символическое значение. Его “литературная родословная” (Савельич в “Капитанской дочке”.

Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова “Человек в футляре” Тему “футлярного человека” можно по праву считать сквозной в творчестве Чехова. Первый шаг в раскрытии этой темы писатель делает еще в своем раннем произведении “Учитель словесности”, но в 1898 году.

Сложность анализа пьесы “Вишневый Сад” В исследовательской и методической литературе относительно “Вишневого сада” было высказано столько спорных, а подчас просто ошибочных суждений и оценок, что это не могло не повлиять на практику подхода к анализу.

Как мы можем охарактеризовать жизнь Дмитрия Гурова и Анны Сергеевны героев рассказа “Дама с собачкой” до их встречи О жизни Гурова и Анны Сергеевны до их встречи Чехов рассказывает коротко, будто констатирует диагноз. О чем, действительно, здесь рассказывать? Чужая, навязанная жизнь – существование, будто плохая роль, к которой.

Чехов как величайший мастер короткого рассказа Чехов вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как Чехов, использовать выразительные средства и в минимальный объем рассказа вместить такое.

Разговор о будущем во II действии пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” (Анализ сцены) У Чехова нет “лишних”, случайных фраз, слов. Каждая деталь всегда крепко и логично связана с основным содержанием. Поэтому декорации второго действия символичны: “Старая, покосившаяся, давно заброшенная часовенка.”, “камни, когда-то бывшие.

Петя Трофимов Трофимов Петя – бывший учитель погибшего сына Раневской, разночинец 26-ти или 27-ми лет. Т. – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот.

Анализ отрывка из рассказа А. П. Чехова “Степь” (глава IV: “А когда восходит луна.” и до “.Так мы, значит, теперь.”). Данный текст представляет собой отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь”. Композиция текста очень интересна, так как он.

Читать еще:  Дмитрий Брекоткин сейчас. Дмитрий Брекоткин и КВН

Окрыленный образ “Чайки” Чехова Окрыленный образ “Чайки” стал в русском искусстве символом победы человеческого духа над всеми трудностями жизни. Призыв Чехова “не бояться жизни” был направлен против буржуазного искусства, которое всегда испытывало страх перед.

Открытый урок по рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” Тема урока: Стилевые особенности рассказа А. П.Чехова ” Хамелеон” Цели урока: 1) на примере рассказа А. П.Чехова ” Хамелеон” Выявить особенности юмористических рассказов А. П.Чехова; 2) расширить и углубить понятия.

Изображение распада дворянства в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад” Тема “Вишневого сада” – тема гибели старых дворянских усадеб, переход их в руки буржуазии и судьба последней в связи с появлением на арене общественной жизни России новой социальной силы –.

Тема духовного падения человека в рассказе Чехова “Ионыч” 1. История деградации героя. 2. Жизнь доктора Старцева. 3. Превращение в Ионыча. Власть жизненного футляра очерчена здесь художником сильно, сжато и красиво. А. С. Глинка Рассказ А. П. Чехов “Ионыч”.

Своеобразие прозы Чехова (рассказ “Ионыч”) Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь – сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей. А. П. Чехов. Чехов столь прочно занимает место.

Комизм ситуаций и образов в пьесе Антона Чехова “Вишневый сад” Премьера пьесы “Вишневый сад” состоялась 17 января 1904 года на сцене Художественного театра. Пьеса рождалась долго и мучительно. Причин тому было множество: тяжелая болезнь самого писателя, внезапное длительное нездоровье его.

Сейчас вы читаете: Основная проблематика драмы Чехов “Дядя Ваня”

Идейная направленность и проблематика драматургии А. П. Чехова.

Введение

Антон Павлович Чехов – писатель могучего творческого дарования и своеобразного и тонкого мастерства, проявляющегося с равным блеском как в его рассказах, так и повестях и пьесах.

Интерес к драматургии пробудился у Чехова очень рано. Ещё будучи гимназистом, он написал драму «Безотцовщина» и водевили «Не даром курица пела» и «Нашла коса на камень». Но эти юношеские опыты, рождённые увлечением театром, сменились затем интересом к художественной прозе. К писанию пьес Чехов вернулся лишь после того, как стал широко известен своими короткими рассказами.

В пьесах Чехова нашли своё отражение колоритные характеры русской социальной действительности конца 19 и начала 20 века, воплощённые в новаторской сценической форме, неповторимой по своей оригинальности.

Драматургия Чехова составила в русской драматургии и русском театре целую эпоху и оказала неизмеримое влияние на всё последующее их развитие.

