Почему мы любим детективы.

Вот уже несколько лет телезрители по всему миру с нетерпением ждут выхода новых серий американского телесериала «Касл», рассказывающего детективные истории из жизни успешного писателя Ричарда Касла и сотрудника полиции Кетрин Беккет. Вы узнаете, почему для того, чтобы найти актрису на роль Кетрин Беккет, потребовалось устроить пробы для 125 актрис. Действительно ли Сьюзан Салливан, сыгравшая мать писателя, умудрилась победить в кастинге благодаря своей фотосессии для журнала Playboy? Что общего у Ричарда Касла и Брюса Уиллиса? Помимо описания всех персонажей, актеров, сыгравших их, сюжетов, сценариев, историй со съемочной площадки, в книге содержится подробный анализ криминальных историй, послуживших основой для романов о Никки Жаре. Гид станет настоящей энциклопедией для будущего автора детективов, ну или серийного убийцы. Ведь, как сказал однажды Ричард Касл: «…есть две категории людей, размышляющих об убийствах: маньяки и детективщики. Я из той, которой платят больше…»

Оглавление

  • Предисловие
  • Создатель Эндрю Марлоу
  • Почему мы любим детективы?
  • Актер Натан Филлион
  • Писатель Ричард Касл
  • Второе имя Касла
  • Агент Деррик Сторм
  • Личная жизнь миллионера

Из серии: Сериал, который покорил мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Касл. Обратная сторона Жары (Е. В. Первушина, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Почему мы любим детективы?

Детективный сюжет похож на охоту.

Преступник оставляет следы. Самый крупные из них – место преступления и труп.

В викторианскую эпоху Шерлоку Холмсу порой приходилось расследовать ограбления без убийств (например, в рассказах «Голубой карбункул» или «Союз рыжих»). Извращенные идеи, приходящие в ум, который обуяла нажива, интересовали и ужасали читателей не меньше, чем окровавленные тела. Теперь же романы и фильмы об ограблениях чаще проникнуты симпатией к преступникам, и мы напряженно следим за их приключениями, пытаясь угадать, что эти хитрецы придумали, и удастся ли им дерзкая затея. Но, к счастью, мы еще не разучились ужасаться убийствам.

Итак, убийство. Следователь внимательно осматривает место преступления и труп, пытаясь мысленно воссоздать картину случившегося. В этом ему помогают судебные медики и различные эксперты. Следователь выясняет, в чем именно была причина убийства и кто мог его совершить, то есть определяет круг подозреваемых. Теперь он должен планомерно изучать его, помня, что преступник попытается затаиться, а то и перевести подозрение на кого-то другого. Следователь будет знакомиться с прошлым этих людей, ища в нем связи, которые могут привести к преступлению, искать следы его подготовки, иногда едва различимые: перевод денег с одного счета на другой или частые визиты подозреваемого на определенный интернет-сайт. Следователь может ошибаться, идти по ложному пути, но он будет упорен, неутомим и рано или поздно поймет, кто настоящий убийца и как вывести его на чистую воду.

Детективный сюжет похож на войну.

Следователь и преступник вступают в смертельную схватку. На стороне следователя – его соратники и помощники. Преступник может быть один, но тогда он, как правило, обладает незаурядным умом или другими способностями, которые делают из него серьезного противника.

Иногда за преступником стоит целая армия.

Он может оказаться членом преступного синдиката, сектантом, мафиози.

Он может быть полицейским, агентом ФБР, АНБ, ЦРУ или даже крупным правительственным чиновником, что делает работу следователя особенно тяжелой.

В ходе борьбы с преступником следователь может потерять своих союзников. Их могут убить, покалечить, арестовать по ложному обвинению, или они могут разочароваться в идеях следователя и отвернуться от него. Может быть, они даже поверят, что преступник оклеветан, и начнут ему помогать. Следователя могут обманывать и предавать. Наконец, он может сам засомневаться в своей правоте, испугаться силы, с которой, как ему кажется, он не совладает. Но мы знаем, что в отличие от реальной жизни, как бы ни была безнадежна ситуация, следователь всегда найдет в себе душевные резервы для продолжения борьбы, обретет новых союзников, обнаружит новые доказательства и в конце концов победит. Следователь может даже погибнуть (как Деррик Сторм в последнем романе Касла о нем), однако преступник все равно понесет наказание. Даже самый мужественный солдат может погибнуть, но армия добра должна победить. В этом состоит один из базовых законов детектива, ради этого мы их и читаем.

Читать еще:  Будьте всегда в настроении. Братья карамазовы

В повседневной жизни справедливость побеждает не так уж часто. К тому же мы не всегда способны понять, что справедливо в той или иной ситуации, поэтому нам всегда нравятся истории, где добро и зло четко расставлены по местам, при этом добро неизменно торжествует.

Детективный сюжет восстанавливает справедливость.

«Преступление должно быть наказано» – таков лейтмотив любого детективного повествования.

