НОД «Рассматривание репродукции картины А. К

Стародубова Галина Николаевна, МБДОУ№2 «Дюймовочка», г. Шарыпово
Конспект НОД « Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Образовательная область Коммуникация. Старший дошкольный возраст.
Цель: Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения.
Задачи:
Учить детей рассматривать и сравнивать репродукции картин, отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать умение подбирать слова – определения к существительным.
Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. Развивать творческое воображение.
Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.
Интеграция областей: Коммуникация, Познание, Развитие речи, Социализация, Художественное творчество.
Материал:
Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Проектор, DVD для просмотра репродукций русских художников.
Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Март».
Стихи русских поэтов о весне.
Бумага, акварельные краски, различные виды карандашей для рисования, мольберты.
Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, поздняя весна.
Предварительная работа:
Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
Рисование времен года.
Методы и приемы: рассказ, беседа, рассматривание репродукций, прослушивание музыкальных произведение, игровая деятельность.

Ход НОД
Организационный момент:
Воспитатель:
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло:
Будто руку, протянуло
Тонкий лучик золотой.
И, как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной.
Я дарю вам лучик этот,
Пусть вам так же ярко светит!
— Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года? Какие весенние месяцы вы знаете? Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…
Зима ушла, а весна…пришла.
Зима холодная, а весна…теплая.
Зимой солнце светит, а весной…греет.
Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.
Молодцы!
— А сейчас я хочу прочесть вам свои любимые стихи про времена года, а вы должны догадаться, о каком из них идет речь и как вы узнали. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.
Белый снег пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. И.Суриков
Поспевает брусника,Стали дни холоднее,И от птичьего крикаВ сердце стало грустнее.Стаи птиц улетаютПрочь, за синее море.Все деревья блистаютВ разноцветном уборе. К.Бальмонт
Если в небе ходят грозы,Если травы расцвели,Если рано утром росыГнут былинки до земли;Если в роще над калинойВплоть до ночи гул пчелиный,Если солнышком согрета,
Значит, это уже … лето. Е.Трутнева
Светает рано по утрам
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (весна)
— А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею.
(показ репродукций русских художников – 8 шт., по две каждого времени года, DVD).
— Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.
Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.
Воспитатель на мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.
Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы – музыку, а художники – картины.
Сегодня мы с вами поближе познакомимся с картинами о весне, внимательно рассмотрим их и сравним.
В каком жанре написаны эти картины? Это натюрморт, портрет? Правильно, это пейзаж.
Вот картина Саврасова А.К. «Грачи прилетели».
Как вы думаете, какой период весны изобразил художник?
Где побывал художник, чтобы написать эту картину?
По каким признакам можно определить, что на картине весна?
Как художник передал в картине пробуждение природы?
Чего в картине больше: земли или неба?
Какие тона преобладают: теплые или холодные?
Каких красок больше?
Как бы вы назвали эту картину?

— Устали глаза? Медлить нельзя.
Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Гимнастика для глаз. Предлагается глазами отыскать в группе: солнышко, капли дождя, цветок, птицу, гнездо. Проследить глазами полет птицы до гнезда.
— Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!
Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.
— Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.
— А сейчас рассмотрим репродукцию картины художника Левитана И.И. «Большая вода».
Какой период весны изобразил художник на этой картине?
Одинаковые ли краски использовали оба художника?
Одинаково ли изображено состояние природы7Как бы вы назвали эту картину?
И эту картину мы с вами тоже попробуем услышать и почувствовать ее запахи.
Какая картина самая громкая? Почему?
А какая картина пахнет вкуснее? Почему?
В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?
Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.
А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.
Физминутка
Летит с юга первый гусь (машем руками)И кричит: «На Русь! На Русь!»А за ним летит другойИ кричит: «Домой! Домой!»И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны)Все услышали кругом – Загремел из тучи гром (топаем)Воздух дождиком умылся (потираем ладони)И всем радугой явился (рукой показывается дуга)Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)Сшило небеса с землей (шьем)И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони).
Мимическое упражнение: выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
— О весне писали не только художники, но и поэты, композиторы. Стихи о весне мы с вами сегодня уже слушали, а сейчас я вам предлагаю послушать музыкальное произведение П.И.Чайковского из цикла «Времена года». У этого русского композитора есть музыка к каждому времени года. Но раз мы с вами сегодня говорим о весне, то слушать будем «Март». Послушайте внимательно и скажите, к какой картине больше подходит эта музыка. Почему? Что вы услышали в этом произведении?
Окунувшись в море поэзии, музыки и живописи, наверное, вы хотели бы и сами выразить свои чувства в рисунке. Если бы вы были художниками, какую картину о весне вы бы написали? Какие бы краски использовали для этого?
Предлагаю вам превратиться в художников, подойти к мольбертам и создать свой художественный шедевр о весне.
Художественная деятельность.
Воспитатель побуждает детей к смешиванию красок для получения необходимых оттенков и цветов. Дети вспоминают, какие краски использовали художники в своих произведениях.
Итог: Итак, ребята, мы сегодня слушали стихи о весне, рассматривали весенние картины, слушали музыку. Что вам понравилось? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? Спасибо вам за работу.

