Настоящие балкарцы. Карачаевцы и балкарцы

Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части (Кабардино-Балакарская и Карачаевско-Черкесская республики в составе РФ). Сами себя они называют таулула, т. е. попросту «горцы». И действительно, балкарцы — самый высокогорный народ Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные «пятитысячники» — высочайшие вершины Кавказа, в том числе — Эльбрус (который балкарцы называют Минги-тау — «Вечная гора»).

Здесь же находятся крупнейшие ледники, а также знаменитая Безенгийская стена — 12-километровый горный массив, наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта.

Среди предков балкарцев и карачаевцев были как местные, северокавказские племена, так и тюркские народы — половцы и болгары. Отсюда этнографический парадокс: будучи европеоидами по внешности, балкарцы и карачаевцы говорят на тюркском языке, очень близком к половецкому.

Первые сведения о народах, живущих у подножия Эльбруса, встречаются в письменных источниках XIV века.

В середине XVII века установились непосредственные связи русских с Балкарией, через которую пролегал один из посольских путей в Западную Грузию. В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от их общин подала прошение о принятии в русское подданство с условием сохранения сословной структуры, древних обычаев, мусульманского вероисповедания и шариатского суда.

Крепостные сооружения карачаевцев и балкарцев

С тех пор балкарцы и карачаевцы исправно служили в русской армии, участвуя во всех крупных войнах Российской империи.
Вот, например, песня, сложенная карачаевцами — участниками русско-японской войны 1904-1905 гг.:

Тронулись мы из Карачая один за другим на Японскую войну,
На Японской войне начали нас обстреливать снарядами
Утопает страна наша в крови, не можем взять гор
Порт-Артура,

Остались мы в руках врагов в этой неверной Японии.
Солнце коснулось ледников японских гор,
Не рассказывайте о нас (сильно будут плакать) девушкам в
Карачае.

С первого дня сражений бродим мы как собаки,
День, когда не воюем, кажется сладким как молоко.
Разбрелись мы по китайским горам,
Осмотрели все вокруг, но не увидели подобных горам Карачая

Взобрались мы на них, тоскуя по горам Карачая,
Многие тогда погибли, сраженные японскими пулями.
Не можем мы в землях неверных воду их пить,
Стараемся мы друг-другу саваны кроить.

Не хотелось нам в юности умирать в этих дальних краях,
Далеко от Карачая мы оказались и не можем вернуться
назад.
Немного юных лет прожили мы в селениях Карачая,
Оказались мы теперь в Японии и попробовали собачатину.

В Карачае девушки причитают:
— Если эта река ведет к Японии, бросимся в реку,
Письма, пришедшие от солдат, прижимая к себе, будем
спать.

Сверкают на солнце камни японских гор,
Погибают Карачая юные сыны.
Когда в бой мы двинемся, скачем, не сдерживая коней.
В отличие от других частей, нас японцы одолеть не
могут.

Пуля попала Каракетову Мырзаю бедному в поясницу,
Не смог в тот день проявить он свой тигриный нрав.
Скачет Мырзай Каракетов впереди всего войска,
Саблей бьет молодой Мырзай яростно японских солдат.
Такого джигита не часто матери рождают,
Каракетов Мырзай — батыр от пуль не прячется.

(Подстрочный перевод Ш.М. Батчаева)

Карачаевцы, в частности, входил в состав Дикой дивизии, ставшей гордостью русской армии. В ее истории нет случая даже единоличного дезертирства. Очевидец с восхищением писал о действиях воинов «Дикой дивизии» в годы Первой мировой войны: «Стихийной, бешеной лавиной кидаются они, артистически работая острым,как бритва, кинжалом против штыков и прикладов… и об этих атакахрассказывают чудеса. Австрийцы давно прозвали кавказских орлов «дьяволами в мохнатых шапках». И действительно, одним своим видом, такимдалеким от какой бы то ни было общеевропейской военной формы, кавказцы наводят на неприятеля панику…» (Брешко-Брешковский). Большинство карачаевцев вошло в состав 3-й сотни. Всего в сотне было 136 человек. Из них карачаевцев — 87, русских — 13, ногайцев, черкесов и абазин — 36 человек.

