Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели:
- Продолжить осмысление проблемы дружбы: возможность дружеских отношений между разными людьми.
- Развивать умение работать в группах, совместно создавая характеры героев, их взаимоотношений, внутреннего мира; обучение интонационному чтению диалогов.
- Воспитание дружбы, товарищества между учащимися класса.
2. Вступительное слово учителя.
— Мы продолжаем разговор о дружбе и о том, какими должны быть настоящие друзья. Сегодня мы будем работать с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Он живой и светится:», с которым вы познакомились дома.
-А какие рассказы В. Ю. Драгунского вы читали раньше? («Денискины рассказы»)
-Ребята расскажут вам о жизни и творчестве писателя (учащиеся, которые самостоятельно нашли информацию о писателе).
3. Рассказ о писателе.
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился он в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему уже пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую, Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, он начал писать для театра сценарии. Так началась его литературная жизнь, хотя заслуженную славу принесли ему «Денискины рассказы».
Первая книга вышла в 1961 году под названием «Он живой и светится:», куда вошло 16 рассказов о Денискиных приключениях. Затем появились новые рассказы о Дениске и его друзьях, вышла вторая книга «Денискины рассказы», которая сразу полюбилась маленьким читателям. В рассказах он изобразил своего сына и отчасти себя самого.
Драгунский очень хорошо понимал состояние детской души, человека 6-8 лет. Повествование ведется от лица ребенка, жизнь воспринимается глазами, умом и сердцем ребенка. Писатель использует очень богатый набор средств комического, который иногда перекликается с оттенками грусти.
4. Беседа по прочитанному дома.
1. Назовите главных героев рассказа?
2. Кто из них вам больше понравился? Почему?
3. Почему рассказ так называется?
5. Постановка проблемы (презентация)
-Ребята, работая над этим текстом, мы должны решить ряд задач. Главная из них — определить, можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями. Возможны ли дружеские отношения между мальчиками?
И чтобы ответить на этот вопрос, мы должны посмотреть, как автор характеризует друзей. Какие они? Сейчас мы еще раз, медленно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками, которые вы сами будете выделять, и найдем в нем то главное, о чем нам хотел поведать автор.
6. Словарная работа (презентация)
— Встретились ли вам в тексте незнакомые слова или малознакомые?
— Как вы выяснили их значение?
(Ребята называют слова, значение которых выясняется либо с помощью токового словарика в конце учебника, либо с помощью цепочек родственных слов).
Брынза — сыр из овечьего молока.
Моментально — мгновенно, очень быстро.
Доблесть — мужество, отвага, храбрость.
Гватемала, Барбадос — государства в Америке. Здесь: марки, выпущенные этими государствами.
Словарик чувств, словарик характеристик (презентация).
7. Повторное чтение с выделением логически законченных частей.
— Прочитайте начало рассказа и определите, где можно закончить 1 часть. («:и не заставлял ее сидеть на песке и скучать».)
— Где бы вы закончили 2 часть? («:тогда увидишь!»)
-:3 часть? («:И я забыл про всех на белом свете»).
-:4 часть? (до конца)
-Дальше мы будем работать по группам, изучая каждую часть подробно с помощью вопросов, озаглавливая ее.
Физминутка с музыкальным сопровождением песни «Верный друг».
8. Работа в группах.
1 группа — 1часть:
1. Как чувствовал себя Дениска и как относился к тому, что мама опаздывала? (скучал и очень переживал, было тоскливо и неуютно и страшно. Денис хотел есть, автор об этом говорит прямо. Он упрекает маму, что она так долго не приходит)
2. А какое чувство испытывали вы,, когда читали эту часть? (грусть, жалость, сочувствие).
Читать еще: Орки что означает. Современный типаж орков
3. Что вы узнали о Дениске? (На доске учитель записывает черты характера героя: любящим сыном(скучал и переживал за маму), надежным сыном, готовым прийти маме на помощь(если бы я знал, что моя мама хочет есть. я бы моментально к ней побежал). Чувствительный, впечатлительный, верный, любящий живую природу, бескорыстный, добрый, умеет ценить настоящую красоту.
4. Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? («Ожидание мамы»).
2 группа — 2 часть.