Читать еще:  Столкновение экипажей (анализ эпизода поэмы Н. В

  • konspekt_nod_rassmatrivanie_kartin_2
    Размер файла: 22 kB Загрузок: 4

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

И.С.ОСТРОУХОВА «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»

Цель образовательной ситуации :

  • Учить проникновению в картину, развивать фантазию и воображение детей, создавая необходимое настроение. Развивать умение рассматривать картину, обсуждать её достоинства, делиться впечатлениями.
  • Воспитывать интерес к дальнейшему рассматриванию пейзажа.
  • Вызывать у детей эмоциональное отношение к картине, эстетическое видение явлений природы.
  • Развивать у детей воображение, творчество, умение видеть в живописи средства выразительности – цвет от яркого до темного, форму от мелкой до крупной.
  • Активизировать словарь: зеленоватые, золотистые, узорчатые.

Произведения изобразительного искусства: репродукция картины И.С.Остроухова «Золотая осень»

Предварительная работа: Наблюдение на прогулке признаков осенней природы. Экскурсия в сквер. Рисование осеннего дерева (березы, клена). Рассматривание иллюстраций и картин (разных художников) – осенние пейзажи.

Содержание образовательной ситуации:

— Здравствуйте ребята, нам в группу подарили новую книжку, в ней я нашла интересное стихотворение – загадку, об одном из видов искусства. Сейчас я вам ее загадаю, а вы попробуйте отгадать, о каком виде искусства в ней говорится?

Если видишь на картине

Или ель и белый иней,

Или чад и облака,

Или снежная равнина

Или поле и шалаш, —

— Правильно пейзаж, а кто рисует пейзажи? (Пейзажи рисуют художники -пейзажисты).

— Мы с вами знаем, что изображение природы, леса, луга, реки, моря, написанные художником, называются — пейзажем. Человеку всегда было свойственно наблюдать за природой, стремиться изобразить и выразить своё отношение к увиденному. В пейзаже художник изображает природу так, как её увидел только он один. То особенное, что ему открылось, и что он вложил в привычные очертания деревьев, снега, неба, художник передает в своей картине.

— Сегодня я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Толстова «Осень».

Читать еще:  Красивые цитаты про крым короткие. Цитаты о крыме

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтевшие по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

— Какие строчки из стихотворения особенно вам понравились? Почему именно эти?

— Поэты и писатели словом передают красоту осени. Вы услышали сейчас стихотворение об осени, ясно себе представили осеннее утро, золотую листу, гонимую ветром. А художники передают красоту осени на полотне, красками. Мы с вами рассматривали много иллюстраций и картин об осени, а сейчас перед нами репродукция картины художника И.С.Остроухова «Золотая осень».

