Интерес к Астафьеву- интерес огромного количества современников. Каждое его произведение, каждое выступление в прессе -делалось общественным событием, его учат в школе, он входит в хрестоматии, трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И, тем не менее, книги о нем не увидеть. Ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые он в нас будит, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы.
Откуда в нем это? Ведь он не отвечает на наши конкретные вопросы : «Как жить»? «В чем смысл жизни» Нравоучительными полными ответами, эти же вопросы он задает и себе: «Что за судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья? Все ли делал для счастья других. Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
Но читая его находишь ответы в себе, стараешься строже жить, задумываться над словом, над совершенным поступком.
Его биография почти полностью отражена в творчестве.
«Родился я при свете лампы в деревенской бане. Об этом рассказывала бабушка» Так начинается биография героя повести «Звездопад» Мишки Ерофеева, а могла бы начаться и биография самого автора. Именно так он родился, — в бане, при свете лампы в ночь на второе мая 1924 года, в большом селе на берегу Енисея- Овсянке. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реках свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них.
Мать осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать этот образ бытовыми подробностями.
В автобиографическом очерке «Сопричастный» он написал: « Если бы мне было дано повторить жизнь, — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат.
Лишь одно я бы попросил у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас. »
Не будь бы сиротства, он и « Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге, как в большой сибирской земле всю свою родню, всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, и согреть нас, читателей, воспоминаниями о своем детстве, своей родне, своих соседях.
О своем отце Виктор Петрович пишет: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и не маленько хвастун. »
Скитание и беспризорничество детей не смущали отца, не тяготили его. При всей своей бесшабашности он много чего дал своему Витьке: веселую твердость перед обстоятельствами, умение построить из этих обстоятельств «сюжет», «наплести семь верст до небес» из самого обычного факта. Таким был и дед Астафьева по отцу. Вскоре отец снова женится. За этим в жизни Астафьева следует бродяжничество, детдом, надрыв в отношениях с родителями, ненависть к мачехе, равнодушие родственников.
Об этой странице своего отрочества писатель скажет в своей автобиографической книге «Последний поклон».
Осенью 1942 года Астафьев уходит добровольцем на фронт. Его военная биография не отражена полностью в творчестве. Но о его участии в этом страшном праведном деле мы читаем со страниц его рассказов, книг о войне: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». Астафьев был один из немногих, кто показывал всю грязь и мерзость войны. Его книги говорили о войне не с точки зрения победы, а с интонацией трудной и горестной, без всякого пафоса и показного героизма. Он говорил о войне как о тяжелой, грязной работе, о том, как она ломает жизни и судьбы, как трудно оставаться личностью. В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям.
За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».
На войне он и познакомился со своей будущей избранницей — Марией Семеновной Корякиной, с которой прожил 50 лет. Осенью 1945 года они вместе демобилизовались из армии и приехали в ее город Чусовой на западном Урале. Тяжелые ранения лишили его фэзэошной профессии -остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы все были случайны и ненадежны: слесарь, грузчик, плотник, мойщик мясных тушь. Жил, в общем то, не очень весело. Но однажды попал на занятие литературного кружка при газете « Чусовой рабочий». После этого заседания он за ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек», который и был опубликован в газете. Это было в 1953 году. С этого времени началась его литературная деятельность в качестве литсотрудника газеты с 1951-1955 годы. На страницах этой газеты он помещал многочисленные корреспонденции, статьи, очерки, рассказы.
