На этих собраниях индейцы презентуют свое культурное наследие в виде национальных танцев, пения, музыки, ремесел и обрядов. Длится этот праздник в разных вариантах от нескольких часов до недели.
Пау-вау бывают закрытые и открытые
Фестивальный характер носят именно открытые собрания. Так как туристическое движение проникло и на территорию резерваций, зрители могут присутствовать на мероприятии. А многие фестивали как раз и рассчитаны на посещение туристами. И хоть раньше индейцы очень противились тому, чтобы оставшуюся у них территорию посещал кто-то чужой, сейчас от туристов одна только выгода. Причина тому – сложное материальное положение большинства коренных американцев.
Сам фестиваль представляет собой структурированный концерт. Начинается действо с открытия. Когда все артисты выходят с флагами под барабанную дробь, это не позволено записывать на телефон. Данный обряд имеет священные корни. После этого начинаются различные традиционные танцы, которые делятся на женские и мужские. Барабан – главный музыкальный атрибут на Пау-вау. Под его аккомпанемент исполняются танцы и песни.
У пау-вау в современном мире две цели:
— Сохранять и передавать таким образом древние традиции через поколения. Именно тут индейцы обретают чувство воссоединения со своими корнями.
— Получать доход от туристов во время мероприятия, который, в частности, приносят товары народного творчества, продаваемые на ярмарке.
Несомненно, праздник пау-вау оставит яркие впечатления на посетителей, удивит буйством красок и оригинальностью костюмов. Но неопытный зритель, скорее всего, не заметит некоторой гиперболизированности и коммерческой составляющей зрелища.
Все дело в том, что есть необходимость привлекать туриста для получения дохода. Отсюда возникла показная и псевдоиндейская картина происходящего. Костюмы, используемые для пау-вау, больше всё-таки напоминают маскарады, чем традиционные индейские обряды. Элементы костюмов в жертву зрелищности не выдерживаются в стиле конкретного племени, а включают элементы многих американских народов.
Существуют довольно резкие мнения от самих индейцев, считающих, что артисты выставляют себя на посмешище. Но как бы там ни было, пау-вау – пока что единственное массовое мероприятие, посвященное индейской культуре. Пау-вау совмещает духовные и развлекательные функции. Для коренных американцев это способ собираться вместе и общаться на традиционные темы, а для других зрителей – возможность приобщиться к культуре индейцев, получить удовольствие от представления и материально помочь талантливым мастерам, купив у них на память какой-нибудь сувенир ручной работы.
Пау-вау
Если заехать в резервацию нации Сквомиш — X̱wemelch’stn [Homulchesan], – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев — Пау-вау — то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.
Пау-вау — культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное — в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.
29 августа в парке Капилано открылся 27-ой ежегодный Пау-вау.
Читать еще: Биография че гевары. Другие варианты биографииСаундтрек пау-вау:
Название мероприятия произошло из языка , от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.
Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.
Обычно территория Пау-вау организована в виде нескольких колец с танцевальной ареной в центре.
Мужчины танцуют здесь традиционные танцы — особенно популярны танец травы (Grass dance) или танец Дыма (Smoke dance) — различия, конечно же, как в ритме и движениях, так и в сакральном смысле.
В танце дыма, например, — с постоянно нарастающим темпом — танцор старался перетанцевать барабанщика.
Эта женщина не только здорово лупит в барабаны, но она еще и организатор этого мероприятия.
Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников — второе кольцо от центра.
Для Пау-Вау обычно установлен набор правил этикета. Например, на большинстве пау-вау (включая этот) по большому счету нельзя снимать или к барабану не должен дотрагиваться никто кроме играющей на нем группы и вообще к нему следует относиться как с живому человеку.
Или вот еще — одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» — правильное ее название — «регалия».
И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.
Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить — на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.
Это не концерт на зрителей — это междусобойчик без чувства времени и со своей, порой может показаться, инопланетной логикой.
Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались — это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося — это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.
Так индейцы ловят идущего на нерест лосося в реке Капилано:
Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.
А так лосось жарится на гриле индейским методом:
Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ — намного нежнее.
На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин — лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).
И в заключение пару слов о самой резервации, на которую спустя два года после того как я ее увидел с моста, удалось взглянуть изнутри. Как для поселка из 500 домов, на территории которого находятся как бизнесы включая большой торговый центр, так и жилые дома, с которых община получает доход за аренду земли…
…резервация скорее эта похожа на большой цыганский табор.
Пау-вау бывают закрытые и открытые.
Основные цели Пау-Вау
- объединение близких по духу людей;
- стремление к пониманию и воплощению в жизнь духовных ценностей и культурного наследия североамериканских индейцев;
- воспитание бережного отношения к Природе и Матери-Земле;
- самореализация человека путем духовного совершенствования.
Следующие Правила приняты в соответствии с вышеперечисленными целями и для регулирования отношений между участниками и гостями Пау-Вау. Правила обязательны для всех присутствующих в лагере Пау-Вау и начинают действовать с момента постановки первого типи. Право внесения изменений и дополнений, не противоречащих настоящим Правилам, принадлежит Совету Пау-Вау, избираемому на Пау-Вау Общим Собранием участников.
