Особенности процесса аккультурации.

Лекция 7. Освоение чужой культуры

1. Понятие и сущность аккультурации.

2. Основные стратегии аккультурации.

3. Результаты аккультурации.

4. Аккультурация как коммуникация.

5. Понятие культурного шока и его симптомы.

6. Механизм развития культурного шока.

7. Факторы, влияющие на культурный шок, способы его преодоления.

8. Типы реакции на другую культуру.

9. Модель освоения чужой культуры М. Беннета.

Введение

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. При взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения, при этом в процессе взаимодействия каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику, взаимно адаптируются путем заимствования лучших продуктов. Обусловленные этими заимствованиями изменения вынуждают людей данной культуры приспосабливаться к ним, осваивая и используя новые элементы в своей жизни. Кроме того, с необходимостью адаптации к новым культурным условиям сталкиваются, например, бизнесмены, ученые, на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой; длительное время живущие в чужой стране иностранные студенты; персонал иностранных компаний; миссионеры, администраторы, дипломаты; наконец, эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда; они должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами нового общества и культуры. Обычно добровольные мигранты подготовлены к этому лучше, чем беженцы, которые не были психологически готовы к переезду и жизни в чужой стране. В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Считается, что во всех этих случаях мы имеем дело с процессом аккультурации.

Понятие и сущность аккультурации

Исследованием процессов аккультурации стали заниматься в начале XX в. американские культурные антропологи Р. Редфилд, Р. Линтон и М. Херсковиц. На первом этапе они рассматривали аккультурацию как результат длительного контакта групп, представляющих разные культуры, который выражался в изменении исходных культурных моделей в обеих группах (в зависимости от удельного веса взаимодействующих групп). Считалось, что данные процессы происходят автоматически, при этом культуры смешиваются, и достигается состояние культурной и этнической однородности. Разумеется, реально менее развитая культура изменяется намного больше, чем развитая. Результат аккультурации также ставился в зависимость от относительного веса (числа участников) взаимодействующих групп. Именно в рамках этих теорий возникла концепция Америки как плавильного котла культур, согласно которой культуры народов, приезжающих в Америку, смешиваются в этом котле и в итоге образуется новая однородная американская культура.

Постепенно исследователи отошли от понимания аккультурации только как группового феномена и стали рассматривать ее на уровне психологии индивида. Согласно новым представлениям, процесс аккультурации трактовался как изменение ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок индивида.

В настоящее время термин «аккультурация» используется для обозначения процесса и результата взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры (реципиенты) перенимают нормы, ценности и традиции другой (культуры-донора).

Исследования в области аккультурации особенно интенсифицировались в конце XX в. Это связано с настоящим миграционным бумом, который переживает человечество и который проявляется во все возрастающих обменах студентами, специалистами, а также массовых переселениях. По некоторым данным, сегодня в мире вне пределов страны своего происхождения проживает более 100 млн человек.

Понятие аккультурации. Основные стратегии аккультурации

Культурные контакты являются существенным компонентом общения между народами. Поэтому при взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отно­шения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою специфику и самобытность. Многочисленные туристы, бизнесме­ны, ученые, на непродолжительное время выезжающие за рубеж и вступающие при этом в контакт с чужой культурой, сталкиваются с необходимостью адаптации к новым культурным условиям. Дли­тельное время живут в чужой стране и также вынуждены приспо­сабливаться к новым для себя условиям иностранные студенты, персонал иностранных компаний, администраторы, дипломаты. Эмигранты и беженцы, добровольно или вынужденно сменившие место жительства, переехавшие в другую страну навсегда, должны не просто приспособиться, но стать полноценными членами ново­го общества и культуры. Во всех этих случаях требуется адапта­ция к иной культуре.

В результате этого достаточно сложного процесса человек в большей или меньшей степени достигает совместимости с новой культурной средой. Такой необходимости почти не ощущают толь­ко туристы, которые на короткий срок посещают чужую страну. Людям, временно проживающим в чужой стране, приспособление к чужой культуре требуется, но не в полной мере, так как они мо­гут свести свои контакты с этой культурой до минимума, общаясь вне служебных обязанностей только внутри своего круга (напри-

Читать еще:  Кто сильнее бейн или бэтмен. Критика и отзывы

мер, военнослужащие за границей и члены их семей, иностранные студенты и т. д.).

Процесс адаптации коммуниканта к новой культуре в ре­зультате контакта с ней называется аккультурацией[Леонтович, 2007, с. 230].

Аккультурация это процесс и результат взаимного влия­ния разных культур, при котором реципиенты одной культуры ^перенимают нормы, правила, ценности и традиции другой культу­ры. В процессе аккультурации каждый человек стремится сохра-книть свою культурную идентичность и вжиться в чужую культуру. ; Существует четыре основные стратегии аккультурации: ассими-! ляция, маргинализация, сепарация, интеграция. > Ассимиляция это вариант аккультурации, при котором

•| человек полностью идентифицируется с новой культурой, прини­мает ее ценности, правила и нормы, отказываясь при этом от сво­их норм и ценностей.

