«Песочного человека», пожалуй, по праву можно называть визитной карточкой Нила Геймана. Причудливые переплетения стилей, разнообразные отсылки к Шекспиру и Кэмпбэллу, древнеегипетской мифологии и комиксам 40-80 хх годов вольготно разместились на страницах комикса и заработали «Сэндмену» культовый статус.
Впрочем, по первому тому составить впечатление о всем цикле будет трудновато. Все-таки в первых номерах Гейман был серьезно ограничен в выборе средств, поскольку в первую очередь нужно было завоевать читательскую аудиторию и вписать «Песочного человека» в мифологию Вселенной DC. Поэтому на страницах «Прелюдий и ноктюрнов» читателей ждут встречи с Джоном Константином, Д’жонном Д’жоннзом, доктором Крейном и другими менее известными у нас персонажами DC.
Истории, составляющие первый том, необычайно разнообразны, каждая новая глава выполнена в своем жанре. Здесь нашлось место и классическому английскому хоррору, и современному английскому хоррору, и темной фэнтези и многому-многому другому. По словам самого Геймана, только последняя глава, «Шелест Ее крыльев», является именно его историей, тем, к чему Нил стремился с самого начала, берясь за работу над циклом.
«Песочный человек» — это действительно событие в мире комиксов. Он способен изрядно поколебать позиции приверженцев мысли о том, что комикс — это всего лишь набор глупых картинок для детей. Однако в то же время «Сэндмена» сложно назвать обязательной к прочтению вещью. Во-первых, если с повествовательной частью у него все в порядке, то вот графика уже безнадежно устарела и уступает современным комиксам. Во-вторых, некоторых может отпугнуть сама стилистика Геймана — в комиксе хватает и довольно мерзких, и довольно страшных моментов, впрочем, любителям Геймана к подобным вещам не привыкать.
Отдельно хочется отметить русское издание комикса — оно просто великолепно! Мелованная бумага, суперобложка, подробные комментарии Михаила Назаренко в конце — о таком подходе к делу ранее поклонники комиксов в нашей стране могли только мечтать! К сожалению, за удовольствие приходится платить, и цена «Песочного человека» способна отпугнуть многих заинтересовавшихся им читателей. Однако поверьте, один из самых необычных и интересных комиксных циклов нашего времени стоит того, чтобы его прочитать.
Резюме: Оригинальный, необычный и интересный комикс. Судить по первому тому обо всем цикле будет преждевременно, «Прелюдии и ноктюрны» способны даже отпугнуть от цикла некоторых читателей (особенно «24 часа»), однако можно быть уверенным в одном — скучать нас Гейман не заставит. Остается только надеяться на то, что выпуском только первых трех томов «ЭКСМО» не ограничится.
DARKER
онлайн журнал ужасов и мистики
Новости и анонсы
Авторские колонки
Мероприятия
В пустыне снов
Песочный человек: прелюдии и ноктюрны / Sandman
Название: SANDMAN Песочный человек: прелюдии и ноктюрны
Авторы: Нил Гейман, Сэм Кит, Майкл Дрингенберг и др.
Издательство: Эксмо
Год: 2010
Закройте глаза. За окнами – ночь, и оранжевый свет фонарей переплетается с темнотой в подвижный, непрерывно изменяющийся узор. Пусть шум редких машин не отвлекает вас: им нет места здесь, под опущенными веками, на дорогах, ведущих сквозь сны.
Сны. Чудеснейший из миров, где возможно все, где красота и уродство, добро и зло, благородство и предательство часто принимают самые причудливые формы, где обитают забытые боги и чудовища из платяных шкафов, где Каин раз за разом убивает Авеля, а марсиане въезжают в соседнюю квартиру. Возможно все. Просто закройте глаза.
