Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Живопись Ван дер Винне — это в основном натюрморты vanitas и жанровые сцены, многие из которых включают портретный бумажный эскиз самого живописца. Позже его стиль был скопирован Эвертом Коллиером, Питером ван Эйзеном и Барентом ван Эйзеном.
Vanitas (лат. «Тщеславие») — жанр натюрморта, который процветал в Нидерландах в начале XVII века. Отправной точкой зарождения жанра был голландский город Лейден, позже перешедший на всю территорию Нидерландов, а также в некоторые части Франции и Испании. Живопись vanitas содержит коллекции предметов, символизирующих неизбежность смерти, мимолетность и тщеславие земных достижений и удовольствий. Он призывает зрителя задуматься о смертности и покаяться. Художники Vanitas посвятили себя тому, чтобы донести до процветающей публики, что вещи этого мира — удовольствия, деньги, красота, власть — не вечны. Их работы провозглашают: жизнь — это все, что есть, поэтому не позволяйте ей пройти, пока не насладитесь всеми ее удовольствиями. Vanitas развился из простых изображений черепов и других символов смерти и мимолетности, часто нарисованных на оборотных сторонах портретов во время позднего Ренессанса.
Натюрморты vanitas содержат определенные стандартные элементы:
— символы искусств и наук (книги, карты и музыкальные инструменты),
— богатство и власть (кошельки, украшения, золотые предметы, оружие). Оружие и доспехи — символ власти и обозначение того, что вы не можете взять с собой в могилу.
— земные удовольствия (игральные карты). Кубки, игральные карты или кости, шахматы — признак неудачной жизненной цели, поиска удовольствий и греховной жизни.
— символы смерти или мимолетности (черепа, часы, горящие свечи, мыльные пузыри и цветы),
— символы воскресения и вечной жизни (бабочки, гусеницы, колосья или веточки плюща и лавра),
— символы непостоянства (часы или песочные часы, гниющие цветы или гниющая пища). Зрелые плоды символизируют плодородие, изобилие в переносном смысле богатства и благополучия.
Картины Ван дер Винне известны именно жанром vanitas.
Первое, что зритель видит на этой картине — абсолютно произвольное расположение элементов, беспорядок, хаос. Очень много разных предметов лежат на столе и все они являются символами vanitas. Большая потрепанная книга, небесный шар и другие научные инструменты, включая компасы, очки, указывают на несовершенство и мимолетность человеческого знания. Лютня и две флейты напоминают зрителю, что музыка доставляет лишь мимолетное удовольствие. Картина также содержит несколько символов, которые в целом относятся к смертности, такие как песочные часы, пузыри и череп. Череп увенчан лавровым венком («Конец венчает дело»).
Над краем стола висит лист бумаги с изображением самого художника. Добавляя свой собственный портрет к натюрморту Ванитаса, Винсент ван дер Винне дает своей картине дополнительное послание: все земное и человеческое преходяще, но искусство вечно, и художник увековечен своим искусством.
Данный натюрморт художника символизирует большие богатства (особенно, объединение короны и шкатулки, переполненной драгоценными камнями). Вместе они напоминают нам о том, что богатство и сила бесполезны перед лицом смерти, которая вызывает вернуться к отрывку из книги Екклесиаста в Библии (1:2 — «Суета сует», — сказал Екклесиаст. «Суета сует, — все суета!»). Папские тиары, короны и скипетры в жанре vanitas — признаки преходящего земного владычества, которое контрастирует с небесным миропорядком. Все на картине «кричит» о богатстве: мерцающие жемчужины, черные и красные драгоценные камни и жемчужно-серый мерцание кубка Наутилуса, украшенного золотыми фигурами. Когда кто-то смотрит на картину, его соблазняет богатство, которое находится перед ним, но он не может забыть о черепе, символизирующем смерть и мимолетность жизни, и все это служит предупреждением о том, что не следует быть обманутым земным богатством. Перья символизируют надежду, веру и милосердие, а также свободу (благодаря полету). Перевернутая корона символизирует, что когда-то главенствующая власть была побеждена смерть. Даже украшенный драгоценными камнями меч, который когда-то был символом могущества, не устоял перед смертью.
