Поэты юмористы. Истоки сатиры в России

Говоря о магистральных направлениях русской поэзии Серебряного века, поэтических школах и отдельных группах, нельзя не упомянуть о еще одном объединении, вошедшем в историю литературы под названием «Сатирикон».

Речь пойдет не столько о сатире как жанре, сколько о поэтическом стиле (не всегда фельетонном), которому в силу разного рода обстоятельств было позволено вести себя более свободно в рамках цензуры, чем другим течениям.

Здесь сложно говорить о каком-то новаторстве — скорее о развитии богатых традиций этого жанра русской литературы, имеющего блистательных предшественников. Но во время «революционных преобразований», коими в данном случае и является рассматриваемый нами период, в сатирико-поэтической области тоже происходили если и не революционные, то все же изменения. По крайней мере, в методике, поскольку, во-первых, модернистские веяния оказывали влияние не только на литературу, но и вообще на все области искусства, во-вторых, в этом жанре работали талантливейшие поэты своего времени, о которых и пойдет рассказ в данном разделе.

1 апреля 1908 года стало символичной датой. В этот день в Петербурге вышел в свет первый номер нового еженедельного журнала «Сатирикон», который затем целое десятилетие оказывал заметное влияние на общественное сознание. Первым главным редактором журнала стал художник Алексей Александрович Радаков (1877-1942), а с девятого номера этот пост перешел к писателю-сатирику, драматургу и журналисту Аркадию Тимофеевичу Аверченко.

Редакция журнала располагалась на Невском проспекте, в доме № 9. «Сатирикон» был изданием веселым и едким, саркастическим и злым; в нем остроумный текст перемежался с язвительными карикатурами, забавные анекдоты сменялись политическим шаржем. В то же время журнал отличался от множества других юмористических изданий тех лет своим социальным содержанием: здесь, не выходя за рамки приличий, бескомпромиссно высмеивались, бичевались представители власти, мракобесы, черносотенцы. Позицию журнала в последнем пункте определяли не столько писатели и журналисты с еврейскими корнями — В. Азов, О. Дымов, О. Л. Д’Ор, сколько чистокровные русские: А. Аверченко, А. Бухов, Тэффи и другие, которые давали антисемитам куда более яростный отпор, чем их коллеги-евреи.

сатирики, как В. Князев, Саша Черный и А. Бухов, печатались Л. Андреев, А. Толстой, В. Маяковский, с иллюстрациями выступали прославленные русские художники Б. Кустодиев, И. Билибин, А. Бенуа. За сравнительно короткий срок — с 1908 по 1918 год — этот сатирический журнал (и его поздний вариант «Новый Сатирикон») создал целое направление в русской литературе и незабываемую в ее истории эпоху.

Особая заслуга в столь громкой популярности «Сатирикона» в значительной степени принадлежала даровитым поэтам — сатирикам и юмористам, сотрудничавшим в журнале.

«Сатирикон» привлекал читателей тем, что его авторы практически отказались от обличения конкретных высокопоставленных лиц. Не было у них и «общеобязательной любви к младшему дворнику». Ведь глупость везде остается глупостью, пошлость — пошлостью, а потому на первый план выдвигается стремление показать человеку такие ситуации, когда он сам бывает смешон. На смену объективной сатире приходят «сатира лирическая», самоирония, позволяющие раскрыть характер «изнутри». Особенно ярко это проявлялось в поэзии, где объектом сатирического или юмористического изображения является лирический герой.

Творчество Саши Черного, Тэффи, П. Потемкина, В. Горянского, В. Князева, Е. Венского и других ведущих поэтов «Сатирикона» было представлено на его страницах разнообразными жанрами: стихотворными шаржами, памфлетами, юморесками, пародиями, баснями, эпиграммами. Очень популярным жанром в начале XX века был фельетон (в том числе и стихотворный), привлекавший публику злободневностью, четко выраженной авторской позицией, полемичностью, остроумием.

В период расцвета журнала, в 1911 году, его издатель М. Г. Корнфельд выпустил в журнальной библиотеке «Всеобщую историю, обработанную „Сатириконом“». Авторами этого блестящего пародийно-сатирического произведения были Тэффи, О. Дымов, Арк. Аверченко и О. Л. Д’Ор; иллюстрировали книгу художники-сатириконцы А. Радаков, А. Яковлев, А Юнгер и Ре-Ми (Н. Ремизов).

