О московском театре ленком.

Список достоинств Ленкома можно продолжать бесконечно. Одна из прославленных московских сцен неизменно радует театралов очередными находками и невероятными сверхвозможностями. Быть может, поэтому в зале всегда аншлаг, а билеты надо бронировать заранее не только на премьеры, но и на все последующие спектакли. Даже традиционный репертуар неизменно востребован. В зале не бывает пустых мест!

Эпоха молодых и рьяных: ТРАМ, рожденный революцией

Свою родословную Ленком ведет от созданного в 1927 году театра рабочей молодежи (ТРАМ). Именно так его именовали молодые и рьяные новички театрального поприща. Поначалу его актерами были выходящие на сцену после трудовой смены энтузиасты.

Именно на этом голом энтузиазме ТРАМ очень быстро превратился в профессиональный театр. Его становление неразрывно связано с величайшими именами. Большинство представителей труппы стало гордостью российского искусства.

  • На сцене ТРАМа сыграл свои первые роли Николай Крючков.
  • Своим опытом с молодыми актерами делились Н. Баталов, А. Грибов, Н. Хмелев.
  • В сценографических работах принимали участие Кукрыниксы.
  • С театром сотрудничали Михаил Булгаков и Исаак Дунаевский.

Острые, злободневные постановки пользовались немалым успехом у зрителей. Однако настоящего признания молодой коллектив добился после прихода в театр Ивана Николаевича Берсенева.

Эпоха Берсенева: профессиональный театр Ленком

1938 год стал знаковым для театра: он получил и новое имя, и нового руководителя. «Московский театр им. Ленинского комсомола» или просто Ленком — так отныне стало называться возглавляемое И. Берсеневым учреждение. Талантливый режиссер, великолепный актер и отличный организатор, Берсенев суме:

  • сплотить совершенно разноплановый коллектив, превратить его в единый организм;
  • объединить переполнявший молодых актеров энтузиазм с истинным профессионализмом;
  • окончательно уйти от революционной риторики первых постановок, отдав предпочтение российской и зарубежной классике.

Решать сложные задачи режиссеру помогали пришедшие с ним в Ленком блестящие мхатовцы. Среди них были С. Гиацинтова, Р. Плятт, С. Бирман. Берсенев и сам нередко выходил на сцену. Его Сирано де Бержерак, Федя Протасов («Живой труп»), Гельмер («Нора» Ибсена), Камилло («Веленсианская вдова» Лопе-де-Вега) были с невероятным восторгом приняты зрителями.

  • Билеты на спектакли расходились, как горячие пирожки!
  • Купить их считалось настоящим счастьем.
  • Около здания Ленкома задолго до начала спектаклей уже толпились театралы, не успевшие попасть в зрительный зал, потому что кончились места.
  • Неудачники спрашивали лишний билетик у всех, кто только приближался к театру или просто проходил мимо, в надежде перейти в разряд счастливчиков.
  • Это стало признаком эпохи Берсенева, подтвердило достижение ленкомовской труппой невероятного уровня профессионализма.

В 1940 г. театр начал сотрудничество с тогда еще малоизвестным Константином Симоновым, впоследствии ставшим знаменитым советским прозаиком, поэтом и киносценаристом, журналистом и военным корреспондентом, заместителем генерального секретаря Союза писателей СССР. Пьеса Симонова «Парень из нашего города» стала одной из наиболее ярких и значительных работ театра.

Поставили спектакль всего за несколько месяцев до начала войны, и он стал знаковым для страны. Уже после него появились знаменитые симоновские «Жди меня», «Убей его», «Солдатами не рождаются», «Открытое письмо», «Живые и мертвые» и многие другие гениальные творения.

  • Прототипом главного героя пьесы «Парень из нашего города» Сергея Луконина стал погибший летчик А. Серов.
  • В его вдову, актрису Валентину Серову, Симонов был влюблен.
  • В следующей пьесе «Так и будет» (1944 г.) В. Серова сыграла главную роль.

В немалой степени благодаря усилиям И.Н. Берсенева театру удалось пережить трудные годы войны и продолжить активную работу во второй половине 40-х годов, в период невероятной разрухи и нищеты. В декабре 1951 года Ивана Николаевича не стало.

Это была невосполнимая потеря для театра. Ему предстояло пережить творчески пустой 12-летний период. Шла непрерывная смена руководителей. Ни один из них не смог оставить памятный след или хотя бы вернуть труппу на былой уровень.