И в этот натюрморт художник включил автопортрет, заметно отраженный в сфере, почти в центре композиции. Включение собственного сходства художника придерживается давней традицией в голландской живописи вставлять автопортреты в отражающие поверхности (мотив, аналогично используемый Кларой Петерс, Ян Давидс де Хемом, Ян ван Эйком и др.). Образ художника, отраженный на поверхности такого деликатного носителя, как стекло, символизирует хрупкость человечества. Сфера напоминает изображение мыльного пузыря, самого распространенного мотива в натюрморте, который снова напоминает о мимолетной преходящей природе жизни.
Таким образом, картины vanitas выполняли две социально значимые функции. В первую очередь это был статус — картины с элементами богатства, власти не каждый мог себе позволить или увидеть в своей повседневной жизни. Они являлись подтверждением солидного положения владельца. Еще одна функция состояла в том, чтобы навязать обществу жесткое моральное поведение. Таким образом, предполагалось, что эти роскошные картины служат высшей цели — напомнить людям о хрупкости бытия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Натюрморт с музыкой
Слово «натюрморт» означает «мёртвая природа», nature morte. Это картины, на которых нет живого: фрукты сорваны, цветы срезаны, дичь добыта и готова стать пищей.
Нередко натюрморты изображают и музыкальные инструменты.
Чем ближе к нашим дням, тем чаще натюрморт — это просто картина, и он говорит только на языке живописи. Цвета и оттенки, тени и свет, фактура поверхности, композиция. Но старинные натюрморты часто были наполнены символикой. Их можно было прочитать, как притчу, или разгадать, как ребус.
Читать еще: Названия направления эмиль золя. Ни дня без строчки
Что же символизировали музыкальные инструменты?
На картине ван дер Виллиге труба и барабан покоятся рядом с боевым шлемом. Это те самые «медные трубы», символ войны и победы. О том, что владелец шлема был победителем, говорит и лавровый венок на голове статуи. Но смерть забирает всё, и в центре композиции — череп.
Для таких натюрмортов, символизировавших бренность всего сущего, есть даже специальный термин: » Vanitas » («суета» на латыни). Особенно много их писали в XVII веке.
Обратите внимание, что кроме вещей воина на картине есть и полускрытая другими предметами виела рядом с изящной раковиной. Тот, кто носил шлем, был удачлив не только на поле брани, но и в любви.
Ещё более утончённая символика Vanitas появляется на картине Бартоломео Беттеры.
Здесь нет черепов и угасших свечей, только музыкальные инструменты: спинет (предшественник фортепиано), две лютни, скрипка. Но инструменты покрыты толстым слоем пыли. Их небрежно сложили, и никто на них с тех пор не играл.
А на пыли кто-то рисовал чёрточки — простенькие и бессмысленные, словно провёл эти чёрточки маленький ребёнок. Картина говорит, что владелец инструментов ушёл. но жизнь продолжается. Возможно, выросший ребёнок чуть позже смахнет эту пыль.
Итальянский художник Эваристо Баскенис остался в истории как автор натюрмортов с музыкальными инструментами. Он написал их несколько сотен. Но он предпочитал передавать зрителям другое послание.
Инструменты у Баскениса небрежно брошены, как и на картине Беттеры. Но поверх них так же небрежно брошены ноты, по которым играли музыканты, и почти всегда на картинах Баскениса есть свежие фрукты или только что срезанные цветы. С теми, кто играл на этих виелах и лютнях, всё хорошо! Они просто устали и отправились пообедать или прогуляться.
Иногда символика натюрмортов очень проста. Музыкальные инструменты и ноты на них означают. просто звук.
