Пау-вау бывают закрытые и открытые.

На этих собраниях индейцы презентуют свое культурное наследие в виде национальных танцев, пения, музыки, ремесел и обрядов. Длится этот праздник в разных вариантах от нескольких часов до недели.

Пау-вау бывают закрытые и открытые

Фестивальный характер носят именно открытые собрания. Так как туристическое движение проникло и на территорию резерваций, зрители могут присутствовать на мероприятии. А многие фестивали как раз и рассчитаны на посещение туристами. И хоть раньше индейцы очень противились тому, чтобы оставшуюся у них территорию посещал кто-то чужой, сейчас от туристов одна только выгода. Причина тому – сложное материальное положение большинства коренных американцев.

Сам фестиваль представляет собой структурированный концерт. Начинается действо с открытия. Когда все артисты выходят с флагами под барабанную дробь, это не позволено записывать на телефон. Данный обряд имеет священные корни. После этого начинаются различные традиционные танцы, которые делятся на женские и мужские. Барабан – главный музыкальный атрибут на Пау-вау. Под его аккомпанемент исполняются танцы и песни.

У пау-вау в современном мире две цели:

— Сохранять и передавать таким образом древние традиции через поколения. Именно тут индейцы обретают чувство воссоединения со своими корнями.
— Получать доход от туристов во время мероприятия, который, в частности, приносят товары народного творчества, продаваемые на ярмарке.

Несомненно, праздник пау-вау оставит яркие впечатления на посетителей, удивит буйством красок и оригинальностью костюмов. Но неопытный зритель, скорее всего, не заметит некоторой гиперболизированности и коммерческой составляющей зрелища.

Все дело в том, что есть необходимость привлекать туриста для получения дохода. Отсюда возникла показная и псевдоиндейская картина происходящего. Костюмы, используемые для пау-вау, больше всё-таки напоминают маскарады, чем традиционные индейские обряды. Элементы костюмов в жертву зрелищности не выдерживаются в стиле конкретного племени, а включают элементы многих американских народов.

Существуют довольно резкие мнения от самих индейцев, считающих, что артисты выставляют себя на посмешище. Но как бы там ни было, пау-вау – пока что единственное массовое мероприятие, посвященное индейской культуре. Пау-вау совмещает духовные и развлекательные функции. Для коренных американцев это способ собираться вместе и общаться на традиционные темы, а для других зрителей – возможность приобщиться к культуре индейцев, получить удовольствие от представления и материально помочь талантливым мастерам, купив у них на память какой-нибудь сувенир ручной работы.

Пау-вау

Если заехать в резервацию нации Сквомиш — X̱wemelch’stn [Homulchesan], – что аккурат под мостом Lions Gate в Ванкувере во время ежегодного собрания североамериканских индейцев — Пау-вау — то можно стать свидетелем очень колоритного среза культуры первых народов континента. Причем довольно обалдевшим свидетелем.

Пау-вау — культурное событие, на которое собираются представители племен со всего континента для того, чтобы сравнить свои умения в игре на барабанах, в песни и, главное — в танце на траве. Иногда в контексте соревнования с призовым фондом, но иногда и просто показательно. Бывают как публичные пау-вау, так и закрытые для белого человека. Обычно пау-вау длится от нескольких часов до трех дней (как здесь, в Ванкувере), но самые важные собрания могут проходить и в течение недели.

29 августа в парке Капилано открылся 27-ой ежегодный Пау-вау.

Читать еще:  Биография че гевары. Другие варианты биографииСаундтрек пау-вау:

Название мероприятия произошло из языка , от слова powwaw, значащего «духовный лидер», и было подхвачено англоязычными колонистами, называвшими так любое собрание индейцев, а затем и вовсе любое собрание, особенно высокого уровня.

Сейчас использование слова пау-вау в контексте любого другого собрания считается неуважением к культуре аборигенов.

Обычно территория Пау-вау организована в виде нескольких колец с танцевальной ареной в центре.

Мужчины танцуют здесь традиционные танцы — особенно популярны танец травы (Grass dance) или танец Дыма (Smoke dance) — различия, конечно же, как в ритме и движениях, так и в сакральном смысле.

