В настоящее время происходит динамичное развитие художественного процесса в России на основе мирового опыта. Отсутствие диалога музейных специалистов со странами Запада в советский период образовало пробелы в представлениях о развитии американской и европейской музейной практики, которые имеют выраженную специфику.
В зарубежных странах термин «посетитель» сегодня теряет актуальность, в данном контексте используется слово «клиент», и этим подчеркивается тот факт, что современные музеи предоставляют продукт или услугу, обеспечив духовную, информационную, эстетическую или другую выгоду для своего посетителя.
Зарубежные государства постепенно снимают с себя обязательства по отношению к музеям, уменьшается бюджет и снижается количество государственных культурных учреждений. В Америке и Европе бюджет большинства музеев складывается за счет поддержки частного сектора, добровольных поступлений, фондов и доходов от собственной деятельности.
«Мировая практика укрепила существование двух моделей организации маркетинговой деятельности в сфере культуры – американская и французская. Американская модель направлена на привлечение партнеров и спонсоров, для извлечения максимальной прибыли. Французская модель направлена, прежде всего, на удовлетворение спроса потребителей. Общая черта американской и французской моделей – наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа и репутации учреждения сферы культуры».
Для нашей страны характерно формирование промежуточной модели организации маркетинга в сфере культуры, которая объединяет в себе элементы, как американской, так и французской моделей. Многие российские музеи продолжают советские традиции работы с посетителями, которые близки к французской модели. В крупных музеях (в Эрмитаже, Третьяковской галереи, Русском музее) организация маркетинговой деятельности более продумана, но и региональные музеи также начинают уделять должное внимание маркетингу и продвижению в своей работе.
Выделим основные зарубежные тенденции деятельности в области продвижения:
- тенденции изменения экспозиционной политики. Например, центр современного искусства «Baltic» на севере Англии. Создание этого центра стало частью программы городской регенерации через культуру – бренд возник в тандеме со структурными и функциональными особенностями индустриальной архитектуры.
- централизация экспозиционно-выставочной политики. Например, музейный квартал в Вене (Австрия), особенностью которого является соседство исторических и современных зданий, музеев и галерей, различных организаций культуры. Перед профессионалами встала задача выстроить некий объединяющий бренд музейного квартала таким образом, чтобы ничьи интересы не были ущемлены. Музейные сотрудники разработали рекламную кампанию, которая парадоксальным образом переформатировала образы музейного квартала, соединив их с устоявшимися и узнаваемыми фигурами, значимыми для истории города.
- использование событийного маркетинга, например, акция «Ночь музеев». «Ночь музеев» организовывали уже и многие другие крупные города: Цюрих, Лозанна, Париж, в России – Москва, Санкт-Петербург.
- расширение ассортимента и объема дополнительных услуг. Например, в базельском Музее культур рядом с экспозицией выделено помещение для занятий кружков. Здесь участники семинаров, прежде всего дети, могут на практике воплощать то, что не представлено в коллекции. В музейном магазине продаются не только открытки, каталоги и научные публикации, но и материалы для практических работ, сувениры, изделия ремесленников, соответствующие профилю выставок.
Все больше и эффективнее стали применяться технологии продвижения в российских музеях, один из недавних примеров успешного продвижения является успех выставки Валентина Серова в Третьяковской галереи. Экспозиция была размещена на трех этажах с 7 октября 2015 по 24 января 2016. По информации пресс-службы Третьяковской галереи, экспозицию посетило более 500 тыс. человек, мероприятие вызвало широкий резонанс в СМИ. Для продвижения выставки использовались различные инструменты продвижения: создание вирусного ролика и продвижение его в социальных сетях; взаимодействие со СМИ; создание сайта выставки; создание культурно-образовательной программы; event, реклама (наружная, печатная, на транспорте, баннерная, социальных сетях); проведение акции; приглашение лидеров мнений, политиков и известных персон и др.
Делая вывод, можно отметить, что деятельность в области продвижения российских музеев все больше перенимает опыт зарубежных стран, сочетая в себе американскую и французскую модель, тенденции в области продвижения зарубежных музеев, актуальны и для нашей страны.