У этого мира есть повелитель. В Египте он звался Бесом, в Греции – Морфеем, у римлян – Сонмом. Хозяин сновидений. Дарующий забвение и насылающий кошмары. Цивилизации растут и рушатся; произведения искусства созидаются из пыли и обращаются в прах; философские, религиозные учения тают в памяти сменяющихся поколений, а он остается прежним. Мудрым. Вечным. Песочный человек, младший брат Смерти. Тот, кто был до и пребудет после, ведь царство снов бесконечно и не подвержено влиянию времени. Видите его? Мрачный, бледный, немногословный молодой человек в широком черном плаще с орнаментом в виде языков пламени. В бездонных ямах глаз сияют звезды…
Именно таким увидел Сэндмена Нил Гейман, один из величайших сказочников современности. Впрочем, тогда до величия и славы ему было еще далеко – в сентябре 1987 года, когда начинается история «Песочного человека», будущий создатель «Американских богов», «Задверья» и «Коралины» был малоизвестным, но подающим некоторые надежды автором. К тому моменту он уже успел отметиться в индустрии комиксов графическими романами «Черная Орхидея» и «Скрипучие футляры», которые не снискали особой популярности, но привлекли внимание издателей к молодому писателю, к его способности генерировать новые идеи, создавать оригинальные, ни на что не похожие образы и ситуации. Потому-то Гейману, «вежливому английскому парню», и было доверено достать со дна реки забвения старого персонажа комиксов «DC», Сэндмена, и вдохнуть в него новую жизнь. Предыдущий образ Песочного Человека представлял собой стандартного супергероя образца 30-х годов: благородный борец с преступностью, прячущий свое лицо под противогазом, усыпляющий злодеев с помощью специального газа. Звали его Уэсли Доддс, и он морально устарел еще до Второй Мировой.
Читать еще: Тёмное царство. «Тёмное царство» в пьесе Гроза
Однако, вместо реанимации этого достойного, но малоинтересного гражданина, Гейман с присущей ему элегантностью подсунул издателям совершенно нового персонажа. Конечно, некоторые намеки на предшественника остались – например, боевой шлем Морфея, подозрительно напоминающий противогаз – но это не более чем «пасхальные яйца», сладости, которые автор разбрасывает на тропинке, чтобы заманить доверчивого читателя в темную чащу.
Идея сделать главного героя комикса повелителем снов – одна из величайших творческих удач Геймана: она дала ему абсолютную свободу для творчества, сняла любые потенциальные преграды и барьеры, ведь во сне постоянно случается все, что угодно. Действие может происходить в аду, на небесах, на далеких планетах, в старинных замках, в современных мегаполисах или в затонувших древних городах. В качестве персонажей могут выступать самые причудливые и невероятные существа, придуманные автором или взятые им из разнообразных мифологий, фильмов, книг, комиксов – они варятся в огромном котле воображения, сливаясь в невообразимый (и невозможный где-либо еще) коктейль. Именно здесь, получив полный карт-бланш, ядерная фантазия Геймана нанесла первый сокрушительный удар по читательской аудитории – и сразу покорила ее.
Разумеется, обычно комиксы не делают в одиночку: над каждым проектом работает множество людей, и «Песочный человек» вряд ли достиг бы такого успеха, если бы не талантливые художники Сэм Кит, Майк Дрингенберг и Малькольм Джонс III. Их труд сложно переоценить: графическое воплощение умопомрачительных идей Геймана получилось вполне соответствующим содержанию. Обложки же, созданные Дейвом Маккином, стали настоящим прорывом в индустрии: раньше обложки для комиксов всегда содержали изображение главного героя и обыгрывали кульминационную сцену выпуска. То, что делал Маккин, само по себе было искусством. Его «галерея портретов», украшавшая первые выпуски серии, играла с идеями и образами не хуже геймановских сценариев, прекрасно дополняя атмосферу скрывавшихся под обложками историй.
Такой мощный проект просто не мог не выстрелить – но даже для видавших виды издателей из «DC» его ошеломляющий успех стал неожиданностью. Именно бешеная популярность «Песочного Человека» привела к тому, что под него был открыт новый филиал «DC» — издательство «Vertigo», впоследствии подарившее миру множество замечательных комиксов.