— Что вы видите на картине? Что изображено на переднем плане? Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое на ваш взгляд в картине? ( Деревья) Какие деревья? (Клен и береза) Какое время года изображено на картине? (Осень) Посмотрите внимательно и скажите, что самое яркое в картине? (осенние листья). А что можно сказать об этих листьях? Какие краски использовал художник? (Листья клена и березы, они не просто желтые, они словно светятся; листья устлали всю землю). Да, среди желтых листьев клена и березы есть и другие литья. Какие они? (Вверху они зеленоватые, а внизу и на земле много красноватых, коричневых, и оранжевых листьев). Вы почувствовали, что от этих листьев нам становится теплее. Почему? Ведь художник изобразил ранее утро, солнце еще не взошло, а от этих листьев светло. (Желтый цвет – яркий, теплый, он ярко выделяется на темном фоне земли, черных стволов). Как вы думаете, что художник хотел этим нам рассказать ? (Осень красивое время года, осень — золотая пора). Посмотрите на землю, какими красками воспользовался художник, рисуя землю ? (Краски все темные). А почему темные? (Прошел дождь, земля сырая, земля вся в тени). А что так радует глаз, когда мы смотрим на землю? (Листья. Они лежат разноцветным ковром). Да, листья устлали землю разноцветным ковром. Здесь и желтые, и зеленые, и коричневые, и красноватые листья. Посмотрите, как художник выписывает каждый листок. На темном фоне земли они видны четко, естественно. А что вы видите дальше в глубине картины? (Деревья, покрытые желтыми листьями, сороки на тропинке, кусты). А как вы думаете почему сороки опустились вниз на тропинку? (Раннее утро. Кругом тихо. Птицы никого не боятся.) Какое настроение передает художник в своей картине? ( Грустное, печальное). Почему грустно смотреть на опавшие листья, пожелтевшие деревья? (Природа прощается с летом).

О золотой осени у А.С.Пушкина есть прекрасное стихотворение:

….Унылая пора! Очей очарование!

Приятна мне твоя прощальная краса

– Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отделенные седой зимы угрозы.

(При чтении подчеркнуть печальные интонации стихотворения).

— Как вы считаете, может это стихотворение описывает картину И.С.Остроухова «Осень»? Как вам кажется, что главное в картине? А как художник показал это главное? ( Яркие листья на фоне темных деревьев, сырой земли, легкого утреннего тумана, в парке тихо, спокойно, после дождя все успокоилось, притихло. Деревья очень большие, листья резные, яркие и т.д.) А что красиво и приятно для вас, какие чувства вызывает у вас эта картина? ( ).

— Посмотрите на картину еще раз, очень внимательно и прислушайтесь к себе, к своим ощущениям, а я вам пока расскажу о художнике Илье Семеновиче Остроухове, и о том что я чувствую, глядя на эту картину.

— Художник И.С.Остроухов родился в России. С детства он любил свой родной край, часто убегал в поле, в лес, любовался природой, замечал, как она просыпается весной, как на полях и лугах расцветают первые цветы, очень любил слушать пение птиц в лесу. Будучи уже взрослым, он часто уходил в лес, взяв с собой холст, краски, садился где-нибудь в укромном уголке и рисовал до позднего вечера. Однажды он забрел в дальний уголок леса. Вечером прошел дождь, воздух был свеж. Художника поразили два дерева, растущие рядом: береза и клен. Ничто не нарушало тишину уголка парка. Две белогрудые сороки опустились на дорожку, легкая голубизна утреннего тумана как бы смазывает рисунок листвы деревьев дальнего плана. На переднем плане ярко светится пышное золото клена, ветви которого пригибаются к земле, усыпая ее ковром своей листвы. Художник тщательно выписывает каждый резной листик, передает разнообразие оттенков – золотистых, зеленоватых, оранжевых, коричневых. Он любуется сам и предлагает нам любоваться красотой их узорчатой формы, богатством цвета, благородством соотношения глубокого черного цвета стволов, царственного багрянца листьев и травы.

— Ребята, мы рассмотрели интересную картину, послушали рассказ о художнике. А теперь скажите, о чем вам подумалось, о чем мечталось или вспомнилось, когда вы смотрели на картину? Чем понравилась вам эта картина.

Читать еще:  Почему говорят рукописи не горят. Рукописи не горят

В дальнейшем можно организовать выставку картин художников-пейзажистов с целью закрепления знаний детей. Организовать экскурсию в картинную галерею. Провести образовательную ситуацию по изобразительной деятельности: «Я художник», «Разные краски осени» и т.д., оформить тематическую выставку детских работ по теме «Мои краски осени».

НОД Рассматривание репродукции картины А.А.Пластова «Ужин трактористов»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Программное содержание занятия : учить дошкольников понимать суть картины, обосновывая выбор средств выразительности. Формировать оценочные отношения к произведением искусства. Воспитывать любовь к земле, заботливое оношение к близким.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НОД. Рассматривание репродукции картины А.А.Пластова «Ужин трактористов

Программное содержание . Учить дошкольников понимать суть картины, обосновывая выбор средств выразительности. Формировать оценочные отношения к произведениям искусства. Воспитывать любовь к земле, заботливое отношение к близким людям. У пражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Активизировать словарь: пашня, трактористы, пашут, земля-кормилица.

