Первое аниме в мире. История возникновения аниме

Аниме – одно из направлений в мировой культуре. Это не обычные мультфильмы, а целый слой японской современной культуры, в отличие от западных аналогов, рассчитанный больше не на детей, сколько на подростковую и взрослую аудитории. Мир японской анимации обширен. И, чтобы лучше его осознать, следует изучить историю появления любимого нами «мира».

Аниме, как направление мировой культуры возникло в 50-тых годах 20-ого столетия, однако зарождение японской анимации произошло раньше, когда японцы были заинтересованы в импортной технике для создания анимации. Тем самым не отставать от запада. Старейшее известное аниме датируется 1907 годом, оно представляло из себя короткий немой мультфильм состоящий из поочередных кадров. К слову, аниме – это сокращенное, от англ. Animation – анимация.

Первый период – это собственно зарождение японских анимационных фильмов. Зарождение японской анимации относиться к началу 20-го века. Аниме создавалось энтузиастами-одиночками, которые подражали западным аналогам. Фильмы представляли собой короткие (до шести минут) анимационные ленты без звука. Сюжеты и персонажи брались из японской сказок.

Второй период относиться к времени между мировыми войнами. Аниме начало покорять большие массы населения и притягивать внимание государства. В сюжете японский фольклор уступал место юмористическим сюжетам в европейском стиле. Были приняты первые законы, которые ограничивали возраст просмотра, появились аниме с ограничением 15+. Но аниме направленное на воспитание патриотизма всячески поддерживалось государством. Огромные денежные вливания были затрачены на такие произведения. Напомню, что Япония на тот момент была милитаризированным государством и пропаганда среди населения являлось важным фактором. Япония вторглась в Китай и в 1937 году появилась цензура. Таким образом, государство начало регулировать выпуск аниме. В преддверии Второй Мировой войны начали снимать аниме по заказу военных и создаваться для этого студии, стиль аниме начал меняться. Аниме не должно было походить на западные мультфильмы, так как Япония начала воевать с западными странами. Сюжеты так же не остались без внимания, начали снимать о бравых японских военных, о непобедимой армии Императора. Одним из таких стал первый полноценный полнометражный анимационный фильм под названием «Святые морские воины Момотаро», вышла картина в апреле 1945-го года. Сюжет повествует о героических операциях японских военных по освобождению Индонезии и Малайзии от США. После окончания войны страна находилась в разрухе, цензура и госучастие было снято, но значительных произведений не выходило. Наступил десятилетний застой.

Третий период – это послевоенный, страна начинала приходить в себя, США вливало огромные капиталы в экономику страны. Произошло Японское «политическое чудо». В 1956 году начала свое существование студия «Toei Animation», которая потом выпустит первый полнометражный цветной аниме-фильм «Хакудзядэн». Создание данной студии означало начало нового периода в истории развитии японской анимации – периода профессионального творчества. Первые фильмы Toel подражали Диснею. Компания существует по сей день и являясь старейшей японской анимационной студией. Вектор студии по эксперименту и вольности сюжета произведений, дал хороший толчок для остальных студий и выросшему поколению, которое впоследствии и стало такими известными аниматорами, как Хаяо Миядзаки и Мамору Осии. Аниме становилось авторским произведением и поднимало острые социальные и политические вопросы. В 1960 году Тэдзука, сторонник анимации для взрослых, создал несколько фильмов для данной аудитории: «Тысяча и одна ночь», «Клеопатра» и «Печальная Беладонна».
В 1970-е телевидение начало вытеснять кинотеатры, началось создание аниме сериалов. Несколько крупных студий обанкротилось, но это повлияло положительно, так как открылась дорога для новых аниматоров. Аниматоры стали все больше экспериментировать с жанрами, примером тому телесериал 1974-года «Heidi» Исао Такахаты. Будучи реалистичной драмой, рассчитанной на детей, поначалу был отвергнут, так как продюсеры боялись, что не окупиться. Им казалось, что детям интересней фантастика и сюжеты с меньшей смысловой нагрузкой, но сериал «выстрелил». Стал очень популярен в Японии и в странах Европы, тем самым мировой зритель стал пристращаться к аниме. Полученный успех и финансы позволили Миядзаки и Такахате заняться аниме «World Masterpiece Theatre» («Театр мировой классики»). Начали появляться всевозможные жанры, аниме приобретало огромную известность.
1980-е года – это «Золотой век» для аниме индустрии. Манга и аниме стало признанным по всей Японии.

Читать еще:  Театры развлечения. Бесплатные московские театры

Четвертый этап – это конец 20-го столетия и начало 21-го. Аниме получило всемирное признание, стали совмещать компьютерную графику, то есть 3D и анимацию – 2D. В 1997 году вышла на экраны «Принцесса Мононоке» полнометражный аниме-фильм, который собрал огромные кассовые сборы.

Подводя итог из вышеперечисленного можно с уверенностью сказать, что из детских мультиков и пропагандистских фильмов японская анимация преобразовалась в мировую культуру и наследие человечества. Сегодня аниме представляет собой уникальный культурный феномен, объединяющий огромное количество людей со всего мира. Аниме прошло сложный путь становления, я надеюсь, что и впредь оно будет развиваться в правильном направлении и не «умрет» в угоду рейтингам и просмотрам, а будет производить авторские и интересные произведения. Статью для вас подготовил Никита Кутузов.

Самое первое аниме в истории

В нашей стране аниме – это предпосылка для возникновения субкультуры, в Японии – особый сегмент экономики, который приносит хороший доход в государственную казну. Споры о том, когда возникло самое первое аниме, не прекращаются и сегодня. Раньше не было студий по созданию кинолент, а все выполняли любители, поэтому много информации было утеряно.

100-летие аниме

По неофициальным данным в 2007 году исполнилось ровно 100 лет со дня, когда было создано самое первое аниме. Несколькими годами ранее, а именно в 2005 году, была найдена лента целлулоида, на которой были нарисованы кадры. Ее принято считать старейшим анимационным произведением, создание которого датируется 1907 годом.

Лента состояла из 50-ти кадров. На них был изображен ОЯШ (обычный японский школьник), который писал на доске кандзи: 活動写真 (кацудо сасин), что в переводе означает «активные фотографии». После он оборачивается к зрителю и кланяется, сняв шляпу, которая была частью тогдашней школьной формы. Кто был автором этой анимации, неизвестно, как и то, было продолжение этой истории или нет.

Первое аниме

Официально принято считать, что самый первый аниме в мире датируется 1917 годом. Режиссером этой анимации был Симокава Дэкотэн, а лента носила название Suketchi no nyūarubamu («Новый альбом набросков»). Спустя год, в 1918-м, выходит его анимация «Момотаро». Несколько позже появляется анимационный фильм «Сражения обезьяны и краба» (Sarutokani notatakai) Китаямы Сэйтаро. Этих двух режиссеров принято считать родоначальниками жанра японской анимации.

Первые анимационные мультипликации длились не более 5-6 минут. В них показывали простые сцены из японского быта, сказок или мифологии. Ленты создавались одиночками-мультипликаторами, которые работали в своих домах. Художники брали во внимание опыт мультипликаторов из Европы и Штатов и со временем получили тот жанр, который можно увидеть сегодня.

К настоящему времени самое первое аниме начала ХХ века было безвозвратно утеряно. Остались лишь некоторые сведения, что эти произведения демонстрировали на публике и в кинотеатрах, собирая при этом деньги. Самые первые аниматоры работали в домашних условиях, их работы были простыми и понятными. Возможно, именно поэтому они быстро завоевали расположение публики.

Читать еще:  Что такое голливуд. История возникновения голливуда

Первые студии

Самое первое аниме создавалось одиночками-энтузиастами, и мультипликаторы покрывали свои расходы тем, что продавали права на показ в кинотеатрах. Когда об аниме стали говорить как о самостоятельном жанре, к его становлению подключились компании «Такамаса Эига» и «Асаги Кинема», начав активно заниматься развитием этой индустрии. Первые студии, работа которых основывалась на создании и выпуске анимационных лент, появились в 1932 году по инициативе Масаоки Кэндзо. Первая студия была названа в честь своего создателя – «Масаока Фильм Продакшн». В 1933 году эта студия выпускает свою первую работу под названием «Сила и женщины мира».

Становление жанра

В 1958 году анимационные киноленты были самостоятельным направлением японской мультипликации. А в конце ХХ века их официально признали как вид искусства. В это время широкой аудитории были показаны такие ленты, как:

  • «Легенда о белой зиме», автором которой стал Тайдзи Ябусита. Фильм был выпущен в 1958 году при поддержке анимационной студии «Тоэи», общая длительность ленты составила 1 час 19 минут.
  • «Календарь студии Отоги» был признан первым документальным аниме-сериалом. Его выпуск продолжался с 1961 по 1962 год. Режиссер ленты – основатель студии «Отоги», Рюити Ёкояма.

Начало аниме-бума в Японии датируется 1963 годом, когда Оаму Тэдзуки, известный как «гений манги», основал собственную студию «Муши Продакшн» и презентовал первый сериал под названием «Могучий атом», или «Астро бой».

Самая первая любовь

Аниме в 70-х годах прошлого века начало развиваться с небывалой скоростью. Менялось все – от рисовки до жанра. В особенностях изображений больше внимания стали уделять глазам персонажей – их делали все более выразительными. Если в 60-х годах изображения пытались делать естественными, схожими с живым человеком, то спустя десятилетие мультипликаторы усовершенствовали рисовку глаз. Это позволило более доступно раскрывать амплитуду чувств и переживаний главных героев.

Не осталась без внимания и жанровая растасовка. Работы были предназначены не только для детей, но и для взрослых. В первом аниме-сериале затрагивались темы повседневной жизни работников студий. Для детей мультипликация была не особо интересной, однако среди подростков и части взрослого населения она нашла своих почитателей. Даже среди пожилых людей аниме стало второй первой любовью.

Со временем в некоторых студиях начали образовываться группы авторов, которые работали в определенном жанре. К примеру, после выпуска «Чистой романтики» студией «Дин-студио» большинство ее создателей были замечены в разработке аниме «Самая лучшая в мире первая любовь». После выхода двух сезонов этого сериала, полнометражного фильма и овашки, некоторые создатели начали работать только с проектами жанра «сёнэн-ай». Объясняется это длительной работой над аниме «Самая лучшая первая любовь» или личными предпочтениями – неизвестно.

Когда было создано самое первое аниме в истории, остается загадкой. Кто-то считает, что это был 1907 год, кто-то уверен, что это случилось в 1917-м. Но никто не исключает, что самое первое аниме в мире могло возникнуть на несколько лет или десятилетий раньше. На сегодняшний день аниме уверенно распространяется по миру. Можно отыскать киноленты любого жанра, метража и возрастного ограничения. За более чем 100-летнее существование аниме заметно изменилась рисовка, но в целом оно осталось таким, как и прежде, – простым и понятным каждому.

Как появилось аниме: история возникновения аниме культуры

Японская анимация постепенно захватывает весь мир. Если раньше быть анимешником было даже немного стыдно, то сегодня это уважаемая культура во всем мире. Когда появилось аниме? Какие особенности у этой культуры? Давайте узнаем об этом подробнее.

Аниме и мир

Аниме, что это вообще такое? На удивление многих, изначально слово аниме не подразумевало отдельный жанр анимации. Просто японцам было сложно выговаривать слово анимация и они использовали его сокращение — аниме.

Читать еще:  Франсиско гойя биография кратко. Гойя франциско

Но сегодня это слово уже значит на много больше, чем просто анимацию. Это целый культурный пласт, который включает в себя и сами анимационные сериалы, и косплей, и многое другое.

В Японии даже есть целый квартал — Акихабара. Именно тут любой анимешник может попробовать все и почувствовать в своем начинании только поддержку. В вашем распоряжении кафе, караоке, магазины и торговые центры. Более того, в этом квартале есть зоны, которые посвящены определенному аниме или персонажу.

Что делают в Акихабаре? Что угодно! Выполняют свои желания, поют, перевоплощаются в любимых персонажей, находят новых друзей, смотрят с ними новые серии любимых тайтлов и делятся своими впечатлениями.

Считается, что тут можно купить все что угодно, любой аксессуар или редкую фигурку любимого персонажа. А еще, считается что именно тут можно купить качественную и дешевую бытовую технику.

Как зародилось аниме

Забавно то, что сама культура зародилась в тот момент, когда Япония была под гнетом американцев. Результатом демилитаризации стало кардинальное изменение японской культуры. На смену красоте и утонченности, присущей этой стране в до оккупационный период, пришел всем известный «кавай».

Слово «кавай» переводится, как «милый», «хорошенький», «прелестный» и именно такими стали люди Японии. Постоянный позитив, стремление ко всему миленькому, можно даже сказать детскому. Вот какой стала Япония в послевоенное время.

Культура так развилась, что аде такое неприкасаемое культурное явления, как написание иероглифов претерпело свое изменение. У девочек-подростков появился особый, более нежный и округлый стиль письма, его назвали маруй-дзи. В тот момент девочки начали писать не в столбик, а с лева на право, а в иероглифах часто использовали сердечки и звездочки.

Интересно! Маруй-дзи быстро запретили в школах. Появление этого стиля письма вызвало огромный скандал на всю страну.

Если говорить точнее, что точка отсчета назначена на 1963 год, когда Осаму Тэдзука основал анимационную студию Mushi Production. Именно там он создал свое первое аниме «Могучий атом» по одноименной манге.

Интересно! Осаму Тэдзука признался, что использовать в аниме большие глаза было придумано в Америке, Уолтом Диснеем. Этот трюк помогает сделать персонажа более эмоциональным.

Главное преимущество аниме — его целевая аудитория. Если у других мультиков целевой аудиторий являются преимущественно дети, то у аниме это преимущественно взрослые и подростки.

Многие аниме задевают популярные и всем известные темы. Борьба добра со злом, социальные и бытовые проблемы, которые редко затрагивают в других сериалах, фильмах и мультфильмах. Но есть и исключительные, непохожие ни на что, уникальные и необычные сюжеты.

Многие режиссеры пытаются передать сюжеты на большой экран. Взять хотя бы «Призрака в доспехах», фильм получился очень интересным, но не на столько раскрытым, как его первоисточник. «Тихоокеанский рубеж», масштабное сражение между людьми и гигантами из другого мира тоже берет свое начало в японской анимации.

Кроме этого фильма еще многие картины были сняты именно по мотивам аниме, но далеко не все из них удачные. Например, «Тетрадь смерти» оказалась грандиозным провалом, который не имеет ничего общего с оригиналом. Ни идеей, но персонажами, ни повествованием.

Аниме — как отдельная культура

Анимешники знают все о своих любимых персонажах. Герои любимых тайтлов словно живые. Поклонники знают их рос, вес, группу крови, особенности характера, любимое блюдо. Буквально все о своем герое. Перевоплотиться в аниме-персонажа так же легко. В специализированных магазинах можно купил полноценный образ со всеми деталями, атрибутами, бижутерией и костюмами.

Аниме, это не мультики для детей. Это целый мир, отдельная культура. Удивительно, но в той же Акихабаре можно встреть взрослых и успешных людей, которые воспитывают детей, работают на престижных должностях, но время от времени все же хотят расслабиться и почитать свежую мангу.

Источники:

http://animebest.org/vse-o-yaponii/140-vozniknoveniya-i-stanovleniya-anime.html
http://fb.ru/article/292654/samoe-pervoe-anime-v-istorii
http://zen.yandex.com/media/davaypogovorimproeto/kak-poiavilos-anime-istoriia-vozniknoveniia-anime-kultury-5d824304a660d700ae35cd29?integration=site_desktop&from=feed&place=layout&rid=3136395953.493.1568849385463.70417

Моя Дача