Произведения в прозе. Что такое «проза»

Про́за (лат. prōsa ) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. [1]

Содержание

Происхождение

В древнегреческой литературе любая художественная словесность называлась поэзией. Однако само понятие художественности в греческой культуре было неразрывно связано с ритмичностью, и, следовательно, бо́льшая часть литературных произведений имела стихотворную форму. Позже ритмически организованную речь стали называть стихом, в противопоставление речи, не связанной с ритмом. Древние римляне, продолжатели греческой культуры, стали называть её прозой. У Квинтилиана встречается выражение ōrātiō prōsa, у Сенеки — просто prōsa для обозначения речи свободной, не связанной ритмическими повторениями.

Само лат. prōsa (ōrātiō) образовано от прилагательного prōsus «прямой», «свободный» лат. prōvertere ). Термин противопоставлялся иногда названию стиха — лат. versus (prōrsā et vorsā «в прозе и стихах» у Апулея) [2] .

Несмотря на кажущуюся очевидность, чёткого разграничения понятий проза и поэзия не существует. [3] Существуют произведения, не имеющие ритма, однако разбитые на строчки и относящиеся к стихам, и наоборот, написанные в рифму и с ритмом, однако относящиеся к прозе (см. Ритмическая проза).

История

В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

Читать еще:  Смотреть что такое «Хам» в других словарях.

Литературные жанры в прозе

Несмотря на то, что понятие жанра определяет содержание произведения, а не его форму, большинство жанров тяготеет либо к поэтическому написанию (поэмы, пьесы), либо к прозе (романы, повести). Такое деление, тем не менее, нельзя воспринимать буквально, так как существует множество примеров, когда произведения различных жанров писались в необычных для них форме. Примерами этого могут служить романы и новеллы русских поэтов, написанные в стихотворной форме: «Граф Нулин», «Домик в Коломне», «Евгений Онегин» Пушкина, «Казначейша», «Сашка» Лермонтова. Кроме того, существуют жанры, которые одинаково часто пишутся как в прозе, так и в стихах (сказка).

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

Что такое Проза

Проза (от лат. prosa; prorsus — «прямо», «решительно») имеет несколько определений:

  1. Это простая речь, которая лишена стихотворного размера (т. е. ритма, который есть в каждом стихотворении).
  2. Это все нестихотворные жанры литературы. Например, если мы говорим: «Он пишет только прозу». Это значит, что автор не сочиняет произведения стихотворного жанра: басни, оды, стихи.
  3. То, что встречается в жизни каждый день, обычность, заурядность. Часто встречающееся выражение «проза жизни» обозначает как раз её обыкновенность.

«Журден: Ну вот мы с вами говорим — это что такое?
Учитель философии: Проза.
Журден: Как?! Когда я говорю: «Николь, принеси мне туфли и подай ночной колпак», — это проза?
Учитель философии: Да, сударь.
Журден: Скажите на милость! Сорок с лишком лет говорю прозой — и невдомёк!».

Мольер Жан-Батист, «Мещанин во дворянстве»

Проза — это не литературный жанр. Это способ изложения литературного жанра, его форма.

Противоположностью прозы является поэзия.

Прозаик (или устарелый вариант прозаист) — это автор произведений в форме прозы.

Примеры прозы

Примером прозы может быть любое нестихотворное произведение. Например:

  • проза А. С. Пушкина: «Пиковая Дама» (новелла), «Сказка о рыбаке и рыбке» (сказка), «Дубровский» (роман) (и другие любые его не стихотворения);
  • проза А. П. Чехова: «Палата № 6» (повесть), «Человек в футляре» (рассказ);
  • проза Э. Хемингуэя: «Старик и море» (парабола); «По ком звонит колокол» (роман).

Или же любое эссе (например, английского писателя Джорджа Оруэлла «В защиту английской кулинарии»), биография (Маяковского, Есенина, Конфуция и т. д.), эпопея, притча и другие.

Жанры в прозе

То, которое составлено не в стихотворной форме. Отсюда следует, что к прозе могут относиться следующие жанры произведений:

  • рассказ — произведение небольшого размера, имеет ярко выраженное начало и конец, повествует о чём-либо, как правило, реалистичном;
  • повесть — произведение о жизни героев; повесть сравнивают с романом по построению, но размером она меньше;
  • роман — большая повесть;
  • очерк — сравнивают с рассказом, так как очерки описывают реальные события/проблемы, как правило, социальные;
  • сказка — повествует о придуманных персонажах и несуществующих обстоятельствах;
  • легенда — произведение, имеющее отношение к религии, чудесам или описывающее жизнь исторических личностей, но в очень приукрашенном виде;
  • новелла — рассказ небольшого размера, слово пришло из итальянского языка;
  • былина — историческая пecнь-сказание, воспевающая богатырские подвиги;
  • басня — имеет чётко выраженную фабулу, т. е. описывается определённый случай или инцидент, и конец с явно выраженной моралью;
  • притча — похожа на басню, но может не иметь концовки. Притчи считаются более возвышенными произведениями, потому что часто содержат истории из Библии;
  • эпопея — произведение об каком-либо событии в истории;
  • биография — произведение о жизни какого-то человека;
  • эссе — содержит мысли автора о каком-либо предмете, явлении, проблеме;
  • парабола — то же, что притча, слово пришло из греческого языка;
  • манифест — письменное или устное обращение, имеющее особую цель и аудиторию.

Читать еще:  Михаил Лермонтов — Мцыри (Поэма): Стих.

Этот перечень может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от точек зрения разных лингвистов. Так, некоторые учёные включают сюда также детективы, антиутопии, анекдоты, памфлеты и др.

Роды и жанры литературы

Чтобы разобраться, начнём с рода. Род литературы — это настроение, которое автор вкладывает в своё произведение.

Традиционно все произведения делятся на три рода: драму, эпос и лирику.

Роду же присущ определённый жанр, т. е. уникальный стиль изложения мыслей на бумаге: драматический, эпический и лирический.

Какие произведения относятся к каким жанрам, вы можете увидеть в таблице ниже.

Проза в литературе

Здравствуйте, уважаемые читатели litfest.ru. Что такое проза, на первый взгляд, понятно. Часто дети младшего школьного возраста говорят, что это сказка или рассказ, в котором нет рифмы. В подобном наивном определении есть доля правды. Но мы сформулируем значение термина более чётко, а также вспомним, на какие жанры делится проза. Проза — это…

Ancient let­ter writ­ten by beau­ti­ful hand­writ­ing and an ink feath­er

Что такое проза – определение

Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.

Иными словами, предложения записаны последовательно, друг за другом, «сплошным текстом» и не делятся на короткие ритмические отрезки (строки и строфы).

С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров. О них мы поговорим позже.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

Первым прозаическим жанром, получившим широкое распространение в Европе, а затем и во всём мире, стал роман. Своё название этот жанр получил по месту возникновения (древний Рим). Роман Петрония «Сатирикон» стал образцом прозаического сочинения. В «Сатириконе» развенчивались нравы современного Петронию общества.

Память о низменном, «плебейском» происхождении прозы позже закрепилась в романтической литературе, где оппозиция «поэзия-проза» стала восприниматься примерно как «небо-земля», «душа-тело».

Читать еще:  Значимая подробность. Учитель литературысдает егэ

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский.

«Лета к суровой прозе клонят…», — отмечал А.С. Пушкин. Однако есть авторы, которые органично творили в том и другом жанре (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов), писатели, до глубокой старости хранившие верность поэзии (А.А. Фет) или те, кто сразу начал свой творческий путь с прозы (И.А. Гончаров).

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Прозаические жанры

Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.

К жанрам крупной прозы относят:

Средняя проза представлена:

Малая проза включает в себя:

Отдельно выделяют фольклорные прозаические жанры, к которым относят сказ, сказку, побасенку или прозаическую басню (фаблио), побасенку.

Поэзия и проза

Не всегда возможно противопоставить прозаические и поэтические жанры. Например, в ХХ веке появилось целое направление, получившее название «ритмическая проза». В России у его истоков стояли поэты-символисты В.Брюсов и А.Белый.

Роман «Петербург» и поэма в прозе «Котик Летаев» Белого — пример того, как преобразовывается прозаический текст, подчиняясь законам ритмики.

Другой образец синтеза прозы и поэзии – поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души», в которой эпический сюжет путешествия по Руси соединяется с лирическими отступлениями.

До Гоголя поэзию и прозу оригинально соединил в одном из своих главных произведений А.С.Пушкин. Его роман в стихах «Евгений Онегин» модернизировал жанр европейского романа, придав его конструкции почти ювелирную хрупкость.

И.С. Тургенев создал знаменитую серию «стихотворений в прозе», отличительными особенностями которых стали лаконичность, наличие лирического сюжета и чёткая ритмическая структура.

Из писателей ХХ века оригинальными лиро-эпическими сочинениями прославился К.Вагинов. В 60–70‑е годы появилось такое направление, как «лирическая проза», представителями которого стали О.Берггольц, В. Солоухин, В.Лихоносов, Ю.Казаков.

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах litfest.ru

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/39477
http://www.uznaychtotakoe.ru/proza/
http://litfest.ru/teoria/proza.html

Моя Дача