Простота, добро и правда – это нравственные качества, которые должны стать основой любой личности. Главное в человеке – сострадание, сочувствие, милосердие, искренность, естественность. Можно ли назвать великим того, в ком нет этих человеческих качеств? Пожалуй, соглашусь с мыслью Л. Н. Толстого, который утверждал, что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Если кто-либо мнит себя великим вершителем судеб человеческих, а сам насквозь пропитан ложью, фальшью, высокомерием, эгоизмом и жесткостью, его невозможно назвать великим, так как в нём отсутствует великодушие.
В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отказывает Наполеону в величии, потому что в этом «вершителе судеб человеческих» нет простоты, добра и правды. «Бонапарте» — человек войны, который ради достижения своих целей готов пожертвовать тысячами жизней. Он уверен, что эти жертвы необходимы для блага всего человечества.
Развенчивая этого героя, Толстой показывает его ничтожность. Не случайно победивший в Аустерлицком сражении Наполеон показан глазами князя Андрея, который считал французского полководца своим кумиром и хотел повторить его подвиг, подхватив знамя и увлекая за собой солдат. Тяжело раненный Болконский видит высокое небо с медленно плывущими по нему облаками, а на фоне этого величественного небосвода самодовольного Наполеона, мелкого и ничтожного, упоённого своей победой. Привыкнув к восторженному поклонению, Бонапарт даже не смотрит, как тонут поляки, переплывающие Неман и гордящиеся в своём ослеплении, что тонут в глазах великого человека. Французский император на способен на проявление простых человеческих чувств. Перед Бородинским сражением ему показывают потрет сына, «красивого курчавого мальчика».
Подойдя к портрету, Наполеон «сделал вид задумчивой нежности», изобразил «простую отеческую нежность». Но это была всего лишь маска, которую он надел на себя, считая, что каждый его поступок, каждое движение имеет огромное историческое значение.
Читать еще: Освобождающая сила. Шмеман — основы русской культуры
Таким образом, Толстой лишает величия Наполеона, потому что тот всего лишь играет роль великого человека, на самом же деле он «раб истории», и в нём нет «простоты, добра и правды».
Французскому императору в романе «Война и мир» противопоставлен русский полководец Кутузов, в котором воплощены лучшие качества народа. В Кутузове подчёркивается его простота, естественность, отсутствие позёрства, театральной игры. Толстой постоянно показывает в русском полководце проявление простых человеческих чувств.
Вот он провожает Багратиона на великий подвиг. Чтобы спасти русскую армию, Багратион с небольшим отрядом измученных в походе солдат должен в течение суток удерживать противника. На глазах главнокомандующего появляются слёзы, потому что он понимает, что многие погибнут.
Таким образом, в противовес Наполеону в Кутузове автор видит величие, которое заключается в том, что русский полководец не говорит громких и красивых фраз, а, оставаясь простым и обыкновенным человеком, выполняет главную задачу – спасает Отечество от врага.
Мы пришли к выводу, что величие можно признавать лишь там, где живёт дух «простоты, добра и правды». Исполненный самодовольства, позёрства и эгоизма Наполеон кажется мелким и ничтожным, а в Кутузове с его человечностью, милосердием и добротой раскрывается великая душа, живущая любовью к своему народу и Отчизне.
Пример итогового сочинения на тему: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Пример итогового сочинения к направлению «»Война и мир» – к 150-летию великой книги»
Тема сочинения: Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
Величие – что стоит за этим громким словом? К чему мы смело его отнесем, а что никогда не будет великим? За ответом я хочу обратиться к роману-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Все четыре тома этого произведения буквально пронизаны одной истиной: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Это значит, что величие в истинных чувствах, добрых намерениях и искренности по отношению к народу.
Значение слова «величие» раскрыто в сравнении образов двух полководцев – Кутузова и Наполеона. Отношение автора к героям противоположное. Михаил Кутузов представлен как народный герой, как великий человек, который сражается не ради победы, власти, тщеславия, а ради своего народа, ради русской земли. Полководец прост в общении с солдатами – мы видим, что он может подойти к любому из них и поговорить. Толстой показывает нам страдания Михаила Кутузова, когда на гибель идут его солдаты. Его характер проявляется также в решении отдать врагу Москву – Кутузов сумел оценить ситуацию и понять, что столица – это небольшая цена за жизнь целого народа.