Маргинализация — это потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентификации с новой. Человек не усво­ил чужой язык, ему очень часто не хватает средств родного языка для адекватного общения с представителями новой культуры. Он по-прежнему живет старыми категориями и пользуется системой старых ценностей. Кроме того, эта ситуация может возникнуть из-за отсутствия интереса к получению новой идентичности, желания установления отношений с окружающим обществом или из-за дискриминации или сегрегации со стороны новой культуры.

Сепарация это отрицание чужой культуры при сохранении своих этнических особенностей. Как правило, если реципиент ис­пытывает негативные чувства от сознания своей этнической при­надлежности, от дискриминации или этнической интолерантности, он предпочитает большую или меньшую степень изоляции от до­минантной культуры. Если на такой изоляции настаивают предста­вители господствующей культуры, это называется сегрегацией.

Интеграция представляет собой идентификацию как со ста­рой, так и с новой культурой.

Многие исследователи считают, что эмигранты, прибываю­щие на постоянное место жительства, более склонны к ассимиля­ции, чем временно пребывающие в данной стране. В свою оче-

редь, люди, приехавшие для получения образования или в силу каких-то экономических причин, ассимилируются довольно быст­ро и легко. В то же время беженцы, вынужденные в силу каких-то внешних причин покинуть свою родину, психологически сопро­тивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Еще недавно исследователи считали, что наилучшей страте­гией аккультурации является полная ассимиляция с доминирую­щей культурой. Сегодня же целью аккультурации считается дос­тижение интеграции культур, дающее в результате бикультурную и мультикультурную личность.

Это возможно, если взаимодействующие группы большин­ства и меньшинства добровольно выбирают данную стратегию. Ин­тегрирующаяся группа готова принять установки и ценности но­вой для себя культуры, а доминантная группа готова принять этих людей, уважая их права и ценности, адаптируя социальные инсти­туты к потребностям этих групп.

Сохранение этнической идентичности интегрирующейся группы сегодня оценивается позитивно, так как помогает сгладить трудности этого процесса, что особенно важно для беженцев.

Обычно считается, что недоминантная группа и ее члены свободны в выборе стратегии аккультурации, но так бывает дале­ко не всегда. Доминантная группа может ограничить выбор или вынудить членов недоминантной группы к определенным формам аккультурации. В таком случае выбором может стать сепарация. Но если сепарация носит вынужденный характер, т. е. возникает в результате дискриминационных действий доминирующего боль­шинства, то она становится сегрегацией. Если люди выбирают ас­симиляцию, они готовы к принятию идеи «плавильного котла» культур. Но если их к этому вынуждают, то «котел» превращается в «давящий пресс». Довольно редко люди выбирают маргинализа­цию. Чаще всего они становятся маргиналами в результате попы­ток сочетать насильственную ассимиляцию с насильственной сег­регацией.

Интеграция может быть только добровольной, как со сторо­ны меньшинства, так и со стороны большинства. Ведь она пред­ставляет собой взаимное приспособление групп, признание обеи-

ми группами права каждой из них жить как культурно самобыт­ный народ.

Считается, что успешность аккультурации определяется эт­нической идентичностью и этнической толерантностью. Интегра­ции соответствуют позитивная этническая идентичность и этниче­ская толерантность, ассимиляции — негативная этническая иден­тичность и этническая толерантность, сепарации — позитивная эт­ническая идентичность и интолерантность, маргинализации — не­гативная этническая идентичность и интолерантность.

Результаты аккультурации

Процесс адаптации к чужой культуре может проходит очень долго.

В современной литературе процесс адаптации рассматрива­ют в разных аспектах.

Психологическая адаптация представляет собой совокуп­ность внутренних психологических последствий в рамках новой культуры. Человек хорошо себя чувствует, испытывает психоло­гическую удовлетворенность в новой культурной обстановке.

Социокультурная адаптация представляет собой умение сво­бодно ориентироваться в новой культуре и обществе, решать по­вседневные социально-культурные проблемы в семье, в быту, на работе и в школе.

Как пишет Н.М. Лебедева, в настоящее время введен третий вариант адаптации — экономическая адаптация, которая характе­ризуется наличием или отсутствием работы, удовлетворенностью ею, уровнем профессиональных достижений и благосостояния в новой культуре [Лебедева, 1999, с. 207].