В жизни Астафьева всегда так было, что каждый отрезок был одновременно горьким и сладким, и безысходным, и со всегда мерцающей надеждой. И счастье рождения детей, и ужас, горе похорон двух дочек, сиротство внуков. И голод, и холод, и болезни, и мудрость, и верность единственной жены, посвятившей ему всю себя. Мария Семеновна Астафьева- Корякина тоже писала, одно из ее произведений- автобиографическая повесть «Знаки жизни». Виктор Петрович очень любил слушать рассказы жены, она очень остроумная, сравнения меткие, фразы отточенные. Но Мария Семеновна решила, что двум писателям в семье жить трудно- без нее литература обойдется. Трудолюбию Марии Семеновны можно только позавидовать. Сейчас она, по сути дела живет в музее. В квартире пронумерована каждая вещь, книги кассеты. Она сделала видеозаписи интерьера. В шкафу Виктора Петровича все, вплоть до галстуков, сложено так, как было при нем. В рабочем кабинете Марии Семеновны, который она приспособила в маленькой комнате, стоят книги, которым Виктор Петрович порадовался бы, но он их уже не увидел. Среди них книга «Крест бесконечный». В ней собрана многолетняя переписка Виктора Астафьева с литературоведом Валентином Курбатовым.
В 1953 году вышла его первая книга- сборник рассказов «До будущей весны».
В 1958 году принят в члены Союза писателей РСФСР.
В 1967 году появляется автобиографическая повесть «Последний поклон»,
которую писатель закончил не так давно.
Русский писатель, если судьба заносит его далеко от родного города или деревни, непременно старается , если не совсем вернуться туда, то хоть каждый год приезжать.
Астафьев пожил и Перми, и в Вологде, но вот не удержался там, сначала просто регулярно ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь, в родной своей Овсянке поставил себе дом напротив бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять родную землю детства. И восславил он эту землю прекрасным произведением «Царь- рыба», описав Сибирь просторно, подробно, крупно и нежно.
Читать еще: Кто сказал за попытку спасибо. За попытку – спасибо
Книги В. Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Японии, США, Греции и др..
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где- то гремит война, «Ненаглядный мой».
Он часто встречался со своими читателями, земляками и, помня детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов. На одной из фотографий запечатлена встреча Астафьева с воспитанниками детдома. Он рассказывает о своем детстве, и воспитанники понимают его с полуслова. Он ведь свой, гоже бывший беспризорник. Но в голосе писателя ощущается грусть, когда он говорит: « Ваши сегодняшние беды, ребята, это только беды. Вот вы сейчас в детдоме худо- бедно, но одеты, напоены и накормлены. А завтра выйдете во взрослую жизнь, и каково вам там придется. Надо много работать и учиться, чтобы выстоять.»
Пытались вовлечь Астафьева в политику. И есть фотографии, рассказывающие о встречах Астафьева с ведущими политическими деятелями страны, о которых Виктор Петрович писал: « . Но я не могу сейчас видеть эти жизнерадостные улыбки кремлевских обитателей, потому что я ж в деревне живу, куда- то езжу и я знаю, в каком положении находится Россия»
До самого последнего дня работал. Не до полуночи уже, под строгим присмотром жены, но работал. В эти осенние месяцы в одном из иркутских издательств вышла его очередная книга «Пролетный гусь».
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Памятником В. П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка, построенная по его инициативе и ставшая центром Всероссийских конференций «Литературные встречи в русской провинции».
А в своем завещании Виктор Петрович писал: « И еще желал бы я, чтоб наша квартира была сохранена, как и небольшая усадьба в родном селе Овсянке- дом, флигель и родной мне участок, примыкавший к жилью, о чем я уже сделал распоряжение, — как квартира- музей, чтоб ей был присвоен статус музея. Это будет свидетельством нашей жизни и работы и, надеюсь, явиться достойным вкладом в Возрождение культуры нашего Отечества.»
- Таким он был. о писателе В. П. Астафьеве
- Будьте всегда в Настроении
- Писатель Виктор Астафьев: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
- От Masterweb
- Семья мельника
- Арест отца
- Смерть матери
- Состав из блокадного Ленинграда
- Солдатик Астафьев
- Фильм об Астафьеве
- Страшная правда о войне
- Семья Виктора Астафьева
- Раннее творчество Виктора Астафьева
- Особенности военной прозы
- «Прокляты и убиты»
- Память
Таким он был. о писателе В. П. Астафьеве
Интерес к Астафьеву- интерес огромного количества современников. Каждое его произведение, каждое выступление в прессе -делалось общественным событием, его учат в школе, он входит в хрестоматии, трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И, тем не менее, книги о нем не увидеть. Ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые он в нас будит, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы.
