Названия сказов бажова. Фантастические герои сказов

Павел Петрович Бажов – знаменитый русский и советский писатель. Он родился в 1879 году в семье горного мастера. Рудники и заводы окружали будущего писателя с детства. Его юность была связана с партизанской борьбой за советскую власть в восточном Казахстане (Усть-Каменогорск, Семипалатинск). В начале 1920-х будущий писатель вернулся на Урал, где начал записывать местный фольклор. Прославился Бажов своими рассказами, первый из которых был опубликован в 1936 году.

Истоки «Малахитовой шкатулки»

Павел Петрович услышал старинные уральские предания от сторожа Василия Хмелинина. Произошло это в конце 19 века, будущий писатель был еще подростком. Повествования рассказывали о горном деле, опасностях, подстерегавших рудокопов, красоте недр и редких камней.

Старинные легенды поразили воображение юноши. Спустя тридцать лет он вернулся в родные места и начал записывать предания, которые рассказывали старики. На основе сюжетных мотивов фольклорных легенд Бажов создал великолепные произведения. Писатель именовал их уральскими сказами. Позже они вышли отдельным сборником под названием «Малахитовая шкатулка».

Главные герои

Многие дети знают сказки «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок», «Горный мастер». Эти произведения реалистичны. Они подробно описывают быт уральских горных рабочих. Образы Степана, Настасьи, Данилы-мастера, Кати и других персонажей разработаны с глубокой психологической достоверностью. Однако в рассказах действуют и фантастические существа:

  • Малахитница, или Хозяйка Медной горы.
  • Великий Полоз.
  • Голубая змейка.
  • Земляная кошка.
  • Серебряное копытце.
  • Бабка Синюшка.
  • Огневушка-поскакушка.

Писатель старается передать не только подлинный быт, но и живую речь своих героев. Прототипами персонажей были люди, которых Бажов знал с детства. Многие из них считались легендарными личностями своего времени. Их имена обессмертили народные предания.

Реальные персонажи

Прототип рассказчика Деда Слышко – сторож Василий Хмелинин, познакомивший молодого Бажова с уральскими легендами. Писатель знал бывшего заводского рабочего очень хорошо. Сторож пересыпал свою речь словечком «слышь-ко». Отсюда и прозвище.

Прототипом барина, периодически приезжавшего на рудники, был известный предприниматель Алексей Турчанинов, живший во времена императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно ему принадлежала идея художественной обработки малахита, о которой рассказывает Бажов в своих произведениях.

Прототипом Данилы стал известный русский мастер Зверев. Он был горщиком – так называли специалистов по добыче драгоценных и полудрагоценных камней. Данила Зверев, как и вдохновленный им литературный персонаж, отличался слабым здоровьем. За худобу и малый рост его называли Легоньким. У Данилы-мастера Бажова тоже есть прозвище – Недокормыш.

Медной горы хозяйка

Не менее интересны и фантастические персонажи уральских сказов. Один из них – Хозяйка Медной горы. Под внешностью прекрасной черноволосой женщины в зеленом платье с малахитовым узором скрывается могучая волшебница. Она – хранительница Уральских гор и рудников. Малахитница помогает настоящим профессионалам и творческим людям. Она освободила Степана от цепей, одарила его невесту Настю и дочь Танюшку, обучила Данилу секретам мастерства.

Хозяйка Медной горы заботится о своих подопечных и защищает их от злых людей. Она превратила жестокого приказчика Северьяна в глыбу камня. Могучая волшебница показана автором и как обычная женщина – благородная, любящая и страдающая. Она привязывается к Степану, но отпускает его к невесте.

Великий Полоз, Бабка Синюшка и Огневушка-поскакушка

«Каменный цветок» Бажова наполнен фантастическими образами. Один из них – Великий Полоз. Он – владелец всего золота в округе. Образ могучего змея есть в мифах и сказаниях многих народов. В уральских сказах фигурируют и дочери Великого Полоза – Медяницы.

Бабка Синюшка – персонаж с многочисленными истоками. Она – «родственница» Бабы-Яги из славянского фольклора. Синюшка – персонаж, стоящий на грани реального и потустороннего миров. Она предстает перед героем-человеком в двух обличиях – как молодая красавица и как старуха в синей одежде. Подобный персонаж есть в легендах народа манси, в старину населявшего Урал. Бабка Синюшка – важный образ местного фольклора. Ее появление связано с болотным газом, который издали наблюдали рудокопы. Загадочная синяя дымка будила воображение, вызывая появление нового фольклорного персонажа.

