Предметный мир в романе Ф. М

Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью. Например, Г. А. Майер пишет о творчестве писателя: «Когда Достоевский сосредоточивает свое внимание на вещах, домах и квартирах, старательно и точно отражая их сущность, надо следить за малейшей деталью в описаниях, столь у него редких и скупых». Я внял этому «совету» и в самом деле заметил, что, например, жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только «снимок» ее греховности, ее искаженного существования и душевных страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках.

Правильно сказано у Бердяева, что женщины в творчестве Достоевского не имеют своей судьбы, но зато определяют собою судьбу мужчин. Не могу не согласиться с наблюдением Бердяева, вспомнив, как Достоевский описывает комнату Сони. Он подчеркивает мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Кажется, вот еще один шаг — и попадешь в мир потусторонних теней; отшатнешься назад и очутишься в другом безобразно тупом углу. Все это отражает в произведении Сонину душу, зашедшую в тупик.

К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у Родиона также нет выхода. Греховной жертвенности Сони и преступной гордыне Раскольникова такая среда обитания естественна. Постепенно погружаясь в биотоки, исходящие от вещей, их положений и состояний в романе, начинаешь постигать нечто совершенно поразительное: то, что Соня живет в своем сером, угрюмом углу, и есть ее метафизически уже состоявшаяся встреча с Раскольниковым.

Поселившись здесь, Соня тем самым проникла в душу идейного убийцы и навсегда в ней осталась. Следуя этой печальной логике далее, замечаешь, что другая часть расколотой души Родиона находилась справа за дверью, всегда запертой наглухо. Сопоставляя символы, каковыми являются в романе предметы и вещи, приходишь к мысли, что оттого так просто и непринужденно, словно признание самому себе, звучит совсем непростое и необычное обещание Родиона сказать Соне, кто убил Лизавету. По словам Родиона, он тогда выбрал Соню, чтобы излить на нее это ужасное откровение. Мысль эта пришла ему в голову, когда он только услышал о существовании Сони от пьяного Мармеладова.

Исходя из этого, можно предположить, что автор сознательно стремился открывать для себя новые, неизведанные, параллельные миры и законы бытия, приобщая нас к этим мирам и законам. Вполне возможно, что наши стремления, мечтания и вожделения неведомо для нашего сознания принимают различные формы и виды, материализуются в мире явлений. Таким образом и прямо, и косвенно Достоевский утверждает мысль великого Оригена: «Материя есть уплотненная человеческим грехом духовность».

Но попробую развить мысль дальше. Если комната Сони действительно есть проступившая наружу материализовавшаяся часть души Родиона, то становится понятным, почему он, слушая Мармеладова, уже «знает бессознательно», кого убьет и кому придет признаваться в убийстве. И если пустая комната в притоне Ресслих есть символ метафизической пустоты, давно овладевшей душой идейного убийцы, то можно не удивляться, почему при первом же свидании Свидригайлова и Родиона оба они мгновенно и по существу узнают друг друга. Для Свидригайлова Раскольников — «это тот самый и есть». Поэтому и Родион, увидев Свидригайлова, снова закрыл глаза, прикинулся спящим, чтобы еще хоть на минуту отсрочить роковую встречу.

Сам Свидригайлов убежден, что «это город полусумасшедших, и редко где найдется столько мрачных, резких, страшных влияний на душу человека». Но, зная финал романа, следуя метафизическим рассуждениям о влиянии предметов на дух и волю человека, можно предположить, что в дальнейшем психологическом развитии героев возможен перелом, своего рода перевертыш. Потому что человечество окружает себя предметами для гармонии, а не для того, чтобы попасть к ним в зависимость.

Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Другие сочинения по теме:

Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об.

Читать еще:  Мы глазами иностранцев. Русские глазами иностранцев

Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание»; Преступление и наказание Достоевский Ф. М Образ Сони Мармеладовой в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сколько живет человечество, всегда в нем были Добро и Зло. Но.

Тема нравственного падения и возрождения человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Нравственное падение и возрождение в романе Достоевского «Преступление и наказание» происходит с его главным героем — Родионом Раскольниковым. Я попытаюсь.

Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма.

Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф. М Сны Раскольникова и их художественная функция в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского.

Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью.

«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти.

Система образов в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома.

Психологический анализ в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Со времени создания М. Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» в произведениях русских авторов четко прослеживается «эволюция изображения психологического состояния.

Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но.

Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души».

Личность в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Личность в представлении писателей второй половины XIX века — это понятие, прежде всего, нравственное. Именно она движет общество вперед, способствует.

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Если Родион Раскольников — носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом.

Символика в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» …Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей.

Образ времени в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества.

Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» В романе Достоевского «Преступление и наказание» тема Петербурга самым тесным образом связана с темой «униженных и оскорбленных». В романе представлен.

Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя.

Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году. В этом произведении, которое несет на себе черты философского, психологического и.

Евангельские мотивы в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский План I. Влияние Библии на развитие мировой художественной.

Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Достоевский – тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью. Например, Г. А. Майер пишет о творчестве писателя: “Когда Достоевский сосредоточивает свое внимание на вещах, домах и квартирах, старательно и точно отражая их сущность, надо следить за малейшей деталью в описаниях,

Психологический портрет в прозе XIX века Ведь он не виноват, что привык считать в миллионах счастье. Ф. Достоевский Произведения Ф. М. Достоевского отличаются глубиной содержания, психологической характеристикой и социальной обоснованностью изображаемых характеров. Его романы густо населены.

Читать еще:  Красивые португальские имена. Португальские имена

Мастерство изображения народной жизни в романе Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить.

Петербург в произведениях Достоевского и Пушкина История русской литературы знает два Петербурга: сим­вол величия России, столицу империи – с Дворцовой на­бережной, Дворцовой площадью, Исаакиевским собором, набережной Фонтанки. Но у всякого здания есть как па­радный фасад, так.

Трагедия бунтаря или история крушения одной теории (по роману Федора Достоевского “Преступление и наказание”) Роман “Преступление и наказание” написан Ф. М. Достоевским в 1866 году и является одной из вершин его творчества. Это произведение резко выделялось на фоне литературы того времени. “Преступление и наказание”.

Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Ты сам – свой Бог, ты сам – свой ближний, О, будь же собственным Творцом, Будь бездной верхней, бездной нижней, Своим началом и концом. Д. С. Мережковский В романе “Преступление.

Трагедия индивидуализма в романе “Идиот” Трагедия индивидуализма переживается почти всеми персонажами романа. Обостренным чувством личности отличаются представители старого общества и новой демократической среды. Ганя Иволгин, стремящийся лишь к мещанскому благополучию и служебному продвижению, генерал Иволгин.

“Шаги” Раскольникова к преступлению Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существовавшими порядками. Писатель показывал в своих произведениях людей, которые пытались протестовать против царившего зла. Таков и Родион.

Красота человеческого поступка. (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) “Красота спасет мир” – говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию, божественную истину. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям.

Правда о человеке, по Достоевскому Одна из центральных по философскому и психологическому смыслу романа “Бесы” – диалог Ставрогипа с Шатовым. Редкий случай, когда Ставрогиы не только откровенен, по даже взволнован (второй раз – в разговоре.

Проблема выбора пути в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” В напряженной и трагической реальности романа Достоевского, как шелуха, отброшены бытовые реалии нашего существования: должности, профессии, приятельства и неприязни. Автор не нагнетает “ужасы” – его самого страшит потерянность человека в.

Мысль о фантастической в поэме-романе “Подросток” Толчок к появлению чаемого героя как бы совершенно случайный: речь идет о рецензии Авсеенко на исторический роман Евгения Салиаса “Пугачевцы”, напечатанный в апрельской книжке “Русского вестника” за 1874 год. Авсеенко.

Мировоззрение Родиона Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. Это было время реформ, когда на смену старым “хозяевам жизни” стали приходить новые – буржуазные дельцы-предприниматели типа Лужина.

Речь в защиту Раскольникова Выписка из судебного протокола Пристав : Встать! Суд идет! Судья : Слушается дело – Санкт-Петербург против Ивана Раскольникова. Он обвиняется по 102-й статье УК РФ в умышленном убийстве первой степени.

Герой и антигерой в прозе XIX века А главное, я терпеть не могу пасторалей и шиллеровщины. Благородная гордость. Ф. М. Достоевский Луначарский писал о произведениях Ф. М. Достоевского: “Все его повести и романы – огненная река его.

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Соня Мармеладова.

В плену ложной идеи (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Внутренний мир и судьба героя романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – Родиона Раскольникова – явились отражением самых острых конфликтов, присущих жизни русского общества 60-х годов XIX века. Именно.

Сущность последнего романа Достоевского “Преступление и наказание” Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX в., вопрос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В.

Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и нака­зание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем: мо­жет ли человек во имя высокой идеи совершить преступ­ление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный.

Раскольников переступил через закон юридический и нравственный Когда Порфирий, в центральном для всего романа разговоре, низводит идею Раскольникова, сформулированную в напечатанной статье, к наполеоновской идее, последний протестует. Порфирий говорит: “Одним словом, если припомните, проводится некоторый намек на.

Читать еще:  Русские! Почему вы так сильно всех ненавидите.

