Отношение к лорду генри. Дориан грей

Вряд ли на планете есть человек, который не слышал о «Портрете Дориана Грея». Это единственный роман Оскара Уайльда, и его считают самым успешным произведением писателя. Одни только экранизации чего стоят: более 30 фильмов снято по этой книге. Кроме того, в романе столько тайных смыслов, что хватило бы не на один десяток головоломных исследований.

AdMe.ru взглянул на главного героя с необычного угла, а именно через призму фрейдистских теорий. При подготовке материала мы во многом опирались на статью «Персонаж Дориана Грея: формализм и психоаналитическая интерпретация».

Боязнь старения и культ вечной юности — это психологическая защита

Дориан считает своим единственным достоинством юность и безупречную красоту, а потому боится их потерять. В итоге он зацикливается на мысли о вечной молодости и готов даже продать душу дьяволу ради ее обретения. Это называется подавлением: герой не в состоянии принять старость как естественный процесс и пытается задвинуть эти мысли в самый дальний уголок своего разума.

Палочкой-выручалочкой для Дориана становится портрет, который принимает на себя все внешние изменения персонажа. Считается, что картина здесь олицетворяет бессознательное.

В современном мире подавление мыслей о старости происходит, разумеется, без помощи волшебного портрета. В нашем распоряжении есть фильтры для фотографий, фотошоп, инъекции, косметические средства, а в особых случаях и пластические операции.

Все персонажи романа вместе составляют одно «я»

Согласно теории Зигмунда Фрейда, каждая личность состоит из 3 ипостасей: слепые инстинкты, социальные установки и внутренние моральные движки. Персонажи книги вместе и составляют это единое психическое целое. При этом у каждого из них своя роль:

  • Дориан Грей — молодой и неопытный, эгоистичный.
  • Лорд Генри — авторитет для Дориана, носитель идеологии гедонизма, умеет вести себя в соответствии с требованиями общества.
  • Бэзил Хэллоуорд — положительный герой, который пытается противостоять эгоистическому началу и является носителем морали.

К сожалению, по сюжету книги Дориан избавляется от Бэзила, который пытается наставить его на путь истинный. Инстинкты захватывают героя, и он отказывается даже от социальных норм и правил, целиком и полностью отдаваясь во власть удовольствий.

Отвергая беременную девушку, герой отрицает свое женское начало

Сибила олицетворяет женское начало в главном персонаже. Дориан под давлением общества отвергает девушку, что имеет сразу 2 объяснения:

  • герой не готов принять собственную женскую сущность и совершает самопредательство, поскольку ставит общественное мнение выше своих чувств (в символическом смысле).
  • Дориан неспособен стать ответственным человеком и выполнять свои обещания (в прямом смысле).

Своего рода это испытание характера, которое Грей с треском проваливает (не без влияния лорда Генри). Именно этот момент в книге является переломным: после гибели Сибилы у героя остается только один путь — вниз, по наклонной.

Если бы Дориан сумел принять женское начало в себе, то романа бы не получилось. Поскольку считается, что мужчины с развитыми женскими качествами более чувствительны и эмпатичны, а значит, не способны на сделку с дьяволом.

Интересно, что по сравнению с большинством экранизаций в книге отношения героя с Сибилой поданы более нежно: там нет и намека на совместно проведенные ночи. Беременности, как следствие, тоже нет.

Финальная сцена в фильме превращает «вечное дитя» в «героя»

И в книге, и в фильме Дориан собственноручно уничтожает сущность, изображенную на портрете. Это в буквальном смысле героический поступок. Так он отказывается от «младенческого» мышления, эгоистического начала и гедонизма. Герой поднимается над жалостью к себе и наконец находит силы посмотреть настоящему «я» в лицо.

Читать еще:  Какая машина будет в фильме такси 5.

Этот переход можно считать инициацией: ребенок перестает быть ребенком, вырастает над собственными желаниями и превращается во взрослого человека.

Вот так даже за простой волшебной историей может скрываться большая человеческая проблема. Какую из экранизаций «Портрета Дориана Грея» смотрели вы? Можете назвать какой-то психологический момент из фильма, который поразил вас больше всего?

В чем смысл фильма «Дориан Грей»?