Но при Советской власти, в годы Великой Отечественной войны карачаевцы и балкарцы подверглись беспрецедентному террору — в 1943-1944 гг. их поголовно сослали в Среднюю Азию и Казахстан. Особый цинизм этой акции состоял в том, что карачаевцы были высланы перед празднованием Октябрьской революции 2-3 ноября, балкарцы — в Международный женский день 8 марта (праздничный сюрприз ожидал и чеченцев с ингушами, депортация которых началась в День Советской армии и Военно-морского флота 23 февраля).

Всего было депортировано 69 000 карачаевцев и 37 000 балкарцев. По данным Научно-исследовательском институте Карачаево-Черкесии, более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, погибли в дороге, а также в местах переселения.

Официальным основанием к депортации служила якобы массовая «измена родине», «неспособность Балкарии защитить Эльбрус». По официальным данным прокуратуры Карачаевской АО, на всей территории области было возбуждено 673 судебных дела за измену и сотрудничество с фашистами. Из них были переданы в суд 449 дел. К уголовной ответственности были привлечены за измену Родине всего около 270 человек. 15 апреля 1943 года НКВД и Прокуратура СССР издали совместную директиву, на основании которой 9 августа 1943 года за пределы области было выслано 110 семей (472 человек) карачаевских «бандглаварей» и «активных бандитов» вместе с семьями.

Читать еще:  Здание ленкома история. О московском театре ленком

Среди балкарцев имелись дезертиры — до 5500 на 25 305 человек, призванных в армию. На май 1943 г. на территории Кабардино-Балкарии действовали 44 бандгруппы (941 человек), в них оказались многие партийные и советские работники.

Между тем тысячи карачаевцев и балкарцев сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115-й кабардино-балкарской кавалерийской дивизии и в партизанских отрядах. Почти все они были награждены орденами и медалями.

«Я был в составе войск, прорывавших Ленинградскую блокаду, — пишет в своих воспоминаниях ветеран войны, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени балкарец Магомед Узеирович Созаев, житель пос. Белая речка Кабардино-Балкарской республики. — Дважды получал ранения, лежал с контузией в военном госпитале. Оттуда написал несколько писем домой. Все они вернулись обратно с пометкой «адресат выбыл». Удивлению моему не было предела. в конце концов я оказался в Ошской области и там разыскал родных. Из близких мне людей в Средней Азии умерли: отец, дочь, сын, две сестры и их дети».

Только в 1956-1957 годах советское правительство признало репрессии против кавказских и других народов ошибочными и незаконными, после чего была восстановлена их государственность, а переселенцам разрешили вернуться на родину.

Сегодня в России насчитывается примерно 108 тысяч балкарцев. Карачаевцев почти вдвое больше — около 192 тыс. человек.

***
Балкарцы и карачаевцы удостоились очень лестных отзывов от российских и зарубежных ученых-этнографов.
Например, генерал-лейтенант русской армии Бларамберг в 1830-х годах писал: «В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей».

Русский этнограф Рукавишников отмечал, что «трудолюбие всюду встречает себе почет и уважение в карачаево-балкарском обществе, а лень – порицание и презрение, который выражается всенародно старшими. Это своего рода наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старшими. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ».

В.Тепцов, наблюдавший горцев в конце XIX века, сообщает: «Карачаевские пастухи редко вооружённые только кинжалом, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах. Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут…Уважение старших — это основной закон карачаевского нравственного кодекса…Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев».

В XVI-XVII веках балкарцы и карачаевцы приняли ислам. Однако даже триста лет спустя их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни. В честь святого Георгия был назван один из месяцев, а также вторник: Геюрге кюн.

Несмотря на исламский обычай многоженства, балкарцы обычно брали лишь одну жену. Те же, которые имели двух или трех, обращались со своими супругами очень человечно и внимательно, так что жена у них, как и у европейцев, была скорее подругой, а не служанкой у своего мужа.

