Каким должен быть человек, чтобы стать здоровым, куда можно обратиться за своей «порцией» здоровья, и, наконец, из чего состоит человек. Обо всем этом и пойдёт сегодня рассказ.
Культура — это все то, чего достигло человечество в материальном и духовном плане за время своего существования. Следовательно, культура здоровья — это опыт, накопленный человечеством в области здоровья, причем не только здоровья тела, но и духа. Только не будем путать культуру здоровья и науку о здоровье — валеологию. Последняя изучает то, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Я же расскажу, каким для этого нужно быть.
Человеку свойственно выбирать лучшее, правда? Почему же мы, зная, как полезна гимнастика по утрам, так редко ее делаем? Почему, видя предупреждение: «Курение опасно для вашего здоровья!», столько людей все-таки курят? Человек — существо многоуровневое, и даже если организм его требует здорового образа жизни, что-то в нем (лень, жажда удовольствий или что-то другое) будут этому препятствовать.
Считается, что понятие «Я» включает в себя три элемента: тело, эмоции (чувства) и ум. Ум регулирует работу нервной системы, эмоции — кровеносной и желудочно-кишечной, а тело обеспечивает крепость костей и работу мышц, поэтому здоровье в большой степени зависит от согласованности, гармонии в нашем триедином естестве. Дисгармония приводит к возникновению целого ряда так называемых функциональных заболеваний.
Здоровый ребенок рождается гармоничным. Мы радуемся той постоянной активности, которую развивает малыш. С первых дней учебы в школе наступает время формирования эмоций. Это еще семь лет. Но здесь вмешиваются взрослые и искусственно стимулируют быстрое развитие мозга, точнее, быстрое его насыщение информацией. Мудрый организм ребенка защищается — возникает нежелание учиться. Чаще всего эта стадия подавляется, и нагрузка возрастает. Перегруженный мозг вызывает бессонницу, перевозбуждение, а иногда просто отключается. Это, кстати, одна из причин плохого зрения у подростков с совершенно здоровыми, по мнению окулистов, глазами.
Подавление эмоций ведет к вспышкам агрессии, кризисам подросткового возраста. Мозг потребляет большую часть энергии тела, отсюда двигательная пассивность, пристрастие к телевизору (мозг уже не может остановиться и требует стимулятора). Не отсюда ли и проблема наркомании? Пьянство и курение — это всего лишь попытка устранить дисгармонию организма, явившуюся результатом стресса. Ведь что такое стресс, как не перевозбуждение с отсутствием выхода из ситуации? Недаром на Востоке наивысшим искусством является искусство владения собой.
Проанализируйте, сколько времени в сутки вы тратите на работу ума, эмоций, тела. Желательно, чтобы их соотношение было примерно равным. Напомню, что мы говорим о культуре здоровья, то есть о той базе, без которой нам ни один врач не поможет.
Древняя мудрость гласит: «Человек есть то, что он ест». Воистину, питание творит человека. Давайте расширим наши представления о питании: это все, что человек получает из окружающей среды. Для тела питанием является не только пища, но и ощущения от движений. Глубокие рецепторы, заложенные в мышцах, во время работы создают ощущение гармонии во всем теле. Диета плюс общефизические нагрузки (плавание, разминка, подвижные игры) сделают тело здоровым и гибким. Итак, если обобщить: здоровое тело — это чистый кишечник и прямой позвоночник.
Питание эмоций — тонкий вопрос. Сами того не сознавая, мы именно для этого ходим в театр, на концерты, на выставки, ездим на отдых в красивые уголки природы и смотрим любимые фильмы. Мы так сильно нуждаемся в положительных эмоциях, что даже начинаем их требовать от близких. И если в семье все требуют заботы и внимания, а делиться ими никто не хочет, возникают семейные конфликты. Мы забываем, что радость у человека отнять нельзя, ее можно дарить всем и всегда, и она не оскудеет. Человек — существо творческое, а не просто рефлектирующее: меня оскорбили — я оскорблю. Умение делиться положительными эмоциями с другими позволит вам навсегда забыть про проблемы с сердцем.
