Нигерия. йоруба: история и культура

Йоруба (йюба, йариба, в Бенине также еде или нага) — один из крупнейших Бенуа-конго народов в Западной Африке (см..).

1. Территория расселения и численность

Йоруба проживающих на юго-западе Нигерии и юго-востоке Бенина (главным образом вокруг города Кету и в районе столицы Порто-Ново), а также на юго-востоке Ганы и в Того (район Атакпаме).

Численность: в Нигерии — ок. 20 млн. человек (ок. 20% населения страны), в Бенине — более 0,5 млн. человек (соответственно ок. 10% населения страны), в Гане — 0,2 млн. человек, в том — 0,1 млн . человек.

Йоруба и их потомки живут также в Великобритании, США, Бразилии (штат Баия), на Карибах т.д..

2. Язык

Язык йоруба относится к подгруппе ква группы нигер-конго нигеро-кордофанская языковой семьи. Довольно значительное диалектное членение — Ойо, Ифе, елая, Иджебу, Экити, Ондо, егба, ово и др.. Однако диалекты достаточно близки между собой и не исключают взаимопонимания между носителями.

Литературная норма на основе диалекта ово. Письменность на основе латиницы. Уровень грамотности среди йоруба — 35% (данные середины 90-х годов ХХ века).

Язык йоруба — очень распространенная в Нигерии. Имеет официальный статус и применяется для правительственных сообщений. Ней ведется радио-и телевещание, обучение в начальных, средних и высших школах, читаются лекции в университетах, языке йоруба осуществляется печати периодики и книгоиздания.

3. История

Археологические выследи свидетельствуют о возможном автохтонности народа йоруба на современных землях проживания. Однако, также существуют версии о происхождении йоруба, по крайней мере предков властвующей элиты (одудуа) из Египта. Подобные гипотезы подкреплены сходством скульптур и других артефактов материальной культуры Древнего Египта с теми, что были найдены при раскопках древних городов-государств йоруба, в частности Ифе.

Древняя централизованная протогосударство йоруба состояла из около 25 королевств (городов-государств), из которых Ифе-ИЛЭ традиционно определялось как самое главное и всего. Его основание относят к 850 г. Основной соперник Ифе город-государство Ойо (северо-восточнее Ифе) возникло ок. 1350 г. И до сих королями йоруба традиционно считаются правители этих двух городов — соответственно Они Ифе и Алафин (Олофин) Ойо. Другие важные королевства — Льеша и Экити на северо-востоке; Кету, Шабе, Егбадо, Льебу и Авори на юго-западе; Ондо, Ово, Итсекири на юго-востоке.

В XV в. не без помощи португальских войск было создано империю Ойо, чью экспансию обычно связывают с началом использования йоруба лошадей. На протяжении всего существования этого государства ее раздирали на куски раздор и вражда. Наконец, в конце 18-го века. забурлила гражданская война, и обращение одной из группировок йоруба к вождям фулани привело

к тому, что около 1830 года именно фулани устанавливают полный контроль над империей Ойо. Это заставило многих йоруба эмигрировать дальше на юг, где они основали новые города — Ибадан и Абеокута. Жители и выходцы из Абеокута — субэтническая группа йоруба егба. В 1888 году при поддержке английских посредников руководители йоруба и фулани подписывают соглашение, согласно которому первые (фулани) возвращают себе господство над своей территорией.

В 1901 г. Йорубаленд (земля йоруба) официально входит в состав Британской империи, которая однако не стала привносить значительные изменения и давления в традиционное администрирование йоруба. После обретения независимости Нигерии от Англии в 1960 году йоруба играют ведущую роль в нигерийском супильстви.

Во время колонизации Америки, в частности Бразилии, было завезено много подневольных рабочих из Западной Африки. Значительную часть среди них составляли выходцы йоруба племен. Именно они и положили начало йоруба диаспорам в Бразилии и на островах бассейна Карибского моря. Поскольку Нигерия долгое время находилась под эгидой Британской империи, значительная йоруба община есть и у Великобритании.