Читать еще:  Полное имя гюго. Виктор гюго краткая биография

Ко всему сказанному необходимо добавить, что для успеш­ной адаптации необходимо приобретение глубокого знания языка новой культуры. Чтобы добиться успехов в своей карьере, реципи­ент должен овладеть разными регистрами речи. Очень часто чело­век отлично справляется с бытовым общением, но не имеет доста­точного уровня знания языка, чтобы выполнять более квалифици­рованные действия: например, объясняться с коллегами на профес­сиональные темы или обсуждать философские проблемы. Необхо-

димо учитывать и то, что на родном языке практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный запас, правила и структуры речи усвоены в возрасте 8-10 лет, хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть полностью забыты.

Адаптация может привести или не привести к взаимному соответствию личности и среды и может выражаться не только в приспособлении, но и в сопротивлении, в попытке изменить среду своего обитания или измениться взаимно. Поэтому необходимо помнить, что адаптация не всегда может иметь позитивный ре­зультат.

Аспекты адаптации тесно взаимосвязаны. Результаты адап­тации будут зависеть от психологических, социокультурных, эко­номических факторов. Хорошая психологическая адаптация зави­сит от типа личности человека, событий в его жизни, а также от социальной поддержки. В свою очередь, эффективная социокуль­турная адаптация зависит от знания культуры, степени включен­ности в контакты и от межгрупповых установок. Разные аспекты адаптации зависят от убежденности человека в преимуществах и успешности стратегии интеграции.

Особенности процесса аккультурации

Аккультурация: понятие, факторы, этапы

Аккультурация как форма межкультурной коммуникации

Культурные контакты составляют основу общения между народами, в процессе которого они знакомятся с чужими культурами. При изучении процессов взаимодействия культур и культурных контактов необходимо обратиться к сущности понятия аккультурации и рассмотреть его определение и этапы развития.

Аккультурация (лат. ad – к и cultura – образование, развитие) – это процесс взаимодействия и взаимовлияния культур, изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем.

Аккультурация – это одновременно и процесс, и результат взаимного влияния разных культур, при котором все или часть представителей одной культуры перенимают нормы, ценности и традиции другой. Обычно процесс аккультурации рассматривается как двусторонний, при котором в качестве культуры-донора и культуры-реципиента одновременно могут выступать обе контактирующие культуры, хотя степень их влияния друг на друга может быть неодинаковой. Кроме того, представители одной культуры могут либо полностью принимать ценности другой, либо целиком или частично отвергать их.

Нередко под аккультурацией понимают также процесс восприятия одним, обычно культурно менее развитым народом или какой-то его частью каких-либо элементов материальной или духовной культуры – или же всей культуры другого народа, обычно культурно более развитого.

Понятие «аккультурация» зародилось в американской этнографии и культурной антропологии в конце XIX в. под влиянием проводившихся исследований процессов культурного изменения в племенах североамериканских индейцев. Американские этнографы Дж. Пауэл и У. Хоумз использовали этот термин для обозначения процесса уподобления и передачи элементов одной культуры другой (1880). Дальнейшее развитие изучения процесса аккультурации нашло в трудах Ф. Боаса, У. Мак-Джи, Р. Лоуи. Первоначально термин использовался для обозначения процессов ассимиляции, происходящих в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев, т.е. в довольно узком смысле [1] .

В 1930-е гг. наметился интерес к более систематическому изучению аккультурационных процессов. Термин «аккультурация» прочно вошел в американскую антропологию. Аккультурация была предметом исследований М. Херсковица, М. Мида, Р. Редфилда, Л. Спайера, Р. Линтона, А. Малиновского. Первоначально феномен аккультурации воспринимался учеными как результат длительного контакта представителей разных культур, который приводил к изменению их первоначальных культурных моделей с учетом значимости каждой из взаимодействующих групп. Было распространено мнение, что при этом культуры смешиваются, в результате чего достигается состояние культурной и этнической однородности, причем менее развитая культура подвергается большему влиянию со стороны более развитой [2] .

Впоследствии аккультурация перестала рассматриваться как исключительно групповой феномен, ее стали изучать и на уровне индивидуального поведения. Был сделан важный вывод о том, что в процессе аккультурации каждый человек одновременно решает две важнейшие задачи: стремится сохранить свою культурную идентичность и включается в чужую культуру.

Важно запомнить

Современное, более широкое понятие аккультурации таково: это процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиции принципиально нового культурного синтеза.

Существуют четыре основные формы (стратегии) аккультурации:

  • 1) ассимиляция – вариант аккультурации, при котором человек полностью принимает нормы и ценности иной культуры, отказываясь при этом от своих норм и ценностей;
  • 2) сепарация – отрицание чужой культуры при сохранении идентификации со своей культурой. В этом случае представители недоминантной группы предпочитают большую или меньшую степень изоляции от доминантной культуры. Если на подобной изоляции настаивают представители господствующей культуры, такая форма называется сегрегацией;
  • 3) маргинализация – это одновременно потеря идентичности с собственной культурой и отсутствие идентичности с культурой большинства. Такая ситуация возникает из-за невозможности поддерживать собственную культурную идентичность (обычно в силу каких-то внешних причин) и отсутствия стремления к получению новой идентичности (возможно, вследствие дискриминации или сегрегации со стороны этой культуры);
  • 4) интеграция – идентификация как со старой, так и с новой культурой. Часто возникает ситуация, когда эмигранты, прибывающие в другую страну, ориентируются на ассимиляцию, а как беженцы, вынужденные в силу каких-либо внешних причин покинуть свою родину, психологически сопротивляются разрыву связей с ней, и процесс ассимиляции идет у них намного дольше и труднее.

