Н.А. Некрасов всегда был не просто поэтом – он был гражданином, которого глубоко волновала социальная несправедливость, и особенно – проблемы русского крестьянства. Жестокое обращение помещиков, эксплуатация женского и детского труда, безрадостный быт – все это находило отражение в его творчестве. И вот в 18621 году наступает, казалось бы, долгожданное освобождение – отмена крепостного права. Но было ли это освобождением по факту? Именно этой теме посвящает Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” – самое острое, самое известное – и последнее свое произведение. Поэт писал его с 1863 года и до самой своей смерти, однако поэма все же вышла неоконченной, так что готовили ее для печати по фрагментам рукописей поэта. Однако эта незаконченность получилась в своем роде знаковой – ведь и для русского крестьянства отмена крепостного права так и не стала окончанием старой и началом новой жизни.
“Кому на Руси жить хорошо” читать стоит полностью, ведь на первый взгляд может показаться, что сюжет слишком простой для такой сложной темы. Спор семи мужиков о том, кому хорошо жить на Руси, не может быть основой для раскрытия глубины и сложности социального конфликта. Но благодаря таланту Некрасова в раскрытии характеров, произведение постепенно раскрывается. Поэма достаточно сложно для восприятия, поэтому лучше всего скачать ее текст полностью и прочитать несколько раз. Важно обратить внимание на то, насколько разным показано понимание счастья у мужика и у барина: первый считает, что это его материальное благополучие, а второй – что это как можно меньшее количество бед в его жизни. При этом для того, чтобы подчеркнуть мысль о духовности народа, Некрасов вводит еще двух персонажей, выходцев из его среды – это Ермил Гирин и Гриша Добросклонов, которые искренне хотят счастья всему крестьянскому сословию, и чтобы никто обижен не был.
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” не является идеалистической, ведь поэт видит проблемы не только в дворянском сословии, которое погрязло в алчности, высокомерии и жестокости, но и среди крестьян. Это в первую очередь пьянство и мракобесие, а также деградация, безграмотность и бедность. Проблема поиска счастья лично для себя и для всего народа в целом, борьба с пороками и желание сделать мир лучше актуальны и сегодня. Так что даже в неоконченном виде некрасовская поэма является не только литературным, но и морально этическим образцом.
- Кому на Руси жить хорошо
- Кому на Руси жить хорошо
- Купить по лучшей цене:
- Авторы: Н. А. Некрасов
- «В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого» (Л.Н. Толстой)
- Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
- «Не верю!»
- К слову
Кому на Руси жить хорошо
Однажды на столбовой дороге сходятся семь мужиков — недавних крепостных, а ныне временнообязанных «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Вместо того чтобы идти своей дорогой, мужики затевают спор о том, кому на Руси живётся весело и вольготно. Каждый из них по-своему судит о том, кто главный счастливец на Руси: помещик, чиновник, поп, купец, вельможный боярин, министр государев или царь.
За спором они не замечают, что дали крюк в тридцать вёрст. Увидев, что домой возвращаться поздно, мужики разводят костёр и за водкой продолжают спор — который, разумеется, мало-помалу перерастает в драку. Но и драка не помогает разрешить волнующий мужиков вопрос.
Решение находится неожиданно: один из мужиков, Пахом, ловит птенца пеночки, и ради того, чтобы освободить птенчика, пеночка рассказывает мужикам, где можно найти скатерть самобраную. Теперь мужики обеспечены хлебушком, водкой, огурчиками, кваском, чаем — словом, всем, что необходимо им для дальнего путешествия. Да к тому же скатерть самобраная будет чинить и стирать их одежду! Получив все эти блага, мужики дают зарок дознаться, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
Первым возможным «счастливцем», встретившимся им по дороге, оказывается поп. (Не у встречных же солдатиков и нищих было спрашивать о счастье!) Но ответ попа на вопрос о том, сладка ли его жизнь, разочаровывает мужиков. Они соглашаются с попом в том, что счастье — в покое, богатстве и чести. Но ни одним из этих благ поп не обладает. В сенокос, в жнитво, в глухую осеннюю ночь, в лютый мороз он должен идти туда, где есть болящие, умирающие и рождающиеся. И всякий раз душа у него болит при виде надгробных рыданий и сиротской печали — так, что рука не поднимается взять медные пятаки — жалкое воздаяние за требу. Помещики же, которые прежде жили в родовых усадьбах и здесь венчались, крестили детушек, отпевали покойников, — теперь рассеяны не только по Руси, но и по дальней чужеземщине; на их воздаяние надеяться не приходится. Ну а о том, каков попу почёт, мужики знают и сами: им неловко становится, когда поп пеняет за непристойные песни и оскорбления в адрес священников.