Талантливым людям нередко бывает тесно в работе над общим делом – каждый тянет одеяло на себя, а в результате возникают конфликты интересов. Вот и Сэм Кит объявил о своем уходе, завершив работу над третьим выпуском. «Чувствую себя Джимми Хендриксом среди битлов, я попал не в ту команду» – сказал он, уступая место художника Майку Дрингенбергу. Как бы то ни было, «Сэндмен» рос, развивался, полнился экспериментами, сюжетами и героями. За семь с небольшим лет, с января 1989-го по март 1996 года, свет увидели 75 ежемесячных выпусков. Именно они и вошли потом в десятитомное издание, которое наконец-то, много лет спустя, нашло дорогу и на российский рынок.
Во всем мире «Сэндмен» давно уже считается культовым, признанным шедевром жанра, одновременно выходящим за его границы и расширяющим их. Нам же только предстоит знакомиться с этим уникальным произведением искусства – поверьте, оно способно на многое. Даже самые заядлые сторонники теории «комикс-это-не-литература-а-развлечение-для-малышей» изменят свое мнение, если им в руки попадется том, рассказывающий о приключениях Повелителя Снов. А уж для поклонников таланта Нила Геймана такая книга станет настоящим подарком, ведь здесь есть все, за что мы любим этого автора: неожиданные сюжетные повороты, изящное, но бесцеремонное обращение с мифологией, историей и литературой, намертво врезающиеся в память персонажи и декадентский, но, как ни парадоксально, все же оптимистический взгляд на мир. Вернее, миры. Их здесь великое множество.
Итак, вот он, первый том – «Прелюдии и ноктюрны». Первые восемь рассказов о Повелителе Снов, первые восемь глав великой саги. Хозяин царства снов, Песочный Человек, был пленен людьми и несколько десятилетий провел в заточении. Наконец ему удалось вырваться, но долгожданная свобода не принесла особенной радости: за эти годы многое «прогнило в Датском королевстве», многое в мире снов изменилось не в лучшую сторону. Подняли головы давно побежденные враги, появились новые. Атрибуты власти – шлем, сума и рубин – утеряны, и Сэндмену придется немало потрудиться, чтобы снова завладеть ими. Именно о том, как он возвращает себе прежнюю силу, рассказывает книга. Это действительно «прелюдии», потому что первый том представляет собой пролог к последующим, он знакомит читателя с действующими лицами, реальностями и законами их взаимодействия. Это действительно «ноктюрны», потому что ночь здесь всеобъемлюща: она не только на часах или в небе, она и в душах, и в сердцах, и даже в надеждах. Лишь в самом финале наступает рассвет. Это истории, которые должны рассказываться на ночь, перед сном.
Читать еще: Сын валерии артемий чем занимается. Арсений шульгин
Их восемь. Первая, «Сон праведных», следует традициям классического английского хоррора. Мрачная атмосфера подземелий, старинные поместья, в которых собираются оккультные секты, древние магические книги – а в итоге страшные последствия низменных человеческих амбиций.
Вторая, «Нерадивые хозяева», играет с библейским, греческим и английским фольклором, одновременно вводя в повествование множество персонажей из других серий комиксов. Этот стандартный для жанра прием дает сценаристам возможность без особых усилий развивать новые сюжетные линии.
Третья часть, «Ты увидь меня во сне» – снова хоррор, только теперь не классический британский, а более современный, тяжелый, брутальный. Здесь появляется хорошо знакомый отечественному кинозрителю «Константин, тварь… Джон Константин», охотник на демонов, заядлый курильщик и циник. Даже таким крепким орешкам иногда снятся кошмары.
Четвертая глава, «Надежда в Аду», обыгрывает первую часть «Божественной комедии» Данте. Песочный Человек спускается в Преисподнюю и встречается с ее хозяевами. Темное фэнтези в классическом геймановском духе: магические поединки, демоны, говорящие стихами, и огромное количество отсылок к самым разным литературным произведениям.
Пятая ступень, «Пассажиры», – снова супергеройский комикс. Знакомая всем по историям о Бэтмене психиатрическая лечебница «Аркхэм» – и ее необыкновенные пациенты.
Шестая новелла, «24 часа» — самый мрачный и самый жесткий фрагмент в книге. В маленькой забегаловке собираются внешне благопристойные люди, у каждого из которых есть свой секрет, свое сокровенное желание. Среди них оказывается существо, способное посодействовать в осуществлении… по-своему. Психологический триллер, переходящий в безумный кровавый карнавал – нечто подобное вполне могли написать Стивен Кинг, Ричард Лаймон или молодой Клайв Баркер.