О чем рассказывается в этой части? (вышел Мишка и увидел у Дениски новую игрушку. Ему понравился самосвал, и он стал просить его себе. А Дениска ему не давал. Он ни на что не соглашался его променять — ни на марки, ни на плавательный круг.).
А почему? Дениска был жадным? (нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости — ведь ему было очень плохо без мамы).
Наверное, не случайно автор прерывает разговор двух ребят описанием душевного состояния мальчика. Найдите его. (На дворе стало еще темнее:).
Каким был Мишка? (Завистливым, ему понравилась игрушка Дениса и он захотел такую иметь; эгоистичный — любым путем хотел завладеть игрушкой; любил марки-были марки других стран: Гватемалы и Барбадоса; любил машинки, поэтому был неравнодушен к самосвалу; Мишка был настырным и бестактным; получив отказ, продолжал выпрашивать игрушку, предлагал обмен, да еще показывал свою обиду; он был невежливым, не говорил вежливое слово «пожалуйста», а получив игрушку, не сказал даже спасибо. Он просто схватил самосвал и побежал домой; он был нечестным: предлагал за новую игрушку поломанный круг. Мишка говорил, что он добрый, но он не был добрым, он был корыстным и хотел получить игрушку за светлячка. Если бы он был добрым и бескорыстным, то отдал бы светлячка просто так. Хотя светлячка он отдал не сразу, значит он ему самому был дорог и нравился. Его-то он предложил в последнюю очередь, значит, обмен был честным и бескорыстным.)
Как озаглавите эту часть? («Новая игрушка Дениски»).
3 группа — 3часть.
Эта часть лучше всего рассказывает о Дениске, какой он, поэтому давайте внимательно вчитаемся в текст и посмотрим, как автор характеризует героя.
Почему Дениска согласился отдать ценный папин подарок за светлячка? (Увидел, какой это красивый жучок, поразил его своей красотой — был необычным, похожим на маленькую звездочку; Дениска любил все красивое и преклонялся перед настоящей красотой; жучок был живым, а мальчик любил природу, все живое больше всего, даже больше самосвала)
Как вы думаете, обмен был равноценным? (Да, мальчик считал живого жучка достойным папиного подарка; или считал светлячка дороже, ценнее самосвала).
Найдите в тексте отрывок, в котором автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (:а я остался со своим светлячком:)
Сделайте вывод. (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).
Почему автор рассказывает эту историю от имени героя? (Поскольку книга называется «Денискины рассказы», поэтому и пишет от имени Дениски; о своих поступках и чувствах лучше расскажет сам герой, а не другое лицо)..
Как озаглавите эту часть? («Светлячок», «Встреча со светлячком», «Живое чудо», «Крошечная звездочка в коробке»).
4 группа — 4 часть.
Почему мама не стала ругать Дениску за самосвал? Как это характеризует маму? (мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка.)
Мама считала такой обмен равноценным? Найдите это в тексте. (Нет, мама не считала этот обмен равноценным)
Найдите в тексте ответ мальчика на мамины вопросы. Как вы можете его истолковать? (В ожидании мамы мальчик тосковал, чувствовал себя одиноким, даже самосвал его не радовал, и только светлячок, это маленькое животное могло скрасить его одиночество, развеять его грусть и тоску; Дениска живого светлячка считал дороже мертвой игрушки, поэтому недоумевал, как мама не может этого понять: ведь он живой, он светится!).
Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества.)
Почему Дениска не стал упрекать свою маму за опоздание? (Со светлячком он забыл об этом, и даже про маму).
6. Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить эту часть. («Лучше любого самосвала на свете»).
Читать еще: Лубок русский изобразительный. Лубочная картинка
9. Запись составленного плана в тетрадь (презентация)
1) Ожидание мамы.
2) Новая игрушка.
3) Живая звездочка.
4) Лучше любого самосвала на свете.
10. Обобщение характеристик героев (презентация)
— А теперь давайте сравним двух героев. Вспомните, что мы говорили о Дениске и о Мишке.
Дениска — добрый, любящий природу, бескорыстный, чувствительный, верный, надежный. нежный.
Мишка — невежливый, любил собирать марки, любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный, бестактный.
Сделайте вывод — ребята разные по характеру.
—А возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка — дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна, но и будет продолжаться: ведь ребята остались довольны друг другом, и никто не в обиде.)