Русской прогрессивной драматургии присущи высокая идейность, тесная связь с борьбой народа за своё освобождение, актуальность проблематики, жизненность и правдивость изображаемых в ней событий, преимущественное внимание к социальным характерам, а не к внешней интриге и сюжетно – композиционным хитросплетениям, чёткая индивидуализация речевых характеристик и ясная, простая композиция.

В работе над пьесами Чехов опирался именно на эти черты русской прогрессивной драматургии, продолжая и развивая их, придавая им своеобразное выражение.

Вопрос о традициях и новаторстве — важное звено в изучении творчества любого крупного писателя. Пьесы Чехова сравниваются как с драматургией серебряного века, так и с произведениями второй половины ХХ века, а также рубежа ХХ–XXI веков. Время, запечатлённое в драмах Чехова, насыщается психологическим содержанием, характеризуется кризисностью, парадоксальностью, отсутствием видимых закономерностей, заменой причинно-следственных связей, случайным взаимодействием вещей и явлений. Соответствует этому времени маргинальная личность, которая характеризует положение индивидуума, находящегося в условиях духовного кризиса.

Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия. В них нет счастливых людей. Героям их, как правило, не везет ни в большом, ни в малом: все они в той или иной мере оказываются неудачниками. В «Чайке», например, пять историй неудачной любви, в «Вишневом саде» Епиходов с его несчастьями — олицетворение общей нескладицы жизни, от которой страдают все герои.

Всеобщее неблагополучие осложняется и усиливается ощущением всеобщего одиночества. Глухой Фирс в «Вишневом саде» в этом смысле — фигура символическая. Впервые появившись перед зрителями в старинной ливрее и в высокой шляпе, он проходит по сцене, что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Любовь Андреевна говорит ему: «Я так рада, что ты еще жив», а Фирс отвечает: «Позавчера»[1]. В сущности, этот диалог — грубая модель общения между всеми героями чеховской драмы. Дуняша в «Вишневом саде» делится с приехавшей из Парижа Аней радостным событием: «Конторщик Епиходов после Святой мне предложение сделал», Аня же в ответ: «Я растеряла все шпильки»[2].

В драмах Чехова царит особая атмосфера глухоты — глухоты психологической. Люди слишком поглощены собой, собственными делами, собственными бедами и неудачами, а потому они плохо слышат друг друга. Общение между ними с трудом переходит в диалог. При взаимной заинтересованности и доброжелательстве они никак не могут пробиться друг к другу, так как больше «разговаривают про себя и для себя».

У Чехова особое ощущение драматизма жизни. Зло в его пьесах как бы измельчается, проникая в будни, растворяясь в повседневности. Поэтому у Чехова очень трудно найти явного виновника, конкретного источника человеческих неудач. Откровенный и прямой носитель общественного зла в его драмах отсутствует. Возникает ощущение, что в нескладице отношений между людьми в той или иной степени повинен каждый герой в отдельности и все вместе. А значит, зло скрывается в самих основах жизни общества, в самом сложении ее.

Читать еще:  Рукописи не горят значение. «Рукописи не горят

Надо отметить, что в драматургии Чехова доминирует атмосфера меланхолии. Эта атмосфера создана бесподобным равновесием синтеза грусти и иронии, чувствительности и юмора. О смешном Чехов говорит серьезно, а о грустном и страшном – со смехом. Герои смешны и комичны в своей безвольности, пассивности перед жизнью, но в этом заключается их личная драма.

В пьесах присутствует деформация общей картины жизни. Итогом всех несоответствий является “отклонение от нормы” во всех смыслах, происходит искажение всей жизни, показывается ее алогизм в целом. Герои радуются, когда нужно грустить, смеются, при виде слез окружающих, забывают о тех, кто нуждается в помощи.

Идейная направленность и проблематика драматургии А. П. Чехова.

Идейное содержание драматургии Чехова долгое время искажалось враждебной критикой.

Чехова обвиняли в отсутствии мировоззрения. Ему присваивали поэтизацию пошлости, жизненных, бытовых мелочей. Его зачисляли в пессимисты, в нём видели грустного певца жизненных сумерек, распадавшихся дворянских гнёзд с их поэзией вишнёвых садов. Его считали выразителем буржуазной идеологии.

Драматургия Чехова – глубоко народна, она пронизана духом социального оптимизма и активности.

Сила Чехова заключалась в понимании несправедливости и неразумности самодержавно – деспотического строя, в отрицании отживающих условий жизни, связанных с властью помещиков, в том, что он в своих произведениях, изображающих гнетущие условия тогдашней жизни, нёс «ноту бодрости и любви к жизни» (Горький), укреплял любовь к родине, возвеличивал человеческий труд, культуру, выражал стремления к социальным переменам, боролся за улучшение жизни народа.