В танце дыма, например, — с постоянно нарастающим темпом — танцор старался перетанцевать барабанщика.

Эта женщина не только здорово лупит в барабаны, но она еще и организатор этого мероприятия.

Собственно, ряд с барабанами и родственниками участников — второе кольцо от центра.

Для Пау-Вау обычно установлен набор правил этикета. Например, на большинстве пау-вау (включая этот) по большому счету нельзя снимать или к барабану не должен дотрагиваться никто кроме играющей на нем группы и вообще к нему следует относиться как с живому человеку.

Или вот еще — одежда участников ни в коем случае не должна называться «костюмом» — правильное ее название — «регалия».

И ни к самим людям ни к их регалиям нельзя прикасаться без их разрешения.

Вообще попробуйте представить или, хотя бы, поверить — на Пау-вау бледнолицый вроде меня будет себя чувствовать исключительно гостем, которого пустили одним глазком подсмотреть за культурой и жизнью первых народов.

Это не концерт на зрителей — это междусобойчик без чувства времени и со своей, порой может показаться, инопланетной логикой.

Кстати, чего у индейцев Британской Колумбии всегда завались — это лосося. Дело в том, что общины аборигенов находятся как бы над законом о естественных ресурсах и вместо государственного контроля за их добычей с помощью лицензий и норм единственное ограничение которое существует на вылов того же лосося — это повеление вождя и старейшин о том, сколько рыбы можно поймать в этом сезоне чтобы осталось будущим поколениям.

Так индейцы ловят идущего на нерест лосося в реке Капилано:

Самое интересное что индейцы могут продать вам рыбу и могут продать ее довольно много (чем они и занимаются), но тут же вас имеет право остановить рыбнадзор и сделать эту рыбу для вас золотой. Даже при наличии рыболовной лицензии вы будете виноваты за превышение нормы вылова, не говоря уже о том, что рыба поймана не на крючок.

А так лосось жарится на гриле индейским методом:

Очень красиво, очень здорово пахнет, но мой на BBQ — намного нежнее.

На Пау-Вау на завтрак, обед и ужин — лосось с кукурузными лепешками (indian tacos).

И в заключение пару слов о самой резервации, на которую спустя два года после того как я ее увидел с моста, удалось взглянуть изнутри. Как для поселка из 500 домов, на территории которого находятся как бизнесы включая большой торговый центр, так и жилые дома, с которых община получает доход за аренду земли…

…резервация скорее эта похожа на большой цыганский табор.

Пау-вау бывают закрытые и открытые.

Основные цели Пау-Вау

  • объединение близких по духу людей;
  • стремление к пониманию и воплощению в жизнь духовных ценностей и культурного наследия североамериканских индейцев;
  • воспитание бережного отношения к Природе и Матери-Земле;
  • самореализация человека путем духовного совершенствования.

Следующие Правила приняты в соответствии с вышеперечисленными целями и для регулирования отношений между участниками и гостями Пау-Вау. Правила обязательны для всех присутствующих в лагере Пау-Вау и начинают действовать с момента постановки первого типи. Право внесения изменений и дополнений, не противоречащих настоящим Правилам, принадлежит Совету Пау-Вау, избираемому на Пау-Вау Общим Собранием участников.

Читать еще:  Н к рерих очерк он. Николай константинович рерих

На территории лагеря Пау-Вау могут находиться:

  • Организатор Пау-Вау — лицо, являющееся членом инициативной группы, занимающееся поиском места, его предварительной подготовкой, рассылкой приглашений или другой деятельностью, связанной с организацией Пау-Вау. Организатор автоматически считается участником Пау-Вау.
  • Участник Пау-Вау — лицо, получившее официальное приглашение от организаторов Пау-Вау. Приглашение может быть получено как заранее, так и во время Пау-Вау. Приглашение может быть как персональным, так и коллективным.
  • Гость Пау-Вау — лицо, приглашенное кем-либо из участников Пау-Вау.
  1. Место для лагеря. Место для лагеря выбирается инициативной группой. Примерный план лагеря составляется инициативной группой с учетом особенностей местности и предполагаемых мероприятий. Инициативная группа утверждает выбранное место не позднее, чем за три месяца до начала Пау-Вау, примерный план лагеря утверждается не позднее, чем за семь дней до начала Пау-Вау.
  2. Регистрация. В целях предотвращения проникновения в лагерь посторонних и нежелательных лиц, каждый вновь прибывший обязан в течение суток с момента прибытия зарегистрироваться у администратора. В Регистрационном листе участники указывают:
    • индейское имя (официальное по желанию);
    • страну и город постоянного проживания (адрес по желанию);
    • другие особенности (изучаемое племя и др. по желанию).
  • свое имя, фамилию;
  • имя пригласившего;
  • домашний адрес;
  • имя хозяина типи, у которого он проживает во время Пау-Вау;
  • ориентировочный срок пребывания в лагере.
  • Ответственность за размещение и поведение гостей несет пригласивший. Родители в ответе за поведение и безопасность своих детей. Каждый присутствующий в лагере обязан приложить все усилия, чтобы предотвратить угрозу безопасности ребенка.
  • Недопущение нанесения экологического вреда. В целях недопущения нанесения экологического вреда окружающей среде и загрязнения лагеря:
    • запрещается рубить живые деревья на шесты и дрова, метать ножи и топоры в живые деревья;
    • бытовой мусор сжигать или закапывать в определенных местах;
    • мытье посуды осуществлять в заранее определенных местах;
    • ответственность за чистоту территории, прилегающей к типи, несет хозяин типи;
    • территория, прилегающая к типи, определяется акичита.
  • Недопущение нанесения любого вида вреда другим людям. В целях регулирования взаимоотношений между присутствующими в лагере и предотвращения конфликтов запрещается нанесение физического, морального, религиозного или любого другого вида вреда другим людям своим действием, поведением, внешним видом и т.п. Запрещено:
    • неуважительное отношение к чужому мнению и вероисповеданию;
    • проведение шумных ночных мероприятий без согласования с жителями соседних типи;
    • применение любого силового воздействия без санкции Совета Пау-Вау.
  • Запрещается употребление алкоголя и наркотиков, как неотвечающее целям Пау-Вау.
  • Оружие. Запрещено хранение незарегистрированного оружия.
  • Охрана лагеря. Каждый присутствующий в лагере Пау-Вау обязан принимать участие в ночной охране лагеря. Посты, смены и режимы обхода устанавливаются вождем акичита. Исключение могут составлять: больные, дети, женщины, гости, люди готовящиеся к церемонии, вновь прибывшие в течение суток, а так же люди, указавшие другую уважительную причину, принятую вождем акичита.
  • Аудио- и видеозапись. Аудио-видеозапись для средств массовой информации осуществляется только с согласия Совета Пау-Вау.
  • Коммерческая деятельность. Без согласия Совета Пау-Вау разрешается коммерческая деятельность между участниками и гостями Пау-Вау. Любая внешняя коммерческая деятельность осуществляется только с разрешения Совета Пау-Вау.
  • Решение конфликтов. Все конфликтные ситуации решаются мирным путем самими участниками конфликта. Если участники конфликта не в состоянии решить вопрос, они могут обратиться за помощью к акичита. Если акичита не в состоянии или не уполномочен решить вопрос, или участники конфликта не удовлетворены его решением, они могут обратиться к вождю акичита. При невозможности решения конфликта или неприятия решения, участники конфликта могут обратиться в Совет Пау-Вау. Любое несогласие с решением или действиями акичита, вождя акичита или администратора считается случаем частного конфликта и рассматривается в установленном порядке.
    1. Общий Совет Пау-Вау. Состоит из общего числа участников Пау-Вау. Считается состоявшимся в присутствии более 2/3 от числа участников Пау-Вау. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 2/3 от числа присутствовавших. Правомочен принимать следующие решения:
      • утверждать и изменять цели Пау-Вау;
      • избирать и распускать Совет Пау-Вау;
      • избирать и снимать с должности вождя акичита.
    2. Совет Пау-Вау. Избирается на Общем Совете Пау-Вау из представителей групп, обществ и отдельных жилищ. Численный состав Совета Пау-Вау не ограничен. Решения принимаются голосованием, если на заседании Совета Пау-Вау присутствует не менее половины членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от числа членов Совета Пау-Вау, присутствующих на заседании. Совет полномочен принимать следующие решения:
      • дополнять правила Пау-Вау;
      • решать организационные вопросы жизни лагеря;
      • утверждать общественные мероприятия;
      • избирать и снимать с должности глашатая;
      • решать конфликтные ситуации;
      • принимать решение о выдворении из лагеря лиц, не соблюдающих правила Пау-Вау.