Питание ума происходит ежесекундно. Главный вопрос — чем? Информация загружается в память ежесекундно и без разбора. Ум — мощная движущая сила, но, как и любая сила, он требует фокуса приложения — цели, направления течения нашей жизни. Всякая новая информация должна приближать нас к цели, а ненужная — удаляться. Мы часто слышим: «Я и не хочу этого понимать!» Значит, мозг человека перестал развиваться, и в старости его ждет энцефалопатия. А творчески мыслящие люди сохраняют ясность мышления до последних дней. Если хотите быть здоровыми, уделяйте внимание своему мышлению. Часто становится проблемой успокоить мозг после длительной интенсивной нагрузки. Утрата этой способности привела к росту артериальной гипертензии и ее осложнений.
Идя домой, мечтаем избавиться от вороха проблем в голове, а мозг не желает отключаться. Однако особенность мозга в том, что он должен успокоиться сам по себе. Значит, надо просто переключиться на тело или на эмоции. Пройдите одну остановку до дома пешком, сконцентрируйтесь на ощущении тепла в ступнях при ходьбе. Наступит момент, когда плечи опустятся и распрямятся, и вы почувствуете легкость и радость. Полюбуйтесь красотой окружающей природы, понаблюдайте за людьми, и незаметно мозг успокоится, а тревоги уйдут. Не путайте тревоги и проблемы: проблемы были и будут, а тревога мешает увидеть их спокойно, со стороны. Советую всем завести ежедневник и носить проблемы в нем, а не в голове.
Отдельно обсудим болезнь близких — это действительно большое горе. Для любящей матери ее дитя — сосредоточие всех мыслей и эмоций. Видя больного ребенка, мать страдает еще сильнее, забывая, что ее психологическое состояние очень важно для сына или дочери. Но дитя пессимистически настроенной матери никогда не найдет в себе силы быстро выздороветь. Поэтому матери просто необходимо взять себя в руки и настроиться на лучшее, каким бы тяжелым ни было состояние ее ребенка. Тогда вы будете вознаграждены растущей в вас внутренней силой и быстрым выздоровлением малыша.
Поговорим о посещении поликлиники. Прежде всего, озаботьтесь сами своим здоровьем, не перекладывайте заботу целиком на плечи врача. Я считаю, что к врачу нужно идти с такой постановкой вопроса: «Доктор, для своего здоровья я сделал то-то и то-то, что мне нужно сделать еще?» А часто ли мы выполняем все рекомендации врача? Не потому ли у нас и столько разочарований?
В поликлиниках существуют отделения реабилитации, где вы можете вложить время и силы в свое здоровье, не ожидая от врача волшебной пилюли, которая разом решит все проблемы со здоровьем. Состоятельные люди могут пойти в платные центры, где за ваши же деньги сэкономят ваше время.
Конечно, есть проблемы, требующие решения в высокоспециализированных медицинских центрах СНГ и всего мира. В таких центрах есть телефонные линиии и приемные дни для граждан любого государства. Если ваших средств не хватает, вы можете посетить министерство здравоохранения, объяснить сотрудникам свою неординарную проблему и вместе с ними вести поиск выхода из ситуации.
Читать еще: Тираж 6 из 46. Что такое закрытие продаж
Итак, культура здоровья — это стремление и умение сделать лучшие достижения мирового опыта нашим личным достоянием в кропотливом самосовершенствовании, наградой за которое будет не только физическое здоровье, но и ясность ума, полнота чувств и постоянный приток бодрости.
Что такое культура здоровья
Культура здоровья определяется умением жить, принося пользу своему организму. Культура здоровья — это культура отдыха, труда, сна, питания, физической, психической и духовной жизни. Человека нельзя заставить соблюдать культуру здоровья. Он может и должен прийти к ней сам через знания, через понимание ценности здоровья, через удовольствие от радостного, светлого, здорового ощущения полной жизни.
Существуют стратегии управления индивидуальным здоровьем. Их две. Первая — активная, профилактическая. Её цель — беречь, укреплять, защищать, развивать здоровье; её реализация требует знаний и умений, каждодневных усилий, личной ответственности. Эта стратегия опирается на ценностные ориентиры и проявляется в соблюдении здорового образа жизни и экологической безопасности, что в понятии культура здоровья. Вторая стратегия — борьба с болезнями. Эта стратегия — пассивная, здесь от человека требуется знать, уметь, действовать; бороться будут врачи.
