Поль дега. Школьная энциклопедия

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура XIX века Опубликовано 20.07.2017 16:39 Просмотров: 2183

Любимыми сюжетами Э. Дега были скачущие лошади, балерины на репетиции, прачки и гладильщицы за работой, одевающиеся или причесывающиеся женщины.
Самое известное произведение Э. Дега – «Голубые танцовщицы».

Тема танца – любимая тема художника, она неоднократно повторялась в его рисунках, масляной живописи и пастели. Но по красоте цветовой гармонии и композиции эта работа признана лучшей в этой тематике.
«Голубые танцовщицы» созданы им в поздний период творчества, когда зрение художника сильно ослабло, и он начал работать большими цветовыми пятнами.

Особенности творчества Эдгара Дега

Общим для всех импрессионистов, в том числе и для Дега, был интерес к сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне новым, необычным способом. А вот пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, мало интересовал Дега, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, как Клод Моне. Но трепещущие и светящиеся краски на полотнах этого художника напрямую сближают его с импрессионистами.

Полотна Эдгара Дега часто наполнены особым драматизмом образов, этот драматизм ему удаётся передать благодаря необычной композиции, смелому движению линий, сдвинутым фигурам. Иногда его картины напоминают фотографию, на которой часть сюжета остаётся за кадром.

На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни). Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. Действие, скорее всего, происходит ранним утром.
На соседнем с женщиной столике стоит графин с водой, для разбавления абсента. Для посетителей разложены газеты, закрепленные на деревянной планке, стаканчик со спичками. Через зеркало, которое находится позади пары, струится утренний свет.
Мужчина смотрит в сторону, а женщина безразлично глядит прямо перед собой. Люди вместе, но они одиноки и разобщены.
Дар наблюдения, точность и зоркость взгляда у Э. Дега были его отличительными чертами. Он легко и точно улавливал жесты, позы, характерные движения, а затем передавал их на своих полотнах с необыкновенной правдивостью.
Дега всегда тщательно продумывал композицию своих картин, делал множество набросков и этюдов. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы. Он не любил экспромта, его полотна всегда завершены и продуманны.
Если в начале профессионального пути Дега писал в традиционной манере маслом по холсту, то в зрелые годы он много экспериментировал с различной техникой или с сочетанием материалов. Часто он рисовал не на полотне, а на картоне, использовал разную технику в рамках одной картины. Дега «без устали искал новую технику».
Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Как и многие его современники, он испытал влияние японской графики с её необычными ракурсами, к которым в дальнейшем прибегал и сам. Дега выработал свой собственный, неповторимый взгляд на впечатления окружающего мира, он упорно изучал человеческое тело.

«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Его произведения ничего не воспевают. В работе надо оставлять какое-то место случаю, чтобы могли возникнуть некие чары, возбуждающие художника, завладевающие его палитрой и направляющие его руку. Но Дега, человек по своему существу волевой, не удовлетворяющийся никогда тем, что получается сразу, обладавший слишком критическим умом и слишком воспитанный величайшими мастерами, – никогда не отдавался непосредственному наслаждению в работе. Мне нравится эта суровость».
В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением). Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега.

Читать еще:  Пословицы о живописи. Цитаты о живописи

Из биографии художника

Иле́р-Жерме́н-Эдга́р де Га, или Эдга́р Дега́, родился в 1834 г. в Париже в семье управляющего французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега. Он был старшим из пятерых детей. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что стало для него серьёзнейшим ударом. Позже Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.

Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве. Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Любимыми художниками молодого Дега в то время были Энгр, Никола Пуссен, Ганс Гольбейн, он усердно копировал их работы.
Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке Энгр. Курбе и Делакруа также оказали определённое влияние на творчество Дега, но признаваемым им авторитетом до конца жизни оставался Энгр.
Эдгар Дега изучал произведения великих мастеров живописи в Лувре, несколько раз посещал Италию и знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения.
Открыв на рубеже 60-х годов XIX в. собственную мастерскую, Эдгар Дега занялся портретной живописью, а также историческими полотнами.

Но уже в начале 1860-х годов Дега вновь заинтересовался сценами из современной жизни, и в первую очередь скачками.

