Православная живопись. Церковная живопись

Описание: Группа создана для объединения всех, кто интересуется духовной живописью, церковным искусством. Для тех, кто имеет отношение к творческим профессиям или просто увлекается творчеством и связывает свои таланты с религиозной культурой.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка
(Ульям Блейк)

Другое

Действия

939 записей Предложить новость

Нет, не хочу я крысу в дом,
Пусть год проходит со Христом,
С Его Рождественской Звездой.
Да будет Бог всегда со мной!
Показать полностью…
Пусть светит мне Его Звезда,
Мои использует уста.
Глаголом жжёт сердца людей,
Чтобы избавить от страстей.

Пусть соберёт всех в Божий храм,
Ведь Бог живёт не по углам.
Не мыши нам несут добро,
Грешно в них верить и старо.

Не с мышью жить, а со Христом.
Не со свиньёй, и не с козлом,
Пусть Бог приходит в каждый дом.
Вас с Новым годом, с Рождеством!

Пусть светит мне Его Звезда,
Мои использует уста.
Глаголом жжёт сердца людей,
Чтобы избавить от страстей.

Пусть соберёт всех в Божий храм,
Ведь Бог живёт не по углам.
Не мыши нам несут добро,
Грешно в них верить и старо.

Не с мышью жить, а со Христом.
Не со свиньёй, и не с козлом,
Пусть Бог приходит в каждый дом.
Вас с Новым годом, с Рождеством!» style=»width: 100%; height: 100%; margin: 0 0% 0% 0;» class=»thumb_map thumb_map_wide thumb_map_l al_photo»>

Сила живописи

Павел Дмитриевич Корин – известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С.Т. Коненкова, художников-карикатуристов М.В. Купреянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова (Кукрыниксов), пианиста К.Н. Игумнова, итальянского художника Ренато Гуттузо и других. Силой живописи и энергией созидания портреты Корина останутся непревзойденными шедеврами мирового искусства. «Ваши герои имеют осанку»[1], – говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. По художественному стилю портреты Павла Корина сопоставимы с портретами его наставника – М.В. Нестерова. Особое место в наследии художника занимают удивительные изображения людей Церкви, сделанные в процессе подготовки к, пожалуй, самой главной работе П.Д. Корина – полотну «Реквием».

Павел Корин родился 8 июля 1892 года в семье потомственных русских иконописцев, в селе Палех Владимирской губернии. Когда Павлу было пять лет, отец, Дмитрий Николаевич Корин, умер. В 1903 году Павел был принят в иконописную школу Палеха, которую закончил в 1907 году. Семья жила очень бедно, и в 16 лет Павел уезжает на заработки в Москву. Он устраивается в иконописную мастерскую К.П. Степанова при Донском монастыре, здесь он получает возможность усовершенствовать свое искусство.

Важным этапом становления Корина как художника стала работа над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1908–1917 годах. Обитель создавалась на средства великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны. В 1908–1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева в обители на Ордынке был возведен главный храм – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А.В. Щусев, художники Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Остроухов; были здесь и братья Корины – Павел и Александр. Чтобы усовершенствовать мастерство иконописца, «летом 1913 года Павел Корин архитектором А.В. Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века»[2]. Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители.

Читать еще:  Работы репина картины. Значение творчества

Эту усыпальницу для себя и тех сестер, которые первыми приняли посвящение в Марфо-Мариинской обители, Елизавета Федоровна в 1913 году просила расписать художника М.В. Нестерова. Храм-усыпальница во имя Сил Небесных и Всех святых находился под соборным храмом Покрова Богородицы. Корин был лучшим помощником Нестерова. Молодого иконописца М.В. Нестерову представила лично великая княгиня Елизавета Федоровна (это случилось еще в 1908 году).

В 1914 году в Марфо-Мариинской обители продолжались работы по отделке храма Покрова Богородицы. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ), и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Образцы росписи принимала великая княгиня Елизавета Федоровна, этим словно участвуя в их воплощении. Окончив отделочные работы, Корин, по рекомендации великой княгини Елизаветы Федоровны, для повышения художественного образования отправился в поездку по старинным древнерусским городам. Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир.

26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.

Иные профессиональные навыки Павел Корин получил в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (МУЖВЗ), куда он поступил, заработав необходимые средства, в 1912 году. Здесь его учителями живописи были Константин Коровин, Сергей Малютин, Леонид Пастернак.

Летом Корин совершил поездку в Киев, познакомился с росписью Владимирского собора, его древними фресками, мозаиками, созданными В. Васнецовым, М. Нестеровым, В. Замирайло. Посетил молодой художник и Эрмитаж в Петрограде.

По окончании МУЖВЗ в 1917 году Корин был приглашен преподавать рисунок во 2-е Государственные художественные мастерские (так теперь именовалось МУЖВЗ), где художник проработал горькие и голодные 1918–1919 годы. Чтобы физически выжить в это время разрухи и войны, Павлу Корину в 1919–1922 годах пришлось устроиться в анатомичку 1-го Московского университета; эта работа оказалась небесполезной для него и как художника: он получил возможность усовершенствовать свои знания в анатомии человека.

В Италии в 1932 году он изучает лучшие образы итальянской классики эпохи Возрождения. Поездку в Италию устроил для Корина Максим Горький. Его портрет художник напишет тогда же, а позже, уже в 1940-е годы, и портрет жены Горького Н.А. Пешковой.