В начале нового тысячелетия многие научные исследования ориентируются на познании человека во всём богатстве и разнообразии его связей и отношений. Цели различных наук, занимающихся человекознанием, направлены на удовлетворение потребностей людей в самопознании и самосовершенствовании. Гуманитарные науки рассматривают психические и духовные аспекты проблем личности, естественные науки — физические аспекты. С позиции экологии, которая интегрирует гуманитарные и естественно — научные знания, цели изучения человека ориентированны на адекватное саморазвитие — адаптацию к изменяющимся условиям среды.
Приспособляемость биологических видов к среде обитания осуществляется исключительно за счет генетических механизмов. Уникальность человека как биопсихосоциального вида состоит в том, что приспосабливается к среде главным образом за счет так называемых культурных механизмов. В культурной адаптации определяющее значение приобретает такой феномен культуры, как экологическое сознание.
Применительно к собственной личности экологическое сознание проявляется в умении целесообразно управлять поведением. В целом, приспособление проявляется в том или ином качестве здоровья.
Сегодня качество здоровья населения падает. Объективным фактором ухудшения здоровья населения выступает одно из проявлений кризиса личности — утрата ценностного отношения к здоровью.
Управление здоровьем — реальная и позитивная альтернатива в сложившейся ситуации. Известный американский математик, основатель кибернетики Норберт Винер отметил, что мы изменили своё окружение так, что теперь должны изменять себя, чтобы жить в этом новом окружении.
В условиях общеобразовательной школы, в которой не предусмотрены должности Физиолога и валеолога, а одна врачебная ставка приходится на 1200 обучающихся, проведение регулярной диагностики состояния здоровья школьников крайне затруднительно, если вообще возможно. Диспансеризация же проводится лишь раз в несколько лет. Поэтому большую актуальность приобретают такие диагностические материалы, которые могут быть проведены самими школьниками, их учителями или педагогом- психологом. Для общей оценки психоэмоционального здоровья предлагаются многочисленные подходы и методы. Описанные ниже пробы могут быть сделаны на уроках или в ходе факультативных занятий. С некоторыми из них вы можете познакомиться в моей работе. Конечно, представленные ниже диагностические материалы не могутзаменить медицинского обследования и поэтому носят ориентировочный характер, однако они позволяют не только получить данные для занесения в индивидуальные карты учащихся и листки здоровья в классных журналах, но и повысить интерес школьников к укреплению собственного здоровья.
«САМООЦЕНКА ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ»
18 ученикам 8 М класса в возрасте 13-14 лет предлагалось в течение недели заполнять таблицу, в которой надо было отмечать свои показатели состояния здоровья, особенности психосоциальных условий жизни и режима дня. По результатам заполненной таблицы каждый ученик смог оценить свои личные показатели в этих рамках, увидеть недостатки в режиме дня. Систематически выполнили данную работу 12 учеников 7 девочек и 5 мальчиков, их результаты были обобщены.
В результате анализа средних показателей за неделю можно сделать следующие выводы:
— самочувствие — средняя оценка 4,3 (из 7),
— настроение – средняя оценка 3,1 (из 7),
— аппетит – средняя оценка 5,0 (из 7),
— сон – средняя оценка 3,5 (из 7),
— отсутствие болезненных ощущений 4,1 (из 7).
Таким образом, можно сделать вывод, что основными проблемами учеников являются: сон — поверхностный, не дающий ощущений отдыха, приподнятое настроение как редкое явление, в большинстве случаев только нормальное или подавленное.
Анализ блока особенностей психосоциальных условий жизни позволил сделать следующие выводы:
— отсутствие ссор с друзьями указали 5 человек – 40%, 1-2 раза поссорились за неделю – 3 человека (20%), ссорились больше 3 раз – 4 человека (40%),
— как благоприятный психологический климат в семье расценили все 12 человек — 100%,
— особенности эмоционального состояния получили среднюю оценку 3,9 баллов (из 7), большинство учеников указывает на присутствие отрицательных эмоций в жизни к концу рабочей недели. Многие испытывали тревожность, чувство неудовлетворения.
