В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на неё и не могли налюбоваться — такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой.
Но вот как-то летом откуда ни возьмись прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? — прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! — тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! — ответила Сорока.— Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растёшь у всех на виду.
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! — неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! — сказала Сорока и улетела в лес.
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! — решила Ёлочка. — Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года — тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! — не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! — сказал человек и улыбнулся. Он даже не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание.
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте. Только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда.
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети — брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
— Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год.
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив дома нового лесничего поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство.
Проверяем свои знания
- Почему автор назвал свой рассказ былью?
- Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами.
Дело было в январе,
Стояла ёлка на горе,
А возле этой ёлки
Бродили злые волки.
Вот как-то раз,
Ночной порой,
Когда в лесу так тихо,
Встречают волка под горой
Зайчата и зайчиха.
Кому охота в Новый год
Попасться в лапы волку!
Зайчата бросились вперёд
И прыгнули на ёлку.
Они прижали ушки,
Повисли как игрушки.
Десять маленьких зайчат
Висят на ёлке и молчат —
Обманули волка.
Дело было в январе, —
Подумал он, что на горе
Украшенная ёлка.
Проверяем свои знания
- Как зайчата перехитрили волка?
- Похоже ли это стихотворение на сказ ку? Докажи.
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногами,
Только треск идёт.
Новогодняя быль автор. Сергей Михалков. Новогодняя быль. Сравнение сказки и стихотворения
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду.
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год.
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…
Читать еще: Где убит грибоедов. Судьба А
Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ «Ульканская СОШ №2»
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»
Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент
II. Работа с заголовком
— Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? — Любите ли вы этот праздник? — Что вы от него ждёте? Слайд 1 — Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. — Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? — Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). — Вы, сейчас прослушали произведение. — Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? — Как вы думаете, что такое быль? — Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! — А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? — Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? — и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. — Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
— а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. — посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. — итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка — быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья — сосны и ели — издали смотрели на неё и не могли налюбоваться — такая она была стройная и красивая. Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом. Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! — вежливо попросила Ёлочка. — Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка! — грубо прострекотала Сорока. — Тебя всё равно срубят под Новый год!
— Кто меня срубит? Зачем! — прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! — ответила Сорока. — Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду.
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! — неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! — сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал первый снег, она совсем потеряла покой: она ведь никуда не могла убежать, что бы спрятаться, затерятся в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью с треском обламывались сучья. А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! — решила Ёлочка. — Теперь меня никто не заметит! Наступил последний день уходящего года — тридцать первое декабря. “Только бы пережить этот день!” — едва успела подумать Ёлочка, как увидела проближающегося человека. Он шёл прямо к ней. Человек ухватился за её верхушку и сильно встряхнул Ёлочку. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она беззащитно расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветки.
— Я правильно тебя выбрал! — весело сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же самом месте, толко на её ветвях висели лёгкие, цветные, стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебрянными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день Нового года, из дома лесника вышли его дети — брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Когда они к ней подошли, мальчик сказал девочке: — Теперь это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год.
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети, которые, в свою очередь, тоже имеют детей. А в лесу, посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и в канун Нового года она вспоминает своё детство…
Читать еще: Россия, XX век. Революция и искусство
План-конспект урока по чтению.
Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль».
Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.
Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;
развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.
Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению; расширение читательского кругозора.
Оборудование: использование презентации Путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…»
Проверка домашнего задания.
Постановка целей урока.
Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Откройте учебники, прочитайте название.
4. Изучение нового материала .
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Понравилась ли вам сказка?
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.
От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)
6. Закрепление нового материала.
1 . Подготовительная работа перед чтением.
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
Сергей Михалков. Новогодняя быль. Повстречался с белым братом. -если вам было радостно
Цели урока: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова; отрабатывать навыки беглого осознанного чтения; развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение ра ботать над иллюстрацией.
Оборудование: карточки со словами для физкультминутки.
