Музыкальные лады: мажор и минор. Музыкальный словарь

Мажор и минор — это музыкальные лады.

Звуки в музыке особым образом между собой организуются. И такая организация звуков называется красивым русским словом «лад».

Как в коллективе людей есть лидер, руководитель, так и в организации музыкальных звуков есть главный опорный, устойчивый звук, который называется тоникой.

Мне нравится такое определение термина «лад»:

Лад — это организация музыкальных звуков вокруг опорного звука, который называется тоникой.

Во всей мировой музыке существует большое количество разнообразных ладов, но мажор и минор являются самыми распространенными.

Помимо мажора и минора есть и лады народной музыки. Но их все равно сравнивают либо с мажором, либо с минором: они бывают мажорного или минорного наклонения.

Послушайте музыкальные примеры, которые написаны не в мажоре и не в миноре, а в различных ладах народной музыки. Сразу чувствуется национальный колорит.

Еврейская песня «Хава нагила» («Давайте радоваться»):

Башкирская плясовая музыка:

Восточная музыка (турецкая):

Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия До-мажор.

Михаил Иванович Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга ре-минор.

Иоганн Себастьян Бах. Шутка.

Людвиг ван Бетховен. Седьмая симфония, вторая часть (фрагмент)

Вы обратили внимание, что мажор по сравнению с минором звучит более светло? Не стоит однобоко трактовать, что мажор — это весело, а минор — грустно. Огромное количество веселых музыкальных произведений написано в миноре. Различие именно в окраске звучания.

В названиях произведений Вы встретили слова «До-мажор», «ре-минор».

Мажор и минор — это название лада, а ДО и РЕ — это и есть тоники, опорные звуки лада. Начинаться музыка может с любого звука лада, а вот в конце произведения обязательно звучит тоника. Таким образом создается ощущение завершенности произведения.

Звуки лада называются ступенями.

Тоника — это первая ступень лада.

Мажор и минор — это лады, в которых семь ступеней. Это семиступенные лады.

Исполнение всех звуков лада по порядку от тоники до тоники называется гаммой.

Послушайте, как звучит гамма До-мажор. Звуки ДО, РЕ, МИ , ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО

Сравните со звучанием До-минора. Звуки ДО, РЕ, МИ-БЕМОЛЬ , ФА, СОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ, ДО

Послушайте звучание аккордов (сочетание тоники и субдоминанты) в мажоре:

А вот те же аккорды, только в миноре:

А теперь задание.

Вот две песни. Общее настроение каждой песни одно, но куплет и припев в этих песнях звучат в разных ладах. Почувствуйте именно окраску лада и определите, когда звучит мажор, а когда минор. Слушайте очень внимательно.

Русская народная песня «Калинка» в исполнении Людмилы Зыкиной.

«Шаланды». Поёт Марк Бернес.

Ответ напишите в комментариях. Легко ли Вам было выполнить задание?

первая песня — в мажоре, а вторая- в миноре.

В обеих песнях есть и мажор, и минор, — вот в чём хитрость задания.

В песне «Калинка» припев «Калинка, калинка, калинка моя» звучит в одном ладу, а куплет «Под сосною, под зеленою» в другом.

В песне «Шаланды» происходит то же самое. Начинается песня в одном ладу, а в припеве «Я вам не скажу за всю Одессу» появляется уже другой лад.

Послушайте ещё раз внимательно.

Задание, определить все лады. Ответ дать полный.
«Калинка»: припев в таком-то ладу, куплет в таком-то ладу.
«Шаланды»: куплет в таком-то ладу, припев в таком-то ладу.

Жду правильный ответ.

Мне кажется так:
Калинка — куплет в мажоре, припев в миноре.
Шаланды — куплет в миноре, припев в мажоре.

Да, Юлия, именно так! Это правильный ответ!

В песне «Калинка» куплет звучит в мажоре (в данном примере в Ми-бемоль-мажоре), а припев в параллельном миноре (в до-миноре).

В песне «Шаланды» куплет звучит в миноре (в до-миноре), а припев в одноименном мажоре (в До-мажоре).

Спасибо за статью!

Наташа,добрый день.Я благодарен вам за вашу просветительскую деятельность.Где вы были раньше?Я начал учиться самостоятельно на ф-но в 35лет.Тогда еще не было компов.И уже 30лет я занимаюсь этим любимым,каторожным творчеством.Музыкальную грамоту знаю неплохо,но техникой занимаюсь до сих пор.И до сих пор я не умею играть с»листа» и незнакомое произведение.Слушаю музыку,нахожу ноты,разбираю(довольно долго),запоминаю,репетирую,играю,часто с ошибками.Но для узкого круга друзей это приемлемо.На слух довольно быстро подбираю мелодии:инструментальные,песенные.Даже не сложную классику. Все довольны.Сначала играл на пианино.Но вот лет 5 использую синтезатор.Полностью с вами согласен,что необходимо электропианино 88 кл.Я сменил 4 синтезатора.Сейчас у меня Yamaha DGX-230.Это компромиссный вариант Для таких игроков как я.76 клавиш,хорошая акустика,звук почти натуральный,сравнительно недорого.Есть педаль и наушники.Для упражнений наушники очень нужны.Иначе близкие могут выгнать из дома.Еще у синтезатора имеется 130 музыкальных инструментов и множество функций.Громадное поле для творчества.НО!Эти преимущества могут повредить начинающим музыкантам.Трудно удержаться от включения автоаккомпанимета и других «прибамбасов»,которые создают иллюзию,как будто ты великий музыкант.Поэтому синтезатор лучше иметь уже подготовленному на натуральных инструментах музыканту.Да уходят громоздкие пианино…Очень хороший вариант электропианино.Недостаток-цена,не каждому по карману.Но при большом желании можно преодолеть этот недостаток.Вот такие мысли вслух.С уважением Сергей.