Читать еще: Женеманж па сис жур. Мсье, же не манж па сис жур
Поняв, что русский поп не относится к числу счастливцев, мужики отправляются на праздничную ярмарку в торговое село Кузьминское, чтобы там расспросить народ о счастье. В богатом и грязном селе есть две церкви, наглухо заколоченный дом с надписью «училище», фельдшерская изба, грязная гостиница. Но больше всего в селе питейных заведений, в каждом из которых едва успевают управляться с жаждущими. Старик Вавила не может купить внучке козловые башмачки, потому что пропился до грошика. Хорошо, что Павлуша Веретенников, любитель русских песен, которого все почему-то зовут «барином», покупает для него заветный гостинец.
Мужики-странники смотрят балаганного Петрушку, наблюдают, как офени набирают книжный товар — но отнюдь не Белинского и Гоголя, а портреты никому не ведомых толстых генералов и произведения о «милорде глупом». Видят они и то, как заканчивается бойкий торговый день: повальным пьянством, драками по дороге домой. Впрочем, мужики возмущаются попыткой Павлуши Веретенникова мерить крестьянина на мерочку господскую. По их мнению, трезвому человеку на Руси жить невозможно: он не выдержит ни непосильного труда, ни мужицкой беды; без выпивки из гневной крестьянской души пролился бы кровавый дождь. Эти слова подтверждает Яким Нагой из деревни Босово — один из тех, кто «до смерти работает, до полусмерти пьёт». Яким считает, что только свиньи ходят по земле и век не видят неба. Сам он во время пожара спасал не накопленные за всю жизнь деньги, а бесполезные и любимые картиночки, висевшие в избе; он уверен, что с прекращением пьянства на Русь придёт великая печаль.
Мужики-странники не теряют надежды найти людей, которым на Руси хорошо живётся. Но даже за обещание даром поить счастливцев им не удаётся обнаружить таковых. Ради дармовой выпивки счастливцами готовы себя объявить и надорвавшийся работник, и разбитый параличом бывший дворовый, сорок лет лизавший у барина тарелки с лучшим французским трюфелем, и даже оборванные нищие.
Наконец кто-то рассказывает им историю Ермила Гирина, бурмистра в вотчине князя Юрлова, заслужившего всеобщее уважение своей справедливостью и честностью. Когда Гирину понадобились деньги для того, чтобы выкупить мельницу, мужики одолжили их ему, не потребовав даже расписки. Но и Ермил теперь несчастлив: после крестьянского бунта он сидит в остроге.
О несчастье, постигшем дворян после крестьянской реформы, рассказывает мужикам-странникам румяненький шестидесятилетний помещик Гаврила Оболт-Оболдуев. Он вспоминает, как в прежние времена все веселило барина: деревни, леса, нивы, крепостные актёры, музыканты, охотники, безраздельно ему принадлежавшие. Оболт-Оболдуев с умилением рассказывает о том, как по двунадесятым праздникам приглашал своих крепостных молиться в барский дом — несмотря на то что после этого приходилось со всей вотчины сгонять баб, чтобы отмыть полы.
И хотя мужики по себе знают, что жизнь в крепостные времена далека была от нарисованной Оболдуевым идиллии, они все же понимают: великая цепь крепостного права, порвавшись, ударила одновременно и по барину, который разом лишился привычного образа жизни, и по мужику.
Отчаявшись найти счастливого среди мужиков, странники решают расспросить баб. Окрестные крестьяне вспоминают, что в селе Клину живёт Матрена Тимофеевна Корчагина, которую все считают счастливицей. Но сама Матрена думает иначе. В подтверждение она рассказывает странникам историю своей жизни.
До замужества Матрена жила в непьющей и зажиточной крестьянской семье. Замуж она вышла за печника из чужой деревни Филиппа Корчагина. Но единственно счастливой была для неё та ночь, когда жених уговаривал Матрену выйти за него; потом началась обычная беспросветная жизнь деревенской женщины. Правда, муж любил её и бил всего один раз, но вскоре он отправился на работу в Питер, и Матрена была вынуждена терпеть обиды в семье свёкра. Единственным, кто жалел Матрену, был дедушка Савелий, в семье доживавший свой век после каторги, куда он попал за убийство ненавистного немца-управляющего. Савелий рассказывал Матрене, что такое русское богатырство: мужика невозможно победить, потому что он «и гнётся, да не ломится».
Рождение первенца Демушки скрасило жизнь Матрены. Но вскоре свекровь запретила ей брать ребёнка в поле, а старый дедушка Савелий не уследил за младенцем и скормил его свиньям. На глазах у Матрены приехавшие из города судейские производили вскрытие её ребёнка. Матрена не могла забыть своего первенца, хотя после у неё родилось пять сыновей. Один из них, пастушок Федот, однажды позволил волчице унести овцу. Матрена приняла на себя наказание, назначенное сыну. Потом, будучи беременной сыном Лиодором, она вынуждена была отправиться в город искать справедливости: её мужа в обход законов забрали в солдаты. Матрене помогла тогда губернаторша Елена Александровна, за которую молится теперь вся семья.
По всем крестьянским меркам жизнь Матрены Корчагиной можно считать счастливой. Но о невидимой душевной грозе, которая прошла по этой женщине, рассказать невозможно — так же, как и о неотплаченных смертных обидах, и о крови первенца. Матрена Тимофеевна убеждена, что русская крестьянка вообще не может быть счастлива, потому что ключи от её счастья и вольной волюшки потеряны у самого Бога.
Читать еще: Кто такой пигмалион. Значение слова пигмалион
В разгар сенокоса странники приходят на Волгу. Здесь они становятся свидетелями странной сцены. На трёх лодочках к берегу подплывает барское семейство. Косцы, только что присевшие отдохнуть, тут же вскакивают, чтобы показать старому барину своё усердие. Оказывается, крестьяне села Вахлачина помогают наследникам скрывать от выжившего из ума помещика Утятина отмену крепостного права. Родственники Последыша-Утятина за это обещают мужикам пойменные луга. Но после долгожданной смерти Последыша наследники забывают свои обещания, и весь крестьянский спектакль оказывается напрасным.
Здесь, у села Вахлачина, странники слушают крестьянские песни — барщинную, голодную, солдатскую, солёную — и истории о крепостном времени. Одна из таких историй — про холопа примерного Якова верного. Единственной радостью Якова было ублажение своего барина, мелкого помещика Поливанова. Самодур Поливанов в благодарность бил Якова в зубы каблуком, чем вызывал в лакейской душе ещё большую любовь. К старости у Поливанова отнялись ноги, и Яков стал ходить за ним, как за ребёнком. Но когда племянник Якова, Гриша, задумал жениться на крепостной красавице Арише, Поливанов из ревности отдал парня в рекруты. Яков было запил, но вскоре вернулся к барину. И все-таки он сумел отомстить Поливанову — единственно доступным ему, лакейским способом. Завезя барина в лес, Яков повесился прямо над ним на сосне. Поливанов провёл ночь под трупом своего верного холопа, стонами ужаса отгоняя птиц и волков.
Ещё одну историю — о двух великих грешниках — рассказывает мужикам божий странник Иона Ляпушкин. Господь пробудил совесть у атамана разбойников Кудеяра. Разбойник долго замаливал грехи, но все они были ему отпущены только после того, как он в приливе гнева убил жестокого пана Глуховского.
Мужики-странники слушают и историю ещё одного грешника — Глеба-старосты, за деньги скрывшего последнюю волю покойного адмирала-вдовца, который решил освободить своих крестьян.