11. Чтение диалогов.
— Ребята, а теперь найдите в рассказе диалоги. Кто из героев в них участвует? (Мишка и Дениска, Дениска и мама).
Учащиеся в группах делятся на пары и самостоятельно выбирают диалог. Учитель обращает внимание детей на то, что с помощью интонации надо попытаться передать характер героев, их чувства и настроение.
После 1-2-минутной подготовки одни ребята прочитывают диалоги без автора, а другие — инсценируют.
12. Заключительная беседа (презентация)
— Ну что ж! Я очень довольна, что вы научились рассуждать о дружбе и настоящих друзьях. Вы правы: дружба должна быть крепкой, верной, честной и бескорыстной, а друзья должны быть интересными друг другу. Хорошая дружба взаимообогащает людей, помогает исправлять недостатки, у друга всегда есть чему поучиться.
-Давайте порассуждаем, могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка. (Дениска может научить мишку вежливости, любить природу, животных. А Мишка может увлечь Дениску марками, научить их коллекционировать. Они могут вместе играть с машинками, увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным.)
— Вот видите, ребята, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.
— Мы с вами заканчиваем работу с рассказом Драгунского. Подумайте, можно ли этот рассказ назвать по-другому. Какие бы заглавия вы придумали?
(«В ожидании мамы», «Живое чудо», «Волшебство», «Волшебная звездочка», «Светлячок», «Живая радость» и т. д.)
— Можно ли эту историю назвать сказкой? (Нет, в ней рассказывается достоверная, настоящая история; хоть в ней употребляется слово «волшебство», но в самом деле ничего волшебного здесь не происходит, все как в жизни.)
А светлячок — существо настоящее или придуманное автором?
(Настоящее, такие светлячки существуют в реальной жизни, ночью в лесу и они действительно светятся).
— Чему вас научил рассказ и какова его главная мысль ? (Дружба должна быть крепкой,верной, честной и бескорыстной).
Перечитать диалоги. Подготовиться к пересказу текста по плану, составленному на уроке.
Литература.
- Лазарева В. А. Литературное чтение. Учебник для 2 класса. В2 кн. Кн. 1 — 5-изд. — М. : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:Издательство Оникс, 2008. 160 с. :ил.
- Вороговская А. И. Методические рекомендации у учебнику В. А. Лазаревой «Литературное чтение» для 2 класса. — М. : Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова:Издательство Оникс, 2006.
- Даль В. И. Толковы словарь русского языка. Современная версия М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 736с.
Пушкин сделал!
готовые домашние задания
Home » читательский дневник » Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник
Драгунский В.Ю. “Он живой и светится”. Читательский дневник
Автор: Драгунский В.Ю.
Название: “Он живой и светится”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 6
Главные герои и их характеристика
Дениска. Маленький мальчик. Добрый, мечтательный, с хорошим воображением. Честный, отзывчивый, умеет ценить прекрасное.
Мишка Слонов. Друг Дениски. Мальчик практичный, прагматик, стремится к личной выгоде.
Мама Дениски. Добрая, справедливая, все понимает и поддерживает сына.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Дениска ждет маму в песочнице и играет с новым автомобилем, который ему подарил папа. Но он обменивает автомобиль на светлячка, потому что тот живой и светится.
Сюжет — краткое содержание
Вечером в песочнице Дениска ждет свою маму, когда к нему подходит его друг, Мишка.
Мишка видит игрушечный грузовик, который ему очень нравится и предлагает за игрушку все свои сокровища.
Дениска отказывается меняться, пока Мишка не достает спичечный коробок, в котором сидит светлячок.
Читать еще: Литературная теория и практика. Литература
За светлячка Дениска легко отдает машинку и смотрит на насекомое, как на чудо.
Когда мама возвращается с работы и узнает, что Дениска поменял машинку на светлячка, она спрашивает, зачем мальчик так поступил.
Но Дениска отвечает, что светлячок живой и светится, и мама понимает, что Дениска прав.
Понравившийся эпизод
Мне понравилась в этом рассказе сцена мены. Мишка что только не предлагал Дениске, и марки, и надувной круг, но все это не интересовало Дениску, ведь ему нельзя было меняться. Но перед светлячком мальчик не устоял, ведь тот был живым.
