Будаев Н.М. «Очерки политической истории народов Северного Кавказа в XVI – XX вв.» (Происхождение этнонима черкес)25.06.2008 15:50VIIIПроисхождение этнонима черкес. М.Г.Волкова пишет: «Возникновение термина «черкес», этническая природа которого указывается с тюркской средой, было связано с определенными политическими событиями XIII столетия.
В монгольской хронике «Сокровенное сказание» он зафиксирован в форме — САРКАС(УТ), СЕРКЕС (УТ).
(ПРИМЕЧАНИЕ: Ф. Джамалов / САР — древнеиранский, арийский: царь, правитель, глава, главный. КАС — древнеиранский, арийский: человек. САРКАС (черкес) царский человек, человек царя, дружинник, воин.
Аналогично: КАВКАЗ(КАФ-КАС) — древнеиранский, арийский: КАФ — мировая гора в мифологии арийских народов; КАС — древнеиранский, арийский: человек)
Впоследствии имя черкес появляется во всех исторических источниках: в середине XIII в. – в арабских, персидских и западноевропейских сочинениях- с конца XIII в. в русских летописях, «История армении» уже в XIIIв., в перечне кавказских народов фиксируется имя черкесы» (М.Г.Волкова «Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа», М., 1974, с.21,23,)
Русских летописях этноним черкассы связан только с тюркскими племенами служивших в удельных княжествах. Они более известны под именем: «черные клобуки», «берендеи», «ковуи». Позже термин «черкассы» закрепился как один из этнонимов запорожских казаков. Следует отметить, что первичное ядро этого народа составили летописные «черные клобуки».По мнению Н.М. Карамзина, Н.И.Березина, П.П.Иванова, И.А. Самческого «черные клобуки» называются «черкесами». Следовательно, этот этноним употреблялся в качестве общего названия для средневековых печенежско-огузских племен: торков, узов, печенегов, черных клобуков, берендеев, ковуев и половцев.
Проф. Н.А. Аристов писал: «Можно подозревать, что и сам этноним «черкес» принесено к подножиям Кавказа союзом тюркских родов». На наш взгляд, этноним «черкес» довольно древнего происхождения, ареал его распространения довольно широк от Алтая до Дуная, где вообще не проживали адыгские народы. Древность и глубокую связь этнонима «черкес» с тюркскими народами подтверждают выдержки из трудов известных ученых К.Я.Грота и Д.Иловайского.К.Я. Грот считал, что «. хазары и авары принадлежали к тому же черкесскому племени, и что это племя в соединении с уграми действовало в южной России и на Дунае..»Д.Иловайский также отмечает, что «. по разным признакам «кациры» или «казиры» (козары — Н.Б.) были одно из черкесских племен, или черкесский народ хазар».
Что касается появления этнонима «черкес», «джаркас», «шеркес» в персидских и арабских источниках связано с мамлюками. Новые исследования показали, что адыгские народы не имеют отношения к мамлюкам Египта и Сирии. В свое четырехсотлетнее правления, мамлюки оставили множество письменных документов. Это в первую очередь арабо-мамлюкские словари, которые выпускались в XII, XIII, XIV, XV и XVI вв., кроме того, был издан трактат о военном искусстве и множество поэтических произведений. Мамлюки наладили тесные дипломатические отношения с ханами Золотой Орды, обменивались посольствами и.т.д. Особо стоит отметить, что по приказу последнего мамлюкского султана Кансухгури «Шах намэ» была переведена на тюркский язык мамлюков. Язык, на котором написаны эти произведения, наиболее близок к языку карачаево-балкарцев, кумыков и ногайцев. Более того все известные имена мамлюков в большинстве тюркские или арабские, и сами средневековые арабы их считали тюрками.И.Ф.Бламберг еще в 1834 году писал: «Черкесы. которых европейцы называют неправильно, сами себя именуют адыга, или адыхе».Этнограф Л.Я. Люлье в свое время ометил: «Не знаю почему, но мы привыкли все племена, населяющие северную покатость Кавказских гор, называть черкесами».Это отмечал и Г.Ю.Кларпот: «Черкес – татарского происхождения и составлено из слов «чер» — дорога и «кесмек» — отрезать».Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи), которые впоследствии и стали феодалами кабардинцев.Об этом писал Т. Лапинский:«В этом кратком обзоре истории черкесов я хочу опровергнуть заблуждение, которое в ходу во всей Европе. Совершенно неправильно, когда народы Кавказа абазы (адыги), также, как дагестанские племена, обозначаются именем черкесов.
