Пустыня Наска находится в департаменте Ика на юге страны Перу, между реками Инхенио и Наска. Это территория в 500 квадратных километров, покрытая огромными изображениями людей и животных, линиями, спиралями и геометрическими фигурами, размер которых достигает до 300м в длину. Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни — 14°41’18.31’S 75°07’23.01’W.
Тайна пустыни Наска была обнаружена в 1927 году, когда перуанский лётчик, пролетавший над пустынной долиной в южном Перу увидел, что земля была расчерчена длинными линиями и разрисована изображениями животных. Такие геометрические рисунки появились на плато Наска ещё во время цивилизации Наска. Её относят к доколумбовым цивилизациям, II-IV столетия до нашей эры.
Геоглифы представляют собой большую загадку, потому что никому не известно, зачем представители бесследно исчезнувшей древней цивилизации индейцев нарисовали огромные картины, различимые только с воздуха. Изображения словно выцарапаны на скудной каменистой почве пустыни. На первый взгляд они мало различимы и представляют собой хаотичное сплетение линий, проведенных кем-то на красноватой поверхности пустыни, но с высоты птичьего полёта эта хаотичность обретает смысл.
Несмотря на то, что геоглифы были открыты в прошлом веке, назначение этих удивительных рисунков до сих пор неизвестно. Исследователи А. Кребе и Т. Мехия считают их частью древней оросительной системы. Т. Мехия также позднее также позднее предположил, что изображения связаны со святой тропой инков. Некоторые признаки, например, холмики из камней на пересечениях линий, указывают на то, что фигуры использовались в культовых целях.
П. Козок, посетивший долину Наска в 1941 году, обратил внимание на особую роль линий в лучах заходящего солнца в период летнего солнцестояния и назвал эти линии самым большим на земле учебником астрономии. В дальнейшем эту теорию в своих исследованиях развила немецкая исследовательница М. Райхе. По её мнению, часть геометрических фигур символизируют созвездия, а изображения животных — расположение планет.
Изучение астрономии для древних цивилизаций имело большой смысл. Среди прочего оно имело и практическую функцию — помогало предугадать периоды дождей, важные для земледелия, но археолог Х. Ланчо высказал соображение, что рисунки – это карты, указывающие путь к жизненно важным местам, например, к подземным водным источникам.
Самая невероятная и в то же время наиболее популярная теория принадлежит известному швейцарскому исследователю Эриху фон Дэникену. Он предположил, что изображения есть не что иное, как разметка на земной поверхности для пришельцев с других планет.
Не менее удивительна и другая гипотеза, согласно которой представители древней цивилизации Наска осваивали воздухоплавание, именно поэтому рисунки различимы только с высоты. В подтверждение этой теории несколько тёмных пятен, которые имеются на поверхности плато, интерпретируются как следы кострищ на площадках для воздушных шаров. Кроме того, на гончарных изделиях индейцев Наски имеются узоры, напоминающие воздушные шары или змеев.
Точный возраст геоглифов неизвестен. Согласно результатам археологических исследований, изображения создавались в разные периоды. Самые первые, наиболее прямые линии возникли, вероятно, в шестом веке до нашей эры, самые поздние – рисунки животных – в первом веке нашей эры.
Учёные доказали, что фигуры создавались вручную. Рисунки были нанесены на поверхность пустыни в виде борозд в 130 см шириной и 50 см глубиной. На тёмной почве линии образуют белые полосы. Так как светлые линии нагреваются меньше окружающей поверхности, возникает разница давления и температур, которая приводит к тому, что линии не страдают во время песчаных бурь.
Кто и зачем нарисовал в древности на поверхности эти картины, различимые лишь с большой высоты, до сих пор остается загадкой. Было выдвинуто огромное количество теорий, но ни одна из пока не получила научного подтверждения.