Откуда в нем это? Ведь он не отвечает на наши конкретные вопросы : «Как жить»? «В чем смысл жизни» Нравоучительными полными ответами, эти же вопросы он задает и себе: «Что за судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я этого счастья? Все ли делал для счастья других. Не разменял ли так тяжко доставшуюся жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?
Но читая его находишь ответы в себе, стараешься строже жить, задумываться над словом, над совершенным поступком.
Его биография почти полностью отражена в творчестве.
«Родился я при свете лампы в деревенской бане. Об этом рассказывала бабушка» Так начинается биография героя повести «Звездопад» Мишки Ерофеева, а могла бы начаться и биография самого автора. Именно так он родился, — в бане, при свете лампы в ночь на второе мая 1924 года, в большом селе на берегу Енисея- Овсянке. Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реках свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, и в каждой из них.
Мать осталась в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением, и он не стал отягощать этот образ бытовыми подробностями.
В автобиографическом очерке «Сопричастный» он написал: « Если бы мне было дано повторить жизнь, — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат.
Лишь одно я бы попросил у своей судьбы- оставить со мной маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас. »
Не будь бы сиротства, он и « Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге, как в большой сибирской земле всю свою родню, всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, и согреть нас, читателей, воспоминаниями о своем детстве, своей родне, своих соседях.
О своем отце Виктор Петрович пишет: « Папа мой, деревенский красавчик, маленько гармонист, маленько охотник, маленько парикмахер и не маленько хвастун. »
Скитание и беспризорничество детей не смущали отца, не тяготили его. При всей своей бесшабашности он много чего дал своему Витьке: веселую твердость перед обстоятельствами, умение построить из этих обстоятельств «сюжет», «наплести семь верст до небес» из самого обычного факта. Таким был и дед Астафьева по отцу. Вскоре отец снова женится. За этим в жизни Астафьева следует бродяжничество, детдом, надрыв в отношениях с родителями, ненависть к мачехе, равнодушие родственников.
Об этой странице своего отрочества писатель скажет в своей автобиографической книге «Последний поклон».
Осенью 1942 года Астафьев уходит добровольцем на фронт. Его военная биография не отражена полностью в творчестве. Но о его участии в этом страшном праведном деле мы читаем со страниц его рассказов, книг о войне: «Пастух и пастушка», «Звездопад», «Горсть спелых вишен». Астафьев был один из немногих, кто показывал всю грязь и мерзость войны. Его книги говорили о войне не с точки зрения победы, а с интонацией трудной и горестной, без всякого пафоса и показного героизма. Он говорил о войне как о тяжелой, грязной работе, о том, как она ломает жизни и судьбы, как трудно оставаться личностью. В тяжелых боях он был ранен, много лежал по госпиталям.
За войну Виктор Петрович награжден орденом Красной звезды и медалями «За отвагу», «За победу над Германией», «За освобождение Польши».
На войне он и познакомился со своей будущей избранницей — Марией Семеновной Корякиной, с которой прожил 50 лет. Осенью 1945 года они вместе демобилизовались из армии и приехали в ее город Чусовой на западном Урале. Тяжелые ранения лишили его фэзэошной профессии -остался один глаз, плохо слушалась рука. Работы все были случайны и ненадежны: слесарь, грузчик, плотник, мойщик мясных тушь. Жил, в общем то, не очень весело. Но однажды попал на занятие литературного кружка при газете « Чусовой рабочий». После этого заседания он за ночь написал свой первый рассказ «Гражданский человек», который и был опубликован в газете. Это было в 1953 году. С этого времени началась его литературная деятельность в качестве литсотрудника газеты с 1951-1955 годы. На страницах этой газеты он помещал многочисленные корреспонденции, статьи, очерки, рассказы.