По словам русского географа Новицкого, балкарцы — смелые и неутомимые наездники, в искусстве езды по крутым склонам гор и скалистым ущельям своей родины они превосходят даже соседних кабардинцев, считающихся лучшими наездниками на Кавказе.

Балкарцев и карачаевцев нельзя причислить к известным народам Земли. Но один их продукт знает весь мир. Это — кефир.

Настоящие балкарцы. Карачаевцы и балкарцы

Балкарцы и Карачаевцы

Информация

Другое

Действия

609 записей Предложить новость

Ючге дери — тепси аякъ, Ючден сора — тюпсюз аякъ. Нарт сёз.
До трех раз — это застольная чаша, — После трех раз — бездонная.
(Пирующий обязан выпить три чаши. Принуждать выпить больше нельзя.)

Тепси — традиционный тюркский столик , Показать полностью… который находит соответствия у скифов, сармат, пазырыкцев, булгар и средневековых алан, а также в этнографически зафиксированном быту, балкарцев, карачаевцев, кумыков и некоторых других народов Кавказа. Традиции его использования соответствуют булгарским.
«Записка» арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана, посетившего Поволжье в 922 году , сохранила яркую картину пиршества булгарского царя Алмуша: «Когда же прошло некоторое время, он прислал за нами, и мы вошли к нему, когда он был в своей палатке. Цари были с правой стороны, нам он приказал сесть с левой его стороны, в то время, как дети его сидели перед ним, а он один (сидел) на троне, покрытом византийской парчой. Он велел подать стол (с яствами). Его подали, и на нем было только жареное мясо. И вот начал он, – взял нож и отрезал кусочек и съел его, и второй, и третий, потом вырезал кусок и дал его Сусану послу. Когда же он его получил, ему был принесен маленький стол и поставлен перед ним. И таково
правило, что никто не протягивает своей руки к еде, пока не вручит ему царь кусочек. И как только он его получит, то уже принесен ему стол. Потом он вручил (мясо) мне и принесен был мне стол. Потом он отрезал кусок и вручил его царю, который был справа от него, и ему был принесен стол, потом вручил второму царю, и ему был принесен стол. потом вручил четвертому царю, и ему принесли стол, потом вручил своим детям, и им принесли столы, и мы ели каждый со своего стола, не будучи сотоварищем по столу с кем-либо другим, и, кроме него, никто не брал с его стола ничего, а
когда он кончал с едой, то каждый из них то, что останется на нашем столе, уносил в свое жилище»

Читать еще:  Национальные сказки народов мира.

Эти ценные сведения указывают на этногенетические связи
средневековых булгар с аланами. Такие же небольшие круглые
столики на трех ножках (тепси) имелись в домах карачаевцев и
балкарцев. Тепси являлись обязательной принадлежностью
каждого аланского дома. В основном и гости, и сами члены
семьи питались за этими столиками. Столик никогда не стоял на
одном определенном месте. Кроме того, имелись и небольшие
стульчики – шиндик, на которых сидели за ним. Ими и
ограничивалась самодельная мебель в жилище карачаевцев и
балкарцев, не считая кровати. Хлеб, мясо, овощи, птицу клали
часто прямо на столик. Во время еды гости и уважаемые члены
семьи сидели на стульях, а остальные – возле столика на полу,
застланном ковром-киизом. Этот предмет мебели весьма древний. Он не раз упоминается в нартском эпосе алан.