Анализ особенностей режима дня гимназистов показал, что:
— сон продолжительностью более 8 часов имеют 6 человек, это составляет ровно половину из опрошенных, и 6 человек спят менее 8 часов в сутки,
— гуляют на свежем воздухе 7 человек (51%) и практически не гуляют 5 человек (49%),
— утреннюю зарядку систематически выполняют 3 человека (20%), нерегулярно 5 человек (40%), не выполняют совсем 4 человека (40%),
— смотрят телевизор более 2 часов в день 6 человек _ 50%,
— занимаются спортом регулярно 2 человека – 16%, остальные занимаются время от времени.
Таким образом, главным фактором ухудшения здоровья гимназистов становится не соответствие режима дня гигиеническим требованиям. Можно нарисовать среднестатистический портрет гимназиста. Это ребенок, который мало спит, обладает повышенной раздражительностью, часто ссорится с друзьями, много времени проводит у телевизора, мало гуляет и практически не занимается спортом.
Но не все так плохо, вот, к примеру, выдержка из самоанализа Мальцевой Насти: «Подсчитав результаты и увидев получившуюся сумму баллов, я была приятно удивлена. В тесте по состоянию организма я получила в среднем +5 баллов. Хотя я вижу недочеты: например, я не делаю зарядку по утрам (несмотря на уговоры дедушки), зато я увидела, что аппетит у меня отличный! А в разделе психосоциальных условий жизни я получила +3 балла. Мне было приятно знать, что за прошедшую неделю я не конфликтовала с друзьями и родителями. Значит условия у меня очень даже благоприятные. По режиму дня я получила +2 балла, это значит, мой режим в некоторой степени соответствует гигиеническим требованиям».
« КУЛЬТУРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».
Ученикам предлагалось пройти тест на определение своего темперамента. До теста учитель рассказал, что такое темперамент, какие виды его бывают, что характерно для каждого вида и что чистые виды темперамента встречаются только у маленьких детей, а взрослые имеют смесь нескольких темпераментов. Потом учитель зачитывал свойства темпераментов, а ученики выбирали наиболее подходящий вариант из этих 4 высказываний. Результаты заносились в таблицу с четырьмя колонками: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Подходящее человеку выражение выставлялось плюсиком в колонке, к которой относился вариант. Было дано по 10 на каждый вид темперамента. Результаты высчитывались в процентах.
Читать еще: Родная земля и в горсти мила. «Классный час «Дружба
Таблица № 1. Типы темпераментов школьников 8 класса (результаты в процентах).
сангвиник холерик меланхолик флегматик
Зачем нужно изучать особенности своей психики? Думаю, что это риторический вопрос. Конечно же, для того, чтобы найти свой стиль деятельности, сферу наиболее удачного приложения своих сил, сориентироваться в выборе будущей профессии. Главное удачно выстраивать свое поведение, для того чтобы сохранить свое психическое здоровье и уберечь окружающих от травм. Научиться понимать других людей, как, например, почему Кирилл очень долго готовиться приступить к работе, а Андрей бесконечно вертится на уроках. Оказывается, очень просто – Кирилл в большей степени обладает качествами флегматика, а Андрей ярко выраженный холерик.
ГЛАВА 3: «САМООЦЕНКА ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ».
В этой работе ученикам предлагалось оценить факторы, влияющие прямо или косвенно на их здоровье. В исследовании участвовала вся параллель девятых классов. Самооценка ими проводилась по средством выполнения теста, представленного ниже:
ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Тест- анкета заполняется каждым школьником самостоятельно. Приводится форма тест — анкеты для мальчиков, из тест — анкеты для девочек исключается вопрос 6.
На вопросы № 1- 10 предполагается отвечать «да» или «нет»; вопросы № 11- 15 предусматривают выбор одного из предложенных вариантов ответов.
1. Я часто сижу, сгорбившись или лежу с искривлённой спиной.
2. Я ношу портфель, сумку (часто тяжелую), а не ранец.