Читать еще: Поле битвы — сердца детей. Валентин Распутин
В жизни Астафьева всегда так было, что каждый отрезок был одновременно горьким и сладким, и безысходным, и со всегда мерцающей надеждой. И счастье рождения детей, и ужас, горе похорон двух дочек, сиротство внуков. И голод, и холод, и болезни, и мудрость, и верность единственной жены, посвятившей ему всю себя. Мария Семеновна Астафьева- Корякина тоже писала, одно из ее произведений- автобиографическая повесть «Знаки жизни». Виктор Петрович очень любил слушать рассказы жены, она очень остроумная, сравнения меткие, фразы отточенные. Но Мария Семеновна решила, что двум писателям в семье жить трудно- без нее литература обойдется. Трудолюбию Марии Семеновны можно только позавидовать. Сейчас она, по сути дела живет в музее. В квартире пронумерована каждая вещь, книги кассеты. Она сделала видеозаписи интерьера. В шкафу Виктора Петровича все, вплоть до галстуков, сложено так, как было при нем. В рабочем кабинете Марии Семеновны, который она приспособила в маленькой комнате, стоят книги, которым Виктор Петрович порадовался бы, но он их уже не увидел. Среди них книга «Крест бесконечный». В ней собрана многолетняя переписка Виктора Астафьева с литературоведом Валентином Курбатовым.
В 1953 году вышла его первая книга- сборник рассказов «До будущей весны».
В 1958 году принят в члены Союза писателей РСФСР.
В 1967 году появляется автобиографическая повесть «Последний поклон»,
которую писатель закончил не так давно.
Русский писатель, если судьба заносит его далеко от родного города или деревни, непременно старается , если не совсем вернуться туда, то хоть каждый год приезжать.
Астафьев пожил и Перми, и в Вологде, но вот не удержался там, сначала просто регулярно ездил, а потом и вовсе перебрался в Сибирь, в родной своей Овсянке поставил себе дом напротив бабушкиной избы, чтобы уже никогда не оставлять родную землю детства. И восславил он эту землю прекрасным произведением «Царь- рыба», описав Сибирь просторно, подробно, крупно и нежно.
Книги В. Астафьева переведены и изданы во многих странах: Франции, Голландии, Японии, США, Греции и др..
По произведениям Астафьева сняты кинофильмы «Сюда не залетали чайки», «Таежная повесть», «Звездопад», «Где- то гремит война, «Ненаглядный мой».
Он часто встречался со своими читателями, земляками и, помня детдомовское детство, всячески помогал ребятам из детских домов и интернатов. На одной из фотографий запечатлена встреча Астафьева с воспитанниками детдома. Он рассказывает о своем детстве, и воспитанники понимают его с полуслова. Он ведь свой, гоже бывший беспризорник. Но в голосе писателя ощущается грусть, когда он говорит: « Ваши сегодняшние беды, ребята, это только беды. Вот вы сейчас в детдоме худо- бедно, но одеты, напоены и накормлены. А завтра выйдете во взрослую жизнь, и каково вам там придется. Надо много работать и учиться, чтобы выстоять.»
Пытались вовлечь Астафьева в политику. И есть фотографии, рассказывающие о встречах Астафьева с ведущими политическими деятелями страны, о которых Виктор Петрович писал: « . Но я не могу сейчас видеть эти жизнерадостные улыбки кремлевских обитателей, потому что я ж в деревне живу, куда- то езжу и я знаю, в каком положении находится Россия»
До самого последнего дня работал. Не до полуночи уже, под строгим присмотром жены, но работал. В эти осенние месяцы в одном из иркутских издательств вышла его очередная книга «Пролетный гусь».
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Памятником В. П. Астафьеву стала библиотека в селе Овсянка, построенная по его инициативе и ставшая центром Всероссийских конференций «Литературные встречи в русской провинции».