Изначально представлял собой поднос, который ставился на треногу (ючаякъ), на что указывает изначальная значение слова «тепси» — поднос, в турецком , ногайском , крымском и др. яз.
С «тепси» также сравнивают каменные переносные жертвенники
на двух-четырех зооморфных ножках, распространенные в савроматской культуре Южного Урала. Многие из них также имели вид блюда с бортиком. Исходя из археологических данных, этнологи полагают, что небольшие круглые столики на Кавказе и в Южной Украине могли получить
распространение благодаря расселению там скифов, сарматов, аланов.
Не позднее скифской эпохи появляются некоторые пред­меты столовой утвари, в частности, так называемые тепси — круглые деревянные блюда-подносы или подносы столики с бортиками по краям, на трех-четырех ножках. До недавнего времени древнейшие образцы таких подно­сов-столиков были известны только по находкам в курган­ных захоронениях на Алтае. В 1978 году один подобный же столик, но уже бронзовый, удалось обнаружить в скиф­ском кургане V I—V вв. до н. э. в окрестностях села Нартан. Несколько чаще встречаются они в аланских ката­комбных захоронениях. В. А. Кузнецов предполагает возможность генетической связи тепси с близкими им по форме каменными жертвенниками савроматов. Точно такие же деревянные столики-подносы, не менее древнего происхождения, чем северокавказские, сохрани­лись в Туве, где они также служили для ритуальных це­лей.

Сакральность трапезы и форма тепси имеет огромное значение.
Круглая форма а также наличие трех ножек столика было не случайным.
(Къонакълыкъ уч кюнлюк. Гостеприимство три дня.) Нарт сёз.
Три ножки, скрепленные между собой перекладинами, означали троичность мира. В представлении древних тюрок, Вселенная состоит из верхнего, среднего и нижнего миров. В тюркских космогонических представлениях Мировое дерево рассматривается так: корни — подземный мир(прошлое), ствол — земной(настоящее), крона — небесный(будущее).
Круг же символизирует жизнь и благодать, Солнце.
Тепси къач — почтение к столу.
Сущность человека проявляется в трудностях, а также за столом.
Тепси — трехногий столик предназначен максимум для трех персон.

Нарт сёзле. Кумыкские и Асские.

Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгны тилер.
Если посадишь за стол плохого человека, дочь попросит.

Шинтик жокъ эсе да, Тепси юсюне олтурма.
Даже если нет стула , на стол не садись

Тенгрини жарыгъы − терезеден, терекни жемиши – тепсиден.
Свет Бога – из окна, плод дерева – с подноса.

Тепсерге болсанг, тепсиге олтурма.
Собираешься танцевать, не садись за стол.

Аты уллу, тепсиси къуру.
Имя громкое, а поднос (стол) пустой.

Этногенез карачаевцев и балкарцев

Безапелляционной версии происхождения карачаевцев не существует. По данным антропологии, как и балкарцы, осетины, ингуши, чеченцы, бацбийцы, аваро-андо-цезские народы, часть горских евреев, относятся к центральному кластеру кавкасионского типа европеиодной расы. Однако генетических данных пока мало. Из того, что есть на данный момент, можно сделать вывод о доминировании следующих гаплогрупп: R1A1 ((23,2%) арийская) и G2 ((27,5%) кавказская). Процент остальных гаплогрупп незначительный. Однако, насколько известно, выборки не большие.

Читать еще:  Что означает слово фабула. Чем является фабула

Говорят карачаевцы на карачаево-балкарском языке, который относится к северо-западной (половецко-кыпчакской) группе тюркских языков. Исследователи предполагают, что в этногенезе карачаевцев могли принимать участие:
1. автохтонные кавказские племена;
2. аланы;
3. булгары;
4. хазары;
5. кипчаки.
Такая версия в частности была одобрена 22-26 июня 1959 года на научной сессии, посвященной происхождению балкарцев и карачаевцев, прошедшей в городе Нальчике.

***
Карачаевцы и балкарцы
Если описывать балкарцев, то можно сказать, что они один в один совпадают с карачаевцами и по данным антропологии, и по данным генетики, и по языку (не говоря уже о культуре). То есть, все классификации и определения, приведенные относительно карачаевцев, можно относить, не сомневаясь, к балкарцам. Они считают себя одним народом. Если говорить абсолютно точно, то народ, который сейчас называется балкарцы приобрел такое общее название уже с включением в состав России. Это были пять горских обществ: Черекское, Холам, Безенги, Чегемское, Баксанское (Урусбиевское), которые управлялись каждый своими аристократическими родами (таубии).