Читать еще:  Играть игры на двоих танцы. Игры на двоих танцы

В результате взаимодействия культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в более сложные отношения. Реальное взаимодействие культур обнаруживает как позитивные (обогащение культур), так и негативные (их подавление, обеднение – эрозия) последствия.

На характер аккультурации оказывает влияние несколько факторов:

  • • степень дифференциации принимающей культуры: общество, располагающее развитыми системами морали, права, художественной культуры, эстетики, философии, в состоянии адаптировать функционально приемлемые нововведения, не подрывая основную духовную структуру;
  • • длительность контакта: растянутое во времени воздействие вызывает не шоковое состояние и отторжение, а привыкание и постепенное принятие;
  • • политико-экономические условия взаимодействия: ситуация политического и экономического господства или зависимости во многом определяет содержание культурного общения.

Каждый из этих факторов видоизменяет процесс аккультурации, в результате чего он может принять одну из трех форм:

  • 1) культурная экспансия;
  • 2) культурная диффузия;
  • 3) культурный конфликт.

Рассмотрим эти формы аккультурации более подробно.

Культурная экспансия – это расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы. По своей сути это процесс преимущественно однонаправленной межкультурной коммуникации.

Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных черт из одного общества в другое при их соприкосновении. В отличие от культурной экспансии, носящей преимущественно однонаправленный характер, культурная диффузия – дву- или многонаправленный процесс, зависящий от количества взаимодействующих культур, распространяющих свои ценности на другие культуры. Механизмами культурной диффузии являются миграция, туризм, деятельность миссионеров, войны, торговля, торговые выставки и ярмарки, научные конференции, обмен студентами и специалистами и т.п. В результате культурной диффузии народы заимствуют друг у друга не все подряд, а лишь то, что близко их собственной культуре, или то, что может иметь определенную выгоду, престижно, соответствует их внутренним потребностям, которые не может удовлетворить их собственная культура.

Культурный конфликт – это столкновение субъектов культуры – носителей различных культурных ценностей и норм. Причинами могут быть культурные различия между народами или внутри отдельного общества, которые могут принимать форму противоречия или даже открытого столкновения.

Пример из практики

Примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствует не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Так произошло, например, с модой на джинсы, которые первоначально выполняли утилитарные функции рабочей одежды, а впоследствии стали элементом моды, имеющей поклонников практически во всех странах мира.

Ученые выделяют несколько видов культурных конфликтов:

  • • между различными этническими группами и их культурами (русские и представители кавказских этносов, армяне и азербайджанцы);
  • • религиозными группами, представителями различных религий или течений внутри отдельных религий (православные и мусульмане);
  • • поколениями, носителями разных субкультур (конфликт отцов и детей);
  • • различными частями единой нормативной системы доминирующей культуры (например, в рамках одного общества могут сосуществовать группы, по-разному относящиеся к вопросам допущения или недопущения разводов, добрачных сексуальных связей, абортов и т.п.);
  • • традициями и новациями в культуре (такие конфликты присущи быстро изменяющимся обществам, к которым можно отнести современную Россию);
  • • различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями (возникают вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок).

Пример из практики

Самые очевидные примеры столкновений культур дает реальное общение с иностранцами и в их стране, и в своей родной. Такого рода конфликты порождают множество курьезных случаев, анекдотических ситуаций, забавных сюжетов, неприятностей, драм и даже трагедий. Например, для большинства людей кивок головой означает утвердительный ответ, а для жителя Болгарии, наоборот, отрицательный.

Преодоление конфликтов, повышение понимания между людьми, относящимися к разным культурам, субкультурам, национальностям, связано с несколькими важными условиями: со знанием языка партнера по коммуникации, с пониманием его образа жизни, национального характера, менталитета.

  • [1]Ушканова Р. Д. Логико-семантический анализ аккультурации // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2010. № 1. Т. 7. С. 149–153.
  • [2]Кравченко А. И. Культурология : словарь. М.: Академический проект, 2000. С. 17.

Источники:

http://studopedia.ru/15_40681_ponyatie-i-sushchnost-akkulturatsii.html
http://lektsii.org/10-90800.html
http://studme.org/90311/kulturologiya/osobennosti_protsessa_akkulturatsii

Моя Дача