Сокровища античной мудрости
Само слово «античный» (лат. antīquus) переводится как «древний». Античность — это эпоха Древней Греции и Рима. Впервые термин появился у писателей-гуманистов итальянского Возрождения. Античная философия — удивительное, сложное и очень интересное явление. Период существования античной философии, сначала греческой, а потом римской, продолжался с XII–XI вв. до н. э. по V–VI вв. н. э.
Древние греки воспринимали мир как совокупность различных процессов, как природного, так и социального, общественного характера. У них появлялось множество вопросов о том, как устроен мир, о роли человека в нем, о человеческих возможностях. Первые философы стремились найти устойчивое первоначало в сложном, стремительно меняющемся круговороте событий и явлений. И философия воспринималась ими, согласно словам Аристотеля, как учение о «первых началах и причинах».
Древнегреческая философия первоначально не была специальной наукой. Она основывалась на появлении и развитии естественнонаучных и математических знаний. Только в эллинистическую эпоху начиная с III в. до н. э. стало происходить выделение некоторых наук в специальные отрасли. Но и потом философия по-прежнему продолжала искать ответы не только на сами философские вопросы, но и на вопросы, касающиеся естественных и общественных наук. На развитие античной философии значительное влияние оказала мудрость Древнего Востока. Но некоторые заимствования ничуть не повлияли на оригинальность мышления античных мудрецов. Античная философия стала основой философского мировоззрения последующих периодов развития истории.
Первый этап развития античной философии приходится на период с VII по V в. до н. э. Эту эпоху принято называть досократовской. Ее представляют мудрецы-философы Милетской школы, мудрецы Элейской школы, Гераклит Эфесский, Пифагор и его последователи, а также атомисты Левкип и Демокрит.
Первые греческие философы пытались осмыслить причины природных явлений и Космос. Поэтому их называли физиками. Мудрецы пытались создать свою модель мира, выяснить первопричины вещей и событий. Они рассматривали человека как Микрокосм относительно Макрокосма. Такое направление в философии древнегреческого периода получило название «космоцентризм». Гармония Космоса противопоставлялась Хаосу, воспринималась как соразмерность и определенность в противовес беспорядку и дисгармонии. Поиск и осознание гармонии в человеческом бытии было важным вопросом ранней античности. Мудрецы считали, что внешний мир, то есть Макрокосм, влияет на все процессы и явления, как природные, так и духовные. В картине мира античных мудрецов досократовского периода не было богов и божественных сил. Философы давали объяснение устройства мира и его различных явлений внутренними причинами материального и вещественного характера. У мудрецов присутствовали зачатки идеи эволюции живой природы и различных физических процессов. Это легло в основу рационального осмысления мира.
Представители Элейской школы впервые выдвинули категорию бытия, стали задумываться о взаимодействии бытия и мышления. И огромное значение приобрело постижение бытия разумом.
Второй этап развития античной философии — период со второй половины V до конца IV в. до н. э. — принято называть классическим. Именно в это время жили и творили такие великие философы, как Сократ, Платон, Протогор, Аристотель. Философское наследие мудрецов классического периода характеризуется появлением глубоких и содержательных систем.
Сократ воспринимал человека как нравственное существо, говорил о том, что задача философии — это «познать самого себя». Сократ видел в самом человеке меру бытия и небытия. Познание себя — это поиск нравственных качеств, объективных моральных норм и истин.
Платон был родоначальником идеалистической традиции в философии. Он говорил о том, что бытие можно познать лишь разумом, а не чувствами.
Третий этап — это период с конца IV по II в. до н. э. — получил название «эллинистический». В это время появляются новые философские школы: перипатетическая, стоическая, эпикурейская, скептическая. Для данного периода характерно внимание к этическим проблемам. Большое значение в эллинистический период имела философия Эпикура, Теофраста, Карнеада.
