Мы ленивы и не любопытны. День русского языка

Депутат Госдумы Владимир Мединский продолжает развенчивать мифы о России в своей новой книге. Он уверен, что многие страшилки про русский народ надуманны и ложны.

Лариса КАФТАН

Мифы о России часто создаются одной фразой. Сказал: «Ленивы мы и нелюбопытны» — и вот ярлык: русские ленивы и нелюбознательны. Но стоит копнуть — и выясняется, что за каким-то выражением нет автора, которому приписывают фразу. Или автор есть, но имел он в виду что-то совсем другое, иногда прямо противоположное.

Депутат Госдумы профессор МГИМО Владимир МЕДИНСКИЙ, автор нескольких книг о мифах, придуманных о России и русских (среди них лень, пьянство, неопрятность, глупость), развенчивает очередные сказки о нас в готовящейся к печати книге «Скелеты из шкафа русской истории».

Публикуем отрывки из книги и интервью с автором.

1. «ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ»

Родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде «…Веселие Руси есть пити…» и прочее «гой-еси». Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы якобы его слова: «Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти», — то все, приехали — всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами.

В русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.

Да просто потому, что наши предки пили мало, пьянство не представляло собой общественной проблемы!

В государствах, где были распространены пьянство и запои, появлялись различные правила и ограничения. Известна общая суровость ранних римских нравов. Но и на их фоне законы о винопитии очень строги. По законам Ромула мужчинам до 35 лет вообще запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам. Если римлянка допускала до себя пьяного мужа, ее закапывали живой (!).

2. «ВОРУЮТ-С»

Князь Горчаков: И что же происходит в России?

Карамзин: Как обычно… Воруют-с…

Скажу сразу: нет никакой уверенности, что диалог состоялся именно между Горчаковым и Карамзиным. То такой же вопрос задает князь Барятинский князю Гагарину и тоже в Париже . В другой версии этого исторического анекдота разговор происходит в Петербурге, а беседуют то ли граф Орлов с князем Куракиным, то ли князь Гагарин с графом Бобринским.

Фраза есть. Целая идеология, построенная на ней, есть. Автора — нет.

Есть люди, иногда непонятливые иностранцы, а иногда разобиженные на жизнь соотечественники, которые сказали о нашей стране и нашем народе некие обобщенные гадости. И есть другие люди, которые их с большим мазохистским удовольствием повторяют, постепенно превращая чужую злобную остроту или литературный анекдот в истину в последней инстанции.

3. «ЛЕНИВЫ МЫ И НЕЛЮБОПЫТНЫ»

Сказал как-то Пушкин: «Мы ленивы и нелюбопытны», — и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный — ни тяги к знаниям тебе, ни ума.

Ну полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, «наше все», достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. О ком говорил Пушкин «мы»? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…».

Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.

4. «ПРОЩАЙ, НЕМЫТАЯ РОССИЯ»

Здесь тоже автор хорошо известен: Лермонтов Михаил Юрьевич.

Эта строка знаменитого стихотворения, рожденного поэтом в первой половине XIX века перед отъездом в ссылку на Кавказ, стала одним из аргументов и художественной метафорой «мифотворцев» в пользу подтверждения тезиса о грязи и неопрятности русских.

Если заняться «скучным» анализом, быстро выясняется: это оскорбительно-дерзкое, экспрессивное определение лирический герой относит скорее к вполне конкретной, «официальной» России. То есть никак не ко всему русскому народу, а только к тем, кто обвинил и сослал поэта. Строки, в которых поэт признается в любви к Родине, проникновенно пишет о своих патриотических переживаниях, у нас практически не цитируются. А определение «немытая Россия» было подхвачено и приклеено ярлыком ко всем русским, ко всей стране.

Читать еще:  Художники слова — о чернобыльской трагедии.

5.«СТРАНА РАБОВ»

Из одного стихотворения Лермонтова создали сразу два устойчивых негативных клише. «Страна рабов», — любят у нас бездумно повторять про «немытую Россию». Конечно, поэт, говоря «Страна рабов, страна господ», явно имел в виду близкий и понятный ему высший свет и царившие там нравы.