В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане. Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами. Но он принимал не все техники этого направления, например, не любил работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. Кроме того, точность его изображений была совершенно нетипичной для импрессионизма.
Сближало его с импрессионистами то, что он всё-таки умел уловить движение. Они – через подвижный и трепетный мир, через постоянный круговорот природы, а Дега – через движение человека.

После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было.
К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей. Выставлял свои картины лишь в немногих избранных публичных местах, это вызывало интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
К 1882 г. у него начинает резко ухудшаться зрение, он чаще начал обращаться к пастельной технике и к скульптуре.
Почти за 10 лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Он жил один. Скончался Эдгар Дега 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
«Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега).

Почему богема Парижа побаивалась остроумия Эдгара Дега, а натурщицы считали художника сумасшедшим

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В истории французского искусства вряд ли найдется художник, обладающий невероятным остроумием, литературным даром и невероятным художественным мастерством в одном флаконе, более чем у Эдгара Дега, живописца, ставшего символом эпохи импрессионизма. А о его скверном, иногда невыносимом характере, в Париже и вовсе ходили легенды.

Эдгар Дега был первенцем, рожденным в 1834 году, в обеспеченной аристократической семье, в которой позже еще родилось четверо детей. В 13-летнем возрасте Эдгар потерял мать. И отец, Огюст де Га, управляющий французским отделением крупного банка, во что бы то ни стало, хотел дать своим детям хорошее образование. На старшего Эдгара он возлагал самые большие свои надежды, мечтая, что тот станет адвокатом.

Адвокатом сын, конечно же, не стал, в силу своего характера и увлечения живописью, он стал всемирно известным художником. К тому же еще в юности, под влиянием новых демократических идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега. Именно эти идеи подвигли Эдгара в 1870 году пойти добровольцем на франко-прусскую войну. Изначально, патриотически настроенный молодой человек, страстно желавший послужить родине, позже получил лишь разочарования и потерю здоровья. Единственное, что получил взамен — много друзей.

Художник насколько был своеобразен и харизматичен, что о нем еще при жизни ходили легенды, складывались анекдоты, его личность была овеяна слухами и различного рода домыслами. А все потому, что вел художник скрытный образ жизни. Газетчиков он на дух не переносил, да и в разговорах с друзьями был весьма осторожен. Попасть к нему домой или в мастерскую дано было не всем. И при том при всем многие сами боялись попасть на его острый язык. Он не «щадил» ни врагов, ни друзей, отпуская острые подколки в их адрес. А с людьми, которые были художнику безразличны, он был всего лишь холодно вежлив. Вся богема Парижа знала и побаивалась Эдгара Дега — имеющего потрясающее остроумие и огромный талант художника не только кисти, но и слова, а также самый скверный характер.

Читать еще:  Художники слова — о чернобыльской трагедии.

Его потрясающему мастерству владеть техникой пастели завидовали живописцы, а умению владеть словами — литераторы.Так, французский поэт Поль Валери был убежден, что если можно было бы собрать все письма Эдгара Дега, в книгу, она могла бы стать потрясающими чтивом об искусстве, о жизни, о самом живописце и его окружающих.

Дега в буквальном смысле мечтая стать знаменитым, предпочитал оставаться незаметным. В то время по Парижу даже ходила шутка: «Дега хотел бы увидеть свое изображение во весь рост в какой-нибудь витрине бульваров, чтобы доставить себе удовольствие разбить ее ударом трости».

Друзья частенько над мастером подшучивали, говоря, что заставить Дега закончить картину можно только одним способом — отобрать ее у него. Мастер постоянно переписывал свои работы, дополняя новыми деталями. Что любопытно, иногда доходило даже до абсурда: он похищал или выкупал уже проданные или подаренные полотна, чтобы дописать детали или что-либо изменить, добиваясь еще более точных линий, еще более естественных поз, еще большего… совершенства.