I . Проверка домашнего задания
II. Постановка цели урока
Приближается праздник — Новый год. Чем примечателен этот праздник? Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду Морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные — сказочные — события.
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Откройте учебники, прочитайте название.
III . Изучение нового материала
1 . Первичное чтение.
Читает учитель, дети следят по учебнику.
2. Беседа после чтения.
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Понравилась ли вам сказка?
Что вам особенно понравилось в этой истории?
Какие чувства пробудила у вас эта сказка?
Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опишите этот момент.
От какого лица идет повествования в сказке? (От лица автора)
(Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох) Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты, в стороны (выдох) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
V . Закрепление нового материала
1 . Подготовительная работа перед чтением.
Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:
на-лю-бо-вать-ся — налюбоваться по-зна-ко-ми-лась — познакомилась рас-ка-чи-вай-ся — раскачивайся бес-по-кой-ство — беспокойство спря-тать-ся — спрятаться об-ла-мы-ва-лись — обламывались при-бли-жа-ю-ще-го-ся — приближающегося
Читайте целыми словами:
лес — лесная, лесничий ночь — переночевал цвет-цветные
стекло — стеклянные серебро — серебряные
Где жила Елочка?
Были ли у нее друзья?
Как жилось Елочке одной в лесу?
Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела Сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)
Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, воспитанная, вежливая и др.)
Подтвердите свой ответ примером из текста?
Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)
Что с ней случилось, когда она очнулась?
Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?
VII. Работа над иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
Кто изображен на этой иллюстрации?
Какой эпизод изобразил художник?
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.
Какой художник изобразил Елочку?
Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?
Как эти чувства нам помог увидеть художник?
VIII. Расширение кругозора
Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?
Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось:
В снегу стояла елочка –
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить ее! —
Так показалось ей.
Она была замечена,
И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх.
Горят в ее ветвях.
Сверкают украшения — какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Красива и крепка.
Кто спас, кто разодел ее?
А как вы думаете, была ли Елочка рада и довольна тем, что она стала новогодней елочкой?
Нарисуйте дома нашу Елочку в новогодних украшениях.
Какие краски вы выберите для своей картины?
Какое настроение будет у вашего рисунка?
Подготовить пересказ сказки от лица Елочки.
Сергей Михалков
Новогодняя быль
В лесу, недалеко от дома лесничего, росла Ёлочка. Взрослые деревья – сосны и ели – издали смотрели на неё и не могли налюбоваться – такая она была стройная и красивая.
Маленькая Ёлочка росла, как все ёлочки в её возрасте: летом её поливали дожди, зимой засыпало снегом.
Она грелась на весеннем солнышке и дрожала во время грозы. Вокруг неё шла обычная лесная жизнь: туда-сюда пробегали полевые мышки, копошились разные букашки и муравьи, летали птицы. За свою недолгую жизнь Ёлочка познакомилась с настоящим зайцем, который однажды переночевал под её ветвями. Несмотря на то, что Ёлочка росла одна посреди полянки, она не чувствовала себя одинокой…
Но вот как-то летом, откуда ни возьмись, прилетела незнакомая Сорока, недолго думая, села на макушку маленькой Ёлочки и стала на ней раскачиваться.
— Пожалуйста, не раскачивайся на мне! – вежливо попросила Ёлочка. – Ты мне сломаешь макушку!
— А на что тебе твоя макушка? – прострекотала Сорока. – Тебя всё равно срубят!
— Кто меня срубит? Зачем?! – тихо прошептала Ёлочка.
— А кому надо, тот и срубит! – ответила Сорока. – Разве ты не знаешь, что под Новый год люди приходят в лес за такими, как ты! А ты растешь у всех на виду.
— Но я на этом месте уже не первый год, и меня никто не трогал! – неуверенно возразила Ёлочка.
