Рубрика: 1. Общая педагогика
Статья просмотрена: 5411 раз
Библиографическое описание:
Ксенофонтова Д. В. Музыкальные технологии XXI века [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. С. 14-16. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2322/ (дата обращения: 11.02.2020).
Влияние новых технологий на музыку прослеживается с древнейших времён. Музыка развивалась вместе с развитием средств её исполнения, то есть музыкальных инструментов. В древности музыка была отделена от остальных искусств. По мнению античных исследователей, она подчинялась каким-то объективным законам и существовала вне зависимости от человека. Конечно, «золотое сечение» существует и в живописи, и в скульптуре, но там все отношения приблизительны, и отклонения от них не так бросаются в глаза, как расстроенная гитара или скрипка режет слух.
С развитием в основном деревообрабатывающей и металлургической технологий люди начали замечать зависимость звука от породы дерева, из которого изготовлена оправа. Также непрочный конский волос уступил своё место металлической струне. И вот где-то за две тысячи лет до нашей эры появляются такие инструменты, как лира или арфа.
За весь период человеческой истории от изобретения лиры до наших дней было создано огромное количество музыкальных инструментов. Но наибольшему влиянию новых технологий за последние сто пятьдесят лет подверглись три группы – клавишные, ударные и струнные (в основном гитара).
Многократно возрастает престиж и качество музыкального образования, содержание которого благодаря компьютеру существенно изменился, стал более высокотехнологичным и интенсивным, гибко настраиваемым на любые специфические задачи.
Яркий «всплеск» интереса музыкантов и слушателей к необычным звучаниям, к новым тембрам, равно как и стремление хотя бы как-то облегчить необычайно сложный труд композитора и исполнителя, плюс появление возможности использовать для этого новые информационные технологии предопределили использование компьютеров в процессе сочинения музыки. Первые компьютеры не были рассчитаны для этого; пришлось поработать конструкторам, но без музыкантов они ничего бы не сделали. Сейчас эта техника, можно сказать, готова полностью перевернуть музыкальное мышление. И за какое-то очень короткое в историческом аспекте время (лишь в августе 1981 года фирма IBM начала выпускать первые в мире персональные компьютеры) эта техника объединила многие миллионы людей; интерес к возможностям ее в музыкальной сфере стал поистине колоссальным. Обращение к информационным технологиям, музыкальной акустике в их актуальных связях с музыкой ставит перед исследователями многие сложные проблемы. Безусловно, важнейшей из них является проблема соотношения художественного (музыкального) и естественнонаучного мышления или проблема соотношения образного эмоционального восприятия музыки и точности, объективности методов ее познания. Однако объективные критерии позволяют получать знания лишь о внешних, материальных проявлениях искусства. Для представителей точных наук останутся скрытыми (если не навсегда, то надолго) духовная сущность искусства, составляющая основу эстетического познания музыки. Во всяком случае, информационные технологии, музыкальная акустика не предоставляют исследователям таких возможностей. Следовательно, перед учеными во весь рост встает проблема создания метода познания духовной сущности искусства.
Существенное отличие современного пользователя музыкальным звукотехническим и компьютерным оборудованием от деятельности академического музыканта-исполнителя заключается в новом подходе к творческому процессу, поскольку, чтобы создать звуковой образ того или иного инструмента, ему необходимы точные, а не интуитивные знания об употреблении того или иного приема в музыкальном контексте, поскольку музыка в компьютерных технологиях программируется. Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание. Подобное специфическое содержание обуславливает выбор разнообразных методик, видов работы и новых мультимедийных средств. Почти каждый учитель музыки в специальной музыкальной или общей школе владеет музыкально-компьютерными технологиями. Конечно, он сможет интересно и увлекательно вести свой предмет, ему совсем нетрудно будет сочинить песенку или танец, сделать полнозвучные аранжировки, сформировать яркий школьный концерт и качественно записать его на цифровой диск.
Сегодня институты, университеты, гимназии, школы, колледжи, техникумы и даже детские сады оснащены новейшей компьютерной техникой. В некоторых вузах России электронные технологии, касающиеся музыкального творчества, изучаются как предмет учебного плана. В подобных учебных заведениях на основе компьютерных систем разрабатываются звуковые «словари», создаются музыкальные композиции с исполь-зованием световых и цветовых спецэффектов, кино-видеоряда, актерской пантомимы.