3. У меня есть привычка сутулится.
4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь.
5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание)
6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей).
7. Я питаюсь нерегулярно, «кое- как».
8. Нередко я читаю при плохом освещении лёжа
9. Я не забочусь о своем здоровье.
10. Бывает я курю.
11. Помогает ли тебе школа заботиться о своём здоровье?
В) затрудняюсь ответить.
12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни?
В) затрудняюсь ответить.
13. Какие наиболее типичные для тебя состояния на уроках?
В) усталость, утомление
Д) волнение, беспокойство
14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твоё здоровье?
А) заботятся о моем здоровье
Б) наносят здоровью вред методами своего преподавания
В) подают хороший пример
Г) подают плохой пример
Д) учат, как беречь здоровье
Е) им безразлично моё здоровье
15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на твоё здоровье?
А) не оказывает заметного влияния
В) влияет хорошо
Г) затрудняюсь ответить
По вопросам 1-10 по одному баллу начисляется за каждый положительный ответ. По вопросам 11-12 балл начисляется за ответ «б». По вопросу 13 – за «а», «в», «г»; по 14- за «б», «г», «е». По вопросу 15 балл начисляется за ответы «б», «г». Затем полученные баллы суммируются.
Благополучные результаты — не более 6 баллов. «Зона риска»- более 12 баллов.
Все полученные результаты были обработаны и сведены в единую таблицу.
Таблица № 2. ТЕСТ- АНКЕТА ДЛЯ САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНИКАМИ
ФАКТОРОВ РИСКА УХУДШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ
Доля в 33. 8 66. 2 0
Вывод: 33,8 % школьников показали благополучные результаты, 66,2 % близки к норме, 0% входят в зону риска.
ГЛАВА 4: «САМООЦЕНКА УЧЕНИКАМИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ»
Цель микроисследования на эту тему заключалась в том, чтобы ученики смогли определить уровень своей тревожности и, если он повышен или понижен, принять меры для введения его в норму. Эта работа проводилась с учениками параллели девятых классов по следующей методике:
МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ КОНДАША.
Предназначена для учащихся 7-ого и более старших классов.
Оцени, пожалуйста, каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколько она может вызвать у тебя тревогу:
0- ситуация не волнует;
1- ситуация волнует незначительно;
2- ситуация достаточно волнует; ситуация очень сильно волнует.
1. Ответ у доски
2. Разговор с директором (завучем) школы
3. Учитель решает, кого спросить
4. Тебя критикуют и в чем- то упрекают взрослые.
5. Выполнение контрольной работы
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
7. Ожидание родителей с родительского собрания.
8. сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Непонимание объяснений учителя.
11. Неожиданный вопрос учителя.
12. Не получается домашнее задание.
13. Принятие важного, ответственного решения.
14. Тебя критикую товарищи, одноклассники.
До 20 баллов- низкий уровень тревожности;
20-30 баллов- средний уровень тревожности; более 30 баллов – высокий уровень тревожности.
Примечание: сумма менее 6 баллов диагностируется как сомнительная достоверность результата.
После того как школьники узнали свой уровень тревожности и получили необходимые рекомендации, результаты были обобщены и сведены в представленную таблицу:
Таблица № 3. МЕТОДИКА САМООЦЕНКИ ШКОЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ
Баллы до 20 20- 30 более 30
9А 52. 9%- 9 47. 1%- 8 0%- 0
9Б 28. 6%- 10 71. 4%- 4 0%- 0
9В 55. 6%- 10 44. 4%- 8 0%- 0
9М 20%- 4 175%- 5 5%- 1
Итого: 33 чел. 35 чел. 1 чел.
Доля в 47. 7 50. 7 1. 5
Вывод:47. 7% входят в группу с низким уровнем тревожности;
50. 7% — средний уровень;
1. 5% — высокий уровень.