Как Федор Достоевский открывает человека в человеке За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это.

Сейчас вы читаете: Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Предметный мир в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Достоевский — тонкий психолог, исследователь человеческой души, первооткрыватель новых путей духа человеческого. Вот с какими понятиями больше и чаще всего отождествляется имя великого писателя в нашем сознании. Но если поверить наблюдениям литературоведов, то Достоевский, вернее его талант, блеснет еще одной потайной гранью. Например, Г. А. Майер пишет о творчестве писателя: “Когда Достоевский сосредоточивает свое внимание на вещах, домах и квартирах, старательно и точно отражая их сущность, надо следить за малейшей деталью в описаниях, столь у него редких и скупых”.

Я внял этому “совету” и в самом деле заметил, что, например, жилище Сони автор описывает подробно, потому что оно не только “снимок” ее греховности, ее искаженного существования и душевных страданий, но еще и часть души Раскольникова, судьба которого теперь в Сониных руках.

Правильно сказано у Бердяева, что женщины в творчестве Достоевского не имеют своей судьбы, но зато определяют собою судьбу мужчин.

Не могу не согласиться с наблюдением Бердяева, вспомнив, как Достоевский описывает комнату Сони. Он подчеркивает мерзость запустения: комод стоит как бы на грани небытия вблизи от ужасного острого угла, убегающего куда-то вглубь. Кажется, вот еще один шаг — и попадешь в мир потусторонних теней; отшатнешься назад и очутишься в другом безобразно тупом углу. Все это отражает в произведении Сонину душу, зашедшую в тупик. К мрачному фону Сониной комнаты притягивается и душа Раскольникова: у Родиона также нет выхода. Греховной жертвенности Сони и преступной гордыне Раскольникова такая среда обитания естественна.

Постепенно погружаясь в биотоки, исходящие от вещей, их положений и состояний в романе, начинаешь постигать нечто совершенно поразительное: то, что Соня живет в своем сером, угрюмом углу, и есть ее метафизически уже состоявшаяся (задолго до осуществления наяву) встреча с Раскольниковым. Поселившись здесь, Соня тем самым проникла в душу идейного убийцы и навсегда в ней осталась.

Следуя этой печальной логике далее, замечаешь, что другая часть расколотой души Родиона находилась справа за дверью, всегда запертой наглухо.

Сопоставляя символы, каковыми являются в романе предметы и вещи, приходишь к мысли, что оттого так просто и непринужденно, словно признание самому себе, звучит совсем непростое и необычное обещание Родиона сказать Соне, кто убил Лизавету. По словам Родиона, он тогда выбрал Соню, чтобы излить на нее это ужасное откровение. Мысль эта пришла ему в голову, когда он только услышал о существовании Сони от пьяного Мармеладова.

Исходя из этого, можно предположить, что автор сознательно стремился открывать для себя новые, неизведанные, параллельные миры и законы бытия, приобщая нас к этим мирам и законам. Вполне возможно, что наши стремления, мечтания и вожделения неведомо для нашего сознания принимают различные формы и виды, материализуются в мире явлений. Таким образом и прямо, и косвенно Достоевский утверждает мысль великого Оригена: “Материя есть уплотненная человеческим грехом духовность”.

Но попробую развить мысль дальше. Если комната Сони действительно есть проступившая наружу материализовавшаяся часть души Родиона, то становится понятным, почему он, слушая Мармеладова, уже “знает бессознательно”, кого убьет и кому придет признаваться в убийстве. И если пустая комната в притоне Ресслих есть символ метафизической пустоты, давно овладевшей душой идейного убийцы, то можно не удивляться, почему при первом же свидании Свидригайлова и Родиона оба они мгновенно и по существу узнают друг друга. Для Свидригайлова Раскольников — “это тот самый и есть”. Поэтому и Родион, увидев Свидригайлова, снова закрыл глаза, прикинулся спящим, чтобы еще хоть на минуту отсрочить роковую встречу.

Сам Свидригайлов убежден, что “это город полусумасшедших, и редко где найдется столько мрачных, резких, страшных влияний на душу человека”.

Но, зная финал романа, следуя метафизическим рассуждениям о влиянии предметов на дух и волю человека, можно предположить, что в дальнейшем психологическом развитии героев (уже за гранью романа) возможен перелом, своего рода перевертыш. Потому что человечество окружает себя предметами для гармонии, а не для того, чтобы попасть к ним в зависимость.

Источники:

http://ege-russian.ru/predmetnyj-mir-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/
http://studentguide.ru/dostoevskij-f-m/predmetnyj-mir-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie.html
http://my-soch.ru/sochinenie/predmetnyj-mir-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie

Моя Дача