    Совет Пау-Вау обязан собираться на заседание:

  • при открытии и закрытии Пау-Вау;
  • по требованию любого из членов Совета Пау-Вау;
  • для принятия решения по неотложным вопросам, связанным с жизнью лагеря;
  • для разрешения острых конфликтных ситуаций;
  • для решения вопросов, связанных с внешней коммерческой деятельностью и отношений с официальными представителями властей.
  • Вождь акичита. Избирается открытым голосованием Общего Совета, является членом Совета Пау-Вау. Вождь акичита обязан:
    • предлагать на рассмотрение Совета Пау-Вау
    • инструктировать и руководить действиями акичита;
    • распределять посты и смены во время ночной охраны лагеря;
    • при необходимости выполнять обязанности акичита.
    • решать конфликтные ситуации по просьбе акичита или участников конфликта, при невозможности принять решение передавать дело в Совет Пау-Вау;
    • по решению Совета Пау-Вау выдворять из лагеря лиц, не соблюдающих правила Пау-Вау.
  • Акичита. Избираются вождем акичита, утверждаются Советом Пау-Вау. Акичита подчиняются вождю акичита и вправе требовать соблюдения правил на территории лагеря от всех присутствующих. В обязанности акичита входит:
    • следить за порядком на территории лагеря во время Пау-Вау;
    • следить за соблюдением правил на территории лагеря;
    • решать конфликтные ситуации по просьбе участников конфликта;
    • при невозможности решить конфликтную ситуацию обращаться к вождю акичита или в Совет Пау-Вау;
    • при необходимости докладывать вождю акичита или Совету Пау-Вау о проблемах в лагере;
    • по требованию администратора выдворять за пределы лагеря посторонних лиц.
  • Администратор. Избирается инициативной группой, является членом Совета Пау-Вау. Администратор обязан:
    • регистрировать участников Пау-Вау и гостей лагеря;
    • консультировать вновь прибывших относительно плана лагеря и мест нежелательных для постановки типи;
    • выяснять личность посторонних лиц в лагере и, по необходимости, с помощью акичита выдворять их за пределы лагеря;
    • руководить действиями добровольцев в подготовке и проведении общественных мероприятий.
  • Глашатай. Утверждается Советом Пау-Вау. Глашатай обязан:
    • объявлять решения Совета Пау-Вау всему лагерю и отдельным лицам;
    • объявлять о подготовке и начале общественных мероприятий;
    • объявлять о срочном созыве Совета членам Совета Пау-Вау по требованию любого из его членов;
    • объявлять ответственным лицам и всему лагерю о срочной помощи нуждающимся.
  • Читать еще:  Какой закон соблюдают чеченцы. История и Традиции

    Приветствуются и поощряются:

    1. Посильная помощь приезжающим и отъезжающим.
    2. Приветливое и уважительное отношение к другим людям.
    3. Помощь в организации общественных мероприятий.
    4. Активное участие в общественной и религиозной жизни лагеря.
    5. Проведение общественных церемоний, обрядов и т.п.
    6. Помощь акичита по их просьбе.
    7. Ношение традиционной индейской одежды.

    Источники:

    http://www.uznamania.ru/pau-vau-sovremennyj-festival-indejskoj-kultury-v-ssha.html
    http://www.bielousov.com/2014/squamish-nation-pow-wow/
    http://www.first-americans.spb.ru/n8/win/pravila.htm

    Моя Дача