Зверюга Салтычиха была, кстати, приговорена к смертной казни. Но окончила жизнь не на плахе, а в тюрьме — смертная казнь вполне в духе сегодняшних гуманных времен была заменена пожизненным заключением. В тюрьме она провела 33 года. Умудрилась даже нажить ребенка от тюремщика.

6. «НАШ БУНТ, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ»

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный…» А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», черновая редакция. Снова Пушкин! Все-таки он недаром «наше все». За последние двадцать лет эти слова цитировали столько, что они уже стали народной поговоркой. «Не приведи Бог…» Не принимает наша душа бунта. Отметим это.

А чтобы сравнить «наши» бунты и бунты европейцев, посмотрим: а как в те же времена бунтовали в Европе?

Широко известно восстание Спартака 73 (или 74) — 71 годов до н. э. До 60 тысяч рабов участвовали в восстании, 40 тысяч из них погибли в сражениях и были истреблены победителями, 6 тысяч (!) рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги и висели, пока их истлевшие и разложившиеся тела не попадали с крестов по частям.

В России известны восстания, сравнимые по масштабу с восстанием Спартака. До 40 тысяч человек вел за собой Степан Разин. До 60 тысяч было в армии Пугачева. Но большая часть из них дожила до конца восстания. Никогда ни Суворову, ни графу Панину не пришло бы в голову поставить вдоль Московской или Смоленской дороги 6 тысяч виселиц.

Собирая материал для своей «Истории пугачевского бунта», А. С. Пушкин и через 50 лет после казни Пугачева встречался со стариками, которые открыто рассказывали о своем участии в восстании. Римский историк не имел бы такой возможности.

ЗВОНОК АВТОРУ

Мы любим заниматься самобичеванием

— Это мертвечина, опасно забивающая голову враньем и галиматьей. Уровень хлама, который хранится в нашем чердачке, как говорил Шерлок Холмс, стуча себя по голове, настолько колоссален, что неудивительно, что мы еще помним, как нас зовут. Порочное представление о собственной истории вреднее, чем отсутствие знаний о ней. А у нас отсутствие знаний накладывается на порочное знание.

— И так, и так. Создана масса новых мифов, связанных с поведением наших нуворишей за рубежом. Но мы все-таки все гиперболизируем. Имидж русских за границей лучше, чем то, что мы думаем об имидже русских за границей. Нам достаточно негативного отзыва провинциальной австрийской газеты из альпийской деревни, чтобы переписывать это миллионными тиражами и заниматься самобичеванием. На самом деле русский турист — самый желанный в любом европейском городе, он не мелочится и не жадничает.

— Я боюсь, там сплошные скелеты, но они еще не истлели, и если начинать дверцы открывать и проветривать, то такая вонища пойдет, что безопаснее пока держать их герметично закупоренными, чтобы не отравиться этими газами.

О Пушкине и современном нелюбопытстве-начало

Многим известна фраза, принадлежащая Александру Сергеевичу Пушкину: » Мы ленивы и нелюбопытны». Она вырвана из контекста и давным — давно пошла гулять по белу свету. Первоначально же Пушкин в «Путешествие в Арзрум» (1836) писал: » Как жаль, что Грибоедов не оставит своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны. «. Впоследствии часть россиян стала считать эти слова Пушкина чуть ли не приговором русскому народу, мотивируя это тем, что Пушкин -гений и всегда бывал во всём прав. Начнём с того, что и Пушкин был прежде всего человеком, а человеку свойственно ошибаться и уметь делать при этом правильные выводы. Но главное в другом- не писал Пушкин о лени и нелюбопытстве всего русского народа. Он имел ввиду близкий ему круг дворянской интеллигенции, хотя такого понятия тогда ещё и не существовало.