Эпоха Эфроса: короткая, но звездная

Позитивные перемены для Ленкома начались в 1963 году, когда во главе театра встал выдающийся режиссер Анатолий Эфрос. За короткие три года своей работы на посту худрука он сумел невероятным образом обогатить творческую жизнь коллектива. Эфрос вдохнул в нее столько свежих идей, что билеты на спектакли вновь стали раскупаться мгновенно, и опять появилась проблема «лишнего билетика».

Читать еще:  Сообщение о дирижере. Кто такой дирижер

Период Эфроса по праву считается «золотым» в истории Ленкома. Один за другим были поставлены спектакли:

  • «Чайка» (Чехов),
  • «104 страницы про любовь» (Радзинский),
  • «Мой бедный Марат» (Арбузов),
  • «В день свадьбы» (Розов).

Эти камерные, но глубоко психологичные постановки, буквально «взорвали» всю театральную общественность Москвы. В них были затронуты никогда не теряющие актуальность вопросы нравственного выбора, места интеллигента в обществе.

  • При А. Эфросе коллектив театра пополнился рядом блистательных актеров.
  • Вслед за режиссером из МХАТа пришли в труппу В. Гафт, М. Державин, О. Яковлева, Л. Дуров, А. Ширвиндт.
  • Они творили в тесном сотрудничестве с новыми звездами берсеневской эпохи.
  • Коллективу удалось создать на сцене неповторимую атмосферу и запоминающиеся образы. Среди них — Марат (Збруев), Треплев (Гафт), Наташа в «104 страницы про любовь» (Яковлева).

Ленком «зазвучал» по-новому — интересно, талантливо, современно. Увы, вызывающая восторг у зрителей режиссура Эфроса, по мнению партийного руководства, «не обеспечивала правильного направления» развития театра. Худрук был снят с должности. Для театра вновь настали нелегкие времена.

Эпоха Марка Захарова: гениальность или вдохновение свыше

Новая эпоха для Ленкома началась в 1973 году с приходом в театр Марка Анатольевича Захарова, уже известного своими эпатажными постановками. И после первого же спектакля – это был созданного Захаровым в соавторстве с Ю. Визбором «Автоград-XXI» — стало ясно: Ленком выходит из кризиса.

  • Последние сомнения развеялись после оглушительного успеха в 1974 г. спектакля «Тиль» по мотивам Шарля де Костера.
  • В увлекательной, остроумной, с элементами злой сатиры постановке блистали И. Чурикова, В. Ларионов, Е. Фадеева, Ю. Колычев.
  • Роль Тиля Уленшпигеля принесла невиданную популярность молодому Николаю Караченцеву.
  • В этом спектакле Захаров вывел на сцену еще одного полноправного участника – музыку. Началась совершенно уникальная эпоха рок-опер.

Музыкальному сопровождению в захаровских спектаклях изначально придавалось большое значение. Мелодии Г. Гладкова, А. Рыбникова, песни на слова Кима и Этнина звучат на сцене Ленкома очень часто.

В 1976 г. М. Захаров взялся за постановку полноценной оперы. «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» произвела настоящий фурор. Купить билеты и попасть на спектакль считалось не просто удачей, а настоящим чудом. История «чилийского Робин Гуда» пленяла зрителей:

  • зрелищностью;
  • динамичностью;
  • удивительной музыкой;
  • оригинальным оформлением;
  • великолепным актерским составом.

Роль Хоакина позволила в полной мере проявиться таланту юного Александра Абдулова. Его жену Тересу замечательно сыграла Л. Матюшина.

Вдохновленный успехом М. Захаров в 1981 г. поставил новую рок-оперу. В основу была положена поэма А. Вознесенского. Музыку написал А. Рыбников. Родилась еще одна совершенно невероятная театральная легенда, которую можно называть мировой, — рок-опера «Юнона и Авось».

Уже несколько десятилетий театральные кассы осаждают поклонники талантов труппы Ленкома. Даже во время гастролей за границей билеты на «Юнону и Авось» раскупают мгновенно. Этот спектакль называют шедевром. Он практически сразу вошел в золотой фонд театра.