Читать еще: Подводка к танцу маша и медведь. «Сладкая сказка»
Наполеон – совершенно другой полководец. Он не близок своей армии, он гордится собой, а не своей страной, в любых победах он видит лишь свою заслугу. Толстой описывает его как эгоистичного командира, который не думает о солдатах и готов ими пожертвовать, если это нужно, без тени сомнения. Наполеон велик лишь в собственных глазах.
Мне хотелось бы поговорить о величии еще одного героя романа «Война и мир». Андрей Болконский в начале произведения предстает перед нами как человек, жаждущий славы и признания. Но уже вскоре он меняет свои мысли кардинально. Он начинает понимать ценность народа в войне против врага, перестает гоняться за личными победами. Мы видим настоящего патриота, искреннего, смелого человека. Получив смертельное ранение, Андрей Болконский прощает Наташу Ростову и Анатоля Курагина, что снова подтверждает величие души этого героя.
Как достичь величия? Только не стремясь к этому. Не нужно пытаться возвыситься над другими. Сила в доброте, простоте и правде. Только оставив свои амбиции и думая об общей цели, как это делал Михаил Кутузов и Андрей Болконский, можно обрести величие и заслужить уважение тех, кто рядом. (330 слов)
Автор сочинения: Татьяна Городецкая
112. Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 24.10.2019 · Обновлено 04.12.2019
(454 слова) Я думаю, что величие определяется не богатством, властью или славой, а добротой, правдой и простотой, потому что именно эти качества по-настоящему значимы. Все мы тянемся именно к таким высоконравственным людям, но в то же время быть простым, добрым и честным человеком очень сложно. Его величие состоит в том, что он борется с демоном, живущим в нем. Того же мнения придерживаются многие писатели.
Например, А.С. Пушкин в поэме «Полтава» обращает внимание читателя на то, что предателя Мазепу и совращенную им Марию никто не вспомнит после их кончины, а вот славные подвиги Петра Первого и его верных слуг вроде Кочубея история не позволяет стереть из памяти народа. Подлинным величием она наделяет лишь тех, кто проявил достоинство, честность, доброту и силу духа. Другие имена оказываются забытыми. И Мария, которая предала своих родителей и стала косвенной виновницей казни отца, и ее гетман, который изменил родине, другу и царю, либо стерлись со страниц истории, либо остались позорным пятном, на которое никто не смотрит без отвращения. Зато Петр, который смог защитить свою землю и признать ошибку, стал кумиром многих людей и является им до сих пор. Верные его соратники, пострадавшие от рук подлого гетмана, тоже заслужили достойные места рядом с императором. Они хоть и считали себя простыми орудиями в руках государя, но сделали свой нравственный выбор: не предали, а стояли до конца за того, кому присягнули. Значит, подлинное величие можно найти лишь там, где есть правда, доброта и простота.
Читать еще: Что такое голливуд. История возникновения голливуда
Другие примеры описал Л.Н. Толстой в романе «Война и мир». Одним из них является самый полемичный вопрос его времени: «Велик ли император Наполеон на самом деле»? Автор настаивает, что нет, ведь этот человек вел народ на смерть не ради спасения страны, а ради своих амбиций. Он был самолюбивым, но ничтожным политиком-авантюристом из тех, кого возносит на пьедестал стихия неразборчивого бунта. Поэтому у Бонапарта на первом месте были его достижения, а не судьба Франции и армии. Это доказывается позорным бегством из «покоренной» России: император бросил своих людей, обрек их на мучительную смерть от голода и холода. Сам он спасся, как и многие приближенные люди, а те, чьими руками он загребал жар на поле боя, остались на съедение волкам в русских лесах. Почему же он, великий полководец, так поступил? А потому, что не было в нем ни доброты, ни правды, ни простоты. Он был напыщенным, чванливым и злым человеком, который любил лишь рисоваться перед окружением. В таком императоре нет величия, приписанного услужливыми историками, которые не оценивают поведение личности с нравственной точки зрения.
Таким образом, великим мы можем назвать только того, кто обладает тремя несомненными добродетелями — простотой, добротой и честностью. Иные люди могут добиться славы, богатства или получить по наследству красоту или титул, но разве мы можем назвать великими тех, кто подкупает наше расположение? Конечно же, нет, ведь высокую оценку нужно оправдать высокой нравственностью.
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=64744
http://primersoch.ru/itogovoesoch/itogovoeprimer/46-primer-itogovogo-sochinenija-na-temu-net-velichija-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy.html
http://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/i-net-velichiya-tam-gde-net-prostoty-dobra-i-pravdy/