Продвижение музеев и отдельных выставок – это сложный процесс, при котором надо учитывать специфику учреждения, его культурный продукт, четко сегментировать аудиторию, формировать миссию и стратегию, разрабатывать долгосрочные коммуникативные программы.
Российская и зарубежная музейная практика активно развивается, регулярно появляются новые тенденции в продвижении культурного продукта, сегодня наиболее актуальными являются: централизация экспозиционно-выставочной политики, брендирование, использование событийных технологий и др.
Музейная эффективность. Музеи оценят по репутации
Критерии эффективности (успешности) музея ? совокупность признаков, позволяющих оценить популярность музея и степень его задействования в процессах социально-экономического и культурного развития общества и государства [7]. Понятие эффективность (или успешность) выражает не только прибыльность, но и некоммерческую значимость музея как производителя общественных благ, которые имеют цену производства, но по разным причинам не имеют адекватной цены продажи. Создание этих благ является результатом государственной поддержки, а также участия в этом процессе различных профессиональных групп. В итоге создания музейного продукта формируется специфическое музейное пространство, которое, в роли сферы привлечения разнообразных интересов, косвенно или прямо оказывает влияние на окружающую территорию, повышение ее экономической эффективности [6]. Основные критерии эффективности музея связаны со специфическим музейным пространством, которое формируется с помощью четырех креативных групп: 1. Музейные специалисты (проектировщики, менеджеры, экспозиционеры, экскурсоводы, хранители, музейные педагоги) 2. Представители творческих профессий и профильной науки (художники, архитекторы, писатели, поэты, драматурги, актеры, режиссеры, музыканты, археологи, реставраторы, краеведы) 3. Местное население 4. Туристы С целью обозначения граней эффективности деятельности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии для последующей детализации общей оценки. К базовым критериям относятся: востребованность, доступность и влиятельность услуг, экономическая устойчивость. Применимость этих критериев обусловлена территориальным положением музея и приоритетами его деятельности. По территориальному принципу музеи можно разделить на три группы: 1) столичные музеи и музеи крупных региональных центров; 2) региональные и муниципальные музеи, находящиеся на популярных туристских маршрутах; 3) муниципальные и сельские музеи, находящиеся отдаленно от популярных туристских маршрутов; В каждой территориальной группе можно выделить четыре основных типа музеев по характеристике профильных приоритетов и специфике деятельности: 1. Тип «A»: музеи, основная деятельность которых определяется объемом музейной коллекции, требующей как традиционных, так и инновационных форм экспозиционно-выставочного показа и публикаций; 2. Тип «B»: музеи, приоритетная деятельность которых связана с образовательными проектами и программами; их основная аудитория ? школьники младших и старших классов, студенты колледжей и ВУЗов; 3. Тип «C»: музеи, главная деятельность которых нацелена на развлекательные проекты и программы, что обусловлено, прежде всего, наличием парковой зоны, позволяющей привлекать самую широкую аудиторию; как правило, это парковые музеи-заповедники по типу «Царицыно» 4. Тип «D»: это музеи, которые объединяют в своей деятельности приоритетные направления всех вышеуказанных типов; то есть – крупные музеи-заповедники с уникальными мемориальными и историко-архитектурными объектами для показа, достаточным объемом коллекций и территории, стремящиеся к разнообразию образовательных и развлекательных программ; яркие примеры таких музеев ? музей-заповедник «Ясная Поляна», «Петергоф». Аудитория подобных музеев универсальна. Актуальность темы: критерии эффективности (успешности) деятельности музея определяют существование музея в целом, как доходной экономической единицы, поэтому изучение данной темы позволит не только систематизировать приведенные критерии эффективности, но и понять степень их влияния на общие показатели окупаемости государственных музеев. Цель данной работы: проанализировать систему критериев оценки эффективности государственных музеев, их объективность и возможность внедрения в общую систему функционирования музеев. Задача реферата: рассмотреть критерии эффективности деятельности музея, выделить основные методы ее повышения, привести конкретные примеры. Предмет исследования: критерии эффективности деятельности музеев на территории Российской Федерации. Объест исследования: государственные музеи Российской Федерации Структура работы: реферат состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.