Я не хочу останавливаться на «ленивом» вопросе, поскольку считаю совершенно неправомерными рассуждения некоторых российских и многих западных историков и публицистов о так называемом ленивом русском народе. Всё это глупости, не требующие траты времени. Но вот, что касается нашего нелюбопытства, то здесь есть над чем подумать и о чём поговорить. Я думаю, что нелюбопытство- это следствие в первую очередь плохого образования и прежде всего гуманитарного. В России к любопытству относились всегда по разному, как и к образованным людям. Но прежде чем продолжить тему, я бы хотел поставить точки над i. Я имею в виду, как и Пушкин и все мыслящие люди, под любопытством совсем не подглядывание в замочную скважину. Тут в пору вспомнить русскую поговорку- «Любопытной Варваре нос на рынке оторвали», хотя есть и иная поговорка: » Любопытство не порок». Итак, я под любопытством имею в виду интерес человека к жизни, ко всему, что происходит вокруг тебя. То есть любопытный человек — в первую очередь активный человек. А наше общество всегда нуждалось и нуждается в активных его членах.

Читать еще:  А дюма биография. Биография александра дюма

Я не хочу останавливаться на роли любопытных людей-россиян в истории России, поскольку и так ясно, что без любопытства, без интереса невозможно ни одно открытие в области науки и техники; не возможно усложнение труда и интенсификация темпов производства; невозможно открытие новых земель и полёты в космос. одним словом для развития общества необходим минимальный (для начала)уровень образования и интерес (любопытство) членов общества. Чтобы не доказывать то, что и так ясно, я пропускаю 19-ый и 20-ый века в истории России и приглашаю вас сразу в 21-ый век, в нашу современность.

Кто придумал, что русские — лодыри и пьянчуги?

Мифы о России часто создаются одной фразой. Сказал: «Ленивы мы и нелюбопытны» — и вот ярлык: русские ленивы и нелюбознательны. Но стоит копнуть — и выясняется, что за каким-то выражением нет автора, которому приписывают фразу. Или автор есть, но имел он в виду что-то совсем другое, иногда прямо противоположное. Депутат Госдумы профессор МГИМО Владимир МЕДИНСКИЙ, автор нескольких книг о мифах, придуманных о России и русских (среди них лень, пьянство, неопрятность, глупость), развенчивает очередные сказки о нас в готовящейся к печати книге «Скелеты из шкафа русской истории». Публикуем отрывки из книги и интервью с автором. «ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ» Родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде «. Веселие Руси есть пити. » и прочее «гой-еси». Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы якобы его слова: «Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти», — то все, приехали — всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами. В русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства. Да просто потому, что наши предки пили мало, пьянство не представляло собой общественной проблемы! В государствах, где были распространены пьянство и запои, появлялись различные правила и ограничения. Известна общая суровость ранних римских нравов. Но и на их фоне законы о винопитии очень строги. По законам Ромула мужчинам до 35 лет вообще запрещалось употреблять вино, не разрешалось пить вино женщинам. Если римлянка допускала до себя пьяного мужа, ее закапывали живой (!). «ВОРУЮТ-С» Князь Горчаков: И что же происходит в России? Карамзин : Как обычно. Воруют-с. Исторический анекдот-с. Скажу сразу: нет никакой уверенности, что диалог состоялся именно между Горчаковым и Карамзиным. То такой же вопрос задает князь Барятинский князю Гагарину и тоже в Париже . В другой версии этого исторического анекдота разговор происходит в Петербурге , а беседуют то ли граф Орлов с князем Куракиным , то ли князь Гагарин с графом Бобринским . Фраза есть. Целая идеология, построенная на ней, есть. Автора — нет. Есть люди, иногда непонятливые иностранцы, а иногда разобиженные на жизнь соотечественники, которые сказали о нашей стране и нашем народе некие обобщенные гадости. И есть другие люди, которые их с большим мазохистским удовольствием повторяют, постепенно превращая чужую злобную остроту или литературный анекдот в истину в последней инстанции. «ЛЕНИВЫ МЫ И НЕЛЮБОПЫТНЫ» Сказал как-то Пушкин : «Мы ленивы и нелюбопытны», — и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный — ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Ну полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, «наше все», достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. О ком говорил Пушкин «мы»? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова . Вот цитата целиком: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны. » Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие. Масштабные. «ПРОЩАЙ, НЕМЫТАЯ РОССИЯ» Здесь тоже автор хорошо известен: Лермонтов Михаил Юрьевич. Эта строка знаменитого стихотворения, рожденного поэтом в первой половине XIX века перед отъездом в ссылку на Кавказ , стала одним из аргументов и художественной метафорой «мифотворцев» в пользу подтверждения тезиса о грязи и неопрятности русских. Если заняться «скучным» анализом, быстро выясняется: это оскорбительно-дерзкое, экспрессивное определение лирический герой относит скорее к вполне конкретной, «официальной» России. То есть никак не ко всему русскому народу, а только к тем, кто обвинил и сослал поэта. Строки, в которых поэт признается в любви к Родине, проникновенно пишет о своих патриотических переживаниях, у нас практически не цитируются. А определение «немытая Россия» было подхвачено и приклеено ярлыком ко всем русским, ко всей стране. «СТРАНА РАБОВ» Из одного стихотворения Лермонтова создали сразу два устойчивых негативных клише. «Страна рабов», — любят у нас бездумно повторять про «немытую Россию». Конечно, поэт, говоря «Страна рабов, страна господ», явно имел в виду близкий и понятный ему высший свет и царившие там нравы. Зверюга Салтычиха была, кстати, приговорена к смертной казни. Но окончила жизнь не на плахе, а в тюрьме — смертная казнь вполне в духе сегодняшних гуманных времен была заменена пожизненным заключением. В тюрьме она провела 33 года. Умудрилась даже нажить ребенка от тюремщика.

Читать еще:  Мадам не манж па сис жур. Же не манж па сис жур

«НАШ БУНТ, БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ» «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный. » А. С. Пушкин, «Капитанская дочка», черновая редакция. Снова Пушкин! Все-таки он недаром «наше все». За последние двадцать лет эти слова цитировали столько, что они уже стали народной поговоркой. «Не приведи Бог. » Не принимает наша душа бунта. Отметим это. А чтобы сравнить «наши» бунты и бунты европе йцев, посмотрим: а как в те же времена бунтовали в Европе? Широко известно восстание Спартака 73 (или 74) — 71 годов до н. э. До 60 тысяч рабов участвовали в восстании, 40 тысяч из них погибли в сражениях и были истреблены победителями, 6 тысяч (!) рабов были распяты вдоль Аппиевой дороги и висели, пока их истлевшие и разложившиеся тела не попадали с крестов по частям. В России известны восстания, сравнимые по масштабу с восстанием Спартака. До 40 тысяч человек вел за собой Степан Разин . До 60 тысяч было в армии Пугачева . Но большая часть из них дожила до конца восстания. Никогда ни Суворову , ни графу Панину не пришло бы в голову поставить вдоль Московской или Смоленской дороги 6 тысяч виселиц. Собирая материал для своей «Истории пугачевского бунта», А. С. Пушкин и через 50 лет после казни Пугачева встречался со стариками, которые открыто рассказывали о своем участии в восстании. Римский историк не имел бы такой возможности. ЗВОНОК АВТОРУ Мы любим заниматься самобичеванием — Это мертвечина, опасно забивающая голову враньем и галиматьей. Уровень хлама, который хранится в нашем чердачке, как говорил Шерлок Холмс , стуча себя по голове , настолько колоссален, что неудивительно, что мы еще помним, как нас зовут. Порочное представление о собственной истории вреднее, чем отсутствие знаний о ней. А у нас отсутствие знаний накладывается на порочное знание. — И так, и так. Создана масса новых мифов, связанных с поведением наших нуворишей за рубежом. Но мы все-таки все гиперболизируем. Имидж русских за границей лучше, чем то, что мы думаем об имидже русских за границей. Нам достаточно негативного отзыва провинциальной австрийской газеты из альпийской деревни, чтобы переписывать это миллионными тиражами и заниматься самобичеванием. На самом деле русский турист — самый желанный в любом европейском городе, он не мелочится и не жадничает. — Я боюсь, там сплошные скелеты, но они еще не истлели, и если начинать дверцы открывать и проветривать, то такая вонища пойдет, что безопаснее пока держать их герметично закупоренными, чтобы не отравиться этими газами.

Источники:

http://www.gazetaprotestant.ru/2010/09/kto-pridumal-chto-russkie-lodyri-i-pyanchugi/
http://www.stihi.ru/2015/07/21/3416
http://www.kp.ru/daily/24555/730859/

Моя Дача