Читать еще:  Смотреть истории подделок. Истории подделок

Популярности Тэффи и Аверченко в те годы трудно найти аналоги. Достаточно сказать, что сам Николай Второй с удовольствием читал этих авторов и переплетал их книги в кожу и атлас. И совсем не случайно начало «Всеобщей истории» поручили «обработать» именно Тэффи: зная, чьей любимой писательницей она являлась, возражений цензуры можно было не опасаться. Таким образом, выступая против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно попал на роль легальной оппозиции; его авторы умудрялись своим поэтическим и прозаическим творчеством делать в политике гораздо больше, чем любой политик.

Однако в мае 1913 года в журнале произошел раскол на почве финансовых вопросов. В результате Аверченко и все лучшие литературные силы покинули редакцию и основали журнал «Новый Сатирикон». Прежний «Сатирикон» под руководством Корнфельда еще какое-то время продолжал выходить, но терял лучших авторов и в результате закрылся в апреле 1914 года. А «Новый Сатирикон» продолжал успешно существовать (вышло 18 номеров) до лета 1918 года, когда был запрещен большевиками за контрреволюционную направленность.

Писатели-сатирики и их роль в обществе

Сатира – это резкое проявление комического, когда смех становится оружием в борьбе с различными человеческими пороками. С древних времен писатели-сатирики играли особую роль в обществе, их называли обличителями и правдорубами. Через иносказательность и двусмысленность своих произведений они пытались говорить о том, что было запрещено выносить на люди и то, что порой каралось законом.

Краткая история

Жанр берет свои истоки еще в Древнем Риме. Именно тогда зарождается понимание того, в чем заключается роль писателя-сатирика в обществе. Первые авторы особой формы литературного слова – Аристофан, Менандр, Луцилий и другие — создавали небольшие по объему стихи, в которых осмеивали политику того или иного правителя, жизнь знати и другие общественные факты.

Общественная роль писателя-сатирика начала складываться в Средние века, когда в Европе творили классики юмора – Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле и Мигель де Сервантес. Первые обличители церковной косности, феодального строя и романтических воззрений значительно влияли на умы мало просвещённой Европы. Заставляли видеть, оценивать и бороться с пороками века.

Особенность жанра

Сатира сознательно искажает реальность, особым образом воспроизводит действительность, где все герои и события – условные образы, отражающие пороки и жизнь отдельных людей или слоев населения. Отличительная черта этого жанра – резко отрицательная оценка происходящего. Основное оружие сатиры – гротеск и гипербола, высмеивание и обличение строится за счет внесения в текст неправдоподобного или сильно преувеличенного явления.

Зачастую сатира становится очень субъективна, потому часто писатели-сатирики сами подвергаются острой критике. Всех их можно назвать одним словом – просветители, через высмеивание общественных недостатков люди учились смотреть вглубь проблемы, видеть несовершенство и, как следствие, искать новые ориентиры. В этом и заключается суть сатиры – утверждение высоких моральных идеалов, правды, любви, честности и свободы.

Истоки сатиры в России

Еще в XIX веке А. С. Пушкин вывел верную для всего нашего народа формулу – «поэт в России больше, чем поэт». До недавнего времени именно литература формировала самосознание и гражданскую позицию русских людей. И особенная роль здесь принадлежала писателям-сатирикам.

В России острый обличительный юмор зародился еще в Средние века, но тогда он еще блуждал среди народа в виде сказок и прибауток и передавался в устной форме. Авторы не называли себя, предпочитая анонимность, но в народе очень долго ходила и «Притча о бражнике», «Хождение Богородицы по мукам», «Сказание о Ерше Ершовиче» и другие. Влияние этих рассказов было очень велико, ведь они показывали правду жизни и позволяли увидеть людям иную точку мировоззрения, отличную от церковной.

Первые профессиональные писатели-сатирики появились в XVIII веке. А. П. Сумароков, А. Д. Кантемир создавали произведения еще по образу и стилистике древнегреческих авторов. Истинно российская сатира начала свое восхождение с басен И. А. Крылова и пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Последнее произведение буквально взорвало русское общество, до этого момента никто не пытался так остро высмеивать представителей дворянства. Популярность этого жанра становится необычайной, появляются десятки еженедельных журналов, на страницах которых печатаются памфлеты, басни, комедии, эпиграммы, раскрывающие ту или иную сторону реальности.