Так, он не один десяток раз сминал скульптуру «Четырнадцатилетняя танцовщица», которую ваял из воска: «Если бы мне дали полную шапку бриллиантов, то это не доставило бы мне той радости, которую я испытал, когда сломал ее ради удовольствия начать все сначала…» И этом был весь Эдгар Дега. К слову, к концу своей жизни Дега ваял многочисленные скульптуры из воска, когда начал терять зрение. Они были обнаружены уже после его смерти в подвале дома. Из них позже были отлиты бронзовые копии, которые и по сей день хранятся в современных музеях. В основном это были изображения лошадей и танцовщиц.

Создавал художник свои всемирно известные картины, пастелью. А это, как известно, очень ненадежный и недолговечный слой красочного пигмента на поверхности картона или холста, при фиксации которого цвета значительно тускнеют. Дега, чтобы решить эту проблему, придумал выдерживать над паром готовые пастельные работы и изобрел какие-то неведомые никому способы рисования этим материалом, а также лично подбирал специальные рамы к своим картинам… На сегодняшний день многие гениальные картины художника можно увидеть только раз в несколько лет — на специальных выставках.

Искусствоведы называют мастера пастели «живописцем танцовщиц», и это сущая правда. В его наследии более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины. К слову сказать, закулисная жизнь балета была отображена художником настолько ярко и правдоподобно, что запросто можно себе представить, насколько свежим и оригинальным казалось его творчество современникам.

Балет был действительно настоящей страстью художника. На протяжении целых двадцати лет Дега систематически покупал абонементы в театр, и только лишь, спустя пятнадцать лет директор Парижского театра дал разрешение художнику писать за кулисами и на репетициях. А до того времени живописец приглашал танцовщиц к себе в мастерскую, в качестве моделей. Он делал зарисовки и эскизы, а иногда просто за ними наблюдал. Многие из них считали его сумасшедшим, не понимая, почему художник просит их ходить по мастерской и причесываться.

Между натурщицами ходили разного рода сплетни о художнике, в которых, безусловно, была огромная доля правды. «Ты знаешь, как позируют у Дега? — спросила одна натурщица у критика Гюстава Кокио, однажды встретив его в танцзале. — Так вот, женщины сидят в ваннах и моют себе зад». И действительно серия полотен в стиле «ню» была создана художником, моющимися или причесывающимися.

Художник не любил работать на пленэре, поэтому и писал в помещениях, очень многогранно передавая полумрак и искусственный свет рампы. Вероятно, Дега интуитивно прятал глаза от солнечных лучей света, берег их, предчувствуя надвигающуюся слепоту. Хрупкость и невесомость фигурок балерин представлена художником перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, а то и просто в короткие минуты отдыха. Кажущаяся простота в композиционном построении и безучастная позиция автора по отношению к своим героиням создают впечатление подсмотренной в замочную скважину чужой жизни.

К тому же Дега бы домоседом, за всю свою жизнь он совершил два значительных путешествия — в Италию и в Новый Орлеан к родственникам. Практически он был затворником в своей мастерской.

Более всего загадочна в жизни Дега — ее личная часть. Близкие и друзья характеризуют его как одновременно сдержанную, так и вспыльчивую личность, готовую в любую секунду впасть в приступ гнева. Он был неуклюж и ворчлив, что давало повод особо близким с нежностью назвать его «медвежонком».

Среди узкого круга окружающих его людей, Дега был известен как талантливый мимический актёр. Когда он брался рассказывать историю вслух, это были настоящие спектакли одного актера. Он «жестикулировал, менял голоса, строил рожи, шутил, язвил, сыпал цитатами». Особенно любимой темой художника были истории о чопорных дамах, в которых повествовал и сразу же демонстрировал окружающим как «она уселась, расправила платье, подтянула перчатки, заглянула в сумочку, покусала губы, поправила прическу, потом вуаль». и так далее.

Читать еще:  Музейные загадки. Музей, в который хочется вернуться

Для Дега женщины были отдельной, сладостной, вдохновляющей мишенью его остроумия. При этом он никогда не был женат, не сохранилось даже никаких свидетельств о стремления художника к физической близости с танцовщицами балета или натурщицами, и это невзирая на то, что большую часть своей творческой жизни художник провел именно с ними. Впрочем, дамы сердца из высшего общества у него также не было. Сам Дега никогда и никому не рассказывал о своих отношениях с женщинами. А если учесть, что художник создал еще и целый цикл работ, которые он писал в борделях и домах терпимости и, где его героинями были проститутки, иногда в через чур откровенных позах, то этот факт дает повод предположить о мужском бессилии художника.

Поль дега. Школьная энциклопедия

I

Илер Жермен Эдгар (19.7.1834, Париж, — 27.9.1917, там же), французский живописец, график и скульптор. В 1855—56 учился в Школе изящных искусств в Париже. В 1854—59 подолгу жил в Италии; изучал искусство итальянского Кватроченто. Испытал влияние Ж. О. Д. Энгра, усилившее пристрастие Д. к линейной основе живописной формы. Начал со строгих по композиции исторических картин и портретов («Семейство Беллелли», около 1858—60, Музей импрессионизма, Париж). Наметившийся у Д. в конце 1860-х гг. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. с Импрессионизмом. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города («Площадь Согласия», около 1875; «Абсент», 1876, Музей импрессионизма). Д. показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта («Женщины на террасе кафе», монотипия, пастель, 1877, «Гладильщицы», около 1884, оба произведения — в Музее импрессионизма); он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, их пластическую красоту. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Д. Искусству Д. присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного, и прозаического; передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра («Звезда», пастель, 1878, Музей импрессионизма), Д., трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд («Экзамен танца», пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Д., с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Утончённая сдержанность колорита, присущая работам 1870-х гг., со временем всё больше дополняется эффектами резкого искусственного света. Напряжённый характер обретают произведения Д. 1880—90-х гг. (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством («Голубые танцовщицы», пастель, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). В конце 1880-х — начале 1910-х гг. Д. много занимался скульптурой; в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Д. добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.

Тугендхольд Я., Эдгар Дега и его искусство, М., 1922; [Зернов Б. А.], Дега. [Альбом], Л. — М., 1965; Русакова P., Дега, М., [1968]; Lemoisne P. A., Degas et son ceuvre, v. 1—4, P., 1946-48; Cabanne P., Edgar Degas, P., 1957; L’opera completa di Degas, Mil., 1970.

Э. Дега. «Площадь согласия» (портрет виконта Лепика и его дочерей).

Э. Дега. «Гладильщицы». Ок. 1884. Музей импрессионизма, Париж.

Э. Дега. Портрет Ашиля Дега. 1865. Национальная галерея искусства. Вашингтон.

Э. Дега. «После ванны». Пастель. 1884. Эрмитаж. Ленинград.

Э. Дега. «Абсент». 1876. Пастель. Музей импрессионизма. Париж

Э. Дега. «Звезда». Пастель. 1878. Музей импрессионизма, Париж.

Э. Дега. «Проездка скаковых лошадей». Пастель. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Э. Дега. Автопортрет. Около 1862. Национальная галерея. Лондон.

II

верхний «холодный» высотный пояс Эфиопского нагорья с высоты 2400 до 4620 (г. Рас-Дашан). Средние месячные температуры для г. Аддис-Абебы (2400 над уровнем моря) от 13,9°С до17,8°С. Зимой горы свыше 3600 ненадолго покрываются снегом; эпизодические снегопады бывают в Аддис-Абебе. Осадков 1000—1500 в год. На склонах гор до высоты 3500 — леса из древовидных можжевельников, подокарпусов, дикой оливы; на высоте около 3000 леса с «куссо» (хагения абиссинская); на высоте свыше 3000 в горах и на высоких плато — заросли древовидных вересков и высокогорные тропические степи. Почвы горные красные, сильно выщелоченные под лесами. В долинах Д. — луга на темноцветных горно-луговых почвах. Ввиду сурового климата земледелие не поднимается выше 2800 (выращивается злак тефф). Главное занятие населения — животноводство (зебу, овцы, козы).

Источники:

http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-xix-veka/721-strast-k-peredache-dvizheniya-glavnaya-osobennost-tvorchestva-edgara-dega
http://kulturologia.ru/blogs/100919/44109/
http://gufo.me/dict/bse/%D0%94%D0%B5%D0%B3%D0%B0

Моя Дача