Седьмая история, «Шум и ярость» – кульминационный момент первого тома. Повелитель Снов сходится в смертельной битве со своим самым серьезным противником. Однако и сражение, и его исход ничуть не похожи на то, чего ожидает наивный читатель.
Восьмая (и последняя) глава – «Шелест ее крыльев». Сэндмен встречает старшую сестру, Смерть (она предстает в виде язвительной молодой готки – этот характерный образ придумал Майк Дрингенберг), которая, как и положено старшей сестре, преподаст запутавшемуся брату полезный, пусть и невеселый, урок. «Шелест ее крыльев» сюжетно не связан с предыдущими эпизодами, он служит эпилогом к первому тому и прологом ко всем последующим. Это дверь, ведущая из вестибюля в глубину огромного дворца, полного переходов, потайных комнат, привидений, воспоминаний и секретов.
Пожалуй, сложно сказать о «Прелюдиях и ноктюрнах» лучше, чем Карен Бергер, главный редактор издательства «Vertigo» и человек, лично ответственный за рождение Сэндмена:
– Первая книга историй о Сэндмене во многом отображает процесс работы талантливого писателя, который постепенно оттачивал и совершенствовал свои способности и столь же постепенно развивал первоначальную концепцию – создание серии, посвященной грезам и снам: личным мечтаниям, ночным видениям и воображению. Концепция расширилась, и результатом явился ряд подлинно современных, незабываемых историй.
Так оно и есть. Гейман экспериментирует, пробует на зуб разные жанры и формы, прыгает с тропинки на тропинку, оставляя за собой извилистую цепочку из хлебных крошек. Только в самом конце книги становится ясно: вот, он встал на свою тропу, нащупал в темноте ручку своей двери. И он ее откроет, и потащит нас за собой в «Кукольный домик» – второй том культовой эпопеи, о котором мы поговорим в следующий раз.
А сейчас осталось сказать лишь о качестве русского издания. В принципе, тут можно уложиться в два слова: оно великолепно. Отличная бумага, шикарный (насколько это вообще возможно) перевод, большое количество комментариев, пояснений, воспоминаний создателей – все это превращает книгу «Песочный человек: прелюдии и ноктюрны» в настоящий праздник для души. Ее даже в руках держать приятно, а уж если начать читать, то можно и не оторваться. Говорят, у некоторых так и не получилось. Говорят, они теперь спят с открытыми глазами. Говорят, иногда, в лунном свете, можно различить стоящую рядом с ними фигуру высокого бледного человека в черном плаще с вышитыми на полах языками пламени.
Нил Гейман, «Песочный человек. Прелюдии и ноктюрны»
Sandman или Песочный человек (все же среди русских поклонников прижилось оригинальное название) знаменитая серия комиксов, которая вывела Геймана на полки авторов бестселлеров. «Прелюдии и ноктюрны» — это первые 8 выпусков, вышедшие в период 1988-1989 годов, которые после были объединены под одной обложкой. Наконец-то, книгу выпустили и у нас, что станет замечательным подарком всякому поклоннику Геймана, любителю жанра комикса, фанату страшных историй.
Читать еще: Уп белорусские лотереи. Самый большой выигрыш
Прежде чем сказать несколько слов о содержании и примечательности комикса, хочется, конечно, порадоваться за качество издания. Суперобложка. Строгий черный твердый переплет, по которому выдавлены «серебром» названия. Толстая глянцевая бумага. Цвет без брака. Предисловие издателя и послесловие автора. Краткие биографические статьи о каждом, кто работал над комиксом. Статья о создании и судьбе комикса. И, собственно, подробный комментарий, который, по прочтении истории подарит радость новых открытий, и настолько полно пояснит детали, на которые даже и не обратил внимание при встрече, что 230 страниц картинок, вдруг, распухнут до абстрактного собрания сочинений.