Читать еще:  Что сделал оноре де бальзак. Бальзак

Сатирики XIX века

С началом золотого века русской литературы сатира получает новое развитие. Смех становится по-настоящему грозным оружием, направленным уже не только на пороки отдельных людей или классов общества, а на государство и императора. Преобладает жанр фельетона, но и комедия получает особое звучание. Пьеса Н. В. Гоголя «Ревизор» получила огромную популярность у народа и яростное негодование у властей.

Писатели-сатирики XIX столетия вынуждены были постоянно находиться под пристальным присмотром руководства страны. Император и его министры чувствовали силу смеха и то, как доверяет авторам народ, потому боялись их, арестовывали, ссылали и чинили постоянные препятствия в литературной деятельности.

И как показало время, это опасение не было беспочвенным, сатира и другие направления литературы несколько десятилетий формировали сознание русских людей, показывали им реальное положение дел и призывали к борьбе за другую жизнь. Чего стоило произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», его до сих пор называют прямым призывом к революции.

Салтыков-Щедрин

Огромную роль в формировании и становлении этого жанра в нашей стране сыграл писатель-сатирик Салтыков-Щедрин. Критики называли его творчество хронологией событий Российской империи XIX столетия. Все важнейшие реформы и преобразования в государстве нашли отражение в его произведениях. Писатель наблюдал измельчание людей и морали в высших структурах власти, засилье коррупции и кумовства, что не могло не вызывать в умном человеке протест и негодование.

Сатира в книгах Салтыков-Щедрин приобретала особенно жестокое, карающее значение. Образы двух глупых генералов или губернатора с пустой головой стали частью русской культуры, актуальны даже сейчас, спустя 200 лет.

Сатира XX века

Новое столетие принесло новые, необычные художественные и моральные идеалы. В нашей стране ломалась сначала политическая структура, потом общественная и литературная. Писатели-сатирики страны советов творили в жестких условиях цензуры и страха за свою жизнь. В первой половине века еще действовали свободные юмористические журналы, но постепенно и они становились предсказуемыми в тематики и обличали преимущественно буржуазные идеалы жизни.

Этот период связан с появлением сатирических произведений И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Новый и старый мир ярко отразился в образах мошенника Остапа Бендера и бывшего дворянина Ипполита Воробьянинова. Будь эти романы написаны чуть позже, они бы уже вряд ли увидели свет, настолько сильным стало давление на свободное творчество. Яркий пример тому – М. Булгаков, цензура преследовала его всю жизнь, а одно из главных его творений — «Собачье сердце» — увидело свет только после смерти автора.

Новое время

Современная действительность устанавливает абсолютно иные законы формирования юмора. В первую очередь изменился способ подачи информации, бумага теперь не лучший способ рассказать о своем видение мира. Теперь общение с людьми происходит по телевизору или непосредственно на концертах. Да и формат самого произволения стал более емким, конкретным и адресным.

А вот роль писателя-сатирика в обществе осталась прежней – поднимать на смех пороки общества и провозглашать истинные идеалы. Сегодня существует другая проблема – объем информации и текстов в этом направление просто огромен, пишут и выступают кто попало и не всегда на высоком уровне. Потому не так просто среди этого мусора отыскать действительно ценное наблюдение, достойное называться сатирой.

Выводы

Человечество никогда не станет идеальным, не исчезнут пороки, зло или зависть. Это уже выбор каждого человека, по какому пути ему идти по жизни. Но формируется этот выбор зачастую под воздействием внешних факторов: примеров родителей, отрицательного влияния друзей, неправильного воспитания и т. д. Увидеть и заметить за собой отрицательные наклонности может далеко не каждый, и в этом случае просто необходимо встретить некое «зеркало», которое отражало бы отдельные черты мыслей и поведения.

В этом и заключается роль писателя-сатирика, его творчество позволяет увидеть себя самого в искаженном виде. Ничто не хлестнёт так сильно по совести и самолюбию, как смех, острая критика заставляет задуматься и пересмотреть привычные идеалы.

Читать еще:  Русские мультфильмы 21 века.

Топ 10 советских и российских сатириков

В наши дни популярностью пользуются различные юмористические телевизионные передачи, среди которых значатся Наша Раша, прожектор Пэрис Хилтон, Камеди клаб, Вечерний квартал. Пару десятилетий тому назад сатирики старались завоевать внимание публики.

К удивлению, многие люди успешно справлялись с поставленной задачей. В последнее время сатирики на телевидении практически не появляются. Более того, современная сатира стала обычной, так как она утратила удивительную тонкость юмора.

Аркадий Райкин

Аркадий Райкин – известный эстрадный и театральный актер.