Жанр: фэнтези, триллер, драма

В списке наиболее часто экранизируемых произведений всемирной классики «Портрет Дориана Грея» занимает одно из почетных мест. До экранизации Оливера Паркера, созданной в 2009 г., по роману О.Уайльда сняли свыше 30 фильмов. Среди них есть и весьма неожиданные версии. Например, в фильме А.Голдштайна, снятом в 2004 г., действие разворачивается в 1980-х гг. и стареет не портрет Дориана, работающего фотомоделью, а его фотография. А в экранизации Т.Мэйлама «Грехи Дориан Грей» (1983) Дориан — не мужчина, а женщина.

Чем же так привлекателен для режиссеров роман Уайльда и что нового в историю Дориана внес Оливер Паркер, чья экранизация признана одной из лучших? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к идеям романа и его сюжету.

История, рассказанная Уайльдом, восходит к старинным легендам о продаже души дьяволу. В ней можно выделить две идеи, тесно переплетающиеся между собой: идею красоты и молодости как главной ценности и идею поиска наслаждений как смысла жизни. Дориан хочет быть вечно молодым не только потому, что он влюблен в свое лицо, как Нарцисс, но и потому, что красота открывает ему путь к любым удовольствиям.

Обе идеи актуальны и спустя сто с лишним лет после написания романа. Люди во всем мире тратят миллионы долларов, чтобы казаться моложе, а пластические операции с целью устранения морщин делают не только кинозвезды и фотомодели, но и политики. Мы живем в обществе потребления, одержимом культом красоты, и это делает историю Дориана Грея очень современной. Именно потому Паркер обратился к ней, внеся в сюжет свои дополнения.

В фильме Паркера то же время действия, что и в романе — викторианская Англия; сохранены основные сюжетные линии и герои, но общая тональность киноповествования намного мрачнее. Если роман начинается с разговора лорда Генри и художника Бэзила июньским солнечным полднем, то первым кадрами фильма является сцена жестокого и кровавого убийства, совершенного ночью. С самого начала зритель знает, что Дориан стал преступником.

Чтобы понять, как такое случилось, режиссер обращается к прошлому героя, год тому прибывшего в Лондон, где он унаследовал дом своего деда, лорда Келсо.

Юный Дориан наивен, неопытен, не искушен в светской жизни: за три недели он познакомился лишь с благотворительным кружком леди Агаты и Бэзилом Холуордом. Примерно такой Дориан предстает перед нами и в романе Уайльда. Все меняется после знакомства юноши с лордом Генри.

Очень символично начало их дружбы в фильме Паркера: лорд Генри угощает до того не курившего Дориана сигарой. Это первый шаг — пока еще относительно невинный — на пути приобщения неофита к «радостям жизни», которым лорд Генри в фильме занимается более интенсивно, чем в романе. Он же и соблазняет Дориана идеей продажи души дьяволу в обмен на вечную молодость, глядя на великолепный портрет юноши, написанный Бэзилом.

Первая любовь Дориана из-за его эгоизма заканчивается трагедией: юная актриса Сибилла Вейн, которую он соблазнил, бросилась в реку. После ее смерти Дориан впервые замечает странные изменения портрета, который он хранит у себя дома: из его глаза выползает червяк. Трупной червь символизирует начало разложения души Дориана, который после смерти Сибиллы, что называется, пускается во все тяжкие — оргии, наркотики и т.д.

Когда Бэзил просит Дориана одолжить его портрет для выставки, тот категорически отказывается. Несколько позднее Дориан соблазняет Бэзила, повергая того в душевное смятение. Отношения художника и модели заканчиваются убийством: Дориан убивает Бэзила, пришедшего с требованием показать ему портрет.

Дориан убивает художника по двум причинам: и потому, что Бэзил узнал тайну портрета, который стареет вместо Грея, и потому, что он создал этот портрет, наделенный дьявольской силой. Бэзил Холлуорд первый расплачивается за то, что пусть невольно, но помог Дориану превратиться в морального монстра. Убив бывшего друга, Дориан прячет его расчлененный труп в чемодан и сбрасывает в Темзу, после чего надолго уезжает из Англии. С этого момента сценарий фильма начинает достаточно сильно отклоняться от сюжета романа.

Читать еще:  Разница между мюзиклом и оперой.