Обличая в своих пьесах пошлость, которая глушила лучшие порывы людей, осуждая и отрицая эгоизм, хищничество, паразитизм, покорность гнетущим социальным порядкам, Чехов звал к преобразованию, к улучшению современного ему общества.

Во всех своих пьесах Чехов говорил о том, что дальше жить так, как жили в ту пору люди, — нельзя.

Но Чехов изображал не только отрицательных персонажей. С глубоким сочувствием показывал он и людей, горячо желавших социального переустройства жизни на основе участия всех людей в труде.

Недовольные окружающими их общественными условиями, положительные герои пьес Чехова, такие, как Нина Заречная, Астров, Ирина, Тузенбах, Вершинин, Трофимов, тоскуют по идеалу, мечтают о лучшей жизни, светлой и радостной, исполненной творческого труда. У них нет определённого срока наступления этой новой жизни, но они горячо убеждены, что она придёт.

Полный стремлений к лучшему будущему, мечтая о нём, беспредельно веря в русский народ, страстно любя свою родину, Чехов не видел конкретной общественной силы, которая способна была перестроить жизнь на подлинно справедливых началах.

Именно в этом и заключается причина тех отвлечённых представлений о будущем, которые так характерны для Чехова и его положительных героев.

Из осуждения действительности, из неудовлетворённости ею, из сострадания к людям и неясности решения социальных противоречий родилась и та грустная улыбка Чехова, которая отчётливо видна во всех его прозаических и драматических произведениях.

Но вопросы жизни, глубоко, волновавшие его современников, всегда находили своё отражение и в рассказах, и в повестях, и в драматических произведениях Чехова. Он писал о господстве в жизни пошлости, тупости, эгоизма и о напрасно пропадающей талантливости и красоте; о трагедии человеческого существования в условиях самодержавного режима; о противоречии между красивой мечтой своих героев о лучшей жизни и их неспособностью осуществить свои идеалы; о праве человека на лучшую жизнь и о созидательном, творческом труде; о прекрасном будущем и необходимости борьбы за него.

Эти проблемы ставятся почти во всех пьесах Чехова, в особенности в «Дяде Ване», «Трёх сёстрах» и «Вишнёвом саде».

В пьесе «Дядя Ваня» Чехов показывает прозябание и гибель талантливых, гуманных, чутких людей – Астрова, Войницкого, Сони, и преуспевание самодовольных тупиц вроде профессора Серебрякова. Доктор Астров говорит: «…В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»[3]. По мнению Астрова, красота, моральная чистота людей проявляются в труде на благо общества, «праздная жизнь, — говорит он, — не может быть чистою». Люди, подобные Астрову, обрекались на бездействие, на бессмысленную, пошлую жизнь. Астров с горечью говорит Войницкому: «Во всём уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. Но в какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас…»[4]

«Дядя Ваня» это пьеса о людях, творческая мысль, талант, красота которых не расцветая глохли в мертвящей атмосфере тупости и ограниченности. За образом Серебрякова вырисовывалась бездарная сила, господствовавшая в России.

Тема пьесы «Три сестры» сходна с темой «Дяди Вани». В этой пьесе мечты трёх сестёр Прозоровых о творческом труде, об общественной деятельности и прекрасной любви вступают в противоречие с условиями их жизни и разбиваются. Стремление сестёр Прозоровых в Москву нечто иное, как выражение тоски по лучшему, желание изменить всю свою жизнь, а не местожительство.

Тесная связь драматургии Чехова с реальной действительностью, с запросами общественной жизни сказалась в пьесе «Вишнёвый сад», завершившей его писательский путь.

Пьеса «Вишнёвый сад» явилась откликом на злободневные социальные вопросы своего времени.

Это пьеса о прошлом, настоящем и будущем России, как она представлялась Чехову в начале 20 века. Чехов ставит в этой пьесе вопросы о том, что такое подлинное счастье, истинная красота, настоящая любовь.

В «Дяде Ване» и «Трёх сёстрах» Чехов утверждает стремление людей к лучшей жизни и их право на раскрытие своих лучших способностей и возможностей, обличает общественные условия, в которых процветают тупицы и глохнут таланты.

Источники:

http://studopedia.ru/16_1967_problematika-i-hudozhestvennoe-svoeobrazie-dramaturgii-an-ostrovskogo——h-gg.html
http://studentguide.ru/chexov-a-p/osnovnaya-problematika-dramy-chexov-dyadya-vanya.html
http://poisk-ru.ru/s32347t15.html

Моя Дача