Противоречие в поведении героя. Поведение персонажа

Выполнил: Морозкин Ю. Н.

Рецензент:_______________ .

Уфа 1999г.

Оглавление.

I. Введение.

II. Основная часть.

История сюжета

Внутренняя драма Гамлета

Месть Гамлета. Противоречие в поведении героя.

Быть или не быть.

III. Заключение.

Введение.

Прекрасные творения мастеров прошлого доступны всем. Но не достаточно прочитать их, чтобы художественные достоинства открылись сами собой. У всякого искусства есть свои приемы и средства. Ошибается тот, кто думает, будто впечатление, производимое «Гамлетом» и другими подобными произведениями, нечто естественное и само собой разумеющееся. Воздействие трагедии обусловлено искусством, которым владел ее создатель.

Перед нами не литературное произведение вообще, а определенный род его — драма. Но и драма драме рознь. «Гамлет» особая разновидность ее — это трагедия, притом трагедия поэтическая. Изучение этой пьесы нельзя связать с вопросами драматургии.

Стремясь постигнуть идеальный смысл, духовное значение и художественную силу «Гамлета», нельзя оторвать фабулу трагедии от ее идеи, обособить действующие лица и рассматривать и в отрыве друг от друга. Особенно неверно было бы выделить героя и говорить о нем в не связи с действием трагедии. «Гамлет» не монодрама, а сложная драматическая картина жизни, в которой показаны разные характеры во взаимодействии. Но бесспорно, что действие трагедии построено вокруг личности героя.

Трагедия Шекспира «Гамлет принц датский», наиболее знаменитая из пьес английского драматурга. По мнению многих высокоавторитетных ценителей искусства, это одно из самых глубокомысленных творений человеческого гения, великая философская трагедия. Недаром на разных этапах развития человеческой мысли люди обращались к «Гамлету», ища в нем подтверждение взглядов на жизнь и мировой порядок.

Однако «Гамлет» привлекает не только тех, кто склонен размышлять о смысле жизни вообще. Произведения Шекспира ставят острые моральные проблемы, имеющие отнюдь не отвлеченный характер.

Основная часть.

История сюжета.

Легенду о «Гамлете» впервые записал в конце ХII века датский летописец Саксон Грамматик. Его «История датчан», написанная, на латинском языке была напечатана в 1514 году.

В древние времена язычества — так рассказывает Саксон Грамматик — правитель Ютландии был убит во время пира своим братом Фенгом, который затем женился на его вдове. Сын убитого, молодой Гамлет решил отомстить за убийство отца. Чтобы выиграть время и казаться безопасным, Гамлет решил притвориться безумным. Друг Фенга хотел это проверить, но Гамлет опередил его. После неудачной попытки Фенга уничтожить принца руками английского короля, Гамлет восторжествовал над врагами.[1]

Более чем полвека спустя французский писатель Бельфоре изложил ее на своем языке в книге «Трагических историй» (1674). Английский перевод повествования Бельфоре появился лишь в 1608 году, семь лет спустя после того, как «Гамлет» Шекспира был поставлен на сцене. Автор дошекспировского «Гамлета» неизвестен. Предполагают, что им был Томас Кид (1588-1594), славившийся как мастер трагедии мести. К сожалению, пьеса не сохранилась и можно лишь строить предположения о том, как ее переработал Шекспир.[2]

И легенде, и в новелле, и в старой пьесе о Гамлете главной темой была родовая месть, которую совершает датский принц. По иному осмыслил этот образ Шекспир.[3]

Гамлет начал новую жизнь в его драме. Выйдя из глубины веков, он стал современником Шекспира, поверенным его помыслов и мечтаний. Автор мысленно пережил всю жизнь своего героя.

Вместе с датским принцем Шекспир мысленно перелистывая десятки старинных и новых книг в библиотеке Виттенбергского университета, центра средневековой учености, пытаясь проникнуть в тайны природы и человеческой души.