В чем смысл появления Эмили — дочери лорда Генри?

Вернувшись на родину из дальних странствий через много лет, Дориан знакомится с дочерью лорда Генри, влюбляется в нее и надеется, что ее любовь поможет ему начать новую жизнь.

Но отец Эмили в ярости: он не верит в чувства Дориана и не хочет видеть его рядом со своей дочерью. В доме Эмили происходит безобразная сцена.

Такого персонажа, как Эмили, в оригинальном романе Уайльда нет. Сценарист и режиссер ввели его для того, чтобы подчеркнуть вину и ответственность лорда Генри за то, что случилось с юным Дорианом. Когда-то лорд Генри подтолкнул неопытного юношу на ложный путь, и теперь он платит за это судьбой собственной дочери. Одновременно зритель видит, как меняется сам Генри, его психология и убеждения: то, что казалось ему забавным экспериментом с человеческой душой, теперь, когда речь идет о родной дочери, внушает отвращение и ужас.

Но все попытки разлучить Эмили и Дориана оказываются напрасны: они вступают в брак.

В чем смысл финальной сцены?

У лорда Генри остается только один способ избавить свою дочь от Дориана — уничтожить портрет. Он проникает в дом Дориана и находит на чердаке занавешенный портрет. Догнавший его Дориан сперва пытается убедить Генри, что это портрет его дедушки, но безуспешно. Тогда со словами

«Я стал всем тем, чем ты боялся быть, но я всегда старался быть лучше, чем я есть!»

Дориан пытается удушить Генри. Тому удается отбиться, на миг вырубить соперника и сорвать покров с портрета, на котором изображен старый уродливый монстр. Желая покончить и с портретом, монстр на котором оживает и рычит, и с Дорианом, Генри поджигает портрет, выбегает из чердачного помещения, запирает его и срывает со стены газовый светильник. Через несколько минут должен произойти взрыв, но тут появляется Эмили, которая просит Дориана отдать ей ключ, чтобы она его выпустила. Дориан отказывается от спасения: он не хочет, чтобы монстр, живущий в нем и рычащий с портрета, сломал Эмили жизнь. Генри уводит дочь, а постаревший Дориан пронзает портрет шпагой и сгорает сам.

Таким образом, зритель видит, что каковы бы ни были грехи Дориана, в нем еще оставались человеческие чувства — любовь к Эмили (он признается перед смертью, что его сердце принадлежит только ей), раскаяние и страдание. Он выступает собственным судьей и палачом, заставляя предположить, что если бы не стечение обстоятельств, Дориан мог бы прожить иную жизнь.

Что произошло с портретом

На первый взгляд, такая трактовка противоречит слогану фильма: «Молодой навсегда. Проклятый навеки». Если Дориан был способен на искупление грехов, разве он проклят? Все точки над i расставляют последние кадры, где Генри, превратившийся в отвергнутого собственной дочерью кашляющего старика, смотрит на портрет, снова ставший молодым. Когда он уходит, глаза портрета оживают. Это значит, что душа Дориана навсегда стала пленницей портрета, и ей не найти спасения.

Цитатная характеристика Дориана Грея и других персонажей романа «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда

Скандальный роман «Портрет Дориана Грея», вышедший из-под пера Оскара Уайльда в 1890 году, остаётся актуальным и сегодня. Его читают, обсуждают и рекомендуют. Сегодня мы поговорим о главных персонажах и проследим изменения с помощью цитатной характеристики.

Пролог от Оскара Уайльда

Слова автора играют большую роль во всей книге. Но пролог помогает читателю понять, что дальше его ждёт необычное путешествие в мир искусства, эстетики и наслаждений. Опережая события, Уайльд твердит, что «нет книг нравственных или безнравственных, есть хорошо или плохо написанные — вот и всё». Отношение к искусству, выраженное им, найдёт отражение в каждом персонаже по отдельности.

Читать еще:  Гоголь выбранные места из переписки. Н

Цитатная характеристика Дориана Грея

Прибыв в Лондон, юный Дориан Грей сразу начал вливаться в высшее общество, где и познакомился сначала с художником Бэзилом Холлуодом, а затем и с Генри (Гарри) Уоттоном, который фактически сформировал его дальнейшую судьбу. В юноше чувствовались искренность, невинность и целомудрие, он много улыбался и ни о чём не тревожился благодаря наследству, о чем говорит цитатная характеристика. Дориана Грея сначала не привлекали развлечения высшего общества, он и не мыслил о пороках.