В эллинистический период философы осмысляли, уточняли и дополняли идеи, которые были созданы ранее. Но уже не было такого интереса к осмыслению картины мира, Космосу, астрономии и физике. Мудрецы теперь думали о том, как сделать человека свободным от страхов, волнений, которых так много в жизни. Счастье воспринималось как отсутствие страданий и невозмутимость. Эпикур является создателем материалистического учения, которое было названо его именем. Он считал, что философия должна дать людям спокойную и безмятежную жизнь.
Мудрость раннего эллинизма основывалась на индивидуализме, на внимании и интересе к внутреннему миру человека. Человеческая личность должна быть свободной от всех зависимостей, в том числе экономической, политической. Философы пытались понять и осмыслить субъективный мир человека. В период позднего эллинизма происходит возвращение к основным философским учениям классики. Но интерес к классическим философским учениям о бытии уже сочетается с вниманием к субъективному внутреннему миру человека. Римская философия взаимодействовала с восточными культурами. В результате наблюдался отход от рационализма в сторону мистицизма. Так, философии позднего эллинизма свойственно религиозное познание мира.
Четвертый этап античной философии — период с I в. до н. э. по V–VI вв. н. э. К этому времени в античном мире возросла роль Рима. Римская философия во многом основывалась на греческой философии. Римская философия делится на три основных направления: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Видными философами этого периода были Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет, Тит Лукреций Кар, Секст Эмпирик и др. Стоики воспринимали мир как единое живое тело, которое пронизано телесным дыханием, одушевляющим его. Стоицизму свойственно понимание фатальности, рока, судьбы. Истинно разумной воспринималась такая жизнь, которая согласуется с природой, важной чертой этого периода считалось смирение, непротивление неотвратимому, согласование с природой. И результатом такой добродетельной жизни должно быть безразличие ко всему внешнему, отсутствие страданий. Невозмутимость духа, безмятежность, душевный покой считались высшим удовольствием. И достичь такого состояния можно только в том случае, если умерить свои страсти и влечения, подчинив их разуму.
Роль античной философии поистине огромна. Античная философская мысль оказала значительное влияние на развитие человеческой цивилизации. Мудрость античных мудрецов с интересом воспринимается и осмысливается нашими современниками. Торжество разума древних мыслителей не может не восхищать нас. Проблемы и вопросы, над которыми задумывались мудрецы Древней Греции и Рима, не потеряли своей остроты. Лаконичные высказывания философов античности являются актуальными и по сей день. Мудрость античных мыслителей позволяет нам отвлечься от суеты повседневности, задуматься о сложнейших и вечных вопросах бытия.
Читать еще: Большой театр биография. О нас
В книге представлены репродукции картин таких знаменитых художников, как Ж. А. Д. Ингрес, Ж. Л. Давид, А. Т. Лоуренс, Ж. Л. Жером, Э. Делакруа, Ж. О. Доминик, Р. Санти.
Высказывания мыслителей Древней Греции
500–428 гг. до н. э.
Древнегреческий философ, первый профессиональный преподаватель философии. Он первым отверг божественную природу небесных светил и дал физическое обоснование солнечных затмений.
Ничего нельзя вполне узнать, ничему нельзя вполне научиться, ни в чем нельзя вполне удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка.
Сокровища античной мудрости (8 стр.)
Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию и к похвале.
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью.
Публий Марон Вергилий
Не всё ли равно, хитростью или доблестью победил ты врага?
Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу.
Для побежденных спасение одно — о спасении не думать!
Не всякому всё доступно.
Был он, покуда судьба позволяла, хитрец не последний средь лигурийцев.
Велика сила первых привычек.
Выдержите и останьтесь сильными для будущих времен.
Да восстанет когда-нибудь мститель из наших костей.
Любовь у всех одна и та же.
Любые невзгоды следует превозмогать терпением.
Доблесть милее вдвойне, если доблестный телом прекрасен.
Не может любая земля родить любое растение.
Не слишком доверяйся внешнему виду.
Не смертного голос звучит.
Никто не может быть ни всезнающим, ни всемогущим.
Они могут [добиться победы], потому что они в этом убеждены.
Повесть об этом стара, но слава нетленны.