Многие художники писали циклы картин на сюжет «пять чувств человека». Самый известный из них, пожалуй, цикл Яна Брейгеля Старшего (но у Брейгеля это не натюрморты).
На картине ван ден Хеске, кроме музыкального инструмента (больше всего он похож на ребек) изображены певчие птицы и бюст одной из муз. На бюсте нет имени, но есть изображение ещё одного музыкального инструмента (на подставке) — флейты Пана.
Ну а небрежный художник, который не обращает внимания на историю вещей, может собрать натюрморт, который будет выглядеть довольно странно с точки зрения музыковеда.
Кевин Бест из Австралии — наш современник, известный своими фотоработами. Он делает стилизации под старинные натюрморты.
Судя по угасшей свече, это должен быть натюрморт в духе Vanitas. Но на столе лежат
- ребек , инструмент XIII века
- виола да гамба, инструмент XVII века
- блокфлейта
- и фортепианные (!) ноты
Эти инструменты не могли играть в ансамбле, они принадлежат к разным эпохам. Как они оказались рядом?
Впрочем, будем честны: и старые мастера могли нарисовать музыкальный инструмент по памяти, так что получалось » что-нибудь струнное » или » что-нибудь клавишное «.
На канале есть ещё одна статья о музыкальных символах в живописи: » Аллегории музыки «.
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!
Omnia Vanitas (часть 1)
В рамках своей рубрики «Мало кто знает и хочет знать», хочу рассказать вам про такой жанр натюрморта в живописи как Ванитас. Зародился этот живописный жанр в эпоху свирепствования в Европах барокко, но большинство Ванитас совсем не барочные. Этот вид натюрмортов является сугубо аллегорическим и символическим и характерен тем, что центром композиции, как правило, выступает человеческий череп. То есть как бы очень суровая готичная тема, но существовала в эпоху барокко, такие дела.
Натюрморты Ванитас (или Омниа Ванитас) считаются ранней стадией развития живописного натюрморта и носили религиозно-философский характер, потому как жизнь скоротечна, а смерть неизбежна и вот посмотрите на череп на тумбочке, как это всё поучительно и грустно, давайте выпьем.
Жанр был широко (действительно широко) распространён во Фландрии и прочих Нидерландах в XVI-XVII столетиях, но вы это и сами увидите в подписях к картинкам. Кстати, в 17 веке жизнь европейская была довольно сурова, из основных бед и несчастий, выпавших на эту эпоху, одна 30-летняя война чего стоит, последняя крупнейшая религиозная война в Европе. Также нужно упомянуть войну между Англией и Францией, мега-чуму выкосившую почти весь Лондон и диктатуру Кромвеля , а также Нидерландские революции и реформации. Люди гибли тысячами, и потому тема смертности и смерти была им более чем близка.
Надо ещё сказать почему именно «Vanitas» (суета, тщета) — а потому, что термин взят из Библии и по латыни звучит так: Vanitas vanitatum et omnia vanitas (лат. Суета сует, всё — суета ). Впервые выражение встречается в Библии Вульгате . Слова из книги Екклесиаста , авторство которой приписывают царю Соломону, такие дела .
Мне лично эти натюрморты с черепами очень нравятся, я их частенько встречал в процессе своих поисков средневековых миниатюр и картинок, но тут я нарвался на их склады в Pinterest и я прямо не представлял что их такое великое множество этих Омниа Ванитас, сотни их! И каждый натюрморт просто сверх меры заряжен аллегориями и графическими символами, читать и разгадывать которые крайне увлекательно.
И ещё хочу сказать, пока не началось: об этих Ванитас только ленивый ещё не писал, пока искал авторов картин в Google, нашёл несколько постов в ЖЖ про этот жанр и штук пять статей в других Интернетах. Некоторые буквы и даже слова я мог надёргать оттуда, из этих постов и статей, и сразу в этом признаюсь, так что на стопроцентное авторство раскрытия темы я не претендую.
Читать еще: Сказки братьев гримм не для детей. Страшно, аж жуть
Jan Mabuse (1479—1541), Vanitas Still Life, 1517.