Дагестанские племена также обозначаются именем черкесов. Не существует больше черкесского народа- остатки его на Кавказе сами не называют себя больше так и исчезают все больше день за днем. С гораздо большим правом можно назвать всех казаков России, за исключением Запорожцев Кубани, черкесами, так как они потомки этих старых разбойников и среди них сохранился черкесский дух»«Эти черкесы образуют еще теперь особое племя Эзден-Тлако и женятся только между собой- поэтому татарская раса сохранилась еще почти чистой среди них» (с.101).Вот как описывает Лапинский внешность черкесского князя и его сына, с которыми он был лично знаком:«Дородный с серебряной бородой, он был одним из красивейших старцев, которых я видел когда-либо. Черты лица его имели явный отпечаток степенного татарина, и среди 1000 абазов (адыгов) его можно было мгновенно распознать как чужеземца, также как и его сына Карабатыр Ибрагима, который по внешнему виду был копией своего отца. Свита также состояла почти исключительно из турок, татар и нескольких черкесских уорков» (с.289).Особых симпатий у Лапинского к татарам и черкесам не наблюдается, к примеру:«Сефер-пашу и весь татарско-черкесский сброд, который, к несчастью страны, бесчинствовал и интриговал от имени Порты, отправить в Турцию» (с.251).Т.Лапинский считал черкесов безоговорочно тюркским племенем, растворившимся в адыгской среде и дурно на нее влияющим.«Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошеных гостей, и абазов и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения» (с.163). Теофил Лапинский долгое время прожил среди адыгов, но черкесов считал тюркским инородным племенем, растворившимся в адыгской среде:«Я различаю всегда черкесов, на которых в Абхазии (Адыгее) смотрят как на непрошенных гостей, и адыгов, которые являются владельцами страны и образуют основную массу населения». (Ук. Р. с.163, 100, 205.)Важно отметить одну деталь- в определенный период, достаточно рано, на карте Константина Багрянородного в X в. побережья Черного и Азовского моря обозначена как «Касахия». Там в это время жили печенеги и половцы, а на картах XV в. Черкесия находилась между Доном и Астраханью. Существует связь между этононимами казак-черкасс, казах-шеркес.Факты подтверждающие наше предположение обнаруживаются в Казахстане, где часть казахов Младшего жуза и алабугские татары, и ныне называют себя черкесами. Убедительное подтверждение этому мы обнаружили в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» автор Шакарим Кудайберди-улу. Он пишет: «шеркесы входят в Младший жуз казахского народа». (ук. раб. с. 68). Более точные сведения мы обнаружили в работе известного историка акад. В.В.Радлова: «шеркес — подразделение казак-киргизов Малой орды, племени алачин». (ук. раб. ст. 75, 113, 287). Этот факт был также отмечен Т.Лапинским в XVIII веке, генетическую связь черкесов с казахским народом:«Черкесами называется племя в средней орде киргизов, которое во время своего кочевья зимой обычно располагается на восточном берегу Каспийского моря» (ук.р. с.72). В XVIII веке казахов часто называли киргизами. К сказанному следует добавить цитату из А. М. Байрамкулова: «Древние черкесы были одним из самых больших тюрко-аланских племен. Верность сказанного подтверждается большим количеством новых материалов. Это этноним Черкесли в Туркменистане, древнее киргизское племя черкас, крымско-татарское собственное имя Черкас, ногайское Таучеркес». В алтайском героическом эпосе встречается имя «Алтын-Чаркас».В истории Золотой Орды известен случай когда одним из претендентов на ханский престол был царевич, чингизид Хаджи-Черкес. Как известно на престол могли претендовать только чингизиды. (В.В. Похлебкин «Татары и Русь», М., с.22, 2001г.)У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают
Читать еще: Ундервуд группа. История группы ундервуд
У. Байрамуков: «На наш взгляд, адыгоязычного черкеского этноса не было ни когда, нет его и сейчас. Если имеется в виду население, живущее в КЧР и пишущиеся сейчас «черкесами», то исторические документальные источники утверждают, что беглые кабардинцы, часть беленеевцев и абазин нашедшие приют на Кубани, названны этим этническим термином после установления Советской власти в 20-30 гг. Об этом пишет проф. В.Б.Виноградов «Каких-то 150-200 лет назад, говоря словами историка XIX в.: «Под именем «черкесы» скрывается немало племен, которые носят самые различные названия, в большинстве своем выселились в Турцию после покорения Кавказа», далее: «. в период Всесоюзной перепеси 1926 года и в ближайшие последующие годы народ под именем «черкес» не зафиксирован, хотя существовали и «Адыгская» и Черкеская» автономные области. И только в начале 1930х-гг. некоторые представители адыгской интелигеции стали определять свою национальность историческим термином «черкес», а спустя каких-то 10 лет, на кануне ВОВ, 80% адыгских обитателей ЧАО в составе Ставропольского края называли себя черкесами» (В.Б.Виноградов «Средняя Кубань: земляки и соседи» Армавир, 1995, С.118).Г.Д.Чеснокова: «В начале 20 века «черкесами» стало называться все адыгское население. из переселившихся за Кубань на Карачаевскую территорию в 1820-1840-х годах беглых кабардинцев» (Г.Д.Чеснокова «Региональное кавказоведение и тюркология: традиция и современнось, Карачаевск, 1998г, с.173)И.Х.Калмыков: «За годы Советской власти различные адыгские этнические группы в Карачаево-Черкесии сложились в самостоятельную «черкескую» народность, имеющую свой язык. Современная «черкеская» народность сформировалась в XX» (И.Х.Калмыков «Черкесы», Черкеск, 1974, с.27-31).