«Каменный цветок» Бажова связан с антропоморфными фантастическими образами. Один из них – Огневушка-поскакушка. Этот персонаж выглядит как веселая маленькая девочка. Она танцует в том месте, где есть залежи золота. Огневушка-поскакушка появляется перед старателями неожиданно. Ее танец восхищает присутствующих. Этот образ исследователи связывают с Золотой Бабой – древним божеством манси.

Серебряное копытце, Голубая змейка и Земляная кошка

Помимо фантастических героев, имеющих человеческий облик, в уральских сказах есть и персонажи-звери. Например, Серебряное копытце. Так называется одна из сказок Бажова. Серебряное копытце – это волшебный козел. Он выбивает из земли драгоценные камни. У него есть одно серебряное копыто. Им он бьет землю, из которой выскакивают изумруды и рубины.

«Каменный цветок» Бажова – один из рассказов сборника «Малахитовая шкатулка». Детям родители часто читают сказку «Голубая змейка». В ее центре находится фантастический персонаж, способный как одарить хорошего человека, так и покарать злодея. С одной стороны у Голубой змейки – золотая пыль, а с другой – черная. Где человек окажется, так и жизнь его пойдет. Голубая змейка золотой пылью отмечает месторождение драгоценного металла, которое находится близко к поверхности.

Читать еще:  Кто написал жюль. Кто такой жюль верн

Еще один фантастический персонаж уральских сказов – Земляная кошка. Она связана с древнеславянской легендой о тайных кладах. Их охранял кот. У Бажова этот персонаж помогает найти дорогу девушке Дуняхе. Кошка ходит под землей. Только ее светящиеся уши видят люди над поверхностью. Реальным прототипом образа являются выбросы сернистого газа. Они часто принимают форму треугольника. Искрящийся сернистый газ напоминал старателям кошачьи уши.

Укорененные в родной земле

«Каменный цветок» Бажова входит в сборник «Малахитовая шкатулка», опубликованный в 1939 году. Это рассказ, адаптированный для детского восприятия. Сборник включает лучшие произведения писателя. Герои многих сказок состоят в родственных отношениях. Например, Танюшка из «Малахитовой шкатулки» – дочь Степана и Насти (героев «Медной горы Хозяйки»). А персонаж «Хрупкой веточки» Митюнька – сын Данилы и Кати («Каменный цветок», «Горный мастер»). Легко представить, что все герои уральских сказов – соседи, живущие в одной деревне. Однако их прототипы явно из разных эпох.

«Каменный цветок» – произведение уникальное. Его персонажи настолько колоритны, что не раз становились объектами творческой переработки. В них есть красота и правда. Герои Бажова – простые, искренние люди, сохраняющие связь с родной землей. В уральских сказах присутствуют приметы конкретной исторической эпохи. Это проявляется в описании домашней утвари, посуды, а также способов обработки камня, типичных для того или иного времени. Привлекает читателей и колоритная речь персонажей, пересыпанная характерными словечками и ласковыми прозвищами.

Творчество и красота

«Каменный цветок» – не только кладезь народных характеров и ярких фантастических образов. Герои уральских сказов – люди великодушные и благородные. Их стремления чисты. И за это, как всегда происходит в сказках, они получают награду – богатство, семейное счастье и уважение окружающих.

Многие положительные герои Бажова – люди творческие. Они умеют ценить красоту и стремятся к совершенству. Яркий пример – Данила-мастер. Его восхищение красотой камня привело к попытке создать произведение искусства – чашу в форме цветка. Но мастер остался недоволен своей работой. Ведь в ней не было чуда Божьего творения – настоящего цветка, от которого сердце замирает и стремится ввысь. В поисках совершенства Данила отправился к Хозяйке Медной горы.

Об этом рассказывает П. П. Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого необходимо знать школьникам, стал основой для творческого понимания труда. Но Данила готов забыть свое мастерство, которому принес много жертв, ради счастья с любимой Катей.