Фламандская школа. Здесь всё аскетично на образы и символы — череп и всё. Ещё записочка и какие-то шнурки на заднем плане. Вообще это диптих, на такой же по форме «створке» справа был изображён какой-то дворянский герб.
Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 17th century.
А вот эта картина как раз типичная Ванитас! Тоже фламандская школа. Здесь как раз масса предметов-символов, прямо раздолье. Как вы понимаете, все предметы в таком натюрморте не случайны, каждый что-либо символизирует.
Во-первых, обратите внимание, что это как бы картина в картине. То есть каменная ниша, в которой расположен весь натюрморт, на самом деле нарисована на холсте и нарисованный холст этот отстал от нарисованной же рамы в верхнем правом углу. Этот художник много работал в модном тогда жанре натюрморта «обманке». Обманка это такой плоский натюрморт, на котором изображены предметы, которые выглядят издалека как настоящие и объёмные и только с близкого расстояния вы понимаете, что они нарисованы. Проще показать, конечно, о чём я: [ нажмите, там картинка ]
002-a
В потёмках домов 17-го века такие обманки смотрелись весьма натурально и забавляли хозяев дома и их гостей. Поищите этого художника в сети и посмотрите его картины, не пожалеете. Кстати, помните в каморке Папы Карло (Приключения Буратино) был нарисованный очаг? Это как раз натюрморт-обманка.
Но вернёмся к символам и аллегориям, запечатлённым на картине.
- В правом нижнем углу нарисована ракушка с соломинкой для пускания мыльных пузырей, а слева на тёмном фоне виден сам пузырь. Аллегория, в принципе, понятна и без дополнительных объяснений — пускание мыльных пузырей занятие сугубо праздное, а праздность есть грех и упущение времени. К тому же мыльный пузырь образец хрупкости и недолговечности, олицетворяет краткость жизни и внезапность смерти; отсылка к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь» .
- Далее справа подсвечник с практически догоревшей в нём свечой, язычок пламени ещё виден, но это последние секунды, скоро он погаснет. Свеча как образ конечности бытия это прямо устойчивый символ человеческой жизни, здесь же показана именно смерть, свеча догорела.
- Сам череп, мёртвая голова означает смерть, один раз это скажу, чтобы потом не возвращаться, но это и так очевидно.
- Колосья вокруг черепа довольно удачно изображают старческую редкую шевелюру. Колосья фигурируют в нескольких библейских притчах. Не даром в европейском символизме смерть это жнец с косой. Здесь показаны созревшие, но необмолоченные колосья, их существование было бессмысленным, так как они не дали урожая, их зёрна никто не собрал.
- На переднем плане мы видим карманные часы с красной лентой, тоже вполне понятный символ скоротечности отведённых нам часов в этом мире.
- Совсем на первом плане, справа в углу, изображена, скорее всего, прогулочная трость. Уже из названия ясно что это не инструмент для созидательного труда. Праздный и лёгкий образ жизни в христианстве считается грехом и всячески осуждается.
- Рядом с карманными часами изображены опрокинутые песочные часы. В таком положении они не работают, их время как бы остановилось. Вообще забавно что здесь изображены сразу два вида часов.
- Под песочными часами смятое письмо. В те времена письма были практически единственным видом коммуникации на расстоянии, каждый грамотный человек вёл обширную переписку. Здесь письмо выступает как символ суетности и житейской возни. В письме наверняка какие-то интриги, страсти, заботы или терзания, но все эти эмоции теперь бессмысленны, так как автор или получатель письма умер.
- Слева от песочных часов изображена пивная кружка, обратите внимание на шишечку хмеля сверху на ручке. Тоже очевидно, символ бражничества и пустого времяпрепровождения.
- На заднем плане композиции этакой базовой плитой плашмя лежит какой-то объёмный книжный том. Полагаю что это Библия.