Йоруба Нигерии — ведущая нация страны, достаточно современная и активно вовлечена в процессы глобализации. Выходцами йоруба есть большинство известных нигерийских политиков, например к субэтнических групп йоруба егба принадлежит президент Нигерии Олусегун Обасанждо (1999-2007 годы).

4. Традиционное управление и хозяйство

Политические и социальные системы в йоруба достаточно развитыми и во многом варьируются от края до края. Каждый край (государство) имеет свою главную город, в котором заседает центральная власть — король и совет старейшин. Как правило, совет старейшин помогает королю в принятии решений.

Экономика Йорубаленду характеризуется преобладанием сельскохозяйственного сектора. Основные выращиваемые культуры — какао (на экспорт), ямс, камей, круга, кассава, кукуруза, хлопчатник и т.д.. Скотоводство представлено разведением овец и коз. В прошлом значительную роль играло охота (на слонов, леопардов, антилоп). При этом же йоруба исторически урбанистическая нация — большое количество плотно заселенных городов с сельскохозяйственными пригородами, фактически полями.

В йоруба очень развитые ремесла — ткачество, гончарство, плетение, и особенно резьба по дереву и ковка. Из дерева мастера йоруба изготовляли разнообразную домашнюю утварь и посуда, маски, фигурки Ориша (божеств) и т.д.. Многие изделия йоруба из дерева, керамики и железа являются настоящими произведениями искусства, и вполне справедливо экспонируются во многих этнографических музеях мира.

Читать еще:  Разговор иешуа с понтием пилатом.

Являясь ведущим народом региона, йоруба были и остаются ловкими торговцами.

5. Материальная культура

Йоруба — издавна высоко урбанизированная нация. Традиционное планирование поселений — уличное, вдоль пути. Нередко одно поселение «утекает» с другой, создавая своеобразные жилые конгломераты. Численность населения в селах йоруба может достигать 5 тысяч человек.

Традиционное жилище — одноэтажное прямоугольное здание, представляющее собой каркас из столбов из дерева, перемазанный глиной как снаружи, так и внутри. Двохсхилу или четырехскатной крышу сделано или из пальмовых листьев, или из гофрированного железа. Усадьба, как правило, содержит несколько жилых помещений — в залежжности от количества семей, количества жен хозяина т.д.. Из хозяйственных построек — амбары.

Традиционная одежда йоруба не выходит из употребления и в настоящее время. Мужская одежда нередко ярче, чем женский. Обязательная деталь женского туалета — головная повязка (их дизайн, цвета широко варьируются). Символом достатка считается костюм европейского пошива.

Национальная кухня богата блюда из ямса. Из него готовят известную западно-африканскую блюдо фуфу. Также популярны блюда из кукурузы, разнообразные каши и т.. Широко и в большом количестве применяют специи. Мясные и рыбные блюда — печеные, приправленные различными острыми соусами. Из жиров используют пальмовое масло. Национальные напитки — пальмовое вино (ему) и пиво.

6. Духовная культура и мифология йоруба

В йоруба надзвичано богатый фольклор, представленный как прозаическими, так и поэтическими жанрами. Как и у многих других народов Западной Африки в обществе йоруба были профессиональные музыки, певцы и рассказчики.

Мифология йоруба представлена ​​целым пантеоном богов ( Ориша). Кроме общих богов повсеместно распространены местные и даже клановые божества. Для отправки культов мощных Ориша сооружаются храмы и существует институт жрецов. Жрецы и знахари играли, а кое-где в сельской местности играют и сейчас значительную роль в обществе.

Очень большое значение в йоруба имел культ Ифы. Его жрецы считались главными среди других.

В йоруба хранятся многочисленные народные праздники. Обычно на праздники устраивают разнообразные маскируемые представления, танцы, выполняют многочисленные ритуалы и тому подобное.