Читать еще: Сделка манилова с чичиковым описание. Мёртвые души
Необходимость разработки критериев эффективности продиктована изменившимися условиями музейной деятельности, прежде всего, вхождением музеев на национальный и международный рынок. Не менее важным является создание механизма для адекватной самооценки, оценки деятельности музея руководящими органами и спонсорами, поддержки музейной деятельности органами власти в виде премий, грантов, дополнительного финансирования и разработки в будущем рейтингов музеев РФ. Для определения эффективности музея предлагается система, включающая базовые и производные критерии. К базовым критериям относятся: Востребованность, Влиятельность, Доступность услуг и Экономическая устойчивость. Производные критерии позволяют конкретизировать процесс оценки базовых критериев по отдельным сферам и потребителям. Соответственно критерий «востребованность» подразделяется на востребованность публикой, системой образования и научной сферой. Базовый критерий «влиятельность», характеризующий воздействие результатов работы музея на внешнее окружение включает: признание музея, его влияние на досуговые предпочтения населения, развитие территории и самой музейной отрасли. Критерий «доступность услуг» складывается из доступности информации и доступности музейных сервисов. Наконец, такой критерий как «экономическая устойчивость музея» предполагает анализ и оценку по трем производным критериям: эффективность менеджмента музея, доходность и развитие партнерства [5]. На следующем уровне «востребованность публикой» детализируется то, как влияет рост индивидуальной и коллективной посещаемости; расширение аудитории за счет новых форм презентации коллекций и актуализации экспозиционно-выставочного предложения; уровень спроса на образовательные программы и прочие услуги, и продукты музея, развитие волонтерского движения. Критерий «востребованность системой образования» раскрывается через развитие партнерства с образовательными учреждениями, осуществление совместных образовательных программ, востребованность музейных образовательных internet-ресурсов. «Востребованность в научной сфере» оценивается на основании степени вовлеченности сотрудников музея в работу с посетителями-специалистами, организации научных форумов, выпуска периодических научных изданий по профилю музея, развития научного сотрудничества и научных достижений хранителей музея. Общественное «признание» музея определяется поддержкой со стороны населения его социокультурных проектов, устойчивыми связями со средствами массовой информации, привлекательностью музея для проката выставок и привлечения его к участию в совместных выставочных проектах. «Влияние на развитие территории» оценивается через влияние музея на формирование региональных брендов и влияние его экспозиционно-выставочных проектов на культурную, социальную и экономическую жизнь региона. «Влияние на развитие музейной отрасли» раскрывается через лидерство музея в области экспозиционных методов и технологий, влияние его экспозиции на методы и технологии создания экспозиций в других музеях и влияние выставочной политики музея на развитие экспозиционно-выставочной практики в целом. «Информационная доступность» определяется тематическим разнообразием виртуальных музеев и выставок, востребованностью музейного информационного центра, посещаемостью музейного сайта и музейных страниц в социальных сетях, представленных музейных интерактивных экспозиций. Этот критерий особенно важен для привлечения молодой аудитории, привыкшей к восприятию информации и ее доступности круглосуточно в режиме on-line. «Доступность сервисов» определяется созданием специальных условий для посещения музея людьми с ограниченными возможностями, востребованностью музейного кафе, электронной системы бронирования и предварительной продажи билетов. Посетители, как правило, высоко ценят уровень предоставляемого сервиса и дополнительных услуг и готовы его оплачивать. Оценка «эффективности управления» строится на таких критериях как способность менеджмента музея оптимизировать расходование ресурсов и умение аккумулировать максимум ресурсов из внешней среды. Критерий «доходность» раскрывается через увеличение объема и изменение структуры доходов музея, развитие музейной торговли и электронной коммерции, рост доходов музея от предпринимательской и другой дополнительной деятельности. Наконец, такой важнейший критерий эффективности как «развитие партнерства» раскрывается через партнерские отношения музея и предприятий местной промышленности [5]. Отечественные музеи, со своими значительными предметными и интеллектуальными ресурсами, могут повысить свою эффективность, если не будут отставать от современных тенденций и технологий. Следует грамотно и с учетом местного колорита применять каждый из приведенных критериев эффективности деятельности музея, с максимальной концентрацией ресурсов из внешней среды и их рациональным использованием. Таким образом, в реферативной работе были раскрыты и кратко описаны основные критерии эффективности деятельности государственных музеев, приведены наиболее яркие примеры показательных музеев, прописаны рекомендации по улучшению эффективности упомянутых критериев. Поставленные цели и задачи работы полноценно достигнуты.