Комикс «Песочный человек» рассказывает нам историю Морфея — владыки снов, который сам по себе некая концепция, некая метафизическая сущность, некий закон природы, но . по дурости своей имеющий привычку быть антропоморфной личностью. За что, с первых же страниц и платится тем, что оказывается пленен магическим орденом, состоящем из шарлатанов и серединка-на-половинку из настоящих магов. Первый комикс «Сон праведных», галопом по Европам, расскажет нам о 70-летнем заточении Сэндмена и его чудесном (как всегда, человеческий фактор; безалаберность) освобождении. Незадача лишь в том, что: а) за 70 лет без Владыки Снов и СноЦарство его сильно обветшало, что не могло не сказаться на мире людей (психозы, болезни); б) магические гопники отжали у Морфея три артефакта, без которых Сэндмен не джедай. Собственно в поисках оных он и проведет следующие 6 выпусков. + 1, финальный, на поиски смысла бытия.
Чем хорош комикс «Песочный человек»? Во-первых, это отличная история (рассказанная на сон грядущий 🙂 — я, лично, вчера боролся со сном, пока дочитывал). Во-вторых, красивый рисунок, который дополняет то, что художники не побоялись играть с пространством страницы, изощренно и с выдумкой размещая кадры. В-третьих, настоящая энциклопедия по американским комиксам, о чем, правда, практически невозможно догадаться.
Главный герой, как это свойственно замечательным историям про мальчишей-плохишей, красив, опасен и вообще тот еще засранец, наделенный харизмой, талантом оратора, прикольными шмотками и, до кучи, вселенским могуществом. Почти Доктор Хаус. Или Алукард из аниме «Хельсинг». И, снова же, как это свойственно похожим историям, не любить этого лапусечку невозможно, т.к. ничего отрицательного он не совершает. (Правда, тут можно поспорить о том, насколько месть — дело благородное. Но те, кому он мстит вызывают лишь чувство гадливости.) Хотя, я читал лишь первый том из десяти. Люди знающие подскажут, возможно, он себя еще проявит.
В «Сэндмене» все стильно. Герои. Жесты. Речи. Порой это даже излишне патетично, но история про Рай и Ад, про Вечность и Бытие — обязывают.
Гейман, как это является главным атрибутом его творчество, помещает своего персонажа в мир, сотканный из сотен ниточек-историй. Аллюзии, отсылки, прямые цитаты из литературы, комиксов, кинематографа, музыки читателю обеспечены на каждой странице. И если говорить, о книге этой, как о комикс-энциклопедии, то она наполнена экивоками и прямыми отсылками к миру комиксных супер-героев. В принципе, мир людей в «Песочном человеке» существует во вселенной Бэтмена, Лиги Справедливости и иже с ними. Но, если в комиксе Геймана «1602» — подобная населенность была сделана нарочито, топорно, то в «Песочном человеке» без хорошего комментария или глубокого знания вопроса пропущенными остаются 80% персонажей. И, лично я, не могу этому не аплодировать. Так здорово, так мастерски Гейман, я бы даже сказал, перенаселил комикс персонажами, каждому выдав его неповторимую, нужную роль. Мир Снов населен, в большей степени, персонажами и концепциями Высокой Литературы. Ну, как можно писать об Аде без поминаний и кроя по лекалам, составленным Данте?! Многоединые в мифологиях и фольклоре сестры-вещуньи, оживают бурно, по-шекспировски.
Всего, как я сказал выше, в книге 8 историй. Каждая из которых смотрится самостоятельной и законченной, каждая из которых лишь эпизод в связном и увлекательном повествовании. Каждая из историй не похожа на другую. Тут и дурашливое, в духе старых-престарых комиксов, начало. И напряженный камерный триллер «Пассажиры» — 5 выпуск. И, следующий за ним, очень жестокий 6-ой «24 часа». О том, как люди творят ужасы гораздо страшнее ночных кошмаров. Лиричная и проникновенная, как идеальное хайку, 8-ая история «Шелест ее крыльев» — это история о жизни, рассказанная смертью.
Хороший, очень хороший комикс. Как приятно было его прочитать.
Источники:
http://fantlab.ru/blogarticle12897
http://darkermagazine.ru/page/v-pustyne-snov
http://chto-chitat.livejournal.com/7782175.html