Анализ представленных моими одноклассниками работ показал, что выполнение исследований, ориентированных на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работ школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в обсуждении их результатов, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В процессе деятельности происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Я сделала такие выводы во время обработки результатов всех исследовательских работ, которые преследовали цель научить учеников смотреть на окружающую среду и на себя, на своё здоровье и на свой образ жизни со стороны. И эти цели отчасти были достигнуты. Заполняя таблицу «Самооценка психосоциальных условий жизни» ребята увидели свои проблемы в режиме дня, здоровье. Выполняя шуточный тест на определение биологического возраста, они задумались о состоянии своего физического здоровья, определяя темперамент, они узнали свои недостатки и способы борьбы с ними, что помогло им увидеть себя со стороны. Изучая воду и рацион питания, школьники увидели воочию проблемы окружающей среды и питания. Познавая культуру использования лекарственных средств, ученики научились многому, что пригодится в жизни, даже если они не станут врачами.
Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т. е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья — это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты и т. д. сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.
О культуре здоровья. Что такое культура здоровья
Здравствуйте, в этой статье я хочу поговорить о том, что являет собой одно из главных понятий Здорового образа жизни – о культуре здоровья.
Читать еще: Максим горький полная биография. Горький М
– это понятие, которое состоит из теоретических представлений о принципах, способствующих здоровью, а также правильное применение в ежедневной жизни факторов активизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его личностную гармонию, его отношения с окружающими и природой, а кроме этого его самовыражение в различного вида деятельности.
Культура здоровья каждого это взаимосвязь составляющих познавательного, эмоционального, мотивационного и коммуникативного плана.
- Под познавательным критерием мы подразумеваем то, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Тут имеет значение осведомленность человека в отношении физиологических и негативных процессов в организме, и о воздействии на них окружающей среды и образа жизни. Наформирование культуры здоровья также также оказывает влияние то, насколько человек восполняет знания в данной сфере. Следует отметить, что сейчас достаточно часто можно заметить несоответствие образа «культуры здоровья» в понимании человека с его реальным поведением. Я говорю о ситуации, когда стиль жизни человека и поведение не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Возможно это происходит по причине недостаточной мотивации человека на соответствие этому образу.
- представляет собой физический и социальный уровень благополучия, качественная характеристика жизни. Иными словами, от доминирующих эмоций человека, зависит состояние его психики. А оно, влияет на физическое состояние человека, а также определяет отношение человека в целом к жизни. Факторы, влияющие на эмоциональный фон – это финансовое состояние человека, это качество здоровья, межличностные отношения, личностные проблемы и др. Эмоциональный фон является основой развития психосоматического заболевания или расстройства, поскольку одной из главных причин их появления являются стрессы связанные с эмоциями. Они вызывают перестройку нервных и эндокринных регуляторных механизмов и процессов адаптации. Однако, позитивный эмоциональный настрой благотворно влияет на физическое состояние организма. К примеру, оптимисты менее склонны к заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Процесс выздоровления для оптимистов также протекает более быстро.
- – это важная составляющая здоровья человека, поскольку выражает адекватность взаимоотношений человека в обществе и с окружающим миром. Качество коммуникации зависит от воспитания, личностного опыта, культурного влияния и психологических характеристик личности. Коммуникация отражает самоконтроль, самокоррекцию и уровень психологического здоровья.
- Никакие теоретические знания в сфере культуры здоровья не смогут сами по себе сформировать правильное поведение личности. Активное, сознательное отношение человека к охране и укреплению собственного здоровья должно требовать от личности наличия (самообладание, целеустремленность). Именно поэтому, то есть мотивация на формирование высокой культуры здоровья особенно важна, когда речь идет о культуре здоровья.
Формирование культуры здоровья
Формирование культуры здоровья сегодня в обществе представляет собой сложный интегративный процесс. Следует выделить ряд факторов, которые оказывают существенное влияние на сформированность культуры здоровья личности:
Сегодня социо-экономическая среда влияет на формирование культуры в целом на общество и отдельно на каждого человека. К примеру, дети из семьи с низким социальным статусом менее расположены к занятиям физкультурой, нежели дети из семей из более благополучных семей(По данным ВОЗ).