Опытный ремесленник и его юный ученик

Начинается сказка «Каменный цветок» с описания старого мастера Прокопьича. Великолепный знаток своего дела, он оказался плохим педагогом. Мальчишек, которых по приказу барина приводил к Прокопьичу приказчик, мастер бил и наказывал. Но результата добиться не мог. Возможно, что и не хотел. О причинах этого писатель умалчивает. Очередного ученика Прокопьич возвращал приказчику. Все мальчики, по словам старого мастера, оказались неспособными постичь ремесло.

О тонкостях работы с малахитом пишет П. П.Бажов. «Каменный цветок», краткое содержание которого излагается в статье, непосредственно связан с тонкостями камнерезной работы. Ремесло это считалось в народе нездоровым из-за малахитовой пыли.

И вот привели к Прокопьичу Данилку Недокормыша. Паренек он был видный. Высокий и лицом ладный. Да только худой очень. Вот и прозвали его Недокормышем. Сиротой был Данила. Сначала определили его в барские покои. Но не вышло из Данилы прислужника. Он часто засматривался на красивые вещи – картины или драгоценности. И как будто не слышал барских приказов. По причине слабого здоровья не стал он и рудокопом.

Герой сказа Бажова «Каменный цветок» Данила отличался странной особенностью. Он мог долго смотреть на какой-нибудь предмет, например, травинку. Еще обладал он немалым терпением. Приказчик заметил это, когда парень молча сносил удары кнута. Поэтому Данилку отдали учиться к Прокопьичу.

Молодой мастер и стремление к совершенству

Талант мальчика проявился сразу. Старый мастер привязался к пареньку, относился к нему как к сыну. Со временем Данила окреп, стал сильным и здоровым. Научил его Прокопьич всему, что сам умел.

Павел Бажов, «Каменный цветок» и его содержание хорошо известны в России. Перелом в рассказе наступает в тот момент, когда Данила закончил обучение и стал настоящим мастером. Жил он в достатке и покое, но счастливым себя не чувствовал. Все хотел настоящую красоту камня в изделии отразить. Однажды старичок-малахитчик рассказал Данилу о цветке, который есть в саду Хозяйки Медной горы. С той поры не было у парня покоя, даже любовь невесты Кати не радовала. Так ему хотелось цветок увидеть.

Однажды искал Данила камень подходящий на руднике. И вдруг явилась ему Хозяйка Медной горы. Стал просить ее парень показать каменный цветок чудесный. Не хотела она, да сдалась. Когда увидел Данила прекрасные каменные деревья в волшебном саду, понял он, что не в силах создать ничего подобного. Загрустил мастер. А после и совсем ушел из дома накануне свадьбы. Найти его не смогли.

Читать еще:  Роберт Льюис Стивенсон: биография и лучшие книги.

Что же было дальше?

Рассказ Бажова «Каменный цветок» заканчивается открытым финалом. Никто не знал, что случилось с парнем. Продолжение истории находим в рассказе «Горный мастер». Данилова невеста Катя замуж так и не вышла. Перебралась она в избу к Прокопьичу, стала смотреть за стариком. Решила Катя учиться ремеслу, чтобы заработок был. Когда умер старый мастер, стала девушка жить одна в его доме и поделки из малахита продавать. Камень чудесный находила она на Змеином руднике. А там вход в Медную гору был. И однажды увидела она Малахитницу. Чуяла Катя, что жив Данила. И потребовала она вернуть жениха. Оказалось, что Данила тогда к волшебнице прибежал. Не мог он жить без красоты чудесной. Но теперь попросил Данила Хозяйку отпустить его. Согласилась волшебница. Вернулись Данила и Катя в деревню и стали жить долго и счастливо.

Мораль сказки

Детям очень интересно читать сказы Бажова. «Каменный цветок» – талантливое произведение. Могучая сила (Хозяйка Медной горы) вознаградила одаренного мастера и его верную невесту. Не помешали их счастью пересуды односельчан, сплетни и злопыхательство. Писатель воссоздал настоящее народное предание. В нем есть место доброй волшебной силе и чистым человеческим чувствам. Идея произведения сложна для детского восприятия. Ребенку трудно понять, почему и как красота может завладеть человеческим сердцем.