  • Почти четверть века бессменным исполнителем роли графа Резанова был Караченцев. Далеко не красавец внешне, актер завораживал аудиторию природным обаянием, брутальностью и несомненной гениальностью.
  • Сегодня в роли графа Резанова блистают не менее талантливые Д. Певцов и В. Раков. Вместе с худруком они не позволили развенчать символ Ленкома после страшной автокатастрофы, в которую попал Караченцев.
  • Талантливые актеры с честью продолжили его линию, привнося в спектакль свои особые нотки и собственное прочтение трагической истории любви русского мореплавателя и заморской красавицы.

Спектакль стал визитной карточкой Ленкома. Его восторженно принимали во Франции, Германии, Греции, США. Вот уже более 35 лет не было ни одного вечера без андшлага, а билеты по-прежнему в дефиците.

Фантастический успех Ленкома обусловлен не только блестящей режиссурой марка Захарова, но и его потрясающим чутьем на актерские таланты. Ему удалось собрать уникальную труппу.

  • Леонид Броневой (страна и мир скорбели по нему 9 декабря 2017 года), Евгений Леонов (мы потеряли гениального артиста 29 января 1994), Елена Шанина, Олег Янковский (ушел из жизни 20 мая 2009), Татьяна Пельтцер (легенда театра и кино покинула этот мир 16 июля 1992), Армен Джигарханян, Инна Чурикова, – вот далеко не полный список звездных исполнителей, выходивших на сцену Ленкома.

На подмостках Ленкома родился целый ряд спектаклей, которые по праву можно отнести к «золотому фонду» не только самого театра, но и всего отечественного и мирового театрального искусства. Среди них «Поминальная молитва», «Вор», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Королевские игры», «В списках не значился», «Город миллионеров» и многие-многие другие. Билеты на эти «золотые» постановки и сегодня раскупают мгновенно.

Ленком сегодня

Поиск новых творческих подходов и новаторских форм коллектив Ленкома не прекращает ни на один день. Ставятся новые спектакли, о которых не перестают спорить профессионалы. На них спешат приобрести билеты зрители, а главное, сохраняется преемственность актерских поколений. Труппа, как единый организм, живет вдохновением и своим зрителем.

  • В исторической комедии «Шут Балакирев» замечательно играет В. Раков.
  • В поставленном по пьесе А. Островского спектакле «Ва-банк» в паре со Збруевым блистает А. Захарова.
  • В экстравагантном «Визите дамы» (режиссер А. Морфов) зал рукоплещет неподражаемой игре М. Мироновой.
  • С главной ролью в спектакле «Пер Гюнт» (2011 г.) великолепно справился молодой А. Шагин.

Читать еще:  «Бедная Лиза.  Н.М.Карамзин

В последние годы Ленком порадовал зрителей целой серией нашумевших спектаклей. Это антиутопия Сорокина «День опричника» (2016) и «Сны господина де Мольера» (2017), поставленные П. Сафоновым по пьесе М. Булгакова.

На весну 2018 года намечена еще одна премьера. М. Захаров представит спектакль «Фальстаф и его друг принц Уэльский». Билеты на премьеру не достать, а вот на последующие спектакли уже идет продажа. На сцену выйдут Д. Певцов, С. Степанченко, А. Захарова, О. Железняк. Не упустите шанс оказаться в зрительном зале.

Ленком живет и развивается, каждый день ждет своих зрителей, ради которых и идет эта жизнь ни столичных подмостках!

Ленком

ГЛАВНОЕ

  • Московский театр имени Ленинского комсомола— «Ленком», – один из лучших в стране и очень любим публикой.
  • На его сцене в свое время служили Александр Абдулов, Михаил Козаков, Ростислав Плятт, Олег Янковский и многие другие.
  • Театр основан в 1927 году.
  • Михаил Булгаков работал здесь заведующим литературной частью.
  • Марк Захаров является художественным руководителем театра с 1973 года.
  • Все постановки театра ведутся на русском языке.

Московский театр имени Ленинского комсомола на улице Малая Дмитровка — «Ленком», как его с 1990 года называют в официальных документах – один из лучших в стране. Именно на его сцене в свое время служили прославленные Александр Абдулов, Михаил Козаков, Ростислав Плятт, Олег Янковский и многие другие. Главный режиссер Марк Захаров в своем нынешнем творчестве сохраняет линию психологического и музыкального театра, поддерживая статус «Ленкома» как ведущего драматического театра.