А.С. Бэшорэ: Происхождение этнонима ЧЕРКЕС
Вокруг происхождения экзоэтнонима черкес существует очень много гипотез, в связи с чем возникают споры и расхождения людей во мнениях. В этой статье приводятся не все доводы и исторические факты, подтверждающие ниже изложенную версию. Подробное освещение каждого факта истории может утомить читателя и размыть цель статьи, поэтому хочу, чтобы читатели вникли в каждое звено цепочки, и понимали весь смысл изнутри.
Читать еще: Годы жизни короленко в г. Короленко Биография
Этноним «черкес», употребляемый по отношению ко всем адыгам, известен во всём мире. И на исторической Родине — на Кавказе, и во всей России, всех адыгов называют черкесами.
С античных времён, черкесы были известны под различными этнонимами, такими как: керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы, меоты, синды, псессы, досхи, каски и др. В частности, в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона писалось:
«Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appiarn) «.
Многие авторы и научные сотрудники пытались объяснить значение этнонима черкес по-разному. Если согласиться с официальной точкой зрения, которая существует на сегодняшний день, то этноним Черкес и топоним Черкесия, как обозначение адыгского народа и название его страны на Северном Кавказе, впервые появляются в европейских, армянских, грузинских, арабских, персидских, тюркских и других исторических источниках с ХШ в., вытеснив предшествующую этнонимическую номенклатуру — керкеты, зихи, джики, кашаги, касы, касоги, джаркасы и др., и лишь в XV-XIX вв. стал общеупотребительным во всех европейских и русских источниках.
Этноним черкес многие выводят, из более раннего керкет (греч. Керкетаг), родственного черкесам племени. Также есть версия, что этноним «черкасы» итальянского происхождения и был позаимствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, которые первые придали ему распространённость. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» постепенно появляется новый экзоэтноним «черкасы». В то же время, исследователями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкасы» горцам Черкасии, входившим в различные племена. В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке.
Несмотря на то, что адыги издавна называли себя «Адыгэ», во многих исторических материалах они известны под именем чиркас, черкас, черкес.
Невольно возникает вопрос: «Неужели трудно было именовать их «Адыгами»? Единственное объяснение этому явлению состоит в том, что многие авторы следовали закоренелым традициям в почерке историографии, следы которых теряются в далёком прошлом.
• Бертрандо де Мижнанелли (1370-1455): «В то время, когда Баркук был мальчиком в его родной стране, что близ Русии, в области Зиха (Zicha) или Чиркассия (Circassia), она имеет оба названия, он был обманом похищен пиратами и продан торговцу невольниками».
• Иоанн де Галонифонтибус (1377-1423): «Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Эта страна граничит . с Татарией — на севере, с Каспийскими горами — на востоке и с Грузией или Абхазией — на юге».
• Джорджио Интериано (Одна из первых печатных книг в истории мира — издана в 1502 г. в Венеции): «Зихи — называемые так на языках: простонародном (Volgare — т. е. итальянском), греческом и латинском, татарами же и турками именуемые черкесы, сами себя называют — «адига». Язык их трудный — отличающийся от языка соседних народов и сильно гортанный. Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, большинство которых. их племени».
• Иоганн Густав Гербер 1728 г.: «Черкесы горские. Язык (имеют) свой особливой черкесской. Арапы называли черкесов горских — мамляхи (мамлюки), которым именем турки и ныне оных называют, которое слово европейцы попортили и к своим выговорам склонили, и их называли гистории мамелуками, как оные Эйпским (Египетским) королевством владели, у которых турки отняли. Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей».
О происхождении черкесов
В 943 году арабский историк Масуди сообщает:
За пределами страны аланов, между Кавказом и морем Рум (Чёрное), обитают кешеки (осетины называют их kasakh, мингрельцы — kachak).
«Эта нация миролюбивая, и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красотыи весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие, затканные золотом, шелковые ткани.
Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не могли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря. Одни утверждают, что это море Рум, другие, что это Нитис (Понт).
Читать еще: Рисуем иконку щита в фотошоп.
