Диего Веласкес.Портрет папы Иннокентия Х.1650. Галерея Дориа Памфили, Рим.
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
В 1650 году по поручению короля Диего Веласкес поехал в Рим, чтобы закупить картины и статуи для будущей живописной и скульптурной академии в Мадриде. В Риме художник впервые повстречал папу Иннокентия Х, который был известен своей продажностью и корыстью. Папа заказал Веласкесу свой портрет.
Иннокентий X облачился в папскую тиару в возрасте 72 лет, в этих преклонных годах он находился под неограниченным влиянием вдовы своего брата Олимпии Малдакини, которую в Риме за глаза называли паписсой. Главной задачей своего правления Иннокентий X считал добывание денег всевозможными средствами.
Вымогательства и продажность римской курии достигли крайней степени. Огромный доход Ватикану и Иннокентию X, в частности, принес «Величайший всемирный юбилей» 1650 года, на который папа пригласил весь мир особой буллой, обещая отпущение грехов.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей. Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса — особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов.
На портрете подчёркнуты грубые, некрасивые черты лица папы, на лице играют багровые блики.Наряду с красными красками выделяется белый цвет сутаны, воротника, манжет. В левой руке Иннокентий Х держит письмо с надписью: «Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического»
Написав портрет папы Иннокентия X, Веласкес создал необычайно смелый по откровенности образ.Когда Иннокентий X увидел свой портрет, он долго молча смотрел на него, а затем произнес всего два слова: «Troppo vero!», которые впоследствии стали классическими — «Слишком правдиво!». Что было в этих словах? Горечь и сожаление? Или восхищение мастерством художника, сумевшего увидеть невидимое и понять сокровенное?
Читать еще: Телевидение в третьем рейхе. Цена победы
На следующий день, когда портрет был поднесен папе в дар, Веласкес получил необычно щедрую награду — массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами Этот портрет папы стал самой знаменитой картиной Веласкеса за пределами Испании, в Риме портрет без конца копировали итальянские и иностранные мастера живописи.
В Эрмитаже хранился этюд к полотну.Сейчас находится в Музее Веллингтона, Лондон.
«Великая кастрация»: как прикрывали срам на скульптурах
История искусства знает немало примеров, когда на смене культурных эпох произведения, созданные предшественниками, начинают восприниматься не совсем верно. Вероятно, наиболее показательным в данном случае является пример появления на античных статуях фиговых листьев. Ради сохранения моральных устоев в средние века тысячи старинных шедевров подверглись «великой кастрации».
Тема ню в искусстве часто становилась камнем преткновения и вызывала жаркие споры – имеет ли право художник обнажать свою модель, является ли это действительно художественным приемом или просто способом привлечь нездоровое внимание? В случае античных статуй, казалось бы, вопрос решен давно и однозначно: они создавались при той культуре, где нагота считалась нормальной и не вызывала неоднозначной реакции.
Папа Иннокентий X
К середине XVI века Ватиканские властители внезапно осознали, что они находятся в двусмысленном положении, владея множеством драгоценных шедевров античного искусства, которые не соответствуют культурной традиции их эпохи. Папа Павел IV начал борьбу за нравственность в искусстве. Правда, сначала она носила более мирный, рекомендательный характер, а вот буквально еще через 100 лет Папа Иннокентий X принялся за «прикрытие срама» серьезно. Именно к его правлению относят знаменитую «великую кастрацию». Множество античных статуй при этом лишились своих достоинств физически – их просто откололи, а позднее места скола прикрыли сделанными специально для этого фиговыми листочками. Папы Климент XIII и Пий IX продолжили эту «благородную» борьбу.
Зал Ватиканского музея Кьярамонти
Сама идея использования именно этого растения была взята из Библии: Адам и Ева, когда осознали свою наготу, «сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания». Смоква – она же инжир и фига. Так в искусстве средних веков сложился канон прикрывать на картинах и статуях прародителей человеческих этими листочками. В дальнейшем само выражение «фиговый лист» получило переносное значение — прикрытие заведомо бесстыдных или нечестных действий.
Читать еще: Что написал аксаков. мультипликационные фильмы
Время шло, нравы менялись в сторону большей открытости, но необходимость «прикрыть срам» у статуй оставалась актуальной. В 1857 году королеве Виктории была подарена копия знаменитого Давида Микеланджело. Созданный в 1504 году (то есть еще до развернувшейся борьбы против излишней открытости), шедевр избежал судьбы многих статуй и «радовал глаз» реалистично выполненным мужским достоинством. Считается, что вид его так смутил королеву, что она немедленно «сослала» подарок в недавно основанный лондонский музей Виктории и Альберта.