- Перу геоглифы Наски. Вид со спутника
- Видео – Пустыня Наска. Загадки рисунков
- Перу пустыня наска. Пустыня наска
- Загадочные рисунки пустыни Наска
- Как добраться
- На чем передвигаться
- Мир / Южная Америка / Перу / Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу
- Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу
Перу геоглифы Наски. Вид со спутника
Видео – Пустыня Наска. Загадки рисунков
Перу пустыня наска. Пустыня наска
Загадочные рисунки пустыни Наска
Вы видели когда-нибудь 120-метровых обезьян и кондора? А 180‑метровую ящерицу? А «маленькую» птичку колибри размером в 50 метров? А 46-метрового паука? Кто и зачем их нарисовал на огромном полотне, которое называется пустыня Наска? Между северной частью Чили и югом Перу расположено плоскогорье – совершенно пустынная равнина, где редко гуляет ветер, а дождь бывает раз в несколько лет. Это пустыня Наска. Ее длина 25, а ширина 8 километров. Здесь были обнаружены свыше 100 геоглифов – гигантских изображений известных растений и животных, просто геометрических фигур, россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий, что превратило пустыню Наска в гигантскую картинную галерею – еще одну загадку нашей планеты. Кто же художник? Зачем был нужен столь титанический труд? Ведь рисунки трудно охватить взором даже с высоты птичьего полета! Тогда возникает вопрос: в чем заключается целесообразность проведенных работ? Какую ценность – хозяйственную, культовую, военную – представляли эти рисунки для людей древности? А может, не для людей? Вот здесь и появилось множество теорий и версий, пытающихся это объяснить. Однако все остается только на уровне предположений, а истинное назначение изображений так и остается загадкой пустыни Наска.
Все рисунки образованы светлыми линиями, получившимися в результате удаления с поверхности почвы мелкого гравия, более темного, чем земля под ним. В основном они изображают животных – летящих птиц, паука, рыбу, обезьяну. Но есть и геометрические узоры: прямолинейные полосы и символические фигуры, треугольники, трапеции, значение которых разгадать трудно. В 1927 году над плато в поисках водных источников летал самолет. Воду найдут там позже, а тогда перуанский пилот обнаружил гигантские изображения. Интересно, что упоминание о линиях Наски встречается еще в XVI веке. В 1548 году появилась книга «Хроника Перу», написанная испанцем Педро Сьеса де Леоном. Здесь линии Наски получили название: «путеводные указатели для странников». Но только в 20-х годах ХХ века «отец перуанской археологии» Хулио Телло первым скопировал рисунки. Правда, объектом серьезных исследований они не стали. Археологи тогда предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Все изменилось, лишь когда, заинтересовавшись увиденным, в Перу, приехал археолог из университета в Лонг-Айленде (США) Пол Косок, ранее изучавший древние ирригационные системы в Месопотамии. Увидев Наску с самолета, он был потрясен. Но сенсации тогда не произошло. Началась Вторая мировая война, и было уже не до рисунков. Только в 1946 году, когда Косок передал свои записи Марии Райхе, интересующейся древними обсерваториями, сложилась «каноническая» история рисунков пустыни Наска, а Райхе стала главным специалистом по этой проблеме, посвятив ей 40 лет. Что же она установила? Вся сложность не в создании самих рисунков, а в расчетах. Здесь нет приблизительных промеров, поскольку это могло привести к искажению пропорций рисунков, а, видимо, древние перуанцы обладали каким-то оборудованием, которого нет и сегодня. Размышляя о размерах и совершенстве пропорций, Райхе утверждала, что «древним художникам» такое возможно было создать, если бы они умели летать. Во время своих исследований она обнаружила 60 фигур и линий, а в 1986 году перуанский летчик де ла Торре в малоисследованной зоне в «пампе Сан-Хосе» увидел ранее неизвестные рисунки: на 87 сделанных им фотографиях были запечатлены изображения зверей, растений и людей.
Читать еще: Убивает делает нас сильнее ницше. Книга: Ницше Ф
Рисунки Наска датируют 500 годом до н. э. – 500 годом н. э. – до образования империи инков. Никаких письменных источников о себе проживающие тогда здесь люди не оставили. Все известные о них факты получены путем изучения мест захоронений и обнаруженных там предметов. Официальная наука полагает, что эта «галерея» относится к доинкской индейской культуре Наска, расцвет которой приходился на 300–900 годы н. э. Историки и археологи считают, что рисунки делали вручную, убирая камни и раскладывая их валиками вдоль края фигур. При разметке использовались шесты и эллиптические зеркала, причем гигантские изображения делались с небольших эскизов. Действительно, такие эскизы были обнаружены. В отношении назначения фигур высказывались различные гипотезы: либо тотемные, либо ритуальные знаки, а линии, считал П. Косок, использовались как астрономический календарь для хозяйственных нужд. Исследователь Д. Хокинс обратил внимание на огромное количество найденных в районе рисунков сосудов с выпуклым дном, которые в быту использовать затруднительно. Зато, по его мнению, во время религиозного праздника эти сосуды вставляли в пазы рисунка, а затем поджигали нечто горючее, содержавшееся в них. Ведь многие древние народы, как известно, придавали огню огромное значение. В продолжение этой идеи российский уфолог М. Герштейн предположил, что это происходило ночью и способствовало возникновению в небе миражей. По мнению И. Кольцова, данная пустыня являлась идеальным местом для захоронений с «обеспечением нетленности», а сосуды являлись «вместилищем души» умершего. Рисунки же выбирались по важности персоны и ее тотемному имени (Паук, Обезьяна, Лебедь…).
Однако есть очень странное обстоятельство. Местные жители берут чистую питьевую воду не из озера Наска, а из колодцев, расположенных точно по линиям рисунков, причем ирригационная система здесь, основанная на системе искусственных подземных каналов, два из которых проходят прямо под руслом реки Наска, весьма совершенна и продуктивна. Американские ученые С. Маби и Д. Проулкс считают, что некоторые из линий являются указателями подземных источников воды. Было обращено внимание на то, что рисунки в пустыне и на глиняных сосудах почти идентичны. Отсюда был сделан вывод о том, что этими рисунками-символами ублажались божества естественных сил – неба, земли и воды, чтобы получить много воды и хороший урожай. На этом, пожалуй, научные доказательства и заканчиваются. Гипотеза о сельскохозяйственном календаре была раскритикована астрономом Д. Хокинсом. Она не подтвердилась расчетами на ЭВМ. Кроме того, по оценкам, сделанным на основе данных экспедиции Хокинса, на такую масштабную работу потребовалось бы 100 тысяч человеко-лет, даже если бы все предполагаемое население работало по 12 часов в сутки. А кто бы добывал хлеб насущный? Более резонную версию предложил англичанин Т. Моррисон. Он считал, что рисунки и линии являлись символами различных религиозных групп или народностей, проживающих в Андах. У них существовала традиция хоронить родственников и соплеменников у самой кромки дорог, чтобы к могилам было легче добраться. Здесь молились и медитировали. В связи с этим Моррисон считает, что рисунки Наски могли служить кастовыми, религиозными и социальными символами для местных жителей. Однако ритуальные объекты должны прежде всего воздействовать на чувства людей! Вот здесь и возникает очередная загадка: рисунки с земли не воспринимаются, их можно увидеть, только поднявшись в воздух. В связи с этим американец Д. Вудман в 1977 году выдвинул гипотезу о том, что индейцы умели делать воздушные шары, поднимаясь в воздух во время ритуальных обрядов. Это позволяло им в полном объеме оценить мистический смысл рисунков. Этому есть подтверждение. В одной из гробниц в Наске было найдено изображение воздушного шара. Исследуя это обстоятельство, американец Б. Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике, который помогал им в сражении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении вражеских отрядов. Изображения летающих людей есть на многих тканях инков. Кроме того, исследовав четыре куска ткани, обнаруженные в разграбленной могиле недалеко от рисунков, Спорер установил, что древние жители Наски использовали в своих материях лучшее переплетение, чем то, что применяется при изготовлении парашютов, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров.
Прежде чем перейти к следующей гипотезе, следует заметить, что комплекс пустыни Наска является всего лишь частью феномена. Аналогичные по технике исполнения наземные фигуры встречаются в средней зоне Анд вдоль всего тихоокеанского побережья Южной Америки, а в связи с этим они никак не могут относиться к одной локальной индейской культуре, какой была культура Наски. Можно, конечно, предположить, что рисунки создавались вручную, но если взять общую картину, если учесть, что размеры фигур колеблются от 30 до 300 метров при ширине контурной линии от 15 сантиметров до 3 метров… А кроме того, трудно предположить, что при создании таких гигантских объектов вручную остальная поверхность оказалась бы абсолютно неповрежденной. А таких повреждений не обнаружено. В связи с этим радиофизик Алла Белоконь утверждает, что рисунки могли быть выполнены только с воздуха потоком направленной энергии неизвестной природы, а некоторая их асимметрия напоминает искажения, которые получаются при проецировании под углом к поверхности. Кроме того, она считает, что искажения имеют трехмерный характер, а следовательно, рисунки не могли быть простым увеличением с эскизов на плоскости. Самую же увлекательную гипотезу выдвинул швейцарец Эрих фон Деникен, связавший изображения Наски с внеземными цивилизациями. Он предложил считать их ориентирами космодрома, устроенного инопланетянами. На эту мысль наталкивает обнаруженное на 350-метровом склоне горы у города Паракас на побережье Тихого океана изображение трезубца, названного из-за схожести с подсвечником «Паракасским канделябром». От него через горы и долины до Наски тянется видимая только с высоты прямая белая линия, вдоль которой попадаются изображения подпрыгивающих существ. Эта и ряд других линий весьма напоминают взлетно-посадочные полосы. Деникен считает, что Наска могла служить местом заправки космических кораблей, поскольку здесь зафиксирован выход неведомых энергий: обнаружено несколько точек, где стрелка компаса «сходит с ума», а летчики увидели сверху прямые многокилометровые линии, дающие сверхточные ориентиры по сторонам горизонта. Как бы там ни было, картинная галерея в Наске является одной из самых поразительных достопримечательностей нашей планеты. Но загадка пустыни не одинока. В 1400 км от нее у подножья горы Сатари обнаружена гигантская, 120-метровая, статуя человека, окруженная линиями и знаками, аналогичными рисункам Наска. Загадочные рисунки есть также в США (штат Огайо), в Англии, Казахстане, на Южном Урале, в Африке (южнее озера Виктория), в Эфиопии и ряде других мест. Так, в 2003 году в природном парке Сахама в западной части Боливии на площади в 16 раз большей пустыни Наска ученые обнаружили более 400 геоглифов, нарисованных линиями шириной в 1–2 метра, а в некоторых случаях длиной до 20 километров. По их мнению, гигантские рисунки несут человечеству какую-то важную информацию, но, видимо, наше сознание еще не «доросло» до уровня ее восприятия. Так что вопросы о наиболее известной картинной галерее в пустыне Наска и подобных ей по-прежнему открыты для любознательных.
Как добраться
Главный населенный пункт местности Наска носит логичное название Наска. Сюда удобнее всего добраться на автобусе, этом непременном перуанском транспорте. Автобусы отправляются из всех крупных городов страны, быстрее всего в Наска можно доехать из города Ика, центра южного побережья Перу — путешествие займет 2-3 часа и обойдется примерно в 30-40 PEN. Ещё в Наска прибывают автобусы из Куско и Арекипы; в первом случае в дороге придется провести порядка 14 часов, во втором — «всего» девять, оба автобуса отправляются из начальных пунктов в ночь, прибывая на место утром. Билет из Куско будет стоить около 90-100 PEN, из Арекипы — примерно 75-85 PEN. Поездка из Лимы займет около 6-8 часов в зависимости от маршрута. Если вы хотите посмотреть линии Наска, но базируетесь в Лиме, удобнее всего приобрести экскурсионный тур в одном из агентств перуанской столицы. Туристы отправляются в путь в 4 утра, посещают города Баллестас и сам Наска (включая его достопримечательности), а также облетают линии Наска на легкомоторном самолете. Возвращение в Лиму — около 10 вечера того же дня. Стоимость экскурсии — порядка 800-900 PEN. Цены на странице указаны на июнь 2016 г.
Читать еще: Где ктулху. Кто такой Ктулху
На чем передвигаться
По городу Наска можно передвигаться пешком — он весьма невелик. Поездка на такси на любое расстояние в границах города обойдется не дороже 3 PEN, а дорога в аэропорт (откуда поднимаются в воздух «легкомоторки» с туристами) — не более 4 PEN.
Мир / Южная Америка / Перу / Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу
Рисунки и линии в пустыне Наска. Южная Америка, Перу
Рисунки Наска. Южная Америка, Перу
Что такое Линии Наска, никто точно не знает. Единственным бесспорным фактом является то, что они находятся в Южной Америке, в Перу, на плато Наска в южной части страны. В 1994 году они были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. На этом бесспорные факты кончаются, оставляя ученым множество неразгаданных загадок.
Линии представляют собою разбросанные по плато гигантские геометрические и фигурные геоглифы (узоры). Они нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной. Понять, что это именно цельный рисунок, находясь на земле, невозможно: «большое видится на расстоянии». Именно поэтому Линии Наска были открыты только в 1939 году, когда стали возможны полеты.
И с тех пор не один ученый годами пытается дать ответ на вопросы: «Кто?» и «Зачем?». Большинство исследователей склоняется к версии, что узоры задолго до инков оставила цивилизация наска, населявшая плато до II в. н. э. Но с какой целью? С одинаковым успехом это может быть как крупнейший в мире астрономический календарь (хотя как им пользоваться, ученые так и не открыли), так и сигналы для посадки космических кораблей пришельцев.
Сюжеты у Линий Наска – самые разнообразные: цветы, геометрические фигуры, животные, птицы и даже насекомые. Самое маленькое изображение — 46-метровый паук, самое крупное — 285-метровый пеликан.
В конце 2011 года в Южную Америку уехали двое наших коллег — фотограф Дмитрий Моисеенко и пилот радиоуправляемого вертолета Стас Седов. У них было задание: снять рисунки в пустынях Наска и Пальпа в Перу, древний город цивилизации инков Мачу-Пикчу и каменных истуканов на острове Пасхи. Сейчас мы предлагаем вашему вниманию съемки из Наска.
В погоне за Колибри
В первый съемочный день мы столкнулись с тем, что в пустыню не только не разрешается заезжать на машинах, но и заходить пешком. Разговаривали с полицейскими и служителями у смотровых вышек — проход разрешен по спецпропускам от местного министерства культуры, которое выдает их только археологическим группам. Некоторое время назад вход и въезд в пустыню были свободными, это привело к тому, что большое число фигур практически погибло под колесами внедорожников.
Для туристов местные власти поставили несколько вышек со смотровыми площадками: одна из тех, что мы нашли, находится прямо на Панамериканской трассе недалеко от Наски, другая — километрах в 30 в сторону Пальпы. Видно туристам с этих вышек, прямо скажу, не очень много. Гораздо лучше разглядывать фигуры с небольших самолетов, которые летают над пустыней из местного аэропорта.
Второй день в Наске не задался с самого начала. Утром планировали съездить на дальнюю точку около Пальпы и попробовать подойти к фигурам через пустыню. В предыдущий день на смотровой площадке никого не было: ни туристов, ни сторожа. Логично предположить, что в 6 утра там тоже никого не должно было быть. Наивные.
Выехали на рассвете, и вот мы стоим на смотровой. Но что за невезение! Еще пару минут назад на горизонте было чисто, а теперь на дороге метрах в 400 от нас словно из воздуха появился джип полиции. Все, съемка становится практически невозможной, так как от площадки, где можно находиться туристам, до самих фигур — примерно метров 200-300. Долететь можно, но снять что-то качественно — вряд ли получится.
После пары минут раздумий решили все-таки попробовать долететь. Отсняли пару пробных сфер, приземлились и поняли, что удача сегодня не с нами: все фигуры вышли очень маленькими и очень далекими. Ну что ж, решили попробовать договориться с полицией. Подъезжаем к джипу и видим спящего патрульного. Не стали будить бдительного полицейского, а быстро рванули обратно к смотровой. Затем все происходило, как в фильмах про разведчиков.
Нагрузились оборудованием и практически по-пластунски двинулись к фигурам через пустыню. Где-то на середине пути Дима краем глаза заметил, что полицейский уже не спит, а вышел из машины и наблюдает за нами. Похоже, нас заметили! Что делать? Бежать? Мы поступили нелогично — решили начать съемку прямо на глазах полиции. Взлетели, отсняли несколько сфер, все время поглядывая на полицейского. Никакой реакции не последовало. Может нас все-таки не заметили? Используя лощинки, подобрались к фигурам поближе. Рельеф местности помог спрятаться от полицейского патруля.
Мы начали довольно активно летать, все время ожидая грозных окриков из-за спины. Примерно через полчаса я поднялся из очередного оврага на уровень плато и обнаружил совершенно пустую дорогу — полицейский джип уехал. Наверное, он нас все-таки не заметил — повезло! После этого работали уже практически вплотную к фигурам. Отлетали почти весь запас аккумуляторов для вертолета, оставив пару штук для подъема на смотровой площадке недалеко от Наски.
Усталые, но очень довольные, побрели к своей машине. Дима решил отснять несколько кадров напоследок своим телевиком, и в момент смены объективов оставил ключи внутри салона.
Надо сказать, что криминогенная ситуация в Перу — не очень хорошая, и поэтому сигнализация машины устроена так, что если не запустить двигатель после снятия машины с охраны, двери блокируются через пару минут. Если запустить двигатель — двери блокируются сразу.
Как вы уже догадались, пока Дима делал финальные кадры, машина закрылась с ключами внутри.
Итак, мы в пустыне, в часах ходьбы от ближайшей деревни, и ни души вокруг. Инструменты и вода — внутри машины. У нас в руках только вертолет и фотоаппарат с большим объективом. Попробовали отжать руками стекла — бесполезно. После нескольких попыток я предложил Диме бить стекло задней двери. Драматические терзания Димы вы можете посмотреть на видео: бить или не бить — вот в чем вопрос!
Я быстро представил, как полиция находит наши засохшие трупики рядом с целехонькой машиной, и настойчиво попросил Диму все-таки наконец решить проблему. И Дима ее решил! Немного подумав, он предложил разбить не стекло, а маленькую заднюю форточку и уже через нее попытаться достать ключи. Спустя несколько минут, обыскав окрестности и найдя несколько кусков стальной проволоки (разобрав крышу местного «музея», похожего на обычную автобусную остановку), мы сделали импровизированную удочку, с помощью которой через разбитое стекло Дима с первой попытки выудил наши ключи. Спасены!
Читать еще: Художник босх картины. Иероним Босх: биография
По дороге в Наску мы по второму разу отсняли Дерево и Руки, а также попытались снять Ящерицу. У смотрителей узнали координаты местного министерства культуры и решили попробовать получить официальное разрешение на проход по пустыне.
Во время утреннего визита к министру-археологу на месте его не оказалось. Секретарша жестами (на английском там практически никто не говорит) объяснила нам, что надо зайти после обеда.
Что делать? Дима предложил совершить полет над пустыней на маленьком самолете. Он планировал поснимать фигуры, до которых нельзя дойти пешком, а я должен был снять видео процесса и, главное, найти проходы между кордонами полиции к какой-нибудь из известных фигур.
Полет. Нет, не так: это был ПОЛЕТ. Я много на чем уже летал, но такого количества адреналина не было даже на моторном дельтаплане. Опущу подробности того, как мы торговались в аэропорту и как нас потом пытались наколоть практически по каждому пункту договоренностей.
Итак, мы стоим на исполнительном старте. После того, как пилот стал насиловать движок, подстраивая топливную смесь, я понял: «развлечение» нам предстоит не слабое. И точно, когда стали выруливать, вместо того, чтобы встать в начале полосы, пилот зарулил на грунтовку, за ее пределами выгадывая себе еще десяток метров для разгона. Дико взревел движок, и наша «Цесна» понеслась по взлетной полосе, очень быстро набирая скорость. Отрыв! Но вместо резкого подъема мы стали набирать высоту буквально по метру в секунду — не самый приятный был момент.
В чем сложность полетов над Наской? Днем жарко, плотность воздуха низкая, при этом дуют сильные ветра. Мы часто замечали в пустыне смерчи различной величины. Один из таких смерчей я снял на видео во время взлета.
Через несколько минут мы уже над пустыней. Набрали высоту 600 метров. Вот и первая фигура — Кит. Если бы второй пилот (девушка) не показала рукой — я бы его не заметил. Ожидая видеть большие фигуры, голова сразу не переключается на истинный размер, и из-за этого их практически не удается разглядеть. Линии и трапецоиды, наоборот, видны очень хорошо.
Подлетая к очередной фигуре, пилоты заложили очень крутой вираж, и мы сделали несколько кругов с какими-то немыслимыми кренами. При этом самолет часто кидало порывами ветра. Ощущение американских горок, только сильнее в несколько раз. Я поражался тому, как Дима совершенно спокойно свешивался из открытого окна со своим телевиком и снимал, снимал, снимал. При этом он еще ухитрялся довольно точно загонять фигуры в кадр.
Появилась уверенность, что по одной из проселочных дорог мы сможем подобраться вплотную к фигуре Колибри. Во время полета Дима писал трек с координатами GPS, по которому мы надеялись быстро ее отыскать. 50 минут полетного времени прошли незаметно, за это время мое лицо несколько раз меняло свой цвет: от землисто-серого до зеленого. Мы приземлились в аэропорту и обессиленные вывалились из самолета.
Снова поехали в министерство. Археолог, по-моему, так и не появлялся в офисе, а его секретарша, вздохнув, объявила нам — «маньяна», что означало: заходите завтра. Мы же решили после небольшого отдыха в отеле отправиться на поиски Колибри.
Эта фигура находится немного в стороне от трассы. Заезжать в пустыню решили вечером, когда туристические самолеты уже должны закончить полеты. Кроме пилотов, заметить нас было практически некому — во время полета я не видел никакого движения на проселочных дорогах.
Начало пути в горы было не очень сложным: хорошо укатанная грунтовка. К сожалению, с воздуха я не успел засечь характерных ориентиров на траверзе Колибри, поэтому у нас с Димой состоялся довольно эмоциональный спор о том, в какую сторону идти и где бросать машину. Дима показывал мне свой записанный во время полета трек и указывал пальцем в совершенно противоположную (на мой взгляд) от фигуры сторону. Полагаясь на зрительную память и настаивая на своем варианте выбора направления, чудом (и разными словами) мне удалось переубедить Диму.
По нашим предположениям, оставалось всего минут 15-20 светового времени. Это чертовски мало, особенно учитывая, что мы точно не знали, куда идти.
Полезли в гору, в направлении пустыни. Залезли. От увиденного меня охватило отчаяние: это было не плато, а всего лишь один из отрогов на пути к нему. Нам нужно было спуститься по довольно крутому склону, состоящему из смеси песка и камней, метров на 70 вниз, перейти небольшое ущелье и снова подняться, уже метров на 100. Не успеем! Но взяв себя в руки, мы быстро побежали вниз по склону, срывая за собой кучки камней.
Смутно помню, как мы ползли в гору. Где-то в середине подъема у меня кончились силы. Бегать по горам с 15-килограммовым рюкзаком, аппаратурой на шее и вертолетом в руках — не самая легкая задача. Дима достал камеру и снял небольшое видео.
Еще 5 минут подъема — и мы на плато.
Залезли! А где же фигура? Посмотрели трек: вроде где-то рядом стоим, но на земле ничего не видно. Нашли какие-то линии, похожие на хвост Колибри. Взлетаем, снимаем. После посадки Дима бросается к фотоаппарату — нет, это не Колибри. В кадре какое-то странное «солнышко» и огромная посадочная полоса для инопланетных кораблей.
Идем дальше по пустыне. Солнце довольно быстро начинает падать к горизонту. Остаются считанные минуты светового времени. Натыкаемся на какой-то очередной то ли трапецоид, то ли линию. И Дима говорит: «Местность называется — Линии Наска, раз мы Колибри не нашли, давай снимать линии».
Я взлетаю, довольно высоко. Снимаем сферу. И тут Дима просит меня просто прокрутить аппаратом вокруг оси, без съемки. Я так обычно не делаю — мало полетного времени, но в этот раз почему-то не отказался. Не знаю почему. Ветер на плато был довольно сильный, видимость не очень, но я крутанул вертолет и тут Дима закричал мне прямо в ухо: «КОЛИБРИ. Снимай. «
Оказалось, что мы стояли рядом с этой фигурой (точнее — фигуркой: птичка очень маленькая), совсем ее не замечая. Причем, если подойти к ней вплотную — ее очень хорошо видно на земле.
Природа наградила нас совершенно фантастическим закатом. Такого не было в предыдущие дни: облака в розовом свете, луна, дающая свой серебристый оттенок — мы чуть не забыли, зачем пришли.
Опомнившись, сделали несколько вылетов рядом с Колибри, пока солнце уходило за горизонт. Сложно передать словами те странные ощущения, которые мы испытали на плато. Видимо те, кто выбирал место расположения этой «птички», знали что-то недоступное нашему пониманию. А может, нас просто захлестнуло позитивными эмоциями, от ощущения успешно выполненной миссии.
Пока я собирал оборудование, Дима в сильно возбужденном состоянии носился вокруг Колибри, пытаясь в почти полной темноте снять видео и наземные кадры.
Одна мысль меня сверлила по дороге к машине — нужно всегда бороться, даже тогда, когда кажется, что все уже потеряно, что не успели, не нашли.
Источники:
http://darkbook.ru/publ/peru/pustynja_naska/30-1-0-49
http://olegbaranovskyi.com/publ/turisticheskaja_ehnciklopedija/chudesa_sveta/pustynja_naska_peru/192-1-0-315
http://www.airpano.ru/360photo/Nazca-Lines-Peru/