7. Вклад в мировую культуру народа йоруба

  • Единственный нигерийский нобелевский лауреат — в области литературы за 1986 год — Воле ШойинкаWole Soyinka (род. 1934 г.) по этническому происхождению егба — йоруба из района Абеокута (штат Огун). Также в егба принадлежит известный в мире нигерийский историк Сабуров Биобаку (Saburi Biobaku, 1918-2001) — создатель историографии йоруба.
  • Известный современный нигерийский писатель Амос Тутуола по национальности йоруба. В своих произведениях он плодотворно использует фольклорные образы и сюжеты родного народа.
  • Синкретические религии и религиозные практики вуду, возникших распространились по Гаити, Кубы и Бразилии за основу имели также и верования и поверья йоруба.

8. Интересные факты, связанные с йоруба

  • Йоруба варят пиво из кукурузы, а также сахарного тростника и бананов.
  • По представлениям йоруба существует 401 различных божеств. Сложность мифологических систем дает право сравнить мифологию йоруба с древнегреческой мифологии.
  • В странах бассейна Карибского моря (Центральная Америка), в т.ч. и на Кубе всех чернокожих принято называть или йоруба, или конго, невзирая на их настоящее этническое происхождение.

9. Источники и ссылки

  • Народы мира. Историко-этнографическому справочник, М.: «Советская энциклопедия», 1988, с. 191-192 (статья «Йоруба») (Рус.)
  • Украинская советская энциклопедия. В 12-ти томах / Под ред. М. Бажана. — 2-е изд. — К. : Гл. редакция УСЭ, 1974-1985.
  • Ресурс Университета Инидианы, посвященный культуре йоруба (Англ.)
  • Интернет инфогид Африкой — йоруба (Англ.)
  • Мифологический словарь, М.: «Советская Энциклопедия», 1991 (Рус.)
  • Международный указатель языков мира — йоруба (Англ.)
  • Христианский этнологический сайт с распределением этносов по странам — народы Нигерии (Англ.)
  • коллекция сказок, легенд и притч народа йоруба на сайте сказок народов мира (Рус.)
  • традиционная волшебная повествование йоруба на сайте сказок народов мира (Рус.)
  • англо-йоруба онлайн-переводчик
  • первый российский сайт о йоруба культуру (Рус.)

Литература

  • Григорович Н. Традиционная скульптура йорубов. М.: «Наука», 1977 (Рус.)
  • Исмагилова Р.Н. Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика., М., 1963 (Рус.)
  • Кочакова Н.Б. Города-государства йорубов, М., 1968 (Рус.)
  • Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее., М.: «Восточная литература» РАН, 2000 (Рус.)
  • Bascom WB The Yoruba of Southwestern Nigeria, NY, 1969 (Англ.)
  • Biobaku S. The Origin of the Yoruba, L., 1955 (Англ.)
  • Ellis А. Yoruba-speaking peoples of the Slave coast of West Africa, 1894 (Англ.)
  • Forde CD The Yoruba-speaking peoples of South-Western Nigeria, NY, 1969 (Англ.)
  • Fuja Fourteen Hundred Cowries. Traditional Stories of the Yoruba, 1962 (Англ.)
  • Johnson S. The History of Yorubas, L., 1921 (Англ.)
  • Lucas Olumide J.The Religion of the Yorubas: Being an Account of the Religious Beliefs and Practices of the Yoruba Peoples of Southern Nigeria, Especially in Relation to the Religion of Ancient Egypt, 1996 (Англ.)
  • Ogumefu М. Yoruba Legends, 1929 (Англ.)
  • Smith RS Kingdoms of the Yoruba, 1988 (3-е издание, первое — 1969) (Англ.)
  • Walker В. & W. Nigerian Folk Tales, 1961 (Англ.)

АКПА | Арава | Ангас | Анкави | Бини | Бура | Гбари | Джукуны Егба | Екои | Эфик | Зарма | Ибибио | Игала | Игбира | Игбо | Иджо | Идома | Итсекири | Йоруба | Канури | Мамбила | Мандара | Нупе | Сура | тив | Фульбе | Хауса |

Йоруба, язык и религия африканского народа

Африканский народ йоруба многочисленный и известный, так как его история и современность очень интересные.

На самом деле это несколько родственных народов общей численностью около 30 миллионов представителей, относящихся к негроидной расе и проживающих в Западной Африке в районе реки Нигер, территория распространения охватывает сразу несколько стран: Нигерия, Гана, Того и Бенин.