Кроме того, фирмой D. Brucciani & Co. был срочно выполнен фиговый лист размером в пол метра (49,5 ??). Портить статую не стали, а листик закрепили на специальных стальных крючках. Прикрывал он Давида, кстати, аж до 1950 года. Теперь его демонстрируют отдельно в этом же зале.
Фиговый лист для копии Давида Микеланджело. Около 1857. Гипс. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Казалось бы, сегодня все эти войны остались в прошлом, однако колесо истории, похоже, как раз завершило свой очередной круг. В августе 2018 года в СМИ появилось сообщение, поразившее общественность России. В Новосибирском государственном университете архитектуры и дизайна ожидали визит делегации из местной Епархии. Работники вуза проявили огромнейшую предусмотрительность, прикрыв тканью наготу статуй, украшающих здание.
Статуи, прикрытые в новосибирском вузе перед посещением служителей церкви, август 2018 года
Священнослужители остались довольны такой заботой. Протоиерей Александр Матрук в интервью радиостанции «Говорит Москва» так прокомментировал ситуацию:
«А зачем вообще эти скульптуры там стоят? Для чего они там? Искусство? Ну и что, что искусство! Разные взгляды у людей разных на искусство. Я думаю, правильно поступило руководство вуза, распорядившись прикрыть эти скульптуры. Одно дело, когда здесь люди учатся, которые с натуры и с этих скульптур пишут, потому что это входит в их образовательную программу. Другое дело, когда пришли внешние люди, в большинстве своём церковные, были ведь и представители приходов. Ничего не должно смущать человека».
Психологический портрет Папы Римского Иннокентия Х
Портрет Папы Римского Иннокентия X, созданный около 1650 года, выдающимся испанским художником Диего Веласкесом считается одним из самых известных изображений несущих в себе всю глубину психологического образа изображенного человека.
Читать еще: В каком стиле писал гойя. Биография гойя
Многие из видевших портрет лично, утверждали, что его действительно невозможно забыть так как с холста на них будто бы подозрительно смотрит живой человек.
Но как же художнику удалось создать столь проникновенный шедевр?
Считается, что портрет был создан во время второй поездки художника в Италию, в период с начала 1649 по середину 1651 года. До наших дней сохранилось даже документальное подтверждение того, что Папа Римский пригласил Веласкеса на аудиенцию в августе 1650 года (и вероятней всего не просто так).
Но почему же именно этого испанского живописца понтифик выбрал для увековечения своего образа?
Некоторые историки считают, что знакомство художника и будущего Папы Римского произошло еще в 1625 году, во время визита обоих в Мадрид.
Однако эта версия не имеет за собой документального подтверждения и официально принято считать, что талантливый художник был лишь рекомендован кем-то из приближенных понтифика, как наиболее подходящий мастер.
Одним из достоинств, Веласкеса считалось то, что он был в состоянии изобразить весь внутренний мир человека и показать даже те аспекты, что скрытые в самой глубине личности.
Особенно удивителен тот факт, что при создании шедевра Веласкес лишь пару раз встречался с Иннокентием, а большая часть работы была сделана исключительно по памяти.
По воспоминаниям художника, Папа Римский произвел на него впечатление крайне жестокого и подозрительного человека.
Сложности образу главы Церкви добавляла и невозможность создания традиционного изображения, слишком уж исключительным статусом обладал персонаж.
Художник постарался передать через картину весь внутренний мир Иннокентия Х, по примеру своего любимого мастера — Тициана, изобразившего Папу Римского Павла III.
Однако в отличии от Тициана, Веласкес выбрал крайне рискованный спектр цвета — красное на красном .
На фоне красной драпировки понтифик изображен в красном облачении сидящим в красном кресле. Однако все изобилие красного не сокрушает силу самого образа.
Примечательно, что Веласкес не идеализирует лицо Папы, придавая ему перламутровый оттенок (как это часто было принято в портретных работах эпохи Возрождения), а опять же добавляет красный цвет, наиболее соответствующий реальному облику понтифика.
Считается, что, когда Иннокентий увидел законченный портрет, то растерялся и воскликнул: Troppo vero! (слишком правдиво!), так как был просто поражен качеством работы.
Источники:
http://www.proza.ru/2016/09/19/615
http://pikabu.ru/story/velikaya_kastratsiya_kak_prikryivali_sram_na_skulpturakh_6564861
http://zen.yandex.ru/media/id/592ebfddd7d0a6f53d9a32d7/5b9c21e64e139b00ab162f3d