Современное музыкальное образование проявляет возрастающий интерес к компью-терным технологиям. Музыкальная информатика, использующая компьютерный инструментарий с целью освоения необходимых знаний, умений и навыков, широко практикуется в музыкальном образовании западных стран. Сферой ее внимания является, главным образом, обучение по предметам музыкально-теоретического и исторического циклов, а также решение некоторых учебных задач, связанных с исполнительской и композиторской деятельностью. Сюда входят: обучение с помощью компьютера, обуче-ние с развлечением, технология интерактивного мультимедиа, интернет.
Читать еще: Варлам шаламов автобиография. Биография шаламов в
Компьютерные программы также используются в обучении игре на инструментах, в развитии музыкального слуха, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, в аранжировке, импровизации, наборе и редактирования нотного текста. Компьютерные программы позволяют определять диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.п. Кроме того, компьютер позволяет разучивать пьесы с «оркестром». Он также может выступать как «тренажер» по дирижированию (с использованием телеаппаратуры). Компьютерные программы позволяют проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Для многих музыкальных дисциплин компьютер представляется ценным источником библиографических и энциклопедических сведений.
Сегодня существуют еще одно, немаловажное и актуальное направление в обучении музыки – это применение интернет-технологии. При использовании интернет-технологий форма представления материала обуславливается главным образом конкретным видом занятия, содержание курса, а также ролью преподавателя. Например:
— сопровождение нотными примерами и аудиопримерами;
— использование дополнительных материалов (статей, учебных изданий, публикуемых в интернете и т. п.);
— использование ресурсов нотных библиотек и музыкальных антологий в интернете;
— задание по теме в форме теста, анализа произведений, реферативной работы;
— форумы (семинары), организованные по заданным темам преподавателя.
Разработка и внедрение в учебный процесс таких информационных ресурсов, включая ресурсы Интернета, существенно расширяет границы обучения, делает его более эффективным и разнообразным. Это в равной степени возможно как для очной, так и заочной формы обучения.
Информационные технологии – это неотъемлемый компонент процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Возможности информационных технологий позволяют повысить эффективность обучения и музыковедческим дисциплинам. Развитие компьютерных технологий в музыке перспективно, актуально и объективно необходимо.
Вербицкий А.А., Цеханский В.М. Информационные технологии в трансляции музыкальной культуры // Информатика и культура: Сб. науч. тр. – Новосибирск, 1990. – 231 с.
Володин А.А. Электронные музыкальные инструменты. М.: Энергия, 1970. – С.145].
Волошин В.И., Федорчук Л.И. Электромузыкальные инструменты. М.: Энергия, 1971.– 143 с.
Музыка и технология. технологии в музыке
Playing track is prohibited in this country ( ) by request of the copyright holders.
Playing track by request of the copyright holders.
Прослушивание трека в этой стране ( ) запрещено по требованию правообладателей.
Прослушивание трека запрещено по требованию правообладателей.
Playing and downloading tracks from zaycev.net is prohibited in this country ( ) by request of the copyright holders.
Прослушивание и скачивание треков с zaycev.net в этой стране ( ) запрещено по требованию правообладателей.
Copyright © Zaycev Media Group Ltd., 2004-2020
Реклама позволяет слушать и качать музыку бесплатно.
Сайт продолжит работу через несколько секунд.
«Технология» — популярная группа из Москвы, играющая в жанре синти-поп. Наибольшую известность ансамбль обрел на закате советской эпохи. Успешность группы многие обусловливают тем, что в начале 90-х годов среди молодежи бешеной популярностью пользовались британцы Depeche Mode, а участники «Технологии» лишь подхватили новую модную волну.
Со временем музыканты доказали, что способны самостоятельно создавать актуальный и самобытный материал. История группы началась в 1990 году, когда музыканты распавшегося коллектива «Биоконструктор» Леонид Величковский, Андрей Кахаев и Роман Рябцев встретили вокалиста Владимира Нечитайло. Релиз первого альбома «Все, что ты хочешь» состоялся годом позже, за ним последовал выпуск малобюджетных видеоклипов на 4 песни, самой известной из которых впоследствии стала композиция «Странные танцы».
Второй полноформат «Рано или поздно» ознаменовал кадровые изменения в группе – место Леонида Величковского занимает еще один экс-участник «Биоконструктора» Валерий Васько. 1996 год группа встречает в полностью обновленном составе и выпускает альбом «Это война».