Читать еще: Н к рерих очерк он. Николай константинович рерих
На территории лагеря Пау-Вау могут находиться:
- Организатор Пау-Вау — лицо, являющееся членом инициативной группы, занимающееся поиском места, его предварительной подготовкой, рассылкой приглашений или другой деятельностью, связанной с организацией Пау-Вау. Организатор автоматически считается участником Пау-Вау.
- Участник Пау-Вау — лицо, получившее официальное приглашение от организаторов Пау-Вау. Приглашение может быть получено как заранее, так и во время Пау-Вау. Приглашение может быть как персональным, так и коллективным.
- Гость Пау-Вау — лицо, приглашенное кем-либо из участников Пау-Вау.
- Место для лагеря. Место для лагеря выбирается инициативной группой. Примерный план лагеря составляется инициативной группой с учетом особенностей местности и предполагаемых мероприятий. Инициативная группа утверждает выбранное место не позднее, чем за три месяца до начала Пау-Вау, примерный план лагеря утверждается не позднее, чем за семь дней до начала Пау-Вау.
- Регистрация. В целях предотвращения проникновения в лагерь посторонних и нежелательных лиц, каждый вновь прибывший обязан в течение суток с момента прибытия зарегистрироваться у администратора. В Регистрационном листе участники указывают:
- индейское имя (официальное по желанию);
- страну и город постоянного проживания (адрес по желанию);
- другие особенности (изучаемое племя и др. по желанию).
- запрещается рубить живые деревья на шесты и дрова, метать ножи и топоры в живые деревья;
- бытовой мусор сжигать или закапывать в определенных местах;
- мытье посуды осуществлять в заранее определенных местах;
- ответственность за чистоту территории, прилегающей к типи, несет хозяин типи;
- территория, прилегающая к типи, определяется акичита.
- неуважительное отношение к чужому мнению и вероисповеданию;
- проведение шумных ночных мероприятий без согласования с жителями соседних типи;
- применение любого силового воздействия без санкции Совета Пау-Вау.
- Общий Совет Пау-Вау. Состоит из общего числа участников Пау-Вау. Считается состоявшимся в присутствии более 2/3 от числа участников Пау-Вау. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от числа присутствовавших. Правомочен принимать следующие решения:
- утверждать и изменять цели Пау-Вау;
- избирать и распускать Совет Пау-Вау;
- избирать и снимать с должности вождя акичита.
- Совет Пау-Вау. Избирается на Общем Совете Пау-Вау из представителей групп, обществ и отдельных жилищ. Численный состав Совета Пау-Вау не ограничен. Решения принимаются голосованием, если на заседании Совета Пау-Вау присутствует не менее половины членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа членов Совета Пау-Вау, присутствующих на заседании. Совет полномочен принимать следующие решения:
- дополнять правила Пау-Вау;
- решать организационные вопросы жизни лагеря;
- утверждать общественные мероприятия;
- избирать и снимать с должности глашатая;
- решать конфликтные ситуации;
- принимать решение о выдворении из лагеря лиц, не соблюдающих правила Пау-Вау.
Совет Пау-Вау обязан собираться на заседание:
- предлагать на рассмотрение Совета Пау-Вау
- инструктировать и руководить действиями акичита;
- распределять посты и смены во время ночной охраны лагеря;
- при необходимости выполнять обязанности акичита.
- решать конфликтные ситуации по просьбе акичита или участников конфликта, при невозможности принять решение передавать дело в Совет Пау-Вау;
- по решению Совета Пау-Вау выдворять из лагеря лиц, не соблюдающих правила Пау-Вау.
- следить за порядком на территории лагеря во время Пау-Вау;
- следить за соблюдением правил на территории лагеря;
- решать конфликтные ситуации по просьбе участников конфликта;
- при невозможности решить конфликтную ситуацию обращаться к вождю акичита или в Совет Пау-Вау;
- при необходимости докладывать вождю акичита или Совету Пау-Вау о проблемах в лагере;
- по требованию администратора выдворять за пределы лагеря посторонних лиц.
- регистрировать участников Пау-Вау и гостей лагеря;
- консультировать вновь прибывших относительно плана лагеря и мест нежелательных для постановки типи;
- выяснять личность посторонних лиц в лагере и, по необходимости, с помощью акичита выдворять их за пределы лагеря;
- руководить действиями добровольцев в подготовке и проведении общественных мероприятий.
- объявлять решения Совета Пау-Вау всему лагерю и отдельным лицам;
- объявлять о подготовке и начале общественных мероприятий;
- объявлять о срочном созыве Совета членам Совета Пау-Вау по требованию любого из его членов;
- объявлять ответственным лицам и всему лагерю о срочной помощи нуждающимся.
Читать еще: Какой закон соблюдают чеченцы. История и Традиции
Приветствуются и поощряются:
- Посильная помощь приезжающим и отъезжающим.
- Приветливое и уважительное отношение к другим людям.
- Помощь в организации общественных мероприятий.
- Активное участие в общественной и религиозной жизни лагеря.
- Проведение общественных церемоний, обрядов и т.п.
- Помощь акичита по их просьбе.
- Ношение традиционной индейской одежды.
Источники:
http://www.uznamania.ru/pau-vau-sovremennyj-festival-indejskoj-kultury-v-ssha.html
http://www.bielousov.com/2014/squamish-nation-pow-wow/
http://www.first-americans.spb.ru/n8/win/pravila.htm