До знакомства с Генри Уоттоном юноша был хорошо воспитанным и грезил о любви, имел собственные, провинциальные (как сказал бы Генри) взгляды на жизнь. Когда Уоттон критикует женщин за то, что они постоянно требуют чего-то от мужчин, Дориан встаёт на их защиту и возражает ему. По мнению неиспорченного (пока) юноши, женщины достойны уважения и имеют полное право требовать взаимности, так как дают мужчинам лучшее, что у них есть — любовь.

Попав под влияние харизматичного Гарри, Дориан начинает изменяться. Изменения в нем портят все чистое, в том числе отношения с Сибилой Вейн. Девушка убивает себя, не в состоянии разлюбить его. Трагедия в том, что Дориана это не трогает, он не считает себя ответственным за то, что случилось.

Наступает момент, когда юноша начинает уставать от самого себя, а его речи становятся очень похожи на философию Генри Уоттона. Вместо влюблённого юноши, который искал простого счастья, перед нами вырисовывается всё так же юный с виду, но другой Дориан Грей: он твердит, что искал в жизни только наслаждений, а счастье ему никогда не было нужно.

Генри (Гарри) Уоттон: характеристика персонажа

Генри Уоттон — семейный человек, который, однако, в браке несчастлив. Уходя от реалий несносной, занудной жизни, он исповедует только одну религию, и это гедонизм. Главное в жизни — не моральные устои, а удовольствие и красота. «Своя жизнь — вот что самое главное,» — такова его краткая цитатная характеристика. Дориана Грея безмерно притягивает отличие Генри от остальных, его смелость и цинизм. Именно Гарри становится для него проводником в мир удовольствий.

Любви не существует, существуют только чувство и желание, большинство людей влюблены только в образ любви — твердит Уоттон Дориану. И юноша, который был влюблён и верил в любовь, начинает черстветь. Мир стал бы лучше и намного радостнее, если бы каждый человек мог давать выражение каждой своей мысли, каждому возникающему в нём чувству — считает Гарри, и Дориан начинает приводить свою жизнь в соответствие с этим утверждением.

Можно сказать, что в романе Генри Уоттон — теоретик гедонизма, а Дориан Грей — практик, который решил проверить его жизнеспособность.

Портрет Дориана Грея: цитатная характеристика художника Бэзила Холлуорда

Бэзил Холлуорд — художник. Он служит искусству — и это отображает его цитатная характеристика. Дориана Грея он встретил на светском приеме, и они сразу подружились. Красота юноши — чистая и невинная — потрясла его до глубины души. Портрет Дориана получился лучше всего из того, что он рисовал до тех пор.

«Художник должен создавать прекрасные произведения искусства, не внося в них ничего из своей личной жизни,» — говорит Бэзил и нарушает это правило. Он признаётся лорду Генри, что вложил в портрет Дориана Грея слишком много себя, и поэтому не сможет отправить его ни на одну выставку.

«Мне часто приходит в голову, что искусство в гораздо большей степени скрывает художника, чем раскрывает его,» — рассуждает Бэзил, но это только теория, которая не имеет ничего общего с его творчеством после знакомства с Дорианом. Именно этому персонажу принадлежит большинство цитат именно об искусстве художника.

Итак, удовольствие как основа жизни и последствие этого выбора — вот как мыслит Дориан Грей. Цитатная характеристика героев романа позволяет сложить о них и о книге определенное мнение. Но все же стоит прочесть книгу полностью, чтобы понять ее актуальность в современном мире и получить удовольствие от образной, насыщенной прозы Оскара Уайльда.

Источники:

http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/frejdistskaya-interpretaciya-romana-portret-doriana-greya-kotoraya-ponravitsya-vsem-lyubitelyam-skrytyh-smyslov-2153315/
http://pikabu.ru/story/v_chem_smyisl_filma_dorian_grey_6489232
http://fb.ru/article/205216/tsitatnaya-harakteristika-doriana-greya-i-drugih-personajey-romana-portret-doriana-greya-oskara-uaylda

Моя Дача