Но все же каждого школьника стоит познакомить с таким автором, как Бажов. «Каменный цветок» – чему учит эта книга? У сказки есть мораль. Добрые, искренние и верные своим идеалам люди, несмотря на свои ошибки, будут вознаграждены. Об этом позаботятся силы природы, которых наши предки очеловечили в легендах. Бажов – единственный известный писатель советской России, который художественно обработал уральские сказания. Они связаны с рудниками, шахтами, горючими газами, тяжелой работой крепостных крестьян и чудесными драгоценностями, которые можно извлечь прямо из земли.

Об этом пишет Бажов. «Каменный цветок», главная мысль которого заключается в преданности семье и призванию, рассказывает простым и понятным языком о великих человеческих ценностях. Но как же быть с идеей о разрушительной силе красоты? Смогут ли ее понять школьники? Возможно, навязчивые мысли Данилы о каменном цветке вызваны колдовством Хозяйки Медной горы. Но недовольство собственной работой появилось раньше знакомства с волшебницей.

Анализ «Каменного цветка» Бажова не позволяет ответить на этот вопрос однозначно. Можно трактовать проблему по-разному. Многое будет зависеть от возраста ребенка. Лучше сделать акцент на положительных качествах главных героев. Педагогическое значение произведения очень велико. А замысловатый сюжет, интрига и прием «продолжение следует» помогут привлечь внимание ребенка.

Уральские сказы в свое время получили много позитивных рецензий и положительный отзыв. «Каменный цветок», Бажов – эти слова должны быть знакомы каждому школьнику.

Datalife Engine Demo

П.П. Бажов

Каждый из сказов Павла Петровича Бажова – подлинная жемчужина народной поэзии. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им «камни», вложил их в чудесную словесную оправу. «Я только исполнитель, – любил повторять Бажов, – а основной творец – рабочий». Главным в сказах Бажова является простой человек, его мастерство, талант и труд. Но герои бажовских сказов имеют реальных прототипов и мифологических предшественников.

Дед Слышко

«Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества был у меня с детских лет», – вспоминал П.П. Бажов. Дома он многое услышал от отца и бабушки. Хорошими рассказчиками были и сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб.

Павел Петрович исходил Урал вдоль и поперек и везде записывал народные пословицы, побасенки, легенды. Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым.

Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.

Хмелинин стал прототипом главного героя сказов – деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ.

Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

О. Ионайтис. Дед Слышко

Хозяйка Медной горы

Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горних недр.

В образе Малахитницы Бажов воплотил красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.

Хранительница драгоценных пород и камней, дух или бог местности, она предстает перед людьми в виде прекрасной женщины или в виде ящерицы в короне.

«Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать – девка. Коса сиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. …Девка небольшого росту, из себя ладная. А уж такое крутое колесо – на месте не посидит…

А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями – запретами (запрет женщине спускаться в шахту; не жениться молодцу, который хочет обрести покровительство Хозяйки). Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней. «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».

Читать еще:  Занимательные задачи с кубиками. §22

Владения Хозяйки выглядят очень живописно. В то же время они лишены жизни, в них многое напоминает мертвое царство. Да и сама она иногда напоминает оборотня. Степан, когда увидит, как «вместо рук-ног у нее лапы зеленые стали, хвост высунулся, по хребтине до половины черная полоска, а голова человечья», назовет ее «поганью».

Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются только перед лучшими рабочими и мастерами.

Учёные видят сходство Хозяйки Медной горы с Царицей гор из новелл немецких романтиков.

А. Виноградова. Хозяйка Медной горы

К. Бурмистов. Царица гор

Девка Азовка

Она неизменно фигурирует в сказах о кладах – без имени и национальности, лишь с неопределённым намёком «из не наших людей». В одних сказах изображается страшилищем огромного роста и непомерной силы. Клады она сторожит ревностно «лучше собаки хорошей…». В других она – то жена атамана, то заложница, прикованная цепями, то слуга тайной силы.

Азов-гора находится на Среднем Урале, километрах в 70-ти от Екатеринбурга. Высота почти 600 метров. На вершине расположены причудливые скалы-останцы похожие на зубчатые башни и стены средневекового замка. С вершины горы открывается красивый вид на город Полевской и его окрестности.

Азов-гора считается одним из самых загадочных мест Урала. О горе два сказа. Первый – что у Азова впервые в этом крае открыты медные рудники, залежи белого мрамора, а на речках – золотые россыпи.