Казалось бы, какой интерес читать роман или смотреть фильм, если финал заранее известен? Но интерес есть – очень сильный и глубокий, относящийся к базовым принципам, на которых строится человеческая личность. Преступление должно быть наказано, потому что иначе остается неудовлетворенным чувство справедливости, присущее каждому человеку. Привыкнув к тому, что природа надежна и постоянна – брошенный камень падает на землю, за летом следует осень и так далее – мы хотим построить общество на таких же незыблемых законах. Покарать преступника – справедливо, и мир, в котором его настигло возмездие, справедлив. И хотя бы на секунду поверив, что мы живем в таком мире, можно уснуть спокойно.

Иногда детектив, узнав правду, отпускает преступника, потому что считает, что именно убийство восстановило справедливость. К примеру, функцию высшего судьи периодически брал на себя знаменитый Шерлок Холмс. Крайне редко преступнику удается ускользнуть, выйти сухим из воды. Эти истории очень грустные – они, как правило, вызывают у нас чувство негодования или даже отвращения. Писатели, которые пишут детективные романы с подобным финалом, и режиссеры, снимающие такие фильмы, очень рискуют. Впрочем, скорее всего, они идут на риск, чтобы вызвать у нас то самое негодование, а с ним и инстинктивное желание как-то изменить реальный мир.

«Удовольствие не в том, что ты знаешь, кто убийца. Нужно научиться получать удовольствие от самого рассказа, позволяя ему раскрыться как великолепному маку». (Ричард Касл)

Все же в подавляющем большинстве детективов добро побеждает, и творчество вымышленного Касла или реального Марлоу направлено на удовлетворение нашего чувства справедливости, которому так сильно порой достается в повседневной жизни. Поэтому мы так любим их.

Оглавление

  • Предисловие
  • Создатель Эндрю Марлоу
  • Почему мы любим детективы?
  • Актер Натан Филлион
  • Писатель Ричард Касл
  • Второе имя Касла
  • Агент Деррик Сторм
  • Личная жизнь миллионера

Из серии: Сериал, который покорил мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Касл. Обратная сторона Жары (Е. В. Первушина, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Почему мы любим детективы

Детективный жанр, пожалуй, самый популярный как в литературе, так и в кино, недаром в сериалах преступников ловят все кому не лень, а книжки-покеты в ярких красочных обложках продаются как горячие пирожки. За что же мы так любим детективы?

Уход от реальности

Конечно, любой детектив – это прежде всего уход от реальности. Лучший способ забыть о собственных трудностях и неприятностях – окунуться в мир фантазий. Причем чем более невероятными они являются, тем охотнее мы в них верим. Вот только не все могут и умеют фантазировать, это особый дар и не всем он дан от природы. И тут на помощь приходят плоды чужих фантазий – книги и фильмы.

Читать еще:  Пословицы про работу в команде. Цитаты про коллектив

Но ведь забытье (а именно его мы в таких случаях ищем) нам дарят не только детективы, кто-то предпочитает женские или приключенческие романы, кто-то – «мыльные оперы» или фэнтези, ведь со своей задачей они справляются ничуть не хуже. Значит, дело не в самом детективном жанре, а в людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений.

Интеллект и логика

Детективы предпочитают люди, которым нравится мыслительный процесс, интересны логика событий и мотивация человеческих поступков. Им важно не просто отвлечься, а разобраться в причинно-следственных связях, вникнуть в детали, понять психологию действующих лиц, особенно если сюжет не прямолинейный, а многослойный. Это захватывающий и увлекательный процесс, но он предполагает определенный уровень интеллекта и образования. Поэтому справедливо будет сказать, что люди, этими качествами не обладающие, детективов не читают – они кажутся им нудными и неинтересными.

Тайна и интрига

Не меньше привлекает читателей детективов и тайна, сопутствующая любой детективной истории. Детективы предпочитают люди, которым интересно постигать ее не сразу, а постепенно узнать, что случилось и почему. В отличие от читателей и зрителей, которым важно априори знать, что добро победит зло, им интересна интрига, без которой невозможен ни один детектив.

Уверенность в себе

Помимо высокого уровня развития любителей детективов отличает и уверенность в себе, которая в процессе чтения или просмотра фильма еще больше укрепляется: оказывается, мы с автором думаем одинаково. А если повезет, то и превзойти его. Как отмечали авторы сценария культового фильма «Берегись автомобиля», зритель любит детективные фильмы, потому что им приятнее чувствовать себя умнее того, кто сочинил всю эту историю.

Более того, такие читатели не боятся неожиданной развязки, они готовы к любому развитию событий. В то время как людям мягким и неуверенным в себе нужна предсказуемость не только в жизни, но и в искусстве. И там, и там они одинаково боятся оказаться втянутыми в ситуацию, из которой они не смогут выбраться уже хотя бы потому, что из нее вообще не существует единственного правильного и внятного выхода.