Первые шаги

История театра началась в 1927 году, когда усилиями Московского комсомола был создан первый в СССР профессиональный Театр рабочей молодежи (сокращенно — ТРАМ), в котором с начинающими актерами работали выдающиеся мастера МХАТа. С 1933 года театр располагается в нынешнем здании — в бывшем Купеческом Клубе на Малой Дмитровке, 6. Это настоящий дом искусств эпохи модерна — в ранние советские годы здесь находился знаменитый кинотеатр «Кино Малая Дмитровка, 6».

Расцвет «Ленкома» совпал с приходом на пост художественного руководителя Ивана Берсенева и переименованием Театра рабочей молодежи в Театр Ленинского комсомола. Именно благодаря Берсеневу заведующим литературной частью театра стал Михаил Булгаков, музыку к спектаклям сочинял Исаак Дунаевский, танец и биомеханику ставила дочь В. Мейерхольда — Ирина Хольд, а сценографией занималось знаменитое трио художников — Кукрыниксы и Евгений Кибрик. В 1940-е годы в сценической версии пьесы Константина Симонова «Так и будет» блистала неподражаемая Валентина Серова, а в репертуаре театра можно было найти как драматургию современных авторов, так и классику — от Островского до Ибсена.

Новая история Ленкома

Следующий важный этап в истории «Ленкома» начался с приходом на пост главного режиссера Анатолия Эфроса, который в 1963 году привел молодой актерский коллектив, ставший основой и костяком театра на долгие годы. Валентин Гафт, Лев Дуров, Ольга Яковлева, Михаил Державин, Александр Збруев в спектаклях «Мольер» (по М. А. Булгакову) и «Мой бедный Марат» (по модному тогда А. Н. Арбузову) срывали бурные овации театральной Москвы. Но несмотря на признание зрителей, через три года Эфрос по идейным причинам был снят со своей должности, и несколько лет спустя, в 1973 году, в театре появился новый, бессменный художественный руководитель — Марк Захаров. С тех пор вот уже более сорока лет «Ленком» входит в народный рейтинг самых любимых и популярных театров страны.

Профессиональный успех у театра появился благодаря работе всего коллектива: Марку Захарову удалось сплотить вокруг себя команду единомышленников, привлечь к сотрудничеству выдающихся поэтов, композиторов и сценографов, пригласить на работу талантливых актеров. Новая история «Ленкома» была ознаменована выпуском спектаклей, на долгие годы ставших культовыми. Рок-опера «Юнона и Авось» на музыку Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского с Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым и Еленой Шаниной в главных ролях — один из самых долгоиграющих спектаклей отечественного театра. Он до сих пор идет на сцене «Ленкома», только уже в обновленном составе — с Дмитрием Певцовым в роли графа Резанова. Рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» Алексея Рыбникова и Павла Грушко в свое время игралась так же мощно, как и сегодня молодые актеры исполняют «Вальпургиеву ночь» по мотивам произведений Венедикта Ерофеева.

Театр Ленком

Московский государственный театр «Ленком»

Театр Ленком — один из самых именитых московских театров. Более сорока лет им руководит главный режиссер Марк Анатольевич Захаров. Театральный коллектив существует уже 90 лет, но название «театр Ленком» он получил в 1990 году.

Читать еще:  Легенды о робин гуде. Баллады о Робин Гуде

Сэкономь на путешествии!

Видео: Московский театр «Ленком» отмечает 90-летие

Основные моменты

Труппу театра считают одной из лучших в стране. В ее состав входят такие актеры, как Леонид Броневой, Александр Збруев, Александра Захарова, Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Балуев, Андрей Соколов и Виктор Вержбицкий. Большой любовью публика встречает и более молодых актеров — Александра Лазарева младшего, Ивана Агапова, Дмитрия Певцова, Марию Миронову и Семена Шкаликова.

Московский театр имеет собственную, преданную публику. Это театралы, которые регулярно ходят смотреть на игру любимых актеров и наслаждаются сценами давно знакомых спектаклей. Многие отмечают, что постановки театра Ленком особенно востребованы у столичной интеллигенции. Посмотреть на них приезжает немало гостей и из других городов страны. Именно поэтому билеты на спектакли с участием старого актерского состава раскупают за два месяца.

Ленком относится к тем театрам, где на финальных овациях слышно много криков «Браво!», а некоторые зрители готовы стоять в проходе весь спектакль. Здесь часто можно увидеть людей, которые во время антракта с удовольствием фотографируются у сцены и с благоговением трогают театральные декорации.