Разрушение устоев православного государства в России в 1920-е годы было непоправимой ошибкой истории. В русской и советской живописи XX века Павел Корин навсегда останется религиозным живописцем, воспитанником Палеха. Его творчество развивалось, несмотря на вероломный для России Февральский переворот 1917 года и политику Советского государства. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Население СССР под руководством коммунистов отступило от веры своих дедов и отцов, повсеместно закрывались и рушились православные храмы, только монахи и схимники в монастырях святыми молитвами сохраняли веру в православную Россию. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне – его «Реквием».

Читать еще:  Что значит проблематика. Проблематика произведения

Сюжетно действие картины происходит в Успенском соборе Московского Кремля, где церковные иерархи, монашествующие и русские православные люди молятся за Россию православную. Картина была сложна для исполнения технически, ведь было задумано огромное полотно размером более чем 5 х 9 метров.

На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М.В. Нестерова. В 1901–1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) – о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу»: «Пятнадцатиаршинный пейзаж, и по нему бредут люди добрые – умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, – так писал М.В. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. – Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить»[3]. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру, и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь, и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи.

Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. На картине П.Д. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся – за святую Русь, за Православную Церковь. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года – до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Выставка «“Реквием”. К истории “Руси уходящей”», открывшаяся в ноябре 2013 года, будет продолжаться до 30 марта года текущего. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Горький покровительствовал Корину, и это давало художнику возможность спокойно работать.

Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А.Н. Толстого, ученого Н.Ф. Гамалеи, актеров В.И. Качалова и Л.М. Леонидова; посетив остров Валаам, пишет портрет М.В. Нестерова; позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С.Т. Коненкова, пианиста К.Н. Игумнова; к 1950-м годам относятся портреты художников М.С. Сарьяна и Кукрыниксов. Это монументальные произведения с совершенной композицией и цельным психологическим образом портретируемых.

Осенью-зимой 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны, Корин пишет не менее знаменитый портрет полководца Георгия Константиновича Жукова (хранится в ГТГ). Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Победы, Г.К. Жуков изображен в маршальском мундире, с многочисленными орденами и наградами.

Читать еще:  Карл брюллов знаменитый. Карл Брюллов

24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. А 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся парад Победы союзных войск. От Советского Союза именно маршал Жуков принимал парад частей армий союзников: СССР, Франции, Великобритании и США. Когда легендарный полководец вернулся из Берлина, к нему был приглашен Павел Корин: началась работа над портретом. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Жуков статен, величав и красив.

Корин оставался непревзойденным специалистом по древнерусской живописи, тонко чувствуя ее стилистику, образ мировидения, передаваемый ею. Художник был привлечен к созданию древнерусских образов в художественных мозаичных панно для актового зала Московского Государственного университета, мозаик и витражей для станций «Арбатская», «Комсомольская-кольцевая», «Смоленская» и «Новослободская» Московского метрополитена. За эти работы в 1954 году он получил Государственную премию СССР.

В 1958 году Павлу Дмитриевичу Корину было присуждено звание народного художника РСФСР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР.

В 1963 году, к 45-летию творческой деятельности художника, в залах Академии художеств была открыта его персональная выставка, ему было присвоено звание народного художника СССР.

К Корину пришла мировая слава, он посещает Италию, Францию, США; в 1965 году в Нью-Йорке, по инициативе Арманда Хаммера, была организована большая персональная выставка художника.

С 1933 года до конца жизни Павел Корин проживал в Москве на Малой Пироговской улице, где находилась и его рабочая мастерская. В 1967 году, после кончины художника, в доме на Пироговской, 16 был создан Дом-музей художника (филиал ГТГ).

Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности – одна из главных тем, волновавших П.Д. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Сам он, блестящий живописец, глубокий знаток древнерусского искусства, тонко чувствовал и литературу, и музыку, понимая глубинные связи разных родов искусства. Характерна запись, сделанная Кориным после концерта Рахманинова в Московской консерватории: «Вчера вечером был на концерте Рахманинова в консерватории. Исполнялись “Утес” – фантазия для оркестра и концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Какая сила, какая широта и какая серьезность… Гений! Надо такую силу и такую широту в живописи».

Православная жизнь в картинах русских художников. Часть первая

Представляем вниманию наших читателей художественные произведения русских живописцев, так или иначе связанных с жизнью Церкви. Здесь всё и сразу – […]

Представляем вниманию наших читателей художественные произведения русских живописцев, так или иначе связанных с жизнью Церкви.

Здесь всё и сразу – и исторические зарисовки, и бытовые сцены из жизни священников, и интерьер храмов, и портреты монахинь…

А. Морозов. Выход из церкви во Пскове. 1864

Белюкин Дмитрий Анатольевич. Старый новый храм

Матвеев Николай Сергеевич. Против воли постриженная 1887

Амвросий Оптинский с Ольгой Гончаровой.
Художник Дмитрий Болотов, 1899

К.Ф. Бодри. Крестный ход у Благовещенского собора в Московском Кремле. 1860

К. Савицкий. Встреча иконы. 1878

И.Н. Крамской Голова монаха

И.Н. Крамской Голова монаха

Молебен во время засухи. 1880
Мясоедов Григорий Григорьевич (1834—1911)

Монахи. Не туда заехали. Соловьев Лев Григорьевич

Крестный ход. 1915 Кустодиев Борис Михайлович

Источники:

http://vk.com/public44925226
http://pravoslavie.ru/69117.html
http://pravoslavie.fm/interested/pravoslavnaya-zhizn-v-kartinakh-russkih-hudojnikov/

Моя Дача