Скрупулезность, дедукция и аналитика

Любителям детективного жанра свойственны также такие качества, как скрупулезность и дедукция. Им интересно не только узнать «кто убийца», но и самим докопаться до причин того, почему сложилась та или иная ситуация. Как правило, читатели детективов не работают в следственных органах и не являются юристами (и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и умеют анализировать полученные данные, более того, это доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Что полезного в детективах

Детективы традиционно отказываются причислять к «высокой» литературе. Литературные эстеты не желают о них даже слышать, а того, кто замечен с подобным «чтивом» в руках, подвергают остракизму. Доходит до того, что люди начинают скрывать свою любовь к криминальному жанру. А между тем большинство детективных историй вовсе не рассчитаны на индивидов с низким уровнем интеллекта и даже способны принести немало пользы…

Возьмем, к примеру, Александру Маринину, Полину Дашкову или Татьяну Полякову, которые считаются символами российского «женского» детектива. Да, может быть, их произведения и не являются литературными шедеврами в привычном смысле этого слова, но ведь авторы и не ставят перед собой задачи стать «властителями умов»! Их сюжеты достаточно оригинальны и часто заставляют задуматься. Например, романы той же Донцовой представляют собой настоящую «энциклопедию русской жизни». Из них мы можем узнать о том, как живут представители всех слоев общества – от верхов до самых низов. Кроме того, из детективов можно почерпнуть массу полезной информации, о которой даже не всегда прочтешь в Интернете. В том числе и практического характера, скажем, кулинарные рецепты или как решать какие-то житейские проблемы.

Читать еще:  Прозаические жанры. Что такое «проза»

Итак, какую же пользу можно извлечь из чтения детективов? Давайте по порядку.

Во-первых, детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же в конце концов окажется преступником. И таким образом мозги тренируются.

Во-вторых, они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника. Чаще всего в детективных историях вещи не упоминаются просто так: «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Допустим, в коллекции одного из персонажей есть кинжал с красивой изогнутой ручкой, отделанный драгоценностями, а в конце выясняется, что этот персонаж и есть убийца, похитивший кинжал из дома убитой им жертвы…

В-третьих, детективы расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину. Мы можем узнать не только о тонкостях работы правоохранительных органов, но и о фактах из области физики, химии, биологии, известных только специалистам, о подробностях работы журналистов, рекламных агентств, художников, о том, как снимается кино, ставятся спектакли… Именно из детективов я узнала о многих исторических фактах, литературных, научных и оккультных загадках…

В-четвертых, факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников. Так, мы узнаем о редких способах мошенничества или воровства, о том, как действуют различные злоумышленники, аферисты, сектанты… Таким образом, в один прекрасный день столкнувшись с подобной ситуацией, мы скажем себе: «Да я об этом уже читал!»

В-пятых, мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях. Перенося эти ситуации и характеры героев на наше собственное окружение, мы можем «вычислить» скрытые черты наших знакомых, понять, что от кого можно ожидать, а иногда после прочтения книги реальные события предстают перед нами совершенно в новом свете. Конечно, не стоит всякий раз подозревать в ваших знакомых потенциальных преступников, но вот расклад событий, до этого находившийся в тени, может вдруг проясниться.

Есть в детективах, правда, и свои нюансы. Например, начитавшись подобных историй, мы можем начать видеть опасную ситуацию там, где ее нет. Допустим, нам начнет казаться, что за нами кто-то следит или подслушивает, или кто-то из наших знакомых связан с бандитами. Но следует помнить, что если для детектива это норма, то в реальной жизни такие ситуации все же редкость.

Кроме того, у каждого из детективщиков есть свои художественные приемы. Допустим, преступником оказывается всегда тот из персонажей, на кого подумаешь в последнюю очередь. Или автор любит использовать одни и те же коллизии: человек, которого считали мертвым, остается в итоге жив, убийства происходят исключительно из-за наследства, из-за политики или из-за бизнеса, кто-то из персонажей не тот, за кого себя выдает, и т.п. Если подобные моменты повторяются в двух-трех книгах, то следует ожидать их повторения и в дальнейшем, поэтому читателю становится гораздо проще отыскать разгадку, а это уже не так интересно, да и мозгам меньше работы.

И все-таки не стоит отказываться от чтения детективов только по той причине, что любители «серьезной» литературы считают их «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не будете продираться сквозь философские сентенции или искать в описываемых событиях скрытый смысл. Однако, если, конечно, речь не идет о боевиках, где герои тупо мочат друг друга, то криминальный роман – это всегда нечто большее, чем жвачка для мозгов.

Источники:

http://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0_%D0%95_%D0%92_%D0%9A%D0%B0%D1%81%D0%BB_%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%96%D0%B0%D1%80%D1%8B/3
http://tsn.ua/ru/lady/psychologia/ona/pochemu-my-lyubim-detektivy-289105.html
http://www.myjane.ru/articles/text/?id=13273

Моя Дача