— Ну так тронут! – сказала Сорока и улетела в лес…
В страхе и беспокойстве прожила Ёлочка лето и осень, а когда выпал снег, она совсем потеряла покой. Она ведь никуда не могла убежать, чтобы спрятаться, затеряться в лесу среди таких же ёлочек.
В декабре выпало так много снега, что даже у взрослых деревьев под его тяжестью обламывались сучья.
А маленькую Ёлочку и вовсе засыпало по самую макушку.
— Это даже хорошо! – решила Ёлочка. – Теперь меня никто не заметит!
Наступил последний день уходящего года – тридцать первое декабря.
— Только бы пережить этот день! – не успела подумать Ёлочка, как увидела приближающегося к ней человека, он шёл прямо на неё. Подойдя к ней, человек схватился за её верхушку и встряхнул её. Осыпались тяжёлые пласты снега, нависшие на ветвях Ёлочки, и она расправила перед человеком свои пушистые зелёные ветви.
— Я правильно тебя выбрал! – сказал человек и улыбнулся. Он не заметил, что при этих словах Ёлочка потеряла сознание…
Когда Ёлочка очнулась, она ничего не могла понять: она была жива и стояла на том же месте, только на её ветвях висели лёгкие цветные стеклянные шары, и вся она была окутана тонкими серебряными нитями, а самую макушку украшала большая золотая звезда..
А утром, в первый день нового года, из дома лесничего вышли его дети – брат и сестра. Они встали на лыжи и направились к Ёлочке. Из дома вышел лесник и пошёл за ними следом. Когда все трое оказались рядом, мальчик сказал:
– Ты хорошо придумал, папа! Это будет наша новогодняя Ёлочка! Мы будем так украшать её каждый год.
Эта история случилась много, много лет тому назад. Давно уже умер старый лесничий. Живут в городе его взрослые дети. А в лесу посреди полянки, напротив нового лесничего, поднимается высокая, стройная ель, и под каждый Новый год она вспоминает своё детство…
Читать еще: Там некогда гулял и я. Евгений онегин
Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»
Цели: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха, памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова «Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение, используя соответствующую лексику.
Личностные : интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Познавательные : умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные : умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Коммуникативные : умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию.
Формы и методы обучения: парная, индивидуальная.
Оборудование: проектор, карточки –
задания для корреспондентов,макет ёлочки, ёлочные игрушки, загадки, картинный план.
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло.
Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
Какой раздел литературного чтения мы продолжаем изучать ?(Слайд№1)
2. Актуализация знаний.
— Ребята, мы сегодня отправимся в зимний лес. А помогать мне будут наши корреспонденты, у которых были не большие задания.
Сегодня отправляясь в класс я увидела странные следы. Я не смогла их прочитать полностью, помогите мне пожалуйста. (Слайд №2). (праздник, подарки, веселье).
О каком празднике может идти речь?(Новый год)
А сейчас послушайте сообщение 1 корреспондента.
Корреспондент-это человек,доставляющий сведения.
А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали 1 марта(начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября(когда заканчивалась уборка урожая с полей) , и только 300 лет назад царь Пётр 1 приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с «Новым годом!» , «С новым счастьем!».
Родилась она в лесу,
Там росла и расцветала.
И теперь свою красу,
К нам на праздник принесла.(Ёлка)
И к нам пришла ёлочка. Давайте вместе её украсим. За каждое выполненное вами задание на ёлку мы будем вешать игрушку.
И 2 шарика вы уже заработали.
4. Стихи о ёлке — подготовили наши следующие корреспонденты.(1.2.3.4)
1)Есть одна игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте!
Хором дружно отвечайте.
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник …(Новый год)
2) Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от…(Ёлки)
3) Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …(блестят).
И качаются игрушки-
4) И верхушку украшая,
Там сияет. Как всегда,
Очень яркая, большая,
— и ещё одно украшение получает наша ёлочка, благодаря вам ребята.
5. Речевая разминка. (Слайд№3).