Читать еще:  Психологический анализ в романе ф. м

Язык и религия народа Йоруба даже сегодня привлекают просто интересующихся и учёных, а вклад в историю вообще уникальный. Эти африканцы являются создателями особой цивилизации в данной части материка, которая известна священным городом-государством под названием Иле Ифе. Его раскопки доселе вызывают массу вопросов и гипотез, поэтому интерес не затухает.

Этот Иле Ифе был особым местом для африканских народов данного субрегиона до наступления периода колонизации европейцами. Сюда не просто съезжались для насыщения духовной энергией, но и воспринимали его как образец развития народа и государства во всех сферах жизни.

К йоруба относятся:

На соответствующем языке говорят все этнические группы, относящиеся к ква нигеро-кордофанской семье. Диалекты бывают различными, однако за основу литературного взят ойо.

Письменность, в отличие от языка и религии народа Йоруба, была создана недавно – в 19 веке, к этому руку приложили миссионеры из Европы.

Среди йоруба есть приверженцы таких религий:

  • христиане (различные конфессии);
  • мусульмане (сунниты);
  • традиционные верования.

Традиционная религия йоруба всегда была важна для населения Нигерии так как зародилась именно в этих краях, поэтому и сейчас многие её исповедуют. Это – смесь магии с религиозными понятиями, основанная на знаниях о силе природы.

В йоруба утверждено, что каждый дух, называемый ориша, ответственен за определённую природную силу и выполнение всевозможных желаний людей. Например:

  • Ошун – отвечает за пресные воды, любовь и золото;
  • Шанго – управляет огнём и грозой, защищает от недругов;
  • Элеггуа – контролирует перекрёстки, заправляет изменения судьбы.

В соответствии с языком и религией народа Йоруба на весь мир эти африканцы смотрят как на две половины:

  • силы добра (Ориша);
  • силы зла (Адшогуны).

И тем, и другим природным проявлениям принято делать подношения, только одних это задабривает, а другим так проявляют своё уважение. В основном такими дарами являются красивые цветы, сладкие фрукты и блюда или свечи.

Приверженцы такого верования очень многочисленны среди африканцев, это жители не только юго-западного Лагоса но и соседних стран, так как их насчитывают около 15 миллионов.

В прошлом столетии на йоруба оказывал весомое влияние тайный союз, именуемый Огбони, который избирал короля. Его представители владели особыми знаниями и говорили на неизвестном непосвящённым наречии. Данное явление и сейчас – загадка.

Народ йоруба в современной Африке

Большое число представителей йоруба живут на территории западной части Нигерии, они берегут свои традиции и привычный жизненный уклад. В их культуре письменность утвердилась лишь недавно, поэтому точную историю возникновения народа сложно узнать. В те времена преемственность передавалась устно.

Однако культура, язык и религия народа йоруба в современной Африке тоже имеют существенное значение для многих его представителей. Такие африканцы, живущие в Абуджи и иных городах, серьёзно изучают собственное происхождение.

Йоруба и сейчас имеют традиционные представления о мире и распределении природных сил в нём, отличаются друг от друга они лишь причастием к той или иной социальной или политической группе, которая имеет свой центр. При этом Иле Ифе важен одинаково для всех народностей.

Главное занятие этого народа – земледелие, какао массово экспортируется, также выращиваются:

Хотя специальная сельскохозяйственная техника у этих африканцев имеется, чаще всего они орудуют мотыгой.

Скотоводство в этих краях затруднено, так как здесь мало пастбищ и большая угроза от мухи Цеце. Для своих потребностей иногда разводят птиц, коз и овец.

Среди ремёсел всегда были развитыми:

  • окраска тканей;
  • гончарство;
  • плетение;
  • кузнечное дело;
  • ткачество.

Сохраняя язык и религию, народ йоруба в современной Африке оставил и традиционное разделение труда по полу и возрасту. Тут всегда активно велась торговля, в которой участвовали мужчины и женщины. Теперь же экономика, в которую вовлекаются и данные народы, предоставляет места для работы, создавая новые специальности.