Читать еще: Певец 50 cent. Главной целью Кертиса стала музыка
1. Устав Международного совета музеев (ИКОМ). В редакции, принятой на 20-й Генеральной Ассамблее ИКОМ (Барселона, Испания, 6 июля 2001 г.) 2. Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 26 июня 2007 г. и 23 февраля 2011 г.) 3. Федеральный закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» 5. Калякина, А.В. Маркетинг в музее: Основные этапы разработки и осуществления маркетинговой политики /А.В. Калякина //Справочник руководителя учреждения культуры. — 2004. — № 2. 6. Лорд Барри, Лорд Гэйл Д. Менеджмент в музейном деле. — Москва: Экономика, 2002 .- 390с 7. Хлевнюк Д.О., Самодин А.А. Исследование «Мониторинг культурной жизни города Москвы и оценка эффективности деятельности учреждений культуры Департамента культуры города Москвы: статистико-социологический анализ: московские музеи» // Справочник руководителя учреждения культуры, 2013, № 3. С.5-25.
Критерии успешного музея
Сегодня принято оценивать крутизну музея по количеству посетителей или сумме доходов, получаемых от выставочных проектов. В этой связи достаточно вспомнить экспозиции В. Серова и И. Айвазовского в Третьяковке, на которые выстраивались километровые очереди. Хорошо это или плохо? Правы ли «эффективные менеджеры» от департамента культуры, спускающие руководителям музеев план «сверху»? Каковы критерии успешного музея? На эти вопросы отвечает директор Эрмитажа, ученый и искусствовед Михаил Борисович Пиотровский:
«Нельзя относиться к музею или заповеднику как к торгово-развлекательному центру. Мы существуем вовсе не для того, чтобы развлекать. Прежде всего мы существуем, чтобы сохранить те ценности, которые нам доверены. Сохранить и передать их будущим поколениям в неприкосновенности. Нам удалось сохранить наши сокровища даже в самые трудные дни конца восьмидесятых, начала девяностых. Но вот теперь, в рыночных обстоятельствах, пресловутые «сержанты» от культуры () все настойчивей начинают говорить нам: у вас в запасниках пылятся множество невостребованных произведений искусства, давайте выставлять их на рынок, передавать частным музеям. У каждого музея, у каждого заповедника существуют пределы посещаемости. К примеру, мы знаем, что в главном корпусе Эрмитажа могут единовременно находиться не более семи тысяч человек. А в год мы можем принять не более пяти миллионов посетителей. Если эти цифры станут регулярно завышаться, музей начнет деградировать. К примеру, Эрмитаж зарабатывает в год десять-двенадцать миллионов долларов. Это прямое следствие изобретательности, креативности и высочайшей компетентности наших сотрудников. Но планировать заработки музея сверху − недопустимо. Потому что, опять-таки, нельзя превращать музей в дойную корову. Он не для этого.
Читать еще: Лихачев Дмитрий Сергеевич. Биографическая справка
Вот для того-то и есть государство вместе с министерствами, чтобы учреждения культуры не существовали в условиях рынка. В противном случае мы очень быстро научим музеи торговать бесценными фондами, сдавать в аренду разным бизнесменам и чиновникам Эрмитажные залы, устраивать рок-концерты на Дворцовой площади. А заповедники станут рыночно эффективными, распродав свои заповедные земли. И в результате на пике самоокупаемости мы обнаружим вдруг, что ни легендарного Эрмитажа, ни легендарного Святогорья у России больше нет. А есть третьеразрядный музей восковых фигур и очередная рублевка на месте, где когда-то был Пушкинский пейзаж.