- На Библии расположена скрипка. Скрипку, как символ, можно понимать двояко — с одной стороны это «приличный» инструмент, на котором вполне могли играть даже в храме, с другой стороны на скрипках играли в кабаках и на рынках. Скорее всего здесь скрипка показана именно как инструмент для весёлой и несерьёзной музыки. На тёмном фоне плохо видно, но вполне возможно что на скрипке есть лопнувшие струны, это тоже вполне устоявшийся символ в подобных натюрмортах.
003.
Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 17th century.
Собственно, этот же автор, те же приёмы с двойным пространством картины в картине.
Среди символов добавилась раковина наутилуса, в контексте Ванитас это символ души, покинувшей тело и ещё одна аллегория на череп, так как по сути раковина это останки моллюска.
Обратите внимание на изящную заглавную буквицу-кадель в заголовке письма. С оформлением писем тогда явно не спешили, вообще скорости жизни были совсем другими.
Cornelis Norbertus Gijsbrechts (1630-1683), Vanitas Still Life, 1650.
И опять тот же автор и практически тот же набор предметов-символов.
Вместо скрипки на заднем плане изображена флейта, те же пузыри, чадящий фитилёк в подсвечнике, два вида часов.
Интересный момент с листами бумаги под черепом. Судя по картинке, это страницы из книги, что поставлена стоймя на заднем плане. Как жизнь человека со смертью вырывается из истории, так же и эти страницы вырваны из книги.
Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life.
Вот уже другой автор. Снова рекомендую поискать его работы в сети, он очень много подобных натюрмортов нарисовал, даже автопортрет свой изобразил на фоне композиции с черепом.
Итак, какие символы мы можем видеть в этой картине.
- На переднем плане опять письма, виден вскрытый конверт с сломанной сургучной печатью. Письма символизируют человеческие отношения.
- Чернильница с пером может выступать как символ наук, но здесь они, скорее всего, дополняют постановку с письмами. Как будто человек только что занимался своей корреспонденцией и внезапно пришёл его конец.
- Пенсне, очки это личные вещи человека, которые ему уже не пригодятся.
- Справа от черепа, под берцовой костью, виден сложенный лист бумаги с нотным станом на нём. Музыка это праздность и мимолётность, здесь ноты фигурируют именно как «несерьёзная бумажка».
- Песочные часы с полностью высыпавшимся в нижнюю колбу песком, символ более чем красноречивый.
- Слева от черепа груда монет и игральные кости. Монеты это стяжательство, игральные кости это азарт и праздность.
- Раскрытую книгу (и книги вообще в Ванитас) на заднем плане можно расценить как символ учёности.
- Слева от раскрытой книги виден сосуд с букетом гвоздик, на одном из цветков сидит бабочка. Срезанные цветы это символ увядания. Гвоздика, по идее, олицетворяет постоянство и верность, символ любви. Возможно автор натюрморта выбрал именно гвоздику как аллегорию любовных отношений. Бабочка символ легкомысленности и скоротечности жизни.
- На заднем плане виднеется флейта. Музыка и лёгкое время препровождение.
Читать еще: Кавер-группы. Лучшая подборка
006.
Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, oil on canvas, 17th century.
Музыкальный натюрморт и черепок как будто даже весёлый. На крипке несколько лопнувших струн, одна даже собрана в моток, видна слева от черепа над лавровым листом из венка.
Все символы, что здесь имеются, я уже перечислял единственно что довольно часто на Ванитас попадаются синие ленты. Синий в средние века и эпоху возрождения это спокойный, божественный цвет, символизирующий гармонию, единство и преданность. Не знаю, этим ли объясняется выбор цвета ленты, не уверен. Ракушки символ смерти, как череп, останки когда-то живого моллюска, я уже писал об этом.
Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, 1650.
Тот же автор. Опять появляются мыльные пузыри. Из примечательных деталей здесь можно упомянуть сургучные печати на письмах, отлично выписанный разбитый высокий фужер и тлеющий фитиль, уходящий под письма и череп слева. Появляется теперь уже явный лавровый венок, на предыдущем натюрморте он почти целиком скрыт за черепом.
