Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
- 1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
- 2. Сочетание искусства и науки
- 3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
- 4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
- 5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
- 6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
- 7. Витрувианский человек — идеал мужчины
- 8. Это может быть автопортрет
- 9. У Витрувианского человека была грыжа
- 10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
- 11. Тело расчерчено мерными линиями
- 12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
- 13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
- 14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
- 15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
- Леонардо да Винчи: золотое сечение кратко
- Золотое сечение — тайны нашего сознания?
- Наследуя высшую гармонию
- Появление термина
- «Витрувианский человек»
- Золотое сечение Леонардо да Винчи: что кроется в шифре?
- Истоки появления рисунка «Витрувианский человек»
- Джакомо Андреа и да Винчи: кто истинный создатель?
- Золотое сечение в обычных и необычных вещах
- Заключение
- «Божественные пропорции» Леонардо
- «Витрувианский человек»
- Идеальные пропорции Витрувия
- Aurea sectio — золотое сечение
- «Золотое сечение» в пластической хирургии
- Злоключение
1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ
Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».
2. Сочетание искусства и науки
Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.
3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия
Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.
4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо
В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.
5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл
В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».
6. «Витрувианский человек» — только один из многих набросков
Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.
7. Витрувианский человек — идеал мужчины
Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.
8. Это может быть автопортрет
Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.
9. У Витрувианского человека была грыжа
Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.
10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему
Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони. Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».
11. Тело расчерчено мерными линиями
Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.
Читать еще: Монтгомери симпсоны. Биография Монтгомери Бернса
12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия
Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».
13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз
На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.
14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности
Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.
15. Оригинал эскиза редко появляется на публике
Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.
Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана Мона Лиза из 2156 катушек ниток
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Леонардо да Винчи: золотое сечение кратко
Сознание человека неустанно стремится к идеалу. Высота это непокорима, ведь тайна идеального не разгадана. Одой из сторон идеального в нашем мире занимался Леонардо да Винчи. Золотое сечение, ставшее темой нашей статьи, тесно связывают с именем этого гения.
Золотое сечение — тайны нашего сознания?
Хоть мы и считаем свои действия полностью осознанными, задумываясь над некоторыми повседневными поступками, можем в этом усомниться.
Так, например, представим обычную скамейку в парке, на которую мы желаем присесть. Куда мы сядем? В центре скамейки или прижмемся к краю? Почти наверняка произойдет третий вариант. Мы сядем так, чтобы соотношение образовавшихся частей скамейки было около 1,62. Так мы будем ощущать себя комфортнее, в мыслях и чувствах будет гармония. Это — тяготение человека к идеальному. Это — достигнутое золотое сечение.
Об идеальных пропорциях во всем, что нас окружает, много рассуждали мудрецы древности. Египтяне, индийцы, китайцы — такие разные давние цивилизации, а представления об идеале сходилось именно к золотому сечению. Греческий математик и философ Пифагор основал школу, посвященную сути золотого сечения. Даже понятия этики Аристотелем были сопоставлены с идеальной гармонией.
В Средние века на сущность идеального обратил свое внимание гениальный механик, ученый и художник Леонардо да Винчи. Золотое сечение, отображенное им во всемирно известном изображении «витрувианского человека».
Наследуя высшую гармонию
Известные художники много взяли из опыта античных мастеров. Микеланджело и Леонардо да Винчи золотое сечение воплощали в своих полотнах. По мнению творцов, соблюдая нужные пропорции, можно достичь красоты в картине.
То же мы наблюдаем в образцах древней архитектуры. Повсеместно в разных уголках планеты различные цивилизации придерживались одних пропорций.
Появление термина
Появление термина «золотое сечение» приписывается трудам Пифагора (6 век до н. э.). Он же, в свою очередь, перенял учение об идеальных пропорциях у более древних народов — вавилонян, египтян.
Впервые золотое сечение упоминает в своих «Началах» Эвклид. В одной из книг он подает геометрическую схему построения золотого деления. После него идеальными пропорциями фигур занимался Гипискл во 2 веке до н. э. В Европу эти знания пришли в Средние века через арабский перевод Эвклидовых «Начал».
Наваррский переводчик текстов Дж. Кампано написал свои комментарии к переводному тексту «Начал». Видимо, в нем отображались значительные тайны нашей жизни, способные повлиять на нее. Информация о золотом сечении в Европе некоторое время была доступна лишь избранным.
«Витрувианский человек»
Имя и достижения Марка Витрувия сегодня известны немногим, несмотря на все его открытия. Насмешка судьбы в том, что если бы да Винчи не изобразил иллюстрацию к тому, что писал в своих «Десяти книгах» римлянин о пропорциях тела человека, то Витрувия бы могли забыть вовсе. Таким образом гений одного увековечил гений другого.
Золотое сечение Леонардо да Винчи: что кроется в шифре?