Здание, которое занимает театр Ленком, было построено в начале прошлого века для московского купеческого клуба по проекту мастера стиля модерн — архитектора И.А. Иванова-Шица. Немного темный и тесный зал театра Ленком нисколько не портит впечатление от действа, которое разворачивается на сцене, доброжелательной публики и великолепной игры актеров.

Зрительный зал Портреты актеров в фойе театра Главный режиссер театра Ленком Марк Захаров

История театра

В 1927 году в Москве был создан первый театральный коллектив рабочей молодежи — ТРАМ. В этом театре начинался творческий путь знаменитого актера Николая Афанасьевича Крючкова. Когда руководителем ТРАМа стал Иван Николаевич Берсенев, он привел за собой много талантливых актеров старой МХАТовский школы — С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову и А. Вовси. При этом режиссере зрители познакомились с Е. Фадеевой, Т. Окуневской, В. Всеволодовой и А. Шешко. За литературную постановку спектаклей отвечал Михаил Булгаков, музыкальным руководителем театра был Исаак Дунаевский, а сценографией занимались Евгений Кибрик, Кукрыниксы и Юрий Пименов.

Главный режиссер театра в 1960-е годы А. В. Эфрос

Поначалу актеры ТРАМа днем работали на московских предприятиях, а вечером играли спектакли. Но потом здесь сложилась полностью профессиональная актерская труппа. При Берсеневе театр стал одним из известных в столице, и для него писал пьесы Константин Симонов.

С 1963 года театром стал руководить А.В. Эфрос. И хотя он выполнял обязанности главного режиссера всего три года, это был период расцвета новой плеяды актеров — В. Гафта, Л. Дурова, М. Державина и О. Яковлевой.

В 1973 году театральный коллектив получил нового руководителя — Марка Захарова, и при нем театральные постановки обрели другое лицо. На спектаклях исполняли музыку Геннадия Гладкова, Юрия Энтина, Юлия Кима и Алексея Рыбникова. Талантливые актеры Олег Янковский, Александр Абдулов и Евгений Леонов составили основу новой команды, в которую вошло немало молодых талантливых актеров. Из других московских театров в труппу театра Ленком пришли Татьяна Пельтцер и Леонид Броневой.

В 1881 году Марк Захаров поставил в театре рок-оперу «Юнона и Авось», и вот уже более 35 лет этот спектакль не сходит со сцены. За это время популярную постановку показывали около полутора тысяч раз.

Сцены из спектакля «Юнона и Авось» Сцены из спектакля «Юнона и Авось»

Особенности театральных постановок

Сегодня в постоянном репертуаре театра Ленком много старых пьес. Зрители с удовольствием продолжают ходить на «Юнону и Авось», «Вишневый сад», «Королевские игры», «Шута Балакирева», «Пера Гюнта» и «Безумный день или Женитьбу Фигаро». В театре можно увидеть спектакль «Ва-банк», поставленный по комедии А. Островского «Последняя жертва». Гости театра очень любят «Вальпургиеву ночь» по рассказам Венедикта Ерофеева, а также «Попрыгунью (Небесные странники)» по произведениям Аристофана и А.П. Чехова.

Одной из новых постановок театра стал спектакль «День опричника» по антиутопии Владимира Сорокина. Когда в театре Ленком новые актеры начинают играть главные роли в старых постановках, зрители воспринимают это, как премьеры.

Кассы театра работают без выходных с 11.30 до 15.00 и с 16.00 до 19.30.

Сцена из спектакля «Вишневый сад» Актеры во время спектакля «День опричника» Актриса Елена Захарова, спектакль «Вальпургиева ночь»

Как добраться

Театр Ленком расположен в центре города, на улице Малая Дмитровка, 6. К знанию театра можно попасть от станций метро «Чеховская», «Пушкинская» и «Тверская». Необходимо выйти на Пушкинскую площадь, перед зданием концертного зала «Россия» повернуть на улицу Малая Дмитровка и мимо храма Рождества Пресвятой Богородицы дойти до театра. Дорога от метро занимает всего 5 минут.

Источники:

http://www.lenteatr.moscow/about-lemkom/
http://ru.moscovery.com/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%BC/
http://wikiway.com/russia/moskva/teatr-lenkom/

Моя Дача