А в своем завещании Виктор Петрович писал: « И еще желал бы я, чтоб наша квартира была сохранена, как и небольшая усадьба в родном селе Овсянке- дом, флигель и родной мне участок, примыкавший к жилью, о чем я уже сделал распоряжение, — как квартира- музей, чтоб ей был присвоен статус музея. Это будет свидетельством нашей жизни и работы и, надеюсь, явиться достойным вкладом в Возрождение культуры нашего Отечества.»
Будьте всегда
в Настроении
Писатель Виктор Астафьев: биография, семья, творчество, интересные факты из жизни
От Masterweb
Биография Виктора Астафьева — яркий пример того, насколько страшно корежат судьбу простого человека революция и события, с ней связанные. Воспоминания детства и отрочества он отразил в своих произведениях – в них писатель рассказал о раскулаченных родственниках. Большая часть их погибла по дороге в Сибирь.
Излагая биографию Виктора Астафьева, невозможно не вспомнить и о годах войны, начавшейся в 1941 году. Но почему-то о ней писатель говорил не так много, как о деревенской жизни, а роман «Прокляты и убиты» так и не был завершен.
Семья мельника
Биография Виктора Астафьева началась в 1924 году — в тяжелые времена для всей России, особенно для крестьян, привыкших к труду. Будущий писатель появился на свет в селе Овсянка Енисейской губернии. Эти края он не раз опишет в своих произведениях. Астафьев был правнуком мельника — столетнего старика, который к началу раскулачивания, мало что уже не понимал. Прадеда вместе с многочисленной родней выгнали из дома, а затем и вовсе отправили в Сибирь. По дороге старый мельник умер.
Предусмотрительный дед будущего прозаика вовремя отселил своего сына. Таким образом он спас жизнь Петру Астафьеву — пьющему, легкомысленным человеку — и его семье. Но вскоре произошло очередное несчастье. В биографии Виктора Астафьева много печальных фактов. Один из них — арест отца.
Арест отца
После того как родственники были отправлены в Сибирь, родители Виктора пошли работать в колхоз. Отец был человеком несерьезным — всю жизнь гулял и куролесил. Мать работала за двоих, если не за десятерых. Однажды Петр Астафьев устроил аварию на мельнице. Такое было не впервой. Но поскольку мельница была уже социалистическим имуществом, его обвинили во вредительстве и отправили на строительство Беломоро-Балтийского канала.
Смерть матери
Вскоре погибла жена Петра Астафьева — утонула в реке Енисее во время очередной поездки к мужу. Сестер и братьев у Виктора не было: остальные дети Астафьева умерли во младенчестве. Так семилетний мальчик остался один. Родственников не осталось. Отец, вернувшись спустя пять лет из лагеря, завел новую семью.
Состав из блокадного Ленинграда
Сперва Виктор один жил в заброшенном доме. После его направили в интернат для детей-сирот. Он окончил школу, затем железнодорожное училище. Устроился на работу на станцию сцепщиком. Когда началась война, Виктор Астафьев, как и другие сотрудники железной дороги, получил бронь. Но произошел случай, который решил судьбу будущего писателя.
Однажды приехал состав с ленинградцами. Это произошло после того, как блокада была прорвана. Вагон был наполнен мертвыми телами – почти все жители осажденного города умерли по дороге. Это зрелище оказало сильнейшее впечатление на молодого Астафьева. Он отправился на фронт добровольцем. А дальше начались события, о которых в советское время не принято было рассказывать.
Солдатик Астафьев
Писатели, авторы военной прозы, много лет рассказывали о подвигах советских солдат. Войну они представляли чем-то героическим и даже красивым. Но на самом деле все было иначе. Астафьев однажды сказал, что прозаики и поэты, которые врут о войне, совершают страшное преступление.
Читать еще: Самые необычные голоса. Удивительные голоса мира
Войну Виктор Астафьев прошел простым солдатом. Сначала был водителем, затем артразведчиком, под конец связистом. Фото, которое можно видеть выше, сделано в 1945 году. Сам писатель его подписал «Солдатик Астафьев». За два года до того, как было сделано фото, он получил тяжелое ранение в голову.