В течение следующего десятилетия состав ансамбля претерпевает еще несколько изменений, главным из которых стало воссоединение двух вокалистов – Нечитайло и Рябцева. Одновременно переиздаются 4 полноформата группы с полным ремастерингом звука и бонус-треками.
2006 год для коллектива был ознаменован несколькими важными событиями, среди которых релиз сингла «Дайте огня», презентация новой программы «Невозможные связи» и совместный тур по России с немецкой синт-поп командой Camouflage.
Год спустя основатели команды снова собрались вместе, чтобы принять участие в съемках фильма «Одна любовь на миллион» в роли самих себя.
На сегодняшний день, помимо регулярной смены состава, за плечами «Технологии» 15 релизов, несколько успешных гастрольных туров по городам России, совместные выступления с коллективом Глеба Самойлова, группой «Смысловые галлюцинации». Несмотря на, казалось бы, намертво прилипший ярлык «русской копии Depeche Mode», вокруг «Технологии» собрался довольно плотный костяк преданных поклонников, и трудно не согласиться с тем вкладом, который группа внесла в развитие электронной сцены России.
Современные образовательные технологии, применяемые на уроках музыки.
статья по музыке на тему
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания.
Прежде всего, использую в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
В узком смысле слова педагогическая технологи я-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
Читать еще: Выставка октябрь китайского художника. Цай Гоцян
Используемые технологии на уроках музыки:
-Прдуктивная творческая деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии,
применяемые на уроках музыки
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода приоритета субъектных отношений.
Музыка, как всякое искусство, помогает учащимся познать мир, воспитывает художественный вкус, творческое воображение, любовь к жизни, к человеку, к природе и своей Родине.Я считаю, что музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, — это постоянная возможность самореализации. Работая учителем музыки, я стремлюсь вызвать в детях ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника.
«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».
Идет 21 век. Цивилизация развивается. Информация становится самым выгодным и важным товаром. Возникают информационные технологии, позволяющие огромным массам людей общаться, видеть друг друга, спорить, оказывать влияние друг на друга, находясь на противоположных сторонах земного шара. Растет потребность в людях, умеющих самостоятельно принимать решения, инициативных, изобретательных. Для современной школы возникает главная задача: научить детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире.
Количество новых задач, с которыми приходится сталкиваться людям, резко возрастает. Учитель не может всех учащихся сделать гениями, но может многих из них вооружить способами решения новых задач.
В условиях образования искусство – единственная область, в которой может закономерно развиваться эмоционально-нравственное развитие растущего человека и его приобщение к высшим духовным ценностям. Современное поколение, на мой взгляд, не имеет четкого представления о том, какую несомненную практическую пользу приносят занятия музыкой, поэтому к предмету «Музыка» относятся как к малозначимому, ненужному предмету.А еще Пифагор, создавая свою «школу мудрости», положил в ее основу два искусства – музыку и математику. Он считал, что гармония чисел сродни гармонии звуков и что оба этих занятия упорядочивают хаотичность мышления и дополняют друг друга.
Программы общеобразовательных учреждений «Музыка», предусматривают в ходе изучения курса достижения многих задач, направленных на:
— становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
— развитие музыкальности, музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной культуры, памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;
— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
— воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира, музыкального вкуса учащихся, потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании, слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Таким образом, чтобы реализовать поставленные задачи, содержанием моей работы стало сделать предмет «Музыка» интересным и привлекательным для учащихся, при этом максимально учитывая межпредметные и внутрипредметные связи, логику учебного процесса и возрастные особенности школьников. Через формирование слушательского интереса достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитание у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? Прежде всего, используя в своей работе современные принципы педагогической техники и информационные технологии.
В узком смысле слова педагогическая технология-это последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей. В общем виде — это изучение учащихся и состояния учебно-воспитательного процесса, постановка диагностических целей и задач, определение перспективы, предвидение результатов, планирование деятельности, решение задач, организаторская деятельность, коррекция на основе диагностики, разработка программы последующих действий. Следовательно, развитие педагогических технологий связанно с новым, более качественным уровнем деятельности педагога.
Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является технология проектов . Ее называют также методом проблем. Сегодня метод проектов применяется каждым педагогом. В основе метода лежит умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Метод всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся.