Читать еще:  Ксения «Хьюстон» Будалина.

Здравствуйте, Сергей! Огромное Вам спасибо за тёплые слова! Успехов в творчестве и во всех начинаниях!

Как-то очень давно в одной телепередаче участвовали Чиграков и Галанин, если ничего не путаю. Там звучала песня «Ты ушла рано утром» в миноре и мажоре. Очень интересно.

Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Таисия Посашкова
Мастер-класс на тему: «Мажор и минор в музыке»

Обучение детей распознаванию музыкальных ладов.

Мастер- класс на тему: «Мажор и минор в музыке

Образовательная область «Музыка»

1. Привлечь внимание детей к различным интонациям музыки, учить различать средства музыкальной выразительности: темп, тембр, динамику, регистр, гармонию.

2. Развивать способность детей передавать характер музыкального произведения в движении.

Интегрируемые области: «Коммуникация», «Социализация», «Познание»

Учить детей передавать эмоциональную окраску песен путем выразительных средств исполнения: грустную, лирическую — ласково, напевно, в умеренном темпе; веселую, задорную — легким звуком в оживленном темпе. («Социализация»)

Развитие свободного общения в коллективе. («Коммуникация»)

Учить детей читать модель (мнемотаблицу). («Познание»)

Отработатывать навыки использования мнемотаблицы в разных видах музыкальной деятельности. («Познание»)

Вид детской деятельности:

Оборудование: магнитофон, воздушные шары, элементы пиктограммы.

Пассивный словарь: регистр.

Активный словарь: мажор, минор, композитор, певец, припев.

Под музыку «Ливенской польки» р. н. м. обр. Ломовой дети входят в зал.

Музыкальное приветствие

Музыкальный руководитель поет музыкальное приветствие, дети отвечают «Здравствуйте!» по ступеням мажорного трезвучия.

Музыкальный руководитель: Ребята, я очень рада видеть вас на музыкальном занятии! Мы даже поздоровались с вами веселой, мажорной мелодией. А чтобы создать вам еще более приподнятое настроение, я предлагаю поиграть

игра «Смени пару»

Дети играют в коррекционную игру «Смени пару» авт. И. Каплунова и И. Новоскольцева (программа «Ладушки», в основе которой лежит развитие коммуникативной сферы ребенка. После игры дети занимают свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята, когда мы с вами поздоровались, какое было у нас настроение? (ответы детей) А какое настроение у вас стало после игры? (дети отвечают). А если бы я поздоровалась с вами вот так? (исполняет приветствие в миноре) (ответы детей) Ребята, вы заметили, что мелодия передала совсем другое настроение — печальное, грустное.

Музыка обладает волшебным свойством — она может передавать настроение человека, выражать разные чувства, переживания — нежность, волнение, жалость, скорбь, ликование.

Минор и мажор.

Тихо музыка звучит,

Будто ручеёк журчит,

Чуть печальна и грустна,

Словно шёпот ветерка.

Нежно, плавно звуки льются,

Не кричат и не смеются,

В них не слышится задор.

Эта музыка – минор.

В плавном танце мы пойдём

И покружимся вдвоём.

Если всё нам удаётся,

Даже музыка смеётся,

Звонко, весело играет,

Поплясать нас приглашает.

Хлопать, бегать и скакать.

Радостно мажор звучит,

Он хохочет, не ворчит.

Мы с вами часто слушали музыку, различающуюся по настроению. Сейчас мы послушаем мелодию, а вы сами вспомните название.

Слушание: Д. Кабалевский «Клоуны»

(Ответы детей) беседа о характере пьесы

Музыкальный руководитель: В этой пьесе композитор – музыкальный волшебник — Д. Кабалевский нам рассказал о двух клоунах — веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному — не везет, все он делает наоборот, неуклюже.

Сколько здесь частей? (Три.) (Составление мнемотаблицы. Приложение 1)

Третья честь звучит так же, как первая. Два клоуна работают вместе. Средствами музыкальной выразительности композитор передает образы веселых клоунов, которые находятся все время в движении. Мелодия повторяется несколько раз с различной силой звучания: умеренно, тихо, громко.

Какое у них настроение?

Давайте порадуем клоунов своей веселой песней и сначала мы разбудим наши горлышки и распоемся. “Достаем” наши очаровательные улыбки и поем! (идет эмоциональное настраивание детей на пение).