Подготовительная работа . Система занятий по ознакомлению детей с тружениками села. Рисование, лепка, аппликация образов людей.

Материалы. Репродукция картины А.А. Пластова «Ужин трактористов».

Ребята, мы с вами знаем много профессий. Все они важные и нужные. Я предлагаю поиграть в игру, в которой вы должны назвать профессии людей, работающих на земле

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Сегодня я хочу вас познакомить с творчеством великого русского художника живописца А.А. Пластовым и познакомить с его картиной «Ужин трактористов». Сама картина находится в музее, но у нас есть репродукция. Вы знаете, что такое репродукция? Репродукция – это копия. (выставляю репродукцию, даю детям возможность её рассмотреть)

— Ребята, о чем эта картина? Почему вы решили, что именно об этом? Почему художник назвал эту картину не «Ужин тракториста», а «Ужин трактористов». ( потому, что хоть сын и не совсем взрослый, но уже хороший помощник своему отцу) Художник написал своих героев на фоне ровно вспаханной земли, он хотел рассказать о том, как эти люди бережно и с любовью относятся к родной земле, обрабатывают её. Они на своей земле выращивают хлеб. Земля для всех людей кормилица. Трактористы – отец и сын, хорошо обрабатывают землю, видно, что они настоящие труженики и хозяева своей земли

Ребята, как вы думаете, почему художник написал трактористов спокойными, молчаливыми? (наверное, они очень устали). Почему художник хотел рассказать нам о трактористах? (чтобы мы поняли, как тяжело выращивать хлеб и берегли его). Кто еще изображен на картине А.А.Пластова? (девочка) Зачем художник написал ещё и девочку, что он этим хотел сказать?».

Девочка пришла помочь отцу и брату. Чем может помочь девочка такого возраста? Она ещё маленькая, ей, наверное, хотелось бы поиграть, но она пришла в поле, проделав длинный путь. Проявила заботу о своей семье -принесла ужин для папы и брата. Правильно, ребята А.А.Пластов хотел показать нам каким тяжелым трудом достается нам хлеб, ему наверно очень хотелось, чтоб вы научились ценить труд других людей, беречь плоды их труда.

Как вы думаете, какая часть суток изображена на картине? (вечер, они ведь ужинают) Почему вы решили, что изображен вечер? Какое солнце освещает людей? Как вы думаете, они после ужина уйдут домой? (нет, ведь они еще не всю землю вспахали). Да, ребята, луг на котором сидят герои, совсем скоро превратится в пашню. Как вы думаете, долго ли продлится отдых трактористов? Как вы догадались, что отдых будет недолгим? (и ужин небогатый, и трактор все еще работает).

Что в картине резко отличается друг от друга? (вспаханное поле и невспаханный луг) Каким лежит поле? Каким изображен луг? Если бы вы оказались вместе с героями картины, что бы вы еще увидели на поле? Что услышали? О чем бы вы спросили трактористов?

Как вы думаете эти люди любят природу? (да, им нравится трава, они лежат на ней, и от солнышка не прячутся, даже когда оно им в лицо светит).

А вы любите природу? (да)

Представьте себе лесную полянку, на которой растет мягкая травка-муравка. Давайте ляжем на нее, как на перинку. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Над вами склоняет голову полевой цветок, слышится пение птиц, стрекотание кузнечиков. Вы чувствуете, как нежные лучики солнца гладят ваш лоб, щечки, дотрагиваются до рук, гладят ваше тело (воспитатель поглаживает детей, переходя от одного ребенка к другому). Лучики гладят. (имя ребенка), ласкают. (имя следующего ребенка и т. д.). Вам хорошо, приятно. А теперь потянитесь и на счет «три» откройте глаза» (звучит музыка «Звуки природы»).

Ну, что все ли хорошо отдохнули? (да).

Давайте послушаем стихотворение, которое прочитает нам Маша.

Источники:

http://educontest.net/ru/2037547/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%BD%D0%BE%D0%B4-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD-2/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/21/konspekt-nod-v-podgotovitelnoy-gruppe-rassmatrivanie-reproduktsii
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/05/29/nod-rassmatrivanie-reproduktsii-kartiny-a-a-plastova-uzhin

Моя Дача