Фильм об Астафьеве
Никита Михалков много лет работал над сценарием ко второй части «Утомленных солнцем». Для этой работы режиссеру очень важны были воспоминания именно Виктора Астафьева. Интересные факты из жизни писателя известны благодаря его произведениям, а также трехчасовой видеозаписи, которая сделана была не для телевидения, а для Михалкова. Писатель дал интервью в домашней обстановке. Позже оно было использовано для создания документального фильма, посвященного Астафьеву, — «Веселый солдат».
Писатель говорил, что в войне героического ничего нет. Это ужас, кровь, страх. Но, вспоминая о первых месяцах службы, он подчеркивал, что не все молодые солдаты боялись первого боя. Но не боялись не потому, что были очень отважным — во многих сидела ошибочная уверенность: «Кого угодно убьют, но не меня».
Страшная правда о войне
В 1944 году Виктор Астафьев попал в запасной полк. Таких как он, было много — молодых парней, рвущихся защищать родину. Но с новобранцами поступали не так, как позже, после окончания войны, показывали в советских фильмах. Молодых солдат несколько месяцев продержали в невыносимых условиях. Зимой они жили в неотапливаемых бараках, есть было нечего. Тех, кто заболевал, не лечили. В результате здоровые парни-сибиряки превращались в доходяг.
Военной подготовки как таковой не было. На фронт попали истощенные люди с потухшим взглядом, которые меньше всего были похожи на защитников родины. Вот так началась для Виктора Астафьева война, воспетая десятками его коллег — писателями, которые получали государственные премии и всяческие привилегии за рассказы о героях, бросавшихся на амбразуру. От недостатка силы и отсутствия опыта многие из них погибали в первом же бою или попадали в плен. Большинству так и не удалось принести пользу родине, сделать то, о чем они не так мечтали, записываясь в добровольцы.
Новобранцам не выдали обмундирование. Астафьев рассказывал, что еще долго он и прочие молодые солдаты были вынуждены носить гимнастерки, снятые с погибших солдат, как правило, с немцев.
В 1943 году рядовой Астафьев был награжден орденом Красной звезды. В бою он несколько раз исправил телефонную связь, благодаря чему была восстановлена поддержка артиллерийским огнем.
Семья Виктора Астафьева
В 1945 году будущий писатель демобилизовался. Он уехал на Урал, где трудился подсобным рабочим, учителем, слесарем, кладовщиком, дежурным по вокзалу. Спустя несколько месяцев после победы, Астафьев женился. Его супругой стала Мария Корякина — советская писательница. Они прожили вместе 55 лет. Мария Корякина скончалась, спустя десять лет, после смерти мужа. Дети Виктора Петровича Астафьева: дочери Лидия и Ирина, сын Андрей. В 1947 году родилась дочь Лидия, которая не прожила и года. Дочь Ирина (1948) умерла в 1987 году. Сын родился в 1950 году. Писатель воспитывал двух приемных дочерей — Викторию и Анастасию.
Раннее творчество Виктора Астафьева
Первое произведение он написал, еще будучи школьником. Это было небольшое сочинение, которое позже, спустя несколько лет после окончания войны, писатель отредактировал и опубликовал под названием «Васюткино озеро». Рассказы Виктора Астафьева для детей впервые были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Это было еще в начале пятидесятых годов.
К ранним произведениям писателя относятся «Звездопад», «Стародуб», «Перевал». Эти рассказы вызвали особое внимание критиков. В начале пятидесятых годов в журнале «Новый мир» появилась статья, автор которой говорил о прозе Астафьева так: «свежесть восприятия, живое чувство слова, зоркий глаз».