Другой, что разбойники прятали в пещере награбленное. По легенде девка Азовка так и живет в горе, а когда ей становится скучно, выходит ночью на вершину и зажигает там огонек. Огонек многие люди видели, а найти пещеру еще никому не удавалось, ведь скалы на Азов-горе из твердой вулканической породы, и образоваться естественным путем пещера никак не могла. Но кладоискатели здесь не редкость.

Клад действительно был найден в сентябре 1940 года группой полевских школьников. 44 необычные медные фигурки из меди и бронзы оказались хищными птицами с распахнутыми крыльями. Археологи датировали находки IV–II веками до нашей эры. Аналогичные медные фигурки находили и в других местах на Урале, они относятся к Иткульской культуре.

Бажов, узнав о находках, приехал в Полевской. По просьбе писателя ребята передали найденное в Свердловский краеведческий музей.

Будучи на Азов-горе, стоит разыскать на одной из скал портрет Хозяйки Медной горы, который нарисовали студенты художественного училища.

Данила-мастер

Бажов описывает жизнь семьи Данилы в пяти сказах, если считать два незаконченных – «Теплая грань» и «Хозяйкино зарукавье».

В «Каменном цветке» Данила – маленький мальчик, а в «Теплой грани» – уже дедушка, и вся его жизнь оказалась связана с тайной каменного цветка.

У Данилы-мастера был реальный прототип – камнерез Данила Зверев. В его честь названа улица в Екатеринбурге. Зверев открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов.

Таким же чудесным мастером был и Степан – искусный резчик по малахиту.

Сказочник П. Бажов, какие самые известные его сказки, название, о чём они?

Бажов известен прежде всего как автор сборника сказов, объединенных одним названием «Малахитовая шкатулка», очень популярным как среди детей, так и среди взрослых. Самые известные сказы- «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок»,»серебряное копытце»,»Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец». Герои его сказок -уральские мастера, резчики по камню,горнорабочие, рудознатцы, волшебных персонажей в образе людей или животных.В сказах Бажова описывается образ жизни народов Урала и Приуралья, переложены в действия персонажей поверья и традиции местного населения. Создание сказов Бажовым происходило на основании уральского местного фольклора в 20-30 годы прошлого столетия. Но и спустя столько лет остаются одними из самых любимых В Россиии и ближнем зарубежье, несколько поколения людей из республик бывшего СССР воспитывались на этих захватывающих и интересных, очень своеобразных сказках.

П.П. Бажов известен в первую очередь своим сборником уральских сказов. Многие неверно называют его произведения сказками. Сказ — это самостоятельный эпический жанр, совмещающий в себе фантастические элементы и реальные факты. Так, например, все сказы Бажова, написанные на основе уральского рабочего фольклора, происходят в реально существующих населенных пунктах: селе Полевом, усадьбе Турчаниновых, Санкт-Петербурге. Автор описывает реальную историческую ситуацию, упоминает имена и фамилии реально существовавших людей, но в основу произведения кладет фольклорные рассказы о встречи простых людей: рудобоев, резчиков по камню, золотодобытчиков. охотников, а также мелкого начальства — приказчиков, с истинными хозяевами земных недр: Медной горы Хозяйков, Золотым полозом, Синюшкой и некоторыми другими.

Произведения Бажова злободневны, т.к. в них писатель от лица рассказчика поднимает актуальные для того времени проблемы: самодурство бар, жадность и глупость владельцев заводов, подхалимство и жестокость приказчиков. Отражены в них и политические настроения, так, например, в сказе «Железковы покрышки» упоминается о страхе царской семьи после революции 1905 года. По произведениям Бажова можно изучить быт жителей уральских деревень на рубеже XiX-XX веков, местный колорит текстам придает обилие диалектизмов. Всего перу П.П. Бажова принадлежат 56 сказов. Есть у писателя и другие произведения, в частности, очерки о жизни рабочих заводов в царское время, их политических настроениях и революционной борьбе, но в историю русской литературы Бажов вошел как создатель удивительных по уровню художественного мастерства сказов, воспевших его родину Урал.

Источники:

http://www.syl.ru/article/200942/new_kamennyiy-tsvetok-bajova-kratkoe-soderjanie-i-analiz
http://www.ziranov.ru/up/index.php?newsid=2305
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2623025-skazochnik-p-bazhov-kakie-samye-izvestnye-ego-skazki-nazvanie-o-chjom-oni.html

Моя Дача