Наиболее известные из них: Абаевы, Айдебуловы, Жанхотовы и Мисаковы – в Малкарском обществе, Балкаруковы и Келеметовы – в Чегемском, Шакмановы – в Холамском, Сюйюнчевы – в Безенгиевском, Урусбиевы (отделившаяся ветвь Сюйюнчевых) – в Баксанском.
Существовали некоторые отличия в языке указанных горских обществ. На основе этих отличий позднее были определены соответствующие диалекты. Непосредственно балкарцами (малкъарлыла) называли жителей наиболее крупного Черекского общества. Они говорят на цокающем диалекте карачаево-балкарского языка ((чач (кар.) – цац (чер. диал.) – волосы), имеются и некоторые другие фонетическия отличия).

Чегемцы и Баксанцы (урусбиевцы по фамилии князей Урусбиевых) говорят на языке, не имеющем отличий от карачаевского (за исключением может перехода дж/ж джаш/жаш – парень). Также выделяют холамо-безенгиевский смешанный говор. Но лексических различий между данными диалектами нет. На основе языка карачаевцев, чегемцев и урусбиевцев сформировался сегодняшний литературный карачаево-балкарский язык. Изначально малкъарлыла (балкарцы) себя называли жители Черекского общества, остальные называли себя – таулула (горцы). То есть этноним балкарец исторически применим не ко всему балкарскому народу, хотя это уже вопрос не сегодняшней самоидентификации, а скорее дел минувших.

***
Балкарцы — коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном ее горные и предгорные районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом – урусбиевцы) и Малка. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Мусульмане-сунниты ханифитского мазхаба. Численность в России 108 тыс. человек (2002), из них в Кабардино-Балкарии 105 тыс., что составляет 11,6% населения республики.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов региона. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Фактически балкарцы составляют единый народ с карачаевцами, разделенный административно на две части. Материальная культура также идентична. Единственное, в силу специфики ущелий карачаевцы строили жилища из дерева, а у балкарцев в ходу было каменное строительство, сохранились и родовые княжеские башни и склепы из камня. Если говорить о ментальности, то карачаевцы считают балкарцев более веселыми, мягкими, склонными к шуткам людьми. Балкарский поэт Кайсын Кулиев говорил, что песни пишут в Карачае, а поют в Балкарии.

***
Если говорить о самоназвании балкарец, то соотносить его с этнонимом булгар сложно, поскольку в оригинале оно звучит – малкъарлы. Его можно соотнести и с названием реки Малка в Кабардино-Балкарии. При этом рассуждать, что балкарцы потомки булгар, наверное, можно. Если следовать легенде, согласно которой Великая Болгария Кубрата, которая территориально охватывала и часть северо-западного Кавказа, распалась и народ был разделен между его сыновьями, то можно с большей либо меньшей степенью достоверности утверждать, что часть булгар могла остаться на Северном Кавказе (булгары Батбаяна) и внести свой вклад в этногенез местных народов, в том числе и карачаевцев, и балкарцев.
Существование булгар в предгорьях и частично в горах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии имеет некоторое археологическое подтверждение.
В связи с этим можно проводить некую символическую линию от Дунайской Болгарии через Кавказ к Волжской Булгарии и Казани. Однако, учитывая многогранность этногенеза большинства народов Северного Кавказа, а тем более и карачаево-балкарцев (условный термин, который уже давно применяется), возможность участия в этногенезе народа нескольких этносов, утверждать на сегодняшний день, что балкарцы – это булгары наших дней мы бы не стали. Но исключать участие булгар в указанном формировании народа тоже нет аргументов.
***
Кстати, современные болгары, а также казанские татары проявляют постоянный интерес к этой проблематике. Думаем, что эта тема подлежит отдельной научной разработке, которая может, если не подтвердить данную версию, то дать дополнительные знания в соответствующем контексте, что следует приветствовать.

Источники:

http://zaist.ru/news/narody_kavkaza/karachaevtsy_i_balkartsy/
http://vk.com/as_alanla
http://vestikavkaza.ru/articles/Etnogenez-karachaevtsev-i-balkartsev.html

Моя Дача