Кроме того, он прославился в качестве:

За всю карьеру Аркадий Райкин успел не только найти сотни тысяч почитателей, но и завоевать престижные награды:

  • Герой Социалистического Труда;
  • Ленинская премия;
  • Народный артист СССР.

Можно догадаться, насколько особенной была карьера одного из самых лучших сатириков, который успел найти большое число почитателей.

Геннадий Хазанов

Геннадий Хазанов прославился сразу в нескольких ипостасях:

  • артист;
  • актер театра и кино;
  • руководитель Театра эстрады в Москве;
  • общественный деятель.

Большинство сатирических постановок предполагало, что Геннадий Хазанов будет проявлять свой талант благодаря двум образам: попугай и студент кулинарного техникума.

Михаил Задорнов

Михаил Задорнов – известный писатель-сатирик. Карьера успешно стартовала в СССР, но она продолжается и в России. Среди достижений значится почетное членство в Союзе писателей России. За все время карьеры Михаил Задорнов выпустил больше 10 книг, написанных в следующих жанрах:

  • юморески;
  • очерки;
  • пьесы;
  • путевые заметки;
  • лирические и сатирические рассказы;
  • пьесы.

Пик славы был отмечен в 1995 – 2005 годах, когда Михаил Задорнов выступал с лично написанными рассказами, посвященными особенностям жизни в Америке.

Евгений Петросян

Евгений Петросян – известный писатель-юморист, карьера которого началась в СССР. Несмотря на это, он по-прежнему радует своих почитателей искрометным талантом. В советское время каждое выступление Петросяна выпускалось на пластинках, продажи которых демонстрировали только наилучшие показатели.

Евгений Петросян достойно себя проявил в следующих направлениях деятельности:

  • писатель-юморист;
  • артист разговорного жанра;
  • ведущий юмористических передач.

Одна из самых достойных наград подтверждает, что Евгений Петросян – это настоящий народный артист РФ.

Михаил Жванецкий

Михаил Жванецкий – известный писатель сатирических рассказов. В то же время он успешно исполняет собственные произведения, проявляя актерский талант. Нужно отметить, что все произведения Жванецкого представляют собой достойное воплощение одесского шарма, который можно оценить в минимальные сроки.

Ефим Шифрин

Ефим Шифрин – известный советский и российский актер, который успешно проявляет свой талант. В большинстве случаев Ефим выступает в разговорном жанре, стараясь передать утонченный шарм своего юмора.

Аркадий Арканов

Аркадий Арканов – известная личность в юмористическом направлении искусства:

Настоящие легенды слагаются о творческой политкорректности и удивительной интеллигентности Аркадия Арканова. Именно он всегда выполняет данные обещания и вовремя приходит на встречи. Конечно, острый ум и талант находят проявления в сатире. Представленные рассказы оказываются близкими для людей любого возраста.

Семен Альтов

Семен Альтов (настоящая фамилия – Альтшулер) – известный российский и российский писатель сатирических произведений. Писатель обладает утонченным чувством юмора, которое сочетается с реальностью и человеческими способностями. В то же время Семен Альтов часто использует свой прекрасный голос для того, чтобы успешно преподносить настоящий смысл своих произведений.

Ян Арлазоров

Ян Арлазоров – известный российский представитель театрального мира. Одновременно с этим он успел стать знаменитым эстрадным артистом и даже получить премию заслуженного артиста РФ.

Коронная фраза – «Эй, мужик!», в которую на самом деле можно вложить удивительный смысл.

Ян Арлазоров в СССР не пользовался удивительной популярностью. Советские жители считали, что он обладает очень низким уровнем юмора. Несмотря на это, талант постепенно совершенствуется и, конечно, находит проявление в многочисленных сферах жизни.

Лион Измайлов

Лион Измайлов – российский писатель сатирических рассказов, сценарист, артист эстрады. Творческая деятельность успешно стартовала в 1970-ых годах. В 1979 году Лион Измайлов вошел в Союз писателей СССР, что стало подтверждением его творческого потенциала.

Возможно, XXI век порадует большим числом талантливых людей, которые обладают утонченным юмором и могут успешно проявлять его… Нужно всего лишь следить за представителями эстрады.

Видео: Топ 10 советских и российских сатириков

Источники:

http://slova.org.ru/n/satirists/
http://fb.ru/article/334132/pisateli-satiriki-i-ih-rol-v-obschestve
http://vybratpravilno.ru/top-10-sovetskih-i-rossiyskih-satirikov.html

Моя Дача