Но не одни мужики-странники думают о народном счастье. На Вахлачине живёт сын дьячка, семинарист Гриша Добросклонов. В его сердце любовь к покойной матери слилась с любовью ко всей Вахлачине. Уже пятнадцати лет Гриша твёрдо знал, кому готов отдать жизнь, за кого готов умереть. Он думает обо всей загадочной Руси, как об убогой, обильной, могучей и бессильной матушке, и ждёт, что в ней ещё скажется та несокрушимая сила, которую он чувствует в собственной душе. Такие сильные души, как у Гриши Добросклонова, сам ангел милосердия зовёт на честный путь. Судьба готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
Если бы мужики-странники знали, что происходит в душе Гриши Добросклонова, — они наверняка поняли бы, что уже могут вернуться под родной кров, потому что цель их путешествия достигнута.
Кому на Руси жить хорошо
Купить по лучшей цене:
При покупке в этом магазине Вы возвращаете на личный счет BM и становитесь претендентом на приз месяца от BookMix.ru!
Подробнее об акции
Авторы: Н. А. Некрасов
«Смеялись люди трезвые, А пьяные да умные Чуть не плевали в бороду Ретивым крикунам»
Сила поэта Н.А. Некрасова — в особой доверительности его художественных интонаций: они обращены к сокровенным сторонам человеческой натуры, угнетаемой повседневностью, испытываемой на прочность социальными конфликтами. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Н. Некрасова — путешествие-странствие героев в поисках счастливого человека на Руси, итоговое произведение поэта, народная эпопея, куда вошел весь многовековой опыт крестьянской жизни, все знания о народе, собранные поэтом «по словечку» в течение двадцати лет. Фольклорная основа языка поэмы помогла Н. Некрасову точнее и полноценнее выразить русскую душу. Обо всём этом и не только в книге Кому на Руси жить хорошо (Н. А. Некрасов)
«В жизни есть только одно несомненное счастье — жить для другого» (Л.Н. Толстой)
Сча́стье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Второй год вместе с детьми вслух читаю эту поэму. Почему вместе? Потому что одни они не понимают вообще ни о чем это, ни зачем это было написано. Объяснять приходится чуть ли не каждое слово. А еще за эти два года я посмотрела видеоуроки Дмитрия Бака и видеолекции Дмитрия Быкова, посвященные творчеству Н.А. Некрасова. И кажется, сама начала что-то понимать, вот полюбить пока не получается.
Н.А. Некрасов, действительно, один из самых спорных поэтов-классиков. Одни его ненавидят за эксплуотацию темы бедствий народных, уверяют, что в «в лирике Некрасова поэзия и не ночевала»(заметьте, это И.С. Тургенев), другие называют его поэтом-новатором, давшим литературе не только и не столько новые темы, сколько новые ритмы, новую напевность (заметьте, это А.А. Ахматова). Разве такой поэт может быть неинтересным, разве не хочется для себя решить, на какой я стороне? Хочется. Поэтому и трачу с детьми огромное количество времени, надеюсь, что не напрасно.
Читать еще: Когда умер лев дуров. Биография
Итак, вернемся к поэме, которая скорее не поэма, а сказка-притча о поисках ответа на один из главных этико-философских вопросов: что же такое счастье и кого, собственно, можно назвать счастливым человеком? Начинается поэма практически со сказочного зачина,затем следует перечисление деревень, названия которых сами за себя говорят:
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова —
Неурожайка тож.
И вот в этих селениях, оказывается, живут настоящие философы, которые ради разрешения вопроса о счастье готовы оставить свои обычные бытовые, но необходимые для жизни дела, семьи, детей и двинуться в дорогу на поиски счастливого. Заметьте, чисто русская черта: ради бытийного забыть о бытовом — наша ментальность. Кого же поначалу считают счастливыми герои? Тех, у кого богатство и власть: попа, помещика, купца, чиновника, министра и наконец, царя. Видимо, автор изначально задумывал, что крестьяне посетят всех вышеперечисленных счастливчиков и не найдут в пореформенной Руси ни одного человека, готового признать себя вполне счастливым. Но соответствует ли композиция и сюжет замыслу? Об этом судить сложно, Некрасов писал поэму уже будучи больным и закончить произведение не успел, поэтому «собирать» по главам его пришлось литературоведам.
Мы знакомимися с попом и помещиком, которые пытаются вывести формулу счастья: «покой, богатство, честь» и объявляют себя несчастными, потому что «порвалась цепь железная» и обоими концами ударила по барину, попу с одной стороны и мужику — с другой. Постреформенная Россия грустна, кругом запустение и разорение, пьянство и разочарование, страх перед будущим и отсутствие надежды.
Может быть, счастливые есть среди мужиков? Зазывают счастливых водкой, вроде желающие находятся, но. Слишком оно уж странное это мужицкое счастье
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое, с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Проваливай домой!
Одна из самых красивых и лиричных частей, пожалуй, «Крестьянка».Но это в то же время одна из самых страшных глав: гибель ребенка, плеть, возможная разлука с мужем, тяжелая работа, подчиненное положение. И как результат:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Кто же в результате счастлив? Народный заступник, выросший в голоде, но в любви, которому судьба готовит чахотку и Сибирь, но он готов жертвовать жизнью ради родной Вахлачины, ради тех мужиков, что делились хлебом с сыном бедного дьячка. Когда же счастлив народный заступник Гриша Добросклонов (читай Добролюбов)? Да тогда. когда ему удаётся «песенка» о Руси, о Родине, противоречивой, но любимой.
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
И получается, что не в богатстве, не в спокойствии и не в почестях счастье, а в творчестве и любви, патриотизме и верности народу!
Я еще очень многого не сказала, ни о фольклорных мотивах и жанрах, которые есть в поэме, ни о том, как трактовали поэму замечательные К.И. Чуковский, А.А. Ахматова, о том, как. Но если я вас хоть чуть-чуть заинтересовала, цель достигнута.
ЗЫ: В двадцатых годах у нас в Москве спрашивали:
— Кому на Руси живется хорошо?
— Максиму Горькому в Сорренто.
«Не верю!»
К слову
Все так клянут вечно Некрасова за «Кому на Руси жить хорошо». Большинству не нравятся страсти-мордасти, описанные автором. Кому-то кажется утрированным пафос произведения. Кто-то вот не находит ответов на злободневные вопросы.
Но господа, давайте по порядку. Искать в книгах ответы на вопросы вообще смешно и по-дилетантски — это не Домострой, не поваренная книга и не справочник по физике. Это художественный вымесел («вымысел» подчеркнуть 2 раза). И автор решает свои, особые задачи, и героев создаёт своих, особенных. Даже если прототипы имеются.
Теперь про пафос. Пафос специфический, да. Гражданский, называется. Характерен для поэтов-народников и представителей Натуральной школы, к которым Николай Алексеевич и относится. Поэт абсолютно верен выбранной стезе.
Страсти. страсти действительно страшные, быт крестьянский действительно был кабальным и беспросветным. И кстати, он ещё смягчён поэтически. И песни, и красота труда тебе. «В овраге» Чехова откройте — вот где прямо волосы дыбом встают.
Не знаю. Меня затянуло прямо сразу — этот двустопный ямб, и ирония, и певучесть поэмы. Для меня это всё как-то полно очарования.
Да, Дёмушку у Матрёны Тимофеевны съела свинья страшно — это правда. Да, Гриша Добросклонов уж очень идеален, прямо луч света в тёмном царстве. Но это опять-таки см. пункт «Гражданский пафос», так что каким ему ещё быть? Если примерять его к реальной жизни — персонаж абсурден даже, но мы же уже выяснили — хороший читатель и не будет примерять. А в полотне художественного повествования Гриша выглядит более чем однородно.
Но маленькие образы мужиков-то как проработаны. Тех, которые «до смерти работают, до полусмерти пьют» — этому же сразу веришь. И очень много песен Некрасов там запечатлел. Причём не самых известных. И сколько реалий. Мне всегда казалось, что это большое и удачное словесное исследование.
Источники:
http://obrazovaka.ru/biblioteka/nekrasov/komu-na-rusi-zhit-horosho-chitat-online
http://briefly.ru/nekrasov/komu_na_rusi/
http://bookmix.ru/book.phtml?id=2525305