Все рос его герой и незаметно выходил из границ своего средневековья и приобщал к мечтам и спорам людей, читавших Томаса Мора, людей веривших в могущество человеческого ума, в красоту человеческих чувств.[4]

Сюжет трагедии, заимствованный из средневековой легенды о Гамлете, принце датском, возлагает на героя заботы и обязанности, не связанные с трагедией гуманизма, возрождения. Принц обманут, оскорблен, обокраден, он должен отомстить за коварное убийство отца, вернуть себе корону. Но какие бы личные задачи не решал Гамлет, какими бы муками не мучался, — во всем сказывается его характер, его умонастроение, а через них, духовное состояние, испытанное, вероятно, самим Шекспиром и многими его современниками, представителями молодого поколения: это состояние глубочайшей потрясенности.[5]

В эту трагедию Шекспир вложил все мучительные вопросы своего века, и его Гамлет перешагнет через столетия и протянет руку потомкам.

Гамлет стал одним из самых любимых образов мировой литературы. Более того, он перестал быть персонажем старинной трагедии и воспринимается как живой человек, хорошо знакомый многим людям, из которых чуть ли не каждый имеет о нем свое мнение.

Внутренняя драма Гамлета.

Хотя гибель человека трагична, все же трагедия имеет свое содержанием не смерть, а моральную, нравственную гибель человека, то, что привело его на роковой путь, заканчивающийся гибелью.

В этом случае истинная трагедия Гамлета состоит в том, что он, человек прекраснейших душевных качеств, надломился. Когда увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену, убийство близких. Он утратил веру в людей, любовь, жизнь утратила для него свою ценность. Притворяясь безумным, он на самом деле находится на грани сумасшествия от сознания того, насколько чудовищны люди, — предатели, кровосмесители, клятвопреступники, убийцы, льстецы и лицемеры. Он обретает мужество для борьбы, но на жизнь он может смотреть только со скорбью.[6]

Что послужило причиной душевной трагедии Гамлета? Его честность, ум, чувствительность, вера в идеалы. Будь он подобен Клавдию, Лаэрту, Полонию, он мог бы жить, как они, обманывая, притворяясь, приспособляясь к миру зла.

Но мириться он не мог, а как бороться, и главное, как победить, уничтожить зло, — он не знал. Причина трагедии Гамлета, таким образом, коренится в благородстве его натуры.

Трагедия Гамлета есть трагедия познания человеком зла. До поры до времени существование датского принца было безмятежным: он жил в семье, озаренной взаимной любовью родителей, сам полюбил и пользовался взаимностью прелестной девушки, имел приятных друзей, с увлечением занимался науками, любил театр, писал стихи; впереди его ждало великое будущее — стать государем и править целым народом.[7] Но вдруг все началось рушиться. В рассвете лет умер отец. Не успел Гамлет пережить горе, как его постиг второй удар: мать, казалось, так любившего его отца, меньше чем через два месяца вышла замуж за брата покойного и разделила с ни трон. И третий удар: Гамлет узнал, что отца убил собственный брат, чтобы завладеть короной и женой.[8]

Удивительно ли, что Гамлет испытал глубочайшее потрясение: ведь на его глазах рухнуло все, что делало для него жизнь ценной. Он никогда не был столь наивен, чтобы думать, будто в жизни не бывает несчастий. И все же мысль его питалась во многом иллюзорными представлениями.

Потрясение, испытанное Гамлетом, пошатнули его веру в человека, породили раздвоенность его сознания.

Гамлет видит две измены людей, связанных семейными и кровными узами: его матери и брата короля. Если уж люди, которые должны быть ближе всего преступают законы родства, то чего же можно ожидать от других? В этом корень резкого изменения отношения Гамлета к Офелии. Пример матери приводит его к печальному выводу: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Гамлет отрекается от Офелии еще потому, что любовь может отвлечь его от задачи мести.[9]

Гамлет готов к действиям, но положение оказалось более сложным, чем можно было бы представить. Непосредственная борьба против зла на некоторое время становится невыполнимой задачