Пуссен пейзаж. Про искусство и его ведение

Никола Пуссе́н (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) — французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Долгое время жил и работал в Риме. Практически все его картины — на историко-мифологические сюжеты. Мастер чеканной, ритмичной композиции. Одним из первых оценил монументальность локального цвета.

СОДЕРЖАНИЕ

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Никола Пуссен родился в 1594 году в нормандском городке Лез-Андели. Уже в молодости получил неплохое общее образование и тогда же начал учиться живописи. В 18 лет отправился в Париж, где продолжил занятия под руководством известного в то время портретиста Ван Элле, а затем и у других мастеров. Очень помогли ему оттачивать технику — посещения Лувра, где он копировал полотна итальянцев эпохи Возрождения.

В этот период Пуссен обретает некоторое признание. Для дальнейшего совершенствования мастерства он отправился в Рим, бывший в то время Меккой для живописцев всех стран. Здесь он продолжил оттачивать свои знания, изучая трактаты Да Винчи и Микеланджело, подробно изучая и измеряя пропорции античных скульптур, общаясь с другими художниками. Именно в этот период его творчество обретает черты классицизма, одним из столпов которого Никола Пуссен считается до сих пор.

Художник черпал вдохновение в творчестве классических и современных поэтов, в театральных представлениях, в философских трактатах, в библейских темах. Но даже канонические сюжеты позволяли ему изображать окружающую его действительность, наполняя полотна безукоризненно выполненными характерными образами, пейзажами и планами. Мастерство и уже сложившийся собственный стиль принесли художнику признание в Риме, его стали приглашать расписывать соборы, заказывали ему полотна на классические и исторические сюжеты. Именно к этому периоду относится программное полотно «Смерть Германика», собравшее воедино все присущие европейскому классицизму черты.

В 1639 году по приглашению кардинала Ришелье Пуссен снова приезжает в Париж, украсить Луврскую галерею. Через год Людовик XIII под впечатлением таланта художника назначает его своим первым живописцем. Пуссена признали при дворе, у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.

Но интриги завистливой местной художественной элиты вынудили его в 1642 году снова покинуть Париж и отправиться в Рим. Здесь он и прожил до конца своих дней, и последние годы жизни, безусловно, стали самым плодотворным этапом в эго творчестве. Пуссен в это время стал больше уделять внимания изображению окружающей природы, проводя много времени за рисованием с натуры. Безусловно, одним из лучших воплощений этого направления в его творчестве стал цикл «Времена года», завершенный незадолго до смерти.

Как и другие картины живописца, эти полотна гармонично объединили натуралистичность и идеализм, на протяжении всей творческой жизни Никола Пуссена не покидавшие его произведения.

Умер художник осенью 1665 года в Риме.

ТВОРЧЕСТВО

Творчество Пуссена для истории живописи трудно переоценить.

Он является основателем такого стиля живописи как классицизм.

Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Но они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести. Ясность, постоянство и упорядоченность изобразительных приемов Пуссена, идейная и моральная направленность его искусства позже сделало его творчество эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции, которая занялась выработкой эстетических норм, формальных канонов и общеобязательных правил художественного творчества (так называемый «академизм»).

Искания Пуссена прошли сложный путь.

Уже в одной из ранних картин «Смерть Германика» (1626—1628, Миннеаполис, Институт искусств) он обращается к приемам классицизма и предвосхищает многие свои поздние работы в области исторической живописи. Германик — мужественный и доблестный полководец, надежда римлян — был отравлен по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия. Картина изображает Германика на смертном одре в окружении его семьи и верных воинов. Но не личное горе, а гражданственный пафос — служение родине и долгу — составляет образный смысл этого полотна. Уходящий из жизни Германик принимает клятву верности и мщения от римских легионеров, суровых, сильных и полных достоинства людей. Все действующие лица расположены подобно рельефу.

Вступив на путь классицизма, Пуссен подчас выходил за его границы. Его картины 1620-х годов «Избиение младенцев» (Шантийи, Музей Конде) и «Мученичество Святого Эразма» (1628—1629, Ватикан, Пинакотека) близки к караваджизму и барокко преувеличенно драматической трактовкой ситуации и образов, лишенных идеальности. Напряженность мимики и стремительность движения отличает экспрессивное «Снятие с креста» в Эрмитаже (ок. 1630) и «Оплакивание» в мюнхенской Пинакотеке (ок. 1627). При этом построение обеих картин, в которых пластически осязаемые фигуры включаются в общий ритм композиции, безупречно. Цветовая гамма подчинена продуманному соотношению красочных пятен. В мюнхенском полотне господствуют различные оттенки серого, с которыми изысканно контрастируют сине-голубые и ярко-красные тона.

Читать еще:  Что считается классикой. Классическая литература

Пуссен редко изображал страдания Христа. Основной массив его произведений связан с библейскими, мифологическими и литературными сюжетами.

Античная тема его ранних работ, в которых сказалось увлечение колоритом Тициана, утверждает светлую радость жизни.

Фигуры смуглых сатиров, прелестных нимф, веселых амуров полны того мягкого и плавного движения, которые мастер называл «языком тела». Картина «Царство Флоры» (1631, Дрезден, Картинная галерея), навеянная мотивами Метаморфоз Овидия, изображает героев античных мифов, которые после своей смерти дали жизнь различным цветам, украсившим благоуханное царство богини Флоры. Гибель Аякса, бросающегося на меч, обреченность смертельно раненных Адониса и Гиацинта, страдания влюбленных Смилы и Крокона не омрачают царящего ликующего настроения. Струящаяся из головы Гиацинта кровь превращается в опадающие лепестки чудесных синих цветов, из крови Аякса вырастает красная гвоздика, Нарцисс любуется на свое отражение в вазе с водой, которую держит нимфа Эхо.

Подобно красочному живому венку персонажи картины окружают танцующую богиню. Полотно Пуссена воплощает мысль о бессмертии природы, дающей жизни вечное обновление.

Эту жизнь несут героям смеющаяся богиня Флора, осыпающая их белыми цветами, и лучезарный свет бога Гелиоса, совершающего свой огненный бег в золотистых облаках.

Через все творчество Пуссена проходит тема жизни и смерти.

В Царстве Флоры она приобретала характер поэтической аллегории, в «Смерти Германика» связывалась с этической, героической проблематикой. В картинах 1640-х годов и более позднего времени эта тема насытилась философской глубиной. Миф об Аркадии, стране безмятежного счастья, нередко воплощался в искусстве. Но Пуссен выразил в этом идиллическом сюжете идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. Художник изобразил пастухов, неожиданно обнаруживших гробницу с надписью «И я был в Аркадии…» — напоминание о недолговечности жизни, о грядущем конце. В раннем варианте (1628—1629, Чатсворт, собрание герцогов Девонширских), более эмоциональном, полном движения и драматизма, сильно выражено смятение молодых пастухов, которые словно предстали перед лицом смерти, вторгшейся в их светлый мир.

Образ природы как олицетворения высшей гармонии бытия проходит через все творчество Пуссена. Прогуливаясь в окрестностях Рима, он с присущей ему пытливостью изучал ландшафты Римской Кампаньи. Его живые впечатления переданы в чудесных пейзажных рисунках с натуры, полных свежести восприятия и тонкого лиризма. Живописные пейзажи Пуссена лишены этого чувства непосредственности, в них сильнее выражено идеальное начало.

Пуссеновские пейзажи проникнуты ощущением грандиозности и величия мира.

Громоздящиеся скалы, пышные деревья, кристально-чистые озера, прохладные родники, текущие среди камней и тенистых кустов, соединяются в пластически целой, целостной композиции, основанной на чередовании пространственных планов, каждый из которых расположен параллельно плоскости холста. Сдержанная колористическая гамма обычно строится на сочетании холодных синих и голубоватых тонов неба, воды и теплых коричневатых тонов почвы и скал.

Насыщенные глубокой мыслью произведения Пуссена прежде всего покоряют жизненной полнотой образов. Его привлекала красота человеческих чувств, размышления о судьбах человека, тема поэтического творчества. Особенно важное значение для философско-художественной концепции Пуссена имела тема природы как высшего воплощения разумной и естественной гармонии.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Его отец был ветераном армии короля Генриха IV.

Пуссен

Работы Пуссена раннего римского периода (1620-е гг.) отмечены ощущением полноты жизни. Исполненные энергии и действия, его герои сами решают свою судьбу, определяют ход исторических событий. От его «Битвы» (Москва, ГМИИ) веет героикой легендарных войн. В нагромождении фигур, л хаосе движений прокладывает путь организующее, четкое, ритмическое начало. Разум и воля побеждают стихию страстей.
Пуссена привлекали пасторали и вакханалии, воплощающие представления о гармоничном мире и счастье, о «золотом веке» — светлой мечте мыслителей-утопистов 16—17 вв. Ощущение полноты бытия, влюбленность в красоту жизни пленяют в «Спящей Венере» (1620-е гг., Дрезден, Картинная галерея). В свободно раскинувшейся под сенью дерева богине все исполнено грации, свежести, жизнелюбия. Однако сон ее тревожен, поза беспокойна. Темные, оливковое золотистые, красные, оранжевые краски предгрозового летнего вечера передают чувство напряженной жизни природы. Венера Пуссена земная, однако она остается недосягаемым идеалом. Светлый тон тела богини, четкий силуэт выделяют ее в пейзаже, отдаляют от пастухов, вместе с тем ритм движений связывает ее фигуру е поэтическим образом природы. Насыщенность сочного горячего колорита, свобода и широта письма на крупнозернистом холсте, внимание к передаче света сближают Пуссена с Тицианом.

Пуссен. Смерть Германика

Картина Пуссена «Смерть Германика» (1627, Рим, палаццо Барберини) — программное произведение классицизма. В нем угадывается отклик на распространявшиеся но Франции того времени тираноборческие идеи. Художник утверждал мерилом человеческой ценности личные достоинства, заслуги героя перед страной. Трагический сюжет картины взят у древнеримского историка Тацита. Изображен момент прощания семьи и легионеров с исполненным душевного благородства полководцем Германиком, отравленным завистливым императором Тиберием. Яркий верхний свет и красная тога акцентируют обессилевшее тело и побледневшее, но стоически мужественное лицо Германика, сохраняющего невозмутимое спокойствие духа. Гибель героя воспринимается как трагедия общественного значения. Личные переживания приглушены и выражены в тихой скорби небольшой группы женщин и детей у изголовья Германика, Единодушно устремленные к ложу полководца легионеры исполнены готовности совершить подвиг во имя справедливости; бурно проявляющие свои чувства, она выступают воплощением коллективной воли. Строгий ритм, подчеркнутый первоплановыма фигурами воинов и четким архитектурным членением композиции, вносит организующее начало в движение. Показывая различные характеры и судьбы людей, слагая композицию из самостоятельных элементов, Пуссен подчиняет их строгому гармоничному порядку, который, о точки зрения классицизма, царит в жизни. Расположение предметов и фигур в картинах Пуссена приобрело первостепенное значение, оно как бы создавало особый мир, подчиненный своему ритму, темпу и звучанию.

Читать еще:  Гоголевская проза. И ирреальные силы

В картине «Смерть Германика» выступили основные черты классицизма: ясность действия, противопоставление группировок, архитектоничность композиции. По примеру античных рельефов Пуссен располагал действующих лиц в неглубоком пространстве, расчленяя его на ряд планов. Замкнутость композиции усиливала сосредоточенность действия.

Пуссен. Танкред и Эрминия

В ином ключе решена композиция «Танкред и Эрминия» (1630-е гг., Ленинград, Эрмитаж), ее сюжет навеян поэмой Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Художник воспел здесь чувство амазонки Эрминии, внезапно охваченной любовью к недавнему ненавистному врагу — раненому рыцарю Танкреду. Образ Эрминии сложен, она нежна и мужественна, взволнованна и решительна, в ее лице и страх и надежда. Содержание раскрывается столкновением различных характеров и их состояний. Страстной порывистой Эрминии, отсекающей прядь своих длинных волос, противопоставлены теряющий силы Тапкред и сосредоточенный оруженосец. Сверкающие серебристо-синие одежды развеваются и вторят движению героини, усиливая настроение тревоги. Красные отсветы заката воспринимаются как отзвуки минувших грозных событий, пламенных страстей.

Умение передать в движении, в жесте, в ритмах внутренний мир человека — одна из характерных черт Пуссена. Он называл движение «языком тела» и достигал поразительной очищенности его от всего случайного. Не меньшее значение в его произведениях имеет колорит. Контраст холодных сине-стальных и напряженных красно-золотых тонов в «Танкреде и Эрминии» подчеркивает глубокую трагичность образов.
В 1630-х гг. в творчестве Пуссена утвердился идеал человека ясного разума и сильной воли. В то же время углублялось чувство трагического, все чаще встречалась в его произведениях тревожащая современников проблема быстротечности земной жизни. В «Аркадских пастухах» (между 1632 и 1635 гг., Чезуорт, частное собрание; вариант 1650, Париж, Лувр) Пуссен обратился к древнеримской легенде о счастливой стране Аркадии, придав ей философский смысл.
Лаконичная надпись, найденная на мраморной гробнице «И я был в Аркадии», наводит юных пастухов на грустную мысль, что в жизни все преходяще и находит завершение в смерти. Отношение к смерти, пробудившиеся чувства и мысли прослеживаются художником в их градации и кульминации, в тонкой нюансировке характеров. Трагическое напряжение гармонично разрешается в образе молодой женщины. Погруженная в печальное раздумье, она понимает смысл изречения как неизбежный закон жизни. Глубокая философская мысль, лежащая в основе этого произведения, выражена в классически строгой форме, в цельности замысла.

В картине «Великодушие Сципиона» (1643, Москва, ГМИИ) побеждает разум, царит сдержанность чувств и жестов. Каждая фигура обладает самостоятельностью и свободой, но в то же время все приведено к гармоничному единству. Большую роль играет теперь не цвет, а четкий рисунок, контур, выделяющий грани, замыкающий скульптурно-пластическую форму. Строгая организованность композиции подчеркнута ритмическими соответствиями и повторами, сопоставлением больших планов, локальных цветов.
В 1750—1760-х гг. Пуссен чаще обращался к пейзажу. Подобно писателям-утопистам и мыслителям-пантеистам своего века с их проникновенными гимнами природе, Пуссен преклонялся перед ее величием. Вдохновляясь поэтическими образами Римской Кампаньи и описаниями Древней Эллады Вергилием, он создал синтетический образ природы как могущественного, организованного целого — рождался героический пейзаж. Жизнь природы исполнена в пейзажах художника драматического напряжения, оно, однако, всегда приходит к гармоническому разрешению.

Природа захватывала Пуссена безграничностью своих пространств, их ясной обозримостью («Пейзаж с Геркулесом и Какусом», 1649, Москва, ГМИИ). Он выбирал обычно средний горизонт, на уровне стоящего на земле человека, и тяготел к местностям, где взгляд может охватить обширные пространства — равнины, горные массивы и скалы, морские просторы. Сохраняя в пейзаже более свободную живописную манеру, чем в фигурах композиции, уделяя внимание передаче освещения, Пуссен выявлял ясные чередования планов, гармоничные соответствия форм, линий, ритмов. Прозрачный воздух в его пейзажах сообщает объему каждого предмета кристальную чистоту, массы строго уравновешены.

Читать еще:  Многоточие рэп группа. Многоточие

Пуссен. Пейзаж с Полифемом

Природа у Пуссена — арена действия легендарных героев, олицетворяющих стихийные начала. В «Пейзаже с Полифемом» (1649, Ленинград, Эрмитаж) образ Полифема, играющего на свирели, как бы возникает из скалы и главенствует над долинами и морями. Пленительная песнь любви зачаровывает природу. В покое застыли могучие скалы, деревья, облака. В глубине — стада, фигуры пахарей, пастухов, с ними в согласии живут фавны, наяды и лесные боги. По мысли Пуссена в слиянии с могущественной природой, в ее созерцании человек обретает свою истинную сущность. Впечатление гармонии и величия целого определяется общим приглушенным тоном картины, построенной на сочетании серебристо-зеленого, пепельно-серого, голубого.
Призыв к самопознанию и духовному совершенствованию личности нашел воплощение в «Автопортрете» Пуссена (1650, Париж, Лувр). Патетике парадных портретов 17 в. противопоставлен идеал совершенной мыслящей личности. Здесь все дышит спокойствием. Величественна фигура художника. Мужественное лицо выражает внутреннее достоинство, решительный поворот головы — самоутверждение. Напряженный сосредоточенный взгляд свидетельствует о внутренних конфликтах. Гармония героев Пуссена — результат огромных усилий разума и воли. Большую ценность представляют рисунки Пуссена — композиционные и исполненные с натуры (перо, кисть, бистр) в свободной, живописной манере.
Последователи Пуссена не поняли глубины его творчества, проникнутого мечтой о прекрасном. Живое творческое преломление античности сменилось у них стремлением исправить несовершенную натуру, подчинить ее классическим нормам античного искусства. Лишь в пейзаже традиция Пуссена получила плодотворное развитие.

42 Творчество Никола Пуссена и Клода Лоррена и проблема классицизма в живописи Франции XVII века.

Клод Лоррен (1600-1682) – основатель классицистического идеального пейзажа, который сложился в законченную систему и превратился в самостоятельный жанр.
Так же, как и Пуссен, почти всю жизнь провел в Италии. Мотивы реальной итальянской природы преобразованы им в идеальный образ, соответствующий нормам классицизма:
кулисное построение пейзажа, строгость композиции, рассчитанное расположение масс на холсте, четкое разграничение пространства на 3 плана, но, в отличии от Пуссена, которого в первую очереди интересовала героическая патетика, пишет пейзажи лирического характера. Лоррена интересовало состояние природы, эффекты утреннего или вечернего освещения ( у Пуссена всегда дневной свет в пейзажах), вибрация воздуха. Люди в его пейзажах оставались только стаффажем, он нередко поручал вписывать человеческие фигуры другим художникам. Тонкая эмоциональность, блестящее живописное мастерство.

У Лоррена достаточно цельный художественный метод. Это пейзаж
— классический
— классицистический ()
— идеальный
-лирический
— светлый, эмоциональный строй
Композиция его пейзажей почти неизменна. Обычные композиционные приемы художника, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, — замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего. У горизонта, всегда чуть в сторону от центра, художник помещает солнце.
Почти все лорреновские пейзажи имеют сюжетную мотивировку, по крайней мере, были задуманы как пейзажи со сценами из мифологии, древней истории или с сюжетами на библейские темы («Пейзаж с похищением Европы», 1655; «Пейзаж с Иезекиилем»; «Психея у дворца Амура».
Часто, природа и люди даны в определенной тематической взаимосвязи – «Ацис и Галатея» 1657
Любил изображать в пейзажах античную архитектуру — изображает открытые портики, колоннады или руины, но он не стремиться к археологической достоверности, а всегда поэтически переосмысливает. «отплытие св.Урсулы» 1641.
Лоррен изображает природу в разное время суток, колорит всегда вторит лирическому безмятежному настроению. Освещение всегда дано в мягких переходах, он избегает напряженных контрастов света и тени. В силу достоверности освещения картины Лоррена из Эрмитажа получили название «Утро», «Полдень», «Вечер» и «Ночь» (1651-72), составив как бы единый цикл.
Примечательные пейзажные рисунки Лоррена с натуры, где он воссоздает световые и пространственные эффекты. «Вид Кампаньи», «Вид Тиволи»
Чтобы избежать участившихся подделок своих работ, Лоррен гравировал все картины и собрал их в «Книгу истины» — «Liber Veritatis» (195 гравюр; в настоящее время — в Британском музее)
Влияние
Живопись Лоррена оказала воздействие на развитие всего европейского пейзажа: рядом с ним сформировалась группа голландских пейзажистов итальянизирующего направления (Германн ван Сваневельт, Ян Бот, и др.), в 18-19 вв. его влияние испытали Гейнсборо, Тернер, Сильвестр Щедрин и др.

Французская живопись 2 пол. 17 века вырабатывались правила и нормативы, которые служили созданию большого стиля. Складывается мертвая, догматическая система, основанная на классицистичексой теории Пуссена, но не имеющего с Пуссеном ничего общего. Культ античности – создание отвлеченных, вненациональных норм красоты. Схематизм.
Вождь академизма – Шарль Лебрен 1619-90, ученик Симона Вуэ, традиции барочной декоративной живописи, но подражал Пуссену. Создатель эстетика академизма. («Подвиги Александра Македонского» 1660). Диктат рисунка, в противоположность тем академистам, т.н. рубенсистам, которые провозглашали авторитет цвета. Представитель – Пьер Миньяр, академист, театрально-условная, слащавая живопись.(«Великодушие Александра Македонского» 1689)

Источники:

http://allpainters.ru/pussen-nikolja.html
http://artiques.ru/node/147
http://artgirls.livejournal.com/3742.html

Моя Дача