В начале своего творческого пути Астафьев писал преимущественно рассказы о деревенской жизни. Тему войны он обходил. Но как-то он прочитал повесть своего коллеги, в которой была изображена война в романтических красках. Такая подача самых страшных лет в истории 20 века, по мнению Астафьева, была преступной. Люди с детских лет должны знать, что в войне нет ничего прекрасного и героического. В юных читателях нужно воспитывать отвращение в войне. Как бороться с ложью, которая присутствует на страницах книги советских писателей? Этот вопрос не давал покоя Астафьева. До тех пор, пока он не решил написать страшную правду о войне.
Особенности военной прозы
Герои рассказа Астафьева — это солдаты, младшие офицеры. Он создал образ простого рабочего воина, на котором держится вся армия, солдата, на которого обычно вешают «всех собак». В своих книгах писатель Виктор Астафьев изобразил себя и своих однополчан, при этом противопоставил своих героев тыловикам-приживальщикам, обитавшим на протяжении четырех лет в прифронтовой зоне.
Астафьеву война снилась еще лет десять после Великой Победы. К этой теме он притрагивался очень осторожно в своих книгах. Виктор Астафьев до девяностых годов войне посвящал произведения малой прозы. К написанию романа «Прокляты и убиты» он готовился морально очень долго. Эту книгу Виктор Астафьев опубликовал спустя сорок лет после окончания Великой Отечественной войны.
Суровое изображение действительности характерно и для его произведений, повествующих о мирной жизни. Астафьев стал одним из первых, который рассказал о голоде 1933 года. В некоторых рассказах и повестях речь идет о подростковой жестокости и криминальности советского общества. Например, в «Печальном детективе» — произведении, которое шокирует реалистичностью, откровенностью. Большая часть автобиографических рассказов Астафьева вошла в сборник «Последний поклон».
«Прокляты и убиты»
Роман вышел в 1993 году. Это произведение Виктор Астафьев так и не завершил. Первая часть называется «Черная яма». Вторая – «Плацдарм». В романе описана война и события, которые ей предшествовали. Но главное в книге Астафьева — быт советских солдат и их взаимоотношения с командирами. Боевые действия в произведении, конечно же, тоже показаны.
Астафьев поднял нравственные вопросы о взаимоотношениях между людьми в военных условиях. Эпиграфом к первой части послужила цитаты из Нового Завета. Действие романа разворачивается недалеко от Бердска в конце 1942 и начале 1943 годов. В качестве эпиграфа ко второй части автор использовал выдержку из Евангелие от Матфея. Откуда такое название? У старообрядцев была легенда, согласно которой тот, кто начинает войну и братоубийства, будет проклят и убит.
В 1993 году Астафьева номинировали на премию «Русский Букер». В 2010 году на сцене театра МХАТ состоялась премьера спектакля по роману «Прокляты и убиты».
Память
Годы жизни Виктора Астафьева – 1924-2001. Этому писателю посвящено несколько книг и фильмов, в том числе вышеупомянутая документальная кинолента. Его произведения были не раз экранизированы. Фильмы по книгам Астафьева: «Таежная повесть», «Где-то гремит война», «Звездопад», «Сюда не залетали чайки».
Виктор Астафьев скончался в 2001 году от инсульта. Последние годы провел в родных краях – недалеко от Красноярска. Похоронен на кладбище, которое расположено вблизи деревни Овсянки.
В родном селе писателя открыта библиотека, названная в его честь, и мемориальный дом-музей. В центре Красноярска есть памятник Виктору Астафьеву. На доме в Перми, где писатель работал в шестидесятые годы, установлена мемориальная доска.
Виктор Астафьев – писатель, чьи произведения входят в школьную программу. Его творчество изучают студенты факультета филологии. Книга Астафьева стоит читать не только из-за высокой художественной ценности, которой они обладают. В них правда, о которой из представителей его поколения сказать осмелились немногие.
Источники:
http://www.proza.ru/2009/12/21/270
http://www.proza.ru/2009/12/21/270
http://www.nastroy.net/post/pisatel-viktor-astafev-biografiya-semya-tvorchestvo-interesnyie-faktyi-iz-jizni