Даже став частью рабочего класса, интеллигенции или буржуазии, йоруба пекутся о своих традициях, выбирают привычные стили африканской музыки и совершают знакомые ритуалы.

История народа йоруба — History of the Yoruba people

Документированная история народа йоруба начинается с Ойо , которая стала доминирующей в начале 17 — го века. Старые традиции господствовавшего ранее Ил-Ифе царства в основном оральные характер.

содержание

Перед Oyo

История йоруба возникла в древнем городе Ил-Ифе и была основана божествами Oduduwa и Обатал, которые создали мир. Oduduwa был первый божественный царь народа йоруба и Обатала вылепил первых людей из глины. Говорят, народ йоруба считают, что их цивилизация началась в Иле-Ифе, где боги спускались на землю.

Они стали популярны с их торговли с португальцами, которые дали им оружие для их торговли. Народ йоруба были захвачены фульбой, которые толкали человек на юг. В конце 1800-х годов, они создали договор с фульбе людей и были колонизация англичанами в 1901 году.

Люди , которые жили в Yorubaland , по крайней мере век седьмым до н.э. , первоначально не были известны как йоруба , хотя они разделяют общую этническую и языковую группу. Историческая йоруба развиваться на месте , из ранее (мезолита) Вольта-Нигере населения, на 1 — ом тысячелетии до нашей эры.

Археологический, поселение в Иле-Ифе можно отнести к 4 веку до н.э., с городскими структурами, фигурирующих в 12-м века (городской этап Ил-Ифе до возникновения Oyo, приблизительно 1100-1600, иногда описываются как «золотой век» Иле-Ифе).

Ифе был превзойден Ойо в качестве доминирующей йоруба военной и политической власти между 1600 и 1800 AD. Соседнее королевство Бенина было также мощной силой , между 1300 и 1850 годами.

Oyo был разработан в 17-м веке, и стал одним из крупнейших йоруба царства, а Иле-Ифе оставался в качестве религиозного значения на месте создания земли в мифологии йоруба. Как Oduduwa мигрировал в Иле-Ифе, у него был сын, и он стал первым правителем для империи Ойо.

Читать еще:  Последние ставки букмекеров на евровидение.

Королевство Oyo покорил королевство Дагомее. Он торговал с европейскими купцами на побережье через Ajase. Богатство города увеличилось и, а также политические лидеры богатство увеличилось. Это не было решено до Abiodun пошел против своих противников в жестокой гражданской войне и имел правило экономического развития на основе торговли с европейскими купцами. Падение королевства стало Abiodun забеспокоились с немного другой, чем на дисплеях королевского богатства.

Большинство городов — государств контролировали Obas , избираемых священнических монархов, и советы из Oloyes , признанные лидеры королевского, дворянского, и часто даже общего происхождения, которые присоединились к ним в господствуя над царствами через ряд гильдий и культов. Различные государства увидели различающиеся соотношения сил между саном и советом вождей. Некоторые из них , такие как Oyo , имели мощные самодержавных монархов с почти полным контролем, в то время как в других , таких как Ijebu городов-государств, сенаторских советы были высшим и ОБА служил чем — то фигурой.

Во всех случаях, однако, йоруба монархи при условии дальнейшего одобрения их составных частей , как вопрос политики, и могут быть легко принуждены отречься для демонстрации диктаторских наклонностей или некомпетентности. Для того , чтобы освободить трон, как правило , сообщаться через aroko или символическое сообщение, которое обычно принимала форму попугаев яйца «доставлено в покрытом калебасе чаши сенаторов.

К тому времени он был 19-го века, Королевство потеряло свой контроль над торговыми путями. Царство Oyo упал в 1837 году.

религия

Народ йоруба полагает, что есть 401 божеств. Божества йоруба называются Ориш в то время как высокий Бог Olorun. Йоруба Поверим, когда они умирают, они идут в царство предков, где они еще могут иметь влияние на Землю.

Люди и культуры

Народ йоруба остается одной из крупнейших этнических групп в Нигерии и в целом в Африке. Йоруба дом около 35% населения Нигерии около 40 миллионов людей в вокруг Западного региона Африки и. Другие регионы, кроме западной Нигерии Они идентифицируются как мусульманин или христианин, но они по-прежнему следить за их историю практик и верований.