Познав несчастье, я научился помогать страдальцам.
Счастлив, кто мог познать причины вещей и поверг под ноги все страхи: и неумолимую судьбу, и шум волн жадного Ахеронта.
Чем глубже скрыт недуг, тем злей он и опасней.
Учись у меня трудам и доблести, сын мой, быть счастливым учись у других.
Публий Назон Овидий
Не будь скуп на обещания, ибо ничто не увлекает женщин, как обещания.
Быть влюбленным — значит быть в бешенстве при здравом уме.
Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.
Мало суметь уйти — сумей, уйдя, не вернуться.
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Если ты в здравом уме, не мечтай, что верна тебе будет Та, что в объятья твои пала с такой быстрой.
Публий Папиний Стаций
Да, жалок тот, кто скрыть своих несчастий не способен.
Живи как можешь, раз нельзя как хочется.
Часто мудрость мы находим под убогим рубищем.
Богов первым на земле создал страх.
Публий Теренций
Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.
Кто стерпел одну обиду, тому не миновать и другой.
Сколько людей, столько и мнений.
Дурное начало — дурной конец.
Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием.
Публилий Сир
Иногда и за поцелуями скрывается ненависть.
Не умеет молчать тот, кто не умеет говорить.
Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается.
Дружба, которая прекратилась, никогда, собственно, и не начиналась.
Женщина или любит, или ненавидит: третьего у нее нет.
Приняв услугу, расстаешься с вольностью.
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.
Дорога к славе прокладывается трудом.
Другим прощай часто, себе — никогда.
Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.
Жизнь коротка, но в бедах долгой кажется.
Кто не стыдится своего проступка, тот вдвойне виноват.
Невидимое зло всего тревожнее.
Под плачем наследника часто скрыт веселый смех.
Самое страшное зло — то, которое прикидывается благом.
Самая верная прибыль есть та, которая есть результат бережливости.
Стерпев пороки друга, наживешь их себе.
Судьба — стекло: блестя, разбивается.
Счастлив не тот, кто таким кому-то кажется, а тот, кто таким себя чувствует.
Тот зол, кто добр лишь для себя.
Трудно дождаться удобного случая, но очень легко упустить его.
У победителей раны не болят.
Уважение чтит, лесть насмехается.
Человек не подарен жизни, а взаймы ей дан.
Тит Ливий
Чем меньше страх, тем обычно меньше опасность.
Чем больше счастье, тем меньше следует ему доверяться.
Где не было умысла, там нет и вины.
Тит Макций Плавт
Человек человеку волк.
Злому делать добро так же опасно, как доброму зло.
Кто бежит от своих, тому долго придется бежать.
Все люди опытны в том, что касается их выгоды.
Совет дороже золота.
Душевное спокойствие — лучшее облегчение в беде.
Мудрец сам творит свою судьбу. Не заставляй себя ждать.
Неожиданное случается в жизни чаще, чем ожидаемое.
Судьба лепит и мнет, как ей заблагорассудится.
Кто несчастье твердо сносит, счастье твердо для того.
Позорит человека лишь то наказание, которое он сам заслужил.
Будь верен тому, кто верен тебе.
Нужда всему учит тех, кого она коснется.
Всякий слышит лишь то, что понимает.
Эпиктет
Всё делать для себя одного отнюдь не означает поступать против общего блага.
Следует терпимо относиться ко всем религиям, ибо каждый человек должен попасть на небеса своим путем.
Честному человеку жить везде безопасно.
Счастье, как осенние плоды, следует срывать вовремя.
Воспитание, как и золото, дорого ценят везде.
Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым.
Глуп тот, кто не доволен тем, что происходит по законам природы.
Император Адриан спросил Эпиктета, почему Венеру изображают без покрова. «Это потому, — ответил мудрец, — что тех, кто ищет ее удовольствий, она лишает последнего».
Только образованные свободны.
Помни об общем принципе, и ты не будешь нуждаться в совете.
Кто никого не любит, пусть знает, что и он не пользуется ничьей любовью.
К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
Где человек находится противясь, там его тюрьма.
Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Раб — тот, кто не умеет владеть собой.
Пьяному всё равно не убедить трезвого, как трезвому не уговорить пьяного.
Читать еще: Скриптонит группа. Скриптонит
Владей страстями, иначе страсти овладеют тобою.
Репродукции картин
banyaplus.ru
Публий Сир (еще один вариант имени — Публилий Сир) — римский поэт эпохи времен Цезаря и Августа, прославившийся как автор мимов — так назывались короткие сценки-зарисовки, описывающие бытовую сторону жизни общества. Биография Публия известна лишь в виде единичных сведений о нем, не являющихся исторически достоверными.
Известно, что жил он в I веке до н. э., по некоторым данным, родился приблизительно в 85 г. до н. э. Будучи уроженцем римской провинции Сирия, получил прозвище Сириец. Этому поэту довелось жить во время бурных перемен в социальной и политической сфере, время, когда в менталитете римлян происходила настоящая ломка.
Публий был привезен в Рим в качестве раба, однако получил образование и был награжден владельцем свободой, поскольку проявил себя большим интеллектуалом, остроумцем, блистал литературными талантами. Оказавшись вольным человеком, Публий Сир разъезжал по итальянским городам, разыгрывая сочиненные им же самим драматические произведения. В искусстве сочинения мимов своего времени он был личностью непревзойденной, прославился превосходными импровизациями.
Его основным соперником был римский всадник Децимус Лабериус. В 46 г. до н. э. они сошлись в литературном турнире, который прошел в присутствии Цезаря. Публий Сир одержал победу и, удостоившись приза из рук самого диктатора, превратился из звезды провинциальных городов в известного столичного автора мимов. До нашего времени от его сочинений осталось лишь два названия, и это дает основание предполагать, что Публий Сир делал в основном ставку на импровизацию, в том числе со стороны актерского состава.
Его мимы были любимы и почитаемы благодаря насыщенности высказываниями нравоучительного характера. Выдержки из его произведений имели хождение в виде сборника сентенций и поговорок, которые некто (возможно, Сенека или кто-либо из единомышленников Публия) составил для обучения школьников. Известно, что этот сборник изречений, представляющих собой одну строку, написанную хореем или ямбом, был достаточно популярен. В эпоху Средневековья он был не только не забыт, но и дополнен поговорками и пословицами из иных источников, а в новейшее время его дополнили изречениями, которые до сих пор оставались неизвестными и были открыты только потом. Известно, однако, что порядка семи сотен высказываний из сборника являются принадлежащими Сиру.
По поводу смерти Публия Сира высказывается предположение, что он скончался в 43 г. до н. э. в Риме.
Биография из Википедии
Публилий Сир (Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus) — римский мимический поэт эпохи Цезаря и Августа, младший современник и соперник Лаберия. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus — сириец); в Риме появился в качестве раба, впоследствии получил свободу и разыгрывал свои драматические произведения по разным городам Италии, с большим успехом. Особенно ценились его мимы благодаря тому, что были пересыпаны нравоучительными изречениями.
Из этих произведений очень рано, ещё в I столетии н. э., может быть Сенекой, который вообще охотно цитирует Публилия Сира, или кем-нибудь другим из его кружка, был составлен, вероятно для школьного употребления, сборник поговорок или сентенций. В Средние века в этот сборник было внесено много пословиц и поговорок, заимствованных из других источников, а в новейшее время туда же прибавлено немало вновь открытых, бывших доселе неизвестными изречений. Многие из приписываемых Публилию Сиру сентенций дошли до нас в форме, очевидно, испорченной.
Заглавие первоначального сборника этих изречений кажется было: «Publii Syri muni sententiae». Древнейшее издание сборника сделано ещё Эразмом (в издании Dion. Cato, Страсбург, 1515); позднейшие критические издания — Вёльфлина (W ö lflin, Лейпциг, 1869), Ribbeck, в «Scienicae romanorum poesis fragmenta» (II отд., 2 тт., Лейпциг, 1873), Spengel (Б., 1874), W. Meyer (Лейпциг, 1880), O. Fridrich (Б., 1880).
Тексты и переводы
- Латинский
- Публилий Сир . Сентенции. / Пер. Е. М. Штаерман. // ВДИ. 1982. № 1.
(Публий Сир) (лат. Publilius или Publius Syrus ) — римский поэт эпохи Цезаря и Августа. Происходил из Сирии (откуда и прозвище Syrus — сириец).
Dum spiro, spero.
Пока дышу, надеюсь.
Multa ignoscendo fit potens potentior.
Многое прощая, сильный становится еще сильнее.
Vis habere honorem? Dabo tibi magnum imperium: impera tibi.
Хочешь почестей? Я дам тебе великую власть — владей собой.
Ad calamitatem quilibet rumor valet.
Любой слух может быть причиной беды.
Bona fama diviths est potior.
Добрая слава лучше богатства.
Honestus rumor alterum est patrimonium.
Добрая слава (хорошая репутация) — другое наследство. Считай вторым наследством имя доброе.
(Пер. М. Гаспарова)
Honeste servit qui succumbit tempori.
Не стыдно подчиняться обстоятельствам.
(Пер. М. Гаспарова)
Occasio receptus difficiles hавет.
Упущенный случай редко повторяется.
Heu conscientia animi gravis est servitus!
Ax, хуже рабства угрызенья совести.
(Пер. М. Гаспарова)
Cicatrix conscientiae pro vulnere est.
Рубец на совести — та же рана (т. е. раны совести не заживают).
Amici vitia si feras, facias tua.
Стерпев пороки друга, наживешь их себе.
Amicum an nomen habeas, aperit calamitas.
Кто друг, кто лжет, познаешь только в бедствии.
(Пер. М. Гаспарова)
Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur.
Друга долго ищут, с трудом находят и трудно его сохранить. Ср.:Нет друга, так ищи, а нашел — береги.
Amicus perdere est damnorum maximum.
Потерять друга — величайшая из потерь.
Auxilia humilia firma consensus facit.
Согласие усиливает даже слабые силы.
Blanditia, non imperio fit dulcis venus.
Любовь можно снискать лаской, а не силой. Ср.: Насильно мил не будешь.
Discordia fit carior concordia.
Раздор придает большую ценность согласию.
In venere semper certant dolor et gaudium.
В любви тоска соперничает с радостью.
(Пер. М. Гаспарова)
Nec mortem effugere quisquam nec amorem potest.
От смерти и любви никто не скроется.
(Пер. М. Гаспарова)
Malum consilium est, quod mutari non potest.
Плохо то решение, которое не может быть изменено.
Cotidie damnatur qui semper timet.
Вседневный страх есть та же казнь вседневная.
(Пер. М. Гаспарова)
Multos timere debet, quem multi timent.
Многих должен бояться тот, кого многие боятся.
Semper plus metuit animus ignotum malum.
Неизвестная беда всегда внушает больше страха. Ср.: Не так страшен черт, как его малюют.
Fortunam citius reperias, quam retineas.
Счастье легче найти, чем сохранить.
Etiam innocentes cogit mentiri dolor.
Беда принуждает ко лжи даже честных.
Patiens et fortis se ipsum felicem facit.
В чем счастье, как не в силе и терпении?
(Пер. М. Гаспарова)
Post calamitatem memoria alia est calamitas.
Удваивают память наши бедствия.
(Пер. М. Гаспарова)
Sero in periculis est consilium quaerere.
В беде уж поздно о совете спрашивать.
(Пер. М. Гаспарова)
Читать еще: Что написал горький для детей. Сказки М
Fortuna fingit latratque, ut lubet.
Судьба лепит и мнет, как ей заблагорассудится.
Levis est fortuna; cito reposcit quod dedit.
Легка Фортуна: что дала, то вновь возьмет.
(Пер. М. Гаспарова)
Stultum est queri de adversis, ubi culpa est tua.