Музыкальный руководитель:

Ребята на дворе уже декабрь, только вот зима к нам не торопится,а нам так хочется снега, играть в снежки, кататься на санках. Давайте споём песню о зиме, чтобы она пришла к нам скорее.

Читать еще:  Техничный рисунок. Черчение

Исполняется песня «Зимушка»

слова и музыка Г. Вихаревой

Муз. политра №5.2008 стр. 25

1. Приходи к нам, Зимушка, 2. Елочку-красавицу

В белом сарафане, В гости мы позвали

Приноси нам, Зимушка, И снежком серебряным

И коньки, и сани. Елку забросали.

Припев: Ой, снег кружится, 3. Приходи к нам, Зимушка!

Всё белым-бело. Мы тебя дождались.

Дворик наш любимый Мы еще не выросли,

Снегом замело. Мы не наигрались!

Музыкальный руководитель:

А сейчас послушайте новую песню и подумайте, какое в ней настроение мажорное или минорное.

Песня — хоровод «В гости к ёлке мы пришли»

Слова и музыка Т. В Бокач

1. По дорожке весело

И к нарядной ёлочке

В гости мы пришли.

2. Под зелёной ёлочкой

Все плясать хотят.

Ёлка машет ветками:

«Чур, не отставать!»

3. Мы тебя погладим все,

Только не колись.

Музыкальный руководитель:

Ребята у меня для вас есть картинки – подсказки, чтобы вам легче было запомнить слова песни.

Разучивание песни с помощью мнемотаблицы (приложение2)

Музыкальный руководитель:

Вы не замёрзли? Давайте с вами согреемся

Музыка и слова Г. Вихаревой

Муз. политра №5/08 стр. 31

1. Ой, мороз, мороз, мороз!

Снегом ветки все занес

2. Ой, мороз, мороз, мороз!

Он хватает нас за нос,

3. Ой, мороз, мороз, мороз!

Щиплет щеки он до слез,

4. Лыжи с палками возьмем

И кататься в лес пойдем.

Музыкальный руководитель: А сейчас вставайте парами.

Танец с Хлопками

Музыка Д. Львова – Компанейца

Музыкальный руководитель: Ребята сейчас я предлагаю вам поиграть со снежком – колобком.

Коммуникативная игра «Снежок — колобок»

Музыка и слова М. Картушиной

После игры заключиткльная беседа, подведение итога занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, вы сегодня радовали меня своими знаниями, желанием понимать и чувствовать музыку. Я тоже хочу вас порадовать. В подарок вам я принесла клоунов, посмотрите, какие они красивые, в разных колпаках. Я предлагаю вам их оживить, чтобы они стали настоящими вашими друзьями.

Дети «оживляют» клоунов, используя заранее подготовленные «глаза», «ротик», стараясь передать «настроение» .

Все клоуны получились разные, каким бывает и наше с вами настроение. Забирайте с собой своих новых друзей и отправляйтесь в группу.

Музыкальный руководитель и дети прощаются попевкой «До свидания», дети под музыку выходят из зала.

Фотоотчет осеннего развлечения «Старик-Боровик и Мажор-Мухомор в гостях у Осени» Есть одно время года, которое дарит людям особенную красоту. Природа, словно отдавая нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается.

Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга» Конспект занятия по развитию речи и музыке в средней группе на тему: «Петушок и Баба Яга»Программное содержание: Знакомить детей на занятии.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие тонкой моторики рук» Форма проведения: педагогическая мастерская. Участники: воспитатели. Цель мастер-класса: освоение и последующее применение физических упражнений.

Мастер-класс на тему «Фиалки из пластилина» Весна — пора цветов, фиалки — одни из первых. Полюбуйтесь ими не только в природе, но и в садике в детских работах из пластилина. Предлагаем.

Мастер-класс на тему: «Масленицы дочки» Мастер класс на тему: «Масленицы дочки» Как и обещала, продолжаю мастер класс по изготовлению дочек Масленицы. Принцип изготовления дочек.

Мастер-класс на тему «Ритмодекламация» Мастер- класс на тему «Ритмодекламация» «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи» (Я. А. Коменский).

Мастер-класс на тему «Роспись пряников» Пряник — хорошо известное всем мучное кондитерское изделие, которое любят как взрослые, так и дети. Роспись пряников — увлекательный и творческий.

Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток» Мастер класс на тему: «Сударыня Масленица и семь её деток» Прошла масленичная неделя. Наступил долгожданный переломный момент в природе.

Мастер-класс по обрывной аппликации на тему «Посуда» В нашей группе проходила тематическая неделя на тему «Посуда». На занятии по аппликации решили сделать поделку методом обрывания бумаги.

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

Читать еще:  Последняя церемония «Муз-ТВ».

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

E – F – G – A – B – C — D

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

F – G – A – B – C – D — E

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

D – E – F – G – A – B — C

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

G – A – B – C – D – E — F

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

A – B – C – D – E – F — G

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Источники:

http://vocalmaster.biz/mazhor-i-minor/
http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-na-temu-mazhor-i-minor-v-muzyke.html
http://pereborom.ru/lady-narodnoj-muzyki/

Моя Дача