Большинство людей йоруба принять участие в сельскохозяйственных работах. Мужчины растут такие продукты, как кукуруза, ямс, скрепки, орехи и какао, который является одним из основных товарных культур. Мужчины также торговцы и ремесленники, а также. Женщины делали меньше работы на фермах и их состояние на том, что они в зависимости от состояния своего мужа.

Люди практикуют множественные культурных навыков, которые полезны в жизни, которые являются керамика, бисероплетение, ткачество, изделия из металла и изготовления фотошаблонов. Йоруба были известны своими скульпторами, красивый дизайн одежды и моделей, и их питание. Некоторые из этих продуктов, включенных в МойнМойне-Мойн (на пару фасоли пудинг), АМПЫ asepo (бамия суп), и амал (ямс мука). Этническая группа также имеет музыкальные и культурные фестивали.

новая история

Йоруба в конце концов создала федерацию городов-государств под политическим господством города штата Ойо , расположенный на северных окраинах Yorubaland в саванне равнинах между лесами нынешней юго — западе Нигерии, Нигере реки.

После Джихад под руководством Османа дан Fodio и быстрой консолидации хауса городов — государств современной северной Нигерии, Fulani Сокото вторглись и прилагаемые к нему буфер Nupe Королевства . Затем он стал продвигаться на юг в OYO земель. Вскоре после этого, его войска захватили военную столицу йоруба Ilorin , а затем разграбили и уничтожили OYO-Иле, королевский сиденье Ойо .

Вслед за этим, OYO-Ile был оставлен, и OYO отступили на юг до нынешнего города Oyo (ранее известный как «Аго d’Oyo», или «Oyo Atiba») в лесистой области , где конница Сокото был меньше эффективный. Дальнейшие попытки Сокото расширить на юг были проверены йоруба , которые сплотились в защите под военным руководством восходящего Ибадан клан, который вырос из старого Ойо , и из Ijebu городов-государств.

Однако, гегемония Oyo был нанесен смертельный удар. Другие йоруба города-государства освободились от Oyo господства, а впоследствии стал втянутым в ряд междоусобных конфликтов , которые вскоре превратились в полномасштабную гражданскую войну . Эти события ослабили южные Yorubas в их устойчивости к британским колониальным и военным вторжениям. В 1960 году больше Yorubaland была включена в Федеративной Республике Нигерия. Исторические записи йоруба, которые стали более доступными в девятнадцатом веке с более постоянным приходом европейцев, говорят о тяжелых налетах джихада смонтированной фульбы воинов на севере, а также эндемических междугородных войн среди самой йоруба. Археологические данные свидетельствуют о величии их древней цивилизации в виде, кроме всего прочего, впечатляющие архитектурные достижения , такие как Eredo Sungbo в которые веками, тем не менее , имеются в большом количестве.

Главные Города, города и распространение религии

Многая йоруба организовать себя в деревнях, царства и города. Крупные города включают Ил-Ифе, Ой, Лагос, Ибадано, Akure и многие другие большие и малые города. Некоторые города и города йоруба являются их собственной цивилизации, потому что люди могут разделить многие из тех же сходства. Эти города Варрите, город Бенин, Окен и Auchi.

Поскольку религия йоруба началась в Иле-Ифе, диаспора йоруба имеет две основные группировки. Первый недавние иммигранты, которые переехали в США и Великобритании после политических и экономических изменений в 1960-х и 1980-х годов. Вторая группа людей являются рабами, которые мигрировали в страны Южной Америки, как Куба, Тринидад, Бразилия, Гренада и другие страны.

Многие люди, которые сегодня являются частью культуры йоруба являются мусульманами и христианами.

Источники:

http://nado.znate.ru/%D0%99%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%B0%20(%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4)
http://afrika-raj.ru/strany-afriki/ioruba-jazyk-i-religija-afrikanskogo-naroda.html
http://ru.qwe.wiki/wiki/History_of_the_Yoruba_people

Моя Дача