Роттердамский университет сделал исследование по замерам репутации музеев. Самая высокая репутация у Лувра, Эрмитаж на четвертом месте, следом идет Британский музей. Причем голландцы выяснили, что репутация великих музеев значительно выше, нежели репутация самых популярных и авторитетных мировых промышленных брендов. Здесь надо иметь в виду еще и то, что репутация Эрмитажа добавляет репутации Санкт-Петербурга и репутации страны. Так же как высокая репутация Пушкинского заповедника фактически формирует репутационный рейтинг Псковской области, который влияет на успех туриндустрии.
Всем желающим вписать российские музеи в рыночную экономику я бы напомнил о том, что наши музеи и заповедники − крупнейшие в стране работодатели, что принципиально важно для депрессивных регионов, в которых они, как правило, находятся. Это замечательные субъекты хозяйственной деятельности, позволяющие людям работать, получать приличную зарплату и содержать свои семьи. А значит, сохранять социальную стабильность в регионах.
Музей − хранитель ценностей. Качество сохранения − существеннейший показатель нашей работы. Музей или заповедник должен доставлять людям, приходящим к нам, удовольствие. Но по нашим, созданным музеем, правилам. Позволю себе некую аналогию. Вы можете получить удовольствие от занятий спортом, приложив при этом немало усилий и энергозатрат. А можете просто выпить вина, расслабиться и тоже получить некое удовольствие. Так вот, удовольствие от посещения музея всегда связано с работой мысли, с обязательным духовным усилием. В этом состоит музейное правило, которому необходимо следовать. Другое дело, что в музее человеку должно быть комфортно, он должен постигать то, что видит, с желанием, с радостью и увлечением. Воспользуюсь той же аналогией: существует же в физкультуре понятие «мышечная радость» − ощущение своей силы, здоровья, неограниченных возможностей. Так вот, в музее человек должен ощутить радость открытия, радость сбывшихся догадок, восторг постижения замысла гения. Не случайно мы в Эрмитаже устраиваем так называемые залповые выставки − сразу несколько и на разные темы. Зачем? А затем, чтобы у наших посетителей был выбор, чтобы каждый мог посмотреть то, что ближе, что по душе, от чего удовольствие больше. Дальше: мы думаем о том, чтобы информация для людей не была избыточной, утомительной, но одновременно достаточной. Вот тут-то и нужен опыт и талант настоящих музейщиков. Кому-то нужен экскурсовод, а кому-то он только мешает. Значит, надо дать возможность человеку воспользоваться персональным гаджетом и наушником. В этом и состоит реальная доступность музея и комфорт от его посещения. Почему это важно? А потому что человек должен захотеть прийти к нам еще и еще.
Только я вас очень прошу не употреблять это чудовищное слово − эффективность. Существует простое русское слово − успех. Давайте им пользоваться. Оставим «эффективность» для «сержантов». Так вот, конечно же важнейший критерий успеха музея − многократное посещение. Важно, чтобы тебя тянуло прийти в музей еще и еще. Я помню, как меня тянуло приехать в Михайловское еще раз после первого посещения заповедника. Это замечательное чувство. Пройдите сегодня по залам Эрмитажа и взгляните на лица людей. Уверен, вы увидите замечательные, одухотворенные, красивые лица. В этом, в одухотворенном лице человека − и есть главный критерий успеха музейной работы.
Вот сегодня много говорят о госзаказе. Ну да, мы бюджетное учреждение, государство дает нам деньги и вправе нагружать нас госзаказом. Но как мне представляется, сегодня этот госзаказ должен формулироваться так − очеловечить человека, вернуть в озлобленного, издерганного, одержимого нетерпимостью нашего соотечественника человеческую теплоту и сострадание. Сохранить человека в человеке. Важнее нет ничего». . Фото: © РИА Новости.
Источники:
http://www.prstudent.ru/teoria/prodvizhenie-muzeev-rossijskij-i-zarubezhny-j-opy-t
http://www.work5.ru/gotovye-raboty/124229
http://dianov-art.ru/2018/06/05/kriterii-uspeshnogo-muzeya/