Черкесы (слева) и ногайцы
Черкесы (слева) и калмык
Гравюры XVII века
Несомненно, что кешеки находятся недалеко от города Трапезунда; они постоянно сообщаются с этим городом, плавая к его берегам в своих галерах, в которых отвозят и привозят товары. Кешеки ещё не смогли померяться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет вождя, который мог бы их объединить.
Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово «кешек» — персидское и означает — «гордый», «надменный».»
Википедия: «Каски (кашки, кашаки, каскейцы) — народ (группа племён), населявшая северо-восточную Анатолию и Южное Причерноморье (Понт) в течение II тыс. до н. э. от р. Галиса (Кызыл-Ирмак) или западнее, до верхнего Евфрата к западу от совр. Эрзинджана, включая долины рек Ирис (Ешиль-Ирмак) и Лик (Волчья река, Гайл-гет, Келькит). Говорили на языке, родственном языку хаттов».
По мнению И. Зингера, каски и хатты — разные ветви одного и того же народа, исходя из совпадения их пантеона.
То есть получается, что древние адыги были основателями хеттской цивилизации.
И в этом свете уже не кажется такой удивительной гипотеза Турчанинова: об это здесь.
В XVI веке Адам Олеарий (настоящая фамилия Эльшлегер, 1599-1671) оставил такое описание этого же народа: «В летнее время женщины ходят в одних сорочках, окрашенных в красный, желтый, зеленый или синий цвет и сверху до пупка раскрытых так, что можно видеть их груди, живот и пуп. Они общительны и любезны».
Весьма любопытны древние и средневековые описания адыгов (черкесов) и их национального костюма, столь разительно отличающиеся от современного исламизированного Северного Кавказа.
«Носят (мужчины) также бритву и оселок, чтобы точить эту бритву, каковой они бреют себе голову, оставляя на макушке пучок волос, для того, чтобы было за что ухватить голову в случае, если ее отрубят, не марая лица окровавленными руками, оскверненными и загрязненными человекоубийством».
Не правда ли очень напоминает украинского казака — о чём изложено здесь http://klyos.livejournal.com/44068.html
«Первые казаки — сброд из черкес горских, в княжение Курском в 14 столетии явились, где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили» — писал Татищев.
Черкес в современном национальном костюме
Черкесская мода ношения усов распространилась и на другие народы. Ношение бороды было привито лишь во время исламизации Северного Кавказа в 19 столетии.
Крымский хан Адиль-Гирей
И до сих пор осетины называют адыгов kasakh.
Впрочем, древний адыгский пантеон не забыт — его ещё помнят в отдельных субэтносах адыгского народа и в Абхазии, где по мнению многих, несмотря на официальное исповедание христианства или ислама, большим почитанием пользуются жрецы абхазской религии.
Средневековая женская одежда
«Нартский эпос» хоть в Абхазии, хоть в Адыгее, Кабардино-Балкарии или в Черкесии — нигде не забыт.
Некоторые эпизоды древнего пантеона:
Псатхьэ — бог жизни (бог души), верховный бог.
Шибле — бог грома и молнии. До сих пор считается, что человек убитый молнией избранный Богом.
Сатана — мать всех нартов, которая борется с богом зла Паком.
Сосруко — нарт укравший у богов «сано», из которого Сатаней изготовило первое вино.
А теперь лица этого гордого и красивого народа
Черкесы Австралии: семья Джамирзе
Дипломат Шарль де Пейссоннель (1727–1790) о черкешенках: «Черкесские женщины являются единственными, которые разделяют ложе турецкого султана и татарских князей; крымская знать держит в качестве наложниц только черкешенок. Примесь этой прекрасной крови смягчила уродливость татарского типа и в конце концов уничтожила эти лица настоящих обезьян, похожие на китайцев, эти маленькие круглые глаза, эти расплющенные носы, которые встречаются у всех ногайцев, не смешавшихся с черкесами. Действительно, среди крымской знати встречается много очень красивых лиц, но простой народ отвратителен.»
Черкесский компонент в этногенезе крымских татар значителен, о чём напоминают не только исторические факты, но и современные крымские топонимы.
Турецкая модель черкесского происхождения Deniz Akkaya
Зарубежные черкесы
Российские адыги
Ещё один персонаж, Улагай Кучук, мимо которого пройти невозможно
Улагай Кучук Касполетович
После Второй мировой войны выехал в Чили, где получил службу в Военно-Географическом институте и незадолго перед смертью был избран атаманом Общеказачьей станицы в Чили.
Умер в апреле 1953 года.
Вопрос: Почему черкес стал главой казачьей станицы?
Источники:
http://www.proza.ru/2012/09/20/39
http://zen.yandex.ru/media/id/5a50d80579885e9285066401/5b2f810bcb54e600a96a299e
http://klyos.livejournal.com/45715.html