На Печатном дворе в середине XVII в. работало 165 человек. Там печатали богослужебные книги, выпускали буквари, которые пользовались очень большим спросом. В середине XVII в. в России открылась первая книжная лавка в Москве.
- Жанры литературы 17 века
- Научная литература
- Летописи и поэзия
- Светская литература
- Повести
- Газета и почта
- Поговорки и крылатые выражения
- Автобиографии
- Русские книги 17 века
- Славянская грамматика
- «Азбука» и «Букварь»
- Сказание о куре и лисице
- Повесть о Шемякином суде
- Повесть о Горе-Злосчастии
- Повесть о Ерше Ершовиче
- Русская литература XVII века
- Руская летопись по Никонову списку написана в 17 веке.
Жанры литературы 17 века
Научная литература
В 17 веке в России появились описания вновь открытых земель, первые карты городов Сибири, были составлены карты Российского государства. У образованных людей при дворе отсутствовали сомнения в правоте гелиоцентрической системы Коперника. Были переведены научные книги по анатомии, физиологии, металлургии, военному делу и другим отраслям современных знаний. Появились первые научные исследования по родной истории и геополитике.
Летописи и поэзия
Дворяне, монахи, подьячие и даже крестьяне описывали события своего времени в летописных и личных воспоминаниях. Среди образованных людей принято было писать друг другу письма и стихи. При дворе стала в моде поэзия. Учёные, писатели и поэты пользовались большим почётом и в царском дворце, и на посаде.
Светская литература
Горожане России создали в XVII веке свою, светскую, литературу. Она выражала их особый взгляд на быстро меняющийся мир. Все больше читающих людей было и среди свободных крестьян: к концу XVII в. грамотным был уже каждый пятый!
Повести
Складывались казацкие повести о походе Ермака, о взятии Азова. Появились сатирические повести, в которых высмеивались несправедливые порядки, критиковались дурные представители власти и церкви.
Газета и почта
Во время правления Алексея Михайловича выпускалась первая в России рукописная газета «Куранты». Стали налаживаться первые почтовые линии, с помощью которых своевременно передавались важные сообщения.
Поговорки и крылатые выражения
В XVII в. возникло много поговорок, крылатых выражений, которыми мы пользуемся до сих пор, не задумываясь о их происхождении. Например, про лентяя говорят: «Он привык работать спустя рукава». В XVII в. бояре ходили в одежде, рукава которой спускались чуть ли не до колен. В такой одежде работать было невозможно, да они и не работали. Отсюда и возникло это крылатое выражение.
Автобиографии
Автобиографии стали новым жанром русской литературы благодаря разносторонним талантам протопопа Аввакума. Одержимый своими религиозными идеями, Аввакум отстаивал их всеми доступными способами. Один из них — литературное творчество. Среди нескольких десятков сочинений опального протопопа лучшим является его «Житие». Оно было написано им в тяжелейших условиях — в земляной тюрьме Пустозерского острога. В отличие от обычных житий святых Аввакум в своём «Житие» рассказывает не о чужих, а о своих собственных страданиях за веру. Яркий, образный язык, сила и искренность чувства сделали это произведение подлинным шедевром литературы.
Русские книги 17 века
Славянская грамматика
В середине XVII в. в России появилась печатная «Славянская грамматика» Милентия Смотрицкого.
«Азбука» и «Букварь»
2400 экземпляров «Азбуки» Василия Бурцева были распроданы за один день. В конце XVII в. был издан «Букварь» Кариона Истомина, где каждая буква на странице сопровождалась рисунком. Например, к букве «К» давались рисунки кадушки, коровы, кокошника; к букве «Л» — рисунки ложки, лавки, лампады; к букве «И» — рисунки иконы, избы и т. д.
Читать еще: Автостопом по галактике (серия романов).
Сказание о куре и лисице
Большим успехом у грамотного населения пользовалось «Сказание о куре и лисице». В нем лиса словами священного писания обличала «грехи» кур, а, поймав курицу, забыла об этой проповеди, говоря: «Я голодна, я хочу тебя скушать, чтобы мне с тебя здравой быть».
Повесть о Шемякином суде
Одна из самых известных сатирических повестей XVII в. — «Повесть о Шемякином суде». В «Повести о Шемякином суде» рассказывалось, как судились бедный и богатый. Её герой — бедный крестьянин, на голову которого сыплются все несчастья. Он предстаёт перед судом, который вершит корыстолюбивый судья Шемяка. Богатый дал большую взятку — «мзду». А у бедного не было денег. Отчаявшийся бедняк показывает судье, находящийся за пазухой, завёрнутый в платок камень. Судья думает, что в узелке ценный подарок — ещё большая «мзда», и решает дело в пользу бедняка.