Сам виноват, так на судьбу не жалуйся.
(Пер. М. Гаспарова)
Stultum facit fortuna quem vult perdere.
Чтоб погубить — судьба лишает разума.
(Пер. М. Гаспарова)
Aliena nobis, nostra plus alhs placent.
Чужим милее наше, а чужое — нам. Ср.: В чужих руках ломоть шире. Чужой хлеб слаще калача.
Pudor doceri non potest, nasci potest.
Кто отроду бесстыден — не исправится.
Hominem experiri multa paupertas jubet.
Нас учит бедность жизненному опыту.
Is minimo eget, qui minimum cupit.
У кого меньше всего желаний, у того меньше всего нужды.
Injuriam aures quam oculi facilius ferunt.
Обиду легче стерпит слух, чем зрение.
(Пер. М. Гаспарова)
Injuriam facilius facias, quam feras.
Обидеть легче, чем обиду вытерпеть.
(Пер. М. Гаспарова)
Injuriarum remedium est oblivio.
От всех обид спасение — в забвении.
(Пер. М. Гаспарова)
Invitat culpam qui peccatum praeterit.
Простив проступок, побуждаешь к худшему.
(Пер. М. Гаспарова)
Veterem ferendo injuriam invites novam.
Снося обиду, вызываешь новую.
Discipulus est prioris posterior dies.
Последующий день — ученик предыдущего дня.
Honesta lex est temporis necessitas.
Власть времени — это закон, достойный уважения. Ср.: Время диктует свои законы. Неумолимая власть времени.
Fortuna nimium quem fovet, stultum facit.
Кого удача любит, тот глупеет вдруг.
(Пер. М. Гаспарова)
Nisi per те sapias, frustra sapientem audias.
Кто глуп, тому не впрок советы умного.
(Пер. М. Гаспарова)
Non potest non sapere qui se stultum intellegit.
Кто глуп и понял это, тот уже не глуп.
(Пер. М. Гаспарова)
Taciturnitas stulto homini pro sapientia est.
Молчание для глупца — замена мудрости.
(Пер. М. Гаспарова)
Furor fit laesa saepius patientia.
Терпенье может обернуться страстью.
(Пер. М. Гаспарова)
Irarum maximum fit remedium mora.
Самое верное средство от гнева — медлительность (замедление).
Nocens precatur, innocens irascitur.
Виновный просит о снисхождении, а невиновный гневается (возмущается).
Rei nulli prodest mora nisi iracundiae.
Лишь в гневе нам полезно промедленье.
(Пер. М. Гаспарова)
Beneficium dare qui nescit, injuste petit.
He жди благодеяний тот, кто сам их не оказывает.
Benivoli concunctio animi maxima est cognatio.
Тесней родства союз взаимно добрых душ.
(Пер. М. Гаспарова)
Gravius est malum omne, amoeno quod sub aspectu latet.
Невидимое зло всего тревожнее.
(Пер. М. Гаспарова)
Honesta turpitudo est pro causa bona.
И срам хорош, коли за дело доброе.
(Пер. М. Гаспарова)
Quem bono tenere non potueris, contineas malo.
Кого добром не сдержишь — силой сдерживай.
(Пер. М. Гаспарова)
Qui obesse non vult, cum potest, prodest tibi.
Не делать зла — и то благодеяние.
(Пер. М. Гаспарова)
Quod timeas citius quam quod speres evenit.
Недоброе всегда быстрее доброго.
(Пер. М. Гаспарова)
Honor virtutis praemium.
Честь (почет) — награда за добродетель.
Ingenuitas non recipit contumeliam.
Кто благороден, тот обид не ставит в счет.
(Пер. М. Гаспарова)
Arcum intensio frangit, animum — remissio.
Лук ломается от напряжения, дух — от расслабления.
Gravis animi poena est quem, post facti poenitet, gravis animus dubiam non hавет sententiam.
Нет хуже наказанья, чем раскаянье, кто духом тверд — не знает колебания.
(Пер. М. Гаспарова)
Avarum irritat, non satiat pecunia.
Жадного деньги возбуждают, а не насыщают.
Avarus, nisi cum moritur, nihil rectum facit.
Скупой ничего не делает полезного, разве что когда умирает.
Desunt luxuriae (inopiae) multa, avaritiae omnia.
Многого не хватает роскоши (бедности), жадности — всего. Ср.: Не тот беден, кто неимущий, а тот, кто загребущий.
In nullum avarus bonus est, in se pessimus.
Скупому все враги, а главный сам себе.
(Пер. М. Гаспарова)
Negandi causa avaro nunquam deficit.
У скупого никогда дело не станет за причиной отказа.
Is minimo eget mortalis, qui minimum cupit.
Кто меньше хочет, в меньшем и нуждается.
(Пер. М. Гаспарова)
Brevis ipsa vita, sed in malis fit longior.
Жизнь коротка, но в бедах долгой кажется.
(Пер. М. Гаспарова)
Heu quam est timendus qui mori tutum putat!
Тот страшен, кто за благо почитает смерть!
(Пер. М. Гаспарова)
Homo toties moritur, quoties amittit suos.
Человек столько раз умирает, сколько раз теряет своих близких.
Lex universa est, quae jubet nasci et mori.
Существует всеобщий закон, по велению которого рождаются и умирают.
Occidi est pulchrum, ignominiose ubi servias.
Прекрасно умереть — позорно рабствовать.
(Пер. М. Гаспарова)
Fraus est accipere, quod non possis reddere.
Обманщик тот, кто берет, зная, что не сможет вернуть. Ср.: Умел взять — умей и отдать. Обещанного три года ждут.
Heredis fletus sub persona risus est.
Наследниковы слезы — смех под маскою (пер. М. Гаспарова). Плач наследника — замаскированный смех.
Virtute quod non possis, blanditia auferas.
Добьется льстивый, где спасует доблестный.
(Пер. М. Гаспарова)
Bis vincit, qui se vincit in victoria.
Славнейшая победа — победа над самим собой. Доел.: Дважды побеждает тот, кто побеждает себя самого в победе.
Ibi semper est victoria, ubi concordia est.
Где согласие, там всегда и победа. Ср.: Согласие крепче каменных стен.
Sine dolore est vulnus quod ferendum est cum victoria.
И раны не болят у победителей.
(Пер. M. Гаспарова)
Bonarum rerum consuetudg pessima est.
Привычка к благополучию — наихудшая привычка (т. е. опасно привыкать к благополучию).
Peccatum extenuat, qui celeriter corrigjt.
Кто быстро исправляет свою ошибку, тот смягчает ее.
Quod aetas vitium posuit, aetas auferet.
Промахи, свойственные возрасту, с возрастом и проходят.
Ad paenitendum properat cito qui judicat.
Кто быстро судит, тот быстро и раскаивается.
In judicando criminosa est celeritas.
Преступна спешка в умозаключениях.
(Пер. М. Гаспарова)
Cum vitia prosunt, peccat qui recte facit.
Когда порок доходен — правда убыльна.
(Пер. М. Гаспарова)
Licentiam des linguae, cum verum petas.
Желая правды, языка не сдерживай.
(Пер. М. Гаспарова)
Nimium altercando veritas amittitur.
В чрезмерных спорах утрачивается истина.
Beneficium accipere libertatem est vendere.
Приняв услугу, расстаешься с вольностью.
Ames parentem, si aequust: sin aliter, feras.
Коль добр отец — люби его, коль зол — терпи.
Habent locum male dicti crebrae nuptiae.
Повторный брак — всегда предмет злословия.
(Пер. М. Гаспарова)
Honestus rumor alterum patrimonium.
Доброе имя — как наследство от отца.
Источники:
http://www.litmir.me/br/?b=238257&p=10
http://dom-knig.com/read_354304-8
http://www.banyaplus.ru/love/publilii-sir-zhemchuzhiny-mudrosti-mir-aforizmov-mudrye-mysli-citaty.html