В изображении «витрувианского человека» принято усматривать два тела — две фигуры, одна из которых вписывается в круг, а другая — в квадрат. Толкование такой композиции имеет следующее значение.
Квадрат — символ земного, таким образом автор отображает привязанность человека к земному, материальному. Центр квадрата находится в паховой области.
Читать еще: Биография житкова интересные факты для детей.
Круг — символ божественного, в том числе и божественного происхождения человека. Фигура, находящаяся в круге, не содержит черточек, то есть не измеряется. Поскольку как явление божественное, эта фигура и не может быть измерена. Центр окружности — пупок человека.
По современным представлениям, видеть только две фигуры в «витрувианском человеке» — слишком плоско. На самом деле в изображении можно рассмотреть гораздо больше. И это еще не все тайны, разгадываемые в этой загадке.
Внимание также обращается к ногам фигуры, стоящей в круге (божественное начало). Они стоят на плоскости, выходят за рамки окружности. В этом видится символ того, что человек тяготеет к земному, несмотря на божественную свою составляющую.
По материалам, оставленным Леонардо да Винчи, золотое сечение, кратко говоря, усматривается в человеческом теле. И опять-таки в изображении «витрувианского человека» заключено устремление людей того времени к возвышению. Великий гений узрел и попытался передать другим поколениям глубокий смысл, увиденный им в нашей природе.
Еще одно знаменитое творение, в котором отобразил Леонардо да Винчи золотое сечение, — «Мона Лиза». Ее загадочная улыбка невероятным образом очаровывает миллионы созерцателей.
Истоки появления рисунка «Витрувианский человек»
В очень давние, но незабытые времена, в 1 веке до нашей эры, римлянин Витрувий создал свои «Десять книг» — труд, посвященный императору Августу. Но, кроме благодарности за помощь, в книгах содержатся ценнейшие советы в области архитектуры.
Книги Витрувия не стали известными при жизни автора. Зато примечателен факт, что именно он завел речь об эстетике архитектуры, эргономике конструкций. Последнее крайне важно, поскольку в наше время инженеры и архитекторы проектируют свои творения, опираясь на данные человеческого тела, чтобы сделать использование конструкций удобным. Кроме того, Витрувий спроектировал акведук — водоснабжающие системы, значительно улучшившие жизнь в римских городах.
А вот одна из «Десяти книг» Витрувия посвящена человеческому телу. Впервые поднимался вопрос о пропорциях и некоем делении, делающем его близким к идеалу. Гласила эта книга о том, что человек идеально вписывается в квадратную форму. Последняя же — отображение сущности всего земного. Также человека можно вписать и в круг — символ божественного. Таким образом человек приближается к Богу, и такие философствования близки духу той эпохи.
Посмотрите еще раз на то, как изобразил золотое сечение Леонардо да Винчи. Картинки, которые можно найти во многих книгах, дают возможность ознакомиться с шифром и попытаться увидеть разгадку формулы.
Джакомо Андреа и да Винчи: кто истинный создатель?
Знаменитое изображение «витрувианского человека» да Винчи получило грандиозную популярность. Но, как свидетельствуют разные исторические источники, возможно, идея отыскать золотое сечение человеческого тела была вовсе не Леонардо. Здесь важную роль сыграл друг художника — Джакомо Андреа, чья судьба была крайне трагична.
Джакомо также была сделана иллюстрация к книге Витрувия, отображающая линии идеального деления тела человека. Если сравнить ее с творением да Винчи, сходство будет замечено сразу же. Но это еще не все факты.
На найденном изображении исследователи увидели правки: кто-то корректировал его, по всей видимости, доводя до своего субъективного идеала. Кроме того, изображение авторства Джакомо Андреа старше, чем Леонардо да Винчи. Плюс творение последнего создавалось «начисто», без поправок, с легкой руки. Так, словно его делали по памяти.
Однако же так разворачивались события по мнению историков-искусствоведов, коим более интересны разные страсти, что кипели в науке и искусстве того времени. О гениальности художника и ученого Леонардо да Винчи, золотое сечение в представлении которого мы и рассматриваем, спорить не приходится, поэтому неудивительно, что его «Витрувианский человек» нарисован с первого раза.
Золотое сечение в обычных и необычных вещах
В неживой природе формула золотого сечения не просматривается. Зато все живое, созданное природой, неуклонно следует закону красоты. Если оглянуться вокруг, то увидим, что самые привлекательные и радующие нас явления соответствуют пропорции золотого сечения: от лепестков цветка, морской раковины с множеством завитков, уменьшающихся к центру как раз на нужное значение, до красивого человеческого тела, на котором так гениально продемонстрировал золотое сечение Леонардо да Винчи.
Принципы золотого деления наследуют и современные художники, фотографы, скульпторы и дизайнеры. Оно по сей день до конца не понято, но его применение делает любую вещь гораздо привлекательнее. В этом его грандиозная эстетическая составляющая.