После суда бедняк сказал: «Если бы ты не решил в мою пользу, я бы тебя порешил (убил) этим камнем». Выражение «Шемякин суд» как решение несправедливое, основанное на взятке, дошло до наших дней.
На эту незатейливую основу нанизан целый ряд анекдотических ситуаций, заставлявших читателей и слушателей повести от души веселиться. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Повесть о Горе-Злосчастии
Были и произведения, которые резко осуждали отказ от хороших обычаев. В «Повести о Горе-Злосчастии» рассказано о «добром молодце» из купеческой семьи, который нарушал старые, патриархальные, правила, отказывался «от отцова учения», хотел жить своим умом и опытом. И за это поплатился личным счастьем, богатством и свободой.
Повесть о Ерше Ершовиче
Известна старинная русская сатира XVII века — «Повесть о Ерше Ершовиче». Она написана в духе волшебных сказок. В Ростовском озере идёт суд над пронырливым и ловким Ершом Ершовичем. Крупные рыбы разных пород обвиняют своего меньшого собрата в том, что он самочинно захватил себе владения в озере и вытеснил его прежних обитателей. Всё это очень напоминает обычную для того времени поземельную тяжбу бедного дворянина с богатым соседом-боярином. В конце концов нахальный Ёрш Ершович оказывается победителем в споре и благополучно возвращается в свои водяные угодья.
Русская литература XVII века
17 век, был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного, и до окончания «смуты». «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.
Главную роль в литературе 17 века, занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи 17 века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое литературное произведение 17 века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении, автор рассказывает свое понимании смутного времени, рассуждает о причинах «смуты» и её событиях.
В русской литературе 17 века, проявляется большой, живой интерес к истории. Появляются исторические сочинения обобщающего характера. В 70-ых годах 17 века, появилась первая историческая книга «Синопсис» (обозрение). Написал её монах Киевско – Печерского монастыря Иннокентий Гизеля. Труд рассказывал истории России и Украины с самого начала, с момента образование Киевской Руси. В 17-18 века, книга «Синопсис» использовалась как учебник по русской истории.
Было в литературе 17 века ёще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории», за авторством А.И. Лызлова описывает борьбу русского народа, и европейцев со «скифами». К «скифам» автор отнес монголо – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге, он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.
Читать еще: Попрыгунья. Антон чехов — попрыгунья
Литература 17 века включила в себя не только исторические повествования далекого прошло. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательно произведения не установлен, но, есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку нам оставила литература 17 века.
Свою нишу в литературе заняли и книги нравственного содержания. Большое распространение получило «Жития Святых». Так же очень популярна была автобиография идеолога старообрядчества Аввакума – «Житие протопопа Аввакума».
В литературе 17века активно зарождаются новые жанры для русской литературы. Появляются сатирические повести и книжная поэзия. Впоследствии эти жанры заняли свою, особую нишу, в русской литературе.
Руская летопись по Никонову списку написана в 17 веке.
А вот тут самая главная информация. Прямо сказано, что все летописи, что вошли в этот документ, были писаны во второй половине 17 века.
В сноске упоминаются Ахар, сын Хармиев и Ананий и Сапфира. От святых былых времен остались только имена.
А тут нам еще раз напоминают, что язык документа не столько древний.При этом, думаю, подводят базу под тем, что в летопись включили довольно много текста, написанного уже, скорее всего в 18 веке.
Очень интересное вещь . Радзивиловский пишется череж Ж. Там дальше в тексте написано Суждаль, вместо Суздали. Я не лингвист, но сей момент стоить запомнить. Это один из таких маркеров, которые дают возможность примерно оценивать период написания того или иного текста. Я уже как то писал, что до середины 18 века у нас была РЕзань, Ерослав и так далее.
А теперь немножко подумаем на вышеизложенным текстом.Историю у нас начали писать где то в 18 века, о чем прямо было написано в предисловии к другому списку, Радзивиловскому, изданному чуть раньше. Стали собирать старинные летописи и документы. Так и появились списки, которые потом объявили копиями.Думаю, что часть из них таки была подлинниками.Но, главное, все это были именно списки. Т.е. написанные или переписанные от руки.Причем именно в 17 веке. О чем прямо говориться в предисловии.Даже если были более старые списки, то они врядли были написаны раньше конца 16- начала 17 века. Просто в тех малюсеньких поселочках, что представляли собой древние города, летописи были без нужды. На них не хватало ни времени, ни сил, ни средств.Писали их обычно, как я понимаю, монахи, причем на основе. в основном. слухов и сплетен.Ну что делать, агентств новостей и интернета тогда не было. А уж о единой хронологии и говорить нечего было.Хотя уже в 16 веке она таки была.Но начиналась с 1492 года. А вот кое где и с рождения Адама, о чем написано в 1 томе это летописи, ссылку на который я дал.
Нет, документы от 16 и 17 веков таки остались. Но в очень исчезающих количества. Особенно от 16 века. Но если Запад размахнулся на, как минимум, полторы тысячи лет, то мы как то постеснялись и довели только до 9 века свою историю.Для этого взяли старинные летописи и постарались выстроить из них недостающие века. Хотя мне думается, что все, что описано в них, происходило параллельно. Вы забываете, что Московское государство появилось только в середине 16 века, но и то, это было скорее иго,т.е. налог-дань. В остальном княжества часто жили совершенно отдельно и даже под началом старых князей. Опять же, большая часть нашей старинной истории происходит на территории нынешней Украины и Белоруссии. А это были еще в 16 веке совсем совсем отдельные образования, где была, своя, отдельная жизнь, которой в Москве не касались.И которую потом некому было описывать, потому что территории вошли в Российскую империю.
Читать еще: Балл маскарад. Наряды для маскарада
Самое смешное, что в предисловии к Радзивиловскому списку, приводятся примерно похожие мысли.
А вот в этом абзаце издатель прямо критикует западных историков, которые описывали историю за тысячи и более лет. И я ним согласен, если нет истории как, хотел написать науки, нет, как одного из отделов агитации и пропаганды власти, то ни о каком сохранение длительное время исторических знаний речь просто не идет.
О том же самом пишет и составитель Русской летописи.
Да, как правильно говорил Путин- Тем не менее у нас есть то, что есть; на этом мы должны основываться, что-то искать, анализировать.
А вообще я хочу сказать больше спасибо Семену Башилову. Он нем не написано в исторических книгах и нет статьи в Википедии, но он сделал для нас очень большое дело, сохранил то, что было, причем в максимально аутентичном виде. В меру конечно своих возможностей и ограничений, которые накладывали на него власти в деле написания, точнее придумывания с нуля новой хронологии.
От историков былых времен не осталось порой имен.
У властей 18 века была конкретная задача- создать идеологическую подоплеку под новое Российское государство, созданное, по сути Петром Первым. А также пресечь на корню всякий национализм и прочие экстремизм, которые бы мешали спокойно жизни населения. Ну и конечно стояла задача оправдать существующее на тот момент самодержавие. Хотя еще до середины 17 века у на нас была во многом демократическая республика, в которой царей избирали а на местах жили по своим законам и с советами городов и местностей.Это, кстати оттуда, пошло этот термин. Но изменились условия и понадобилась диктатура одного человека. В Великом Княжестве Литовском этого не поняли и где оно теперь? С другой стороны документов и летописей от старых времен почти не осталось. Да и приходилось как то равняться на Запад с их размахом на тысячи лет. Пришлось собирать что было и как то писать о том времени , о чем в 18 века часто имели уже смутное представление. Но, старались таки.что бы под выдуманной хронологией стояли хоть какие то подлинные летописи.Все таки совести у русского человека испокон веков было больше чем европейцев.
Мы живем в 21 веке и те обстоятельства, которые способствовали написанию того, что мы знаем как русская история, давно ушли в прошлое и стали химерами. А значит надо пытаться писать новую историю, более честную и правдивую. Все таки девиз русского человека — жить по правде. Да, она жутко не понравится большинству нашего населения, да и власти будут не в восторге, но что делать, надо писать. Что я и пытаюсь делать по мере сил и возможностей.
Лет через 100 такой же любитель правды, как я , набредет на мои расследования и также, как я о Семене Башилове, напишет пост. И мы с Семеном снова уйдем в небытие. Такова реальная жизнь.
Источники:
http://wikiwhat.ru/%D0%A0%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_17_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0
http://ote4estvo.ru/sobytiya-xvi-xviii/43-russkaya-literatura-17-veka.html
http://well-p.livejournal.com/956946.html