Очень важна роль культурной среды, вероисповедания, общего уровня образования. К примеру, в Англии проведенное обследование физической активности выявило, что человек, который более образован склонен больше уделять внимания физическими упражнениям (Allied Dunhar national fitness survey). Также установлено, что интеллектуальная профессия в среде тех, кто занимается спортом или физической нагрузкой встречается в два раза чаще, чем профессии неквалифицированных рабочих или экономически неактивных людей (Питание издоровье в Европе, Региональные публикации ВОЗ, № 96). Мужчины без работы и ряд безработных женщин ведут, часто ведут, менее активный образ жизни, чем те которые работают (Health update 5: physical activity).
Воспитательный компонент оказывает влияние на образ «культуры здоровья», который уже сформирован культурно-социальной средой. Эффективное образование в сфере культуры здоровья приводит к изменениям в мыслях, переоценке ряда жизненных ценностей ( в основном негативного плана) и появлениям нужных навыков. Как результат – меняется или формируется поведение и стиль жизни. Мы говорим о влиянии, которое оказывается на личность в детский и юношеский периоды, а именно – в учреждениях сферы образования. Факторами, которые являются главными в данном случае будут сберегающая инфраструктура учреждения, формирование и сохранение здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса с применением комплексного подхода. Познавательный и мотивационный компоненты будут в данном случае определяющими при формировании механизма влияния на учащихся. Познавательный компонент – это, в данном случае, информированность учащихся в области культуры здоровья. В учебных заведениях необходимо больше внимания уделять замотивированности учащихся на здоровый образ жизни. Таким образом, вырабатывается осознанная необходимость в личных убеждениях на отсутствие вредных привычек и активность собственной личности.
Сегодня воспитательный фактор усилен влиянием СМИ (телевидение, радио, Интернет, газеты, журналы). Стереотипность формируется этими источниками информации, а степень доверия молодых именно этим источникам часто выше, чем всем остальным.
Медико-физиологические факторы, влияющие на формирование культуры здоровья – это режим дня и активности человека, мероприятия по оздоровлению, организация физ. воспитания,методика этого воспитания – это личностный опыт в сфере здоровья , а также его привычки.
Культура здоровья должна начинать сформировываться еще в детстве, а затем укрепляться на протяжении жизни человека. Также следует отметить, что человеку необходимо постоянно реализовывать свою теорию о Здоровом образе жизни в своем поведении каждый день, так как это стабилизирует его здоровье.
Понятие “Оздоровление”
Тема ”культура здоровья” стала актуальна в современности относительно недавно, по причине роста болезней, которые связаны с образом жизни человека. У нас в стране проблематика выражается в прогрессе уменьшения численности населения. Основная причина – падение рождаемости. Но кроме этого, высока смертность работоспособного населения, из- за снижения так называемых механизмов адаптации, социально-психологического и физиологического характера. Данная ситуация свидетельствует о необходимости изменить подход к здравоохранению (в центр внимания которого, сегодня попадает больной). Следует больше уделять внимания профилактике болезней, а не их лечению (в центре внимания – здоровый). То есть, нужно выбрать методику, которая направлена не столько на лечение болезни, сколько, на её профилактику, а это – оздоровление
Оздоровление – это увеличение возможности адаптации человека для того, чтобы предупредить заболевание и улучшить качество жизни людей, которые ослаблены под воздействием негативных факторов среды, или которые имеют функциональные расстройства здоровья.
На такой основе появилась концепция «Сохранения здоровья здоровых», в основании которой лежит охрана и восстановление здоровья человека, именно здорового. Появление данной теории определило появление такой отрасли здравоохранения, как восстановительная медицина.
То есть, на первый план выступает сохранение и восстановление здоровья человека а также реабилитация больного или инвалида, а это и есть оздоровление человека. Восстановительная медицина использует современные и традиционные методики оздоровления, применяющиеся человеком тысячелетиями.
В завершении хочется пожелать Вам постоянного роста именно Вашей уникальной Культуры Здоровья и отсутствия болезней на Вашем жизненном пути. Будьте Здоровы!
Источники:
http://www.moy-doktor.com/medicine/articles/index_221.html
http://www.hintfox.com/article/chto-takoe-kyltyra-zdorovja.html
http://subscribe.ru/group/zdorove-bez-vrachej-i-lekarstv-/1560981/