План произведения для пересказа
Мама и светлячок
Главная мысль
Живая природа прекрасна и удивительна, и ничто, сделанное человеческими руками, не сравнится с творениями живой природы.
Чему учит эта книга
Рассказ учит любить природу, любить животных, понимать красоту и уметь радоваться самым простым вещам. Учит быть честным, добрым, слушаться родителей. Но также учит думать своей головой, если ситуация меняется.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне понравился этот рассказ и его главный герой — мальчик Дениска. У Дениски оказалась очень чувствительная душа, он оказался способен оценить красоту простого насекомого, и я считаю, что он поступил совершенно правильно.
«Он живой и светится» читательский дневник
«Он живой и светится» – трогательный рассказ о том, как маленький мальчик совершил обмен дорогого игрушечного самосвала на крошечного светлячка, который светился в темноте.
Краткое содержание «Он живой и светится» для читательского дневника
Название: Он живой и светится
Число страниц: 3. Драгунский В. Ю. «Денискины рассказы». Издательство «Нигма». 2014 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1964 год
- Главные герои
- Сюжет
- План пересказа
- Главная мысль
- Чему учит
- Отзыв
- Пословицы
- Что понравилось
Главные герои
Дениска Кораблев – добрый, честный, внимательный мальчик, любящий природу.
Мишка Слонов – лучший друг Дениски, практичный мальчик.
Мама Дениски – любящая и добрая женщина.
Сюжет
В ожидании мамы Дениска сидел возле песочницы. Она почему-то задерживалась, на небе стали потихоньку зажигаться звезды, и ребята начали расходиться по домам. Тут к Дениске подошел его лучший друг Мишка и взял в руки самосвал. Было понятно, что Мишке очень понравилась игрушка, и он попросил поиграть с ней. Однако Дениска отказал, ведь самосвал был ценным папиным подарком.
Тогда Мишка принялся торговаться: он предложил за игрушку редкие марки и даже спасательный круг. Однако все эти вещи совсем не интересовали Дениску. Тогда Мишка, словно решившись на что-то, махнул рукой и достал свое главное сокровище – спичечный коробок, в котором светилась крошечная звездочка. Мишка объяснил, что это живой светлячок, потому и светится в темноте. Дениска, недолго думая, совершил обмен и принялся рассматривать светлячка. Он разглядывал его очень долго, позабыв обо всем на свете.
Наконец, пришла мама и отвела Дениску домой. Она поинтересовалась самосвалом, и Дениска спокойно сказал, что обменял его. Мама хотела узнать, что он получил взамен, и тогда мальчик попросил ее выключить свет. Вместе они долго смотрели на светящуюся «звездочку» в спичечном коробке. Мама согласилась, что это, конечно, волшебство, но она никак не могла понять, как Дениска мог обменять на букашку большой дорогой самосвал. Дениска объяснил, что ему было очень скучно, но когда он увидел светлячка, то сразу понял, что он гораздо ценнее любого, даже самого дорогого самосвала. Ведь он живой и светится!
План пересказа
- Один в песочнице.
- Появление Мишки.
- Обмен.
- Звездочка в спичечном коробке.
- Возвращение мамы.
- Волшебство светлячка.
- Он живой и светится.
Главная мысль
Чудеса природы гораздо интереснее всех изобретений человека.
Чему учит
Рассказ учит любить природу, быть любознательным, добрым. Учит видеть разницу между живым и искусственным.
Отзыв
Дениска оказался большим мечтателем, которой смог увидеть настоящее волшебство даже в самом обычном светлячке. Он смог осознать ценность живого существа перед мертвой игрушкой.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Он живой и светится.
Пословицы
- Живой о живом и думает.
- Птиц и зверей оберегай, никогда не обижай.
- Дорого, да не дороже денег.
- Жизнь полна чудес.
Что понравилось
Понравилось, что Дениска, несмотря на свой возраст, понял, что в живой природе гораздо больше волшебства, чем в любой игрушке. Он с легкостью поменял дорогой самосвал на светлячка и не пожалел об этом.
Рейтинг читательского дневника
Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 14.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/592230/
http://pushkinsdelal.ru/dragunskiy-v-yu-on-zhivoy-i-svetitsya/
http://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/on-zhivoy-i-svetitsya.html