Simon Renard de Saint Andre (1613-1677), Vanitas Still Life, 17th century.
И опять тот же автор. лопнувшую струну на скрипке уже видно явно. Справа видны игральные кости, слева новый интересный символический предмет — колода игральных карт, как легко догадаться символ азарта, игры и праздного досуга. Справа от черепа видны два цветка пиона. Про пионы мне удалось узнать что в средневековой Европе пионы считались целебными, но, опять же, вряд ли это здесь применимо.
Pieter Claesz (1597-1661). Vanitas Still Life, 1630.
Прямо таки аскетичный натюрморт. Из интересного здесь только что потухший масляный светильник, а не свечка, какая-то растрёпанная книга (возможно гроссбух, торговые записи) и карманные часы на переднем плане. При часах имеется ключик. И опять на синей ленточке.
Пустой и опрокинутый стакан тоже символ конца и тщеты.
Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life With The Spinario, 1628.
Здесь уже сильно богаче с предметами. В целом этот натюрморт посвящён искусствам. Наброски фигур, статуи, музыкальные инструменты, палитра и кисти говорят именно об этом. Но есть и выпадающие из этой концепции предметы — латный нагрудник (или кираса, я не очень разбираюсь) это символ былой боевой славы. Книги, как я уже упоминал, олицетворяю науку. Вокруг черепа расположенные классические для Ванитас атрибуты: пустой стакан, карманные часы (и ключик на синей ленточке, ага), справа из темноты едва проступает только что погасший масляный светильник. Рядом с палитрой к столу прислонена прогулочная трость, она тоже выпадает из общей символической концепции, но вполне уместна на Ванитас.
Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life, 1625.
Тот же автор, но куда более скромный натюрморт.
Опять на переднем плане карманные часы и ключик на ленточке (а ленточка синяя!), слева вместо масляного светильника теперь металлический подсвечник с коротким огарком свечи. По центру личное письмо, перо и чернильница, все эти символы я уже описывал. Справа от часов внезапно эдельвейс, редкий высокогорный цветок, растущий в труднодоступной местности, издревле считается доказательством самоотверженности в любви (поди его достань). Еще из интересного здесь расколотый грецкий орех. Грецкий орех обычно олицетворяет череп, по понятным причинам. Особенное сходство получается из-за формы ядра этого ореха, которое напоминает человеческий мозг.
Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life.
Как видно из подписи, всё тот же автор. В композицию натюрморта возвращается масляный светильник. Череп покоится на двух книгах, причём нижняя книга толстая и в солидном переплёте, а верхняя скорее книжонка, растрёпанная и в мягкой обложке. Видимо не серьёзная литература или вообще тетрадь для записей. Опрокинутый пустой стакан, слева в углу грецкий орех, ну вы меня поняли.
Ах, да! Ленточка на ключе от часов розовая, не синяя.
Pieter Claesz (1597-1661), Vanitas Still Life, 1628.
И опять тот же автор практически идентичный предыдущему натюрморт, но уже в ином ракурсе. Обратите внимание что художник неизменно выписывает лёгкую струйку дыма от только что угасшего, но ещё тлеющего фитиля в светильнике. Он показывает именно этот короткий момент угасания, что естественно не случайно — этот краткий миг есть прямая аллегория смерти.
Странный чёрная конструкция слева под пером это переносная чернильница, пробка от неё и чехол для пера на кожаном шнурке.
Описание к картинкам получается довольно длинным и обычно такие рефераты довольно утомительно читать. Поэтому я здесь ставлю точку, а если читателям будет интересно, я напишу вторую часть. И третью, если понадобится, так как этих Ванитас реально очень много.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/210919/44198/
http://zen.yandex.ru/media/id/5adc9e5457906ae64534837d/5b64c37528eb1300ac9a7d33
http://sol-blackhands.livejournal.com/246270.html