Ма-ма-ма — пришла снежная зима,
Ег-ег-ег- всё засыпал белый снег,
Оз-оз-оз- щиплет щёки нам мороз,
Лю-лю-лю- зиму снежную люблю.
Молодцы,ёщё один шарик на ёлочку.
6. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Откройте учебник на стр.203.
Какое название произведения?
Попробуйте по названию определить. о чём пойдёт речь в произведении?
Наши корреспонденты подготовили свои сообщения(5,6)
Сказка-это художественное произведение фольклора, с вымышленными героями и сюжетом, и обязательно со счастливым концом.
Быль- это краткий рассказ о проишествии, случае, якобы имевшим место в действительности.
(Слайд №4). Ещё 1 шарик.
Биография С.Михалкова. – корреспондент 7.
Сергей Михалков родился 13 марта в Москве.Писать стихи начал ещё в детстве.После школы обучался в литературном институте.В это же время была издана первая книга стихов. В годы войны работал в армейской печати С. Михалков автор 3 гимнов России, поэт, драматург. Его произведения: «Дядя Стёпа», «Моя улица», «Самые лучшие стихи», «А что у вас?», «Фома»,»Зеркало» и другие. (Слайд№5).
7. Подготовительная работа перед чтением.(Слайд №6).
Словарная работа: корреспондент 8,9,10.
Лесничий- специалист, человек по защите, использованию и сохранению лесного хозяйства.
Макушка- верхняя конечность, вершина чего- либо.
Копошиться- шевелиться. двигаться в разных направлениях.
Ёлочка получает ещё 1 шарик.
8. Минутка отдыха.(психологическая гимнастика).(Слайд№7).
Закройте глаза. Мы с вами отправляемся в зимний лес. Давайте послушаем его звуки.
9. Чтение текста.
Ещё 1 шарик на нашу ёлочку.
10.Работа по теме урока.
Что в этой сказке реально, а что вымышлено?
Возникало ли у вас чувство беспокойства7
Что понравилось в этой истории?
11. Физкультминутка (Слайд№8).
Выборочное чтение и обсуждение.
Где происходят события?
Где росла ёлочка?
Чувствовала ли себя ёлочка одинокой?(Зачитайте)
Что заставило ёлочку забеспокоиться?
Какие чувства возникли у ёлочки?
Что сказал лесник подойдя к ёлочке?(зачитайте)
Зачитайте, что случилось с ёлочкой, когда она очнулась.
Принесла ли ёлочка радость? Почему?
Знаете ли вы, что эту же историю С.Михалков записал в стихах.Наши корреспонденты прочитают сейчас. (11. 12.)
11.В снегу стояла ёлочка-
В один из зимних дней;
Лесник решил срубить её!-
Так показалось ей.
Она была замечена,
И только поздно вечером
Пришла она в себя.
12.Какао чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Горят в её ветвях.
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка.
Кто спас, кто разодел её?
Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
Молодцы наша ёлочка получает ещё 1 шарик.
13. Гимнастика для глаз.
У нас ещё падают снежинки. Каждую глазками поместите на ёлочку.
14. Работа в парах.
Вам даны картинки по нашей сказке. но ветер их перепутал. Установите последовательность.Расскажите.Давайте проверим на (Слайде №9).
15.Работа с пословицами. (Слайд№10).
Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль «Новогодней были».
Добро помни, а зло забывай.
За всякое дело берись смело.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Собрать фразу из слов. (Слайд№11).
Мы в ответе за всё на нашей планете.
Выбрать девиз: (Слайд№12).
Будем рубить ёлки в лесу. Их растёт очень много.
Источники:
http://tepka.ru/chtenie_2-1/50.html
http://artemislaser.ru/novogodnyaya-byl-avtor-sergei-mihalkov-novogodnyaya-byl-sravnenie-skazki-i/
http://dreamed.ru/new-year/sergey-mikhalkov-new-years-eve.html