Требования к использованию метода проектов:
— Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения (например: исследование современности классической музыки; изучение творчества композиторов разных стран; сравнение идей музыки минувших эпох и современности; решение проблемы современности «настоящее искусство бессмертно – это родник общей человеческой духовности»).
Читать еще: Александр иванович герцен биография. А
— Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад о музыке великих наших «современников», искусство которых, независимо от эпохи, в которой было создано, отвечает нашим современным идеалам; показ компьютерной презентации; выпуск газеты; проведение музыкальных лекториев с выступлением творческих групп по данной проблеме).
— Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
— Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы ее решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов.
Проектную деятельность можно применять и на уроках освоения материала, и на уроках по применению знаний, а также на уроках обобщения.
Современные педагогические технологии немыслимы без широкого применения
новых информационных технологий, компьютерных . Большой интерес к современным компьютерным системам является мотивационной основой учебной деятельности. Именно информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции методов, реализовывать заложенные в них потенциальные возможности; они становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
В процессе использования ИКТ на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование технических средств обучения: музыкального центра, телевизора, видеомагнитофона, синтезатора, которые могут быть применены на уроках музыки, при звуковом оформлении школьных праздников и мероприятий.
К безусловным достоинствам цифрового электронного инструмента – синтезатора относятся: тембровое многообразие, насыщенность и объемность звучания, относительная техническая простота исполнения на нем.
Во внеклассных мероприятиях синтезатор можно применять в музыкальном оформлении спектаклей, используя разнообразные звуковые эффекты, а также при вокально-хоровой работе с учащимися. Исполнение песен становится интересным, так как звуковое оформление становится современным.
В своей работе я использую технологии коммуникативно -развивающего обучения в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию . Основными задачами в личностно-ориентированном образовании являются: — оптимистический подход к ребенку и умение максимально стимулировать его развитие; — опора на познавательный интерес каждого ребенка; — создание позитивной психологической атмосферы; — саморазвитие личности; — личностная направленность.
Личностно – ориентированный подход в обучении на уроках музыки способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере мыслительных процессов, запоминании, внимании, в проявлении инициативы, творчества. При усвоении нового материала каждый ребенок обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои
Эта технология имеет следующие преимущества:
- развитие коммуникативных умений обучающихся;
- повышение интереса к изучению предмета и познавательной активности обучающихся;
- предоставляет возможность развивать творческую активность обучающихся;
- повышение эффективности обучения;
- объективность оценки;
- расширение возможностей предъявления информации
Условиями успешности обучения на уроках музыки является технология проблемного проектного изложения учебного материала .
Эта технология имеет следующие преимущества:
- познавательная активность учащихся,
- связь обучения с жизнью,
- организация обучения как деятельности.
Ребенок творит ради радости. И эта радость есть особая сила, которая питает его. Радость собственного преодоления и успеха в учебе способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает творческую личность. Главное в деятельности учителя музыки – развиваться вместе с учениками, быть постоянно в творческом поиске.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 2005г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г. М.,Просвещение,2000г.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.,Педагогика,1989г.
- Волков И.П. Учим творчеству. М., Педагогика, 1982г.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать М., 1991г.
- Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии — М.: Сентябрь, 1996.
- .Т.А.Замятина «Современный урок музыки», учебно-методическое пособие -М., Изд-во «Глобус»-2010г.
- Лихачев Т.Б. Простые истины воспитания- М., «Педагогика».
- 3.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.
- Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография. – Волгоград: перемена, 2006.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2005
- .«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенич.
Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связанно, прежде всего, с отказом от традици.
Предлагаю методические разработки по использованию технологий «мозгового штурма», «письменных дебатов», приемов «три предложения», «ключевые слова», применение которых активизирует мыслительную деятел.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования«Центр технического творчества» Мастер-класс по теме:&la.
Актуальность проблемы технологизации на фоне стремительного распространения различных инноваций. Продуманная во всех деталях педагогическая технология как модель совместной педагогической деятельности.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Совреме.
Кратская иформация по технологиям и методикам преподавания музыки в общеобразовательной школе в соответствии с ФГОС.
Источники:
http://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2322/
http://zaycev.net/artist/130749
http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/01/24/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii-primenyaemye-na-urokah-muzyki