Читать еще: Как правильно проводить экскурсию по городу. IV
Заключение
Тайна золотого сечения — высшей гармонии, дарующей красоту, проста и недосягаема в одночасье. Его воплощенную суть мы видим в повседневной нашей жизни и в простых естественных вещах, на которые привыкли не обращать внимания.
Великие умы, самые ярые искатели тайн бытия, такие как Эйнштейн, разгадывали точное значение золотого деления. Однако далее, чем бесконечное количество цифр после нуля, еще никто не продвинулся. Так какие же выводы делать нам? Как раз те, о которых твердит мудрость веков: ничто не идеально. Но к идеальному нужно стремиться ради создания высшей красоты, раскрытия тайны этого мира и нашего с вами сознания.
«Божественные пропорции» Леонардо
Интересы легендарного Леонардо Да Винчи были настолько широки, разносторонни и многогранны, что смогли включить в себя все грани бытия. Его талант проявился в живописи, скульптуре, архитектуре. Не знает предела и масштаб его инженерной мысли. Постоянным источником вдохновения для знаменитого ученого всегда оставался человек — самое совершенное создание Всевышнего. Результаты глубокой мысли Леонардо Да Винчи, вылившиеся в «божественные пропорции», сегодня приняты основой пластической хирургии.
«Витрувианский человек»
Да Винчи всегда восхищался человеческим телом. Знаменитое высказывание Леонардо о человеческом теле стало хрестоматийным: «Хотя бы ум человеческий и делал различные изобретения, различными орудиями отвечая одной цели, никогда он не найдет изобретения более прекрасного, более легкого и более верного, чем (изобретения) природы, ибо в ее изобретениях нет ничего недостаточного и ничего лишнего. И не пользуется она противовесами, когда делает способные к движению члены в телах животных, а помещает туда душу. ».
Воплощением всех представлений Леонардо об идеальном анатомическом строении человека стал рисунок «Витрувианский человек», созданный в промежуток между 1490-92 гг. Это и научный труд, и произведение искусства. На нем изображен обнаженный мужчина в двух позициях, наложенных друг на друга. Первое изображение (мужчина с разведенными руками и ногами) вписано в окружность, второе (мужчина с разведенными руками и сведенными ногами) — в квадрат.
Из пояснений к рисунку Леонардо стало известно, что «Витрувианский человек» был создан в качестве иллюстрации к трудам римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который описывал каноны анатомии мужского тела.
Идеальные пропорции Витрувия
Согласно римскому архитектору, идеальные пропорции мужского тела должны были соответствовать следующим параметрам:
- длина ступни равна 4 ладоням
- длина локтя равно 6 ладоням
- рост мужчины равен 24 ладоням
- шаг равен 4 локтям
- длина руки составляет 2/5 роста ширина плеч составляет 2/5 роста
- длина уха равно 1/3 длины лица
- расстояние от верхней линии роста волос до подбородка равно 1/10 роста
- расстояние от макушки до подбородка равно 1/8 роста
- расстояние от подбородка до носа равно 1/3 длины лица
- расстояние от линии роста волос до бровей равно 1/3 длины его лица
- расстояние от локтя до подмышки равно 1/8 роста
- пупок — средина окружности
Вернемся к рисунку Леонардо. Его принято считать символом не только гармонии человеческих пропорций, но и всей Вселенной. Если внимательно приглядеться к рисунку, то можно заметить, что центром окружности является пуп человека, а центром квадрата — половые органы. Этакий Человек во Вселенной.
Aurea sectio — золотое сечение
Анализируя работы других выдающихся ученых, Леонардо приходит к пониманию идеальных пропорций человеческого тела и открывает закономерности его строения, которые сегодня известны под сводом канонов «золотого сечения». Правила aurea sectio Леонардо можно разглядеть во всем — в живописи, в поэзии, в музыке. Все, что соответствует «золотому сечению», воспринимается как совершенное. Вот и работы пластических хирургов, выполненные с учетом свода канонов Да Винчи о пропорциях человеческого тела, считаются образцовыми.
«Золотое сечение» в пластической хирургии
Конечно, «божественные пропорции» Леонардо — эталон. Но далеко не все тела и лица в природе созданы по этим писаным законам. Для современных пластических хирургов «золотое сечение» должно служить ориентиром. Если лицо или тело лишено гармонии, то специалисты должны своими профессиональными действиями приблизить его к совершенству. В этом и состоит главная задача пластического хирурга.
Злоключение
Жаль, но многим пластическим хирургам словосочетание «золотое сечение» ни о чем не говорит, поэтому о гармонизации внешности в отношении результатов их работ говорить не приходится. Остается догадываться, какому демону они продали душу, раз подчиняться божественным законам не желают?
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/311215/27827/
http://fb.ru/article/184408/leonardo-da-vinchi-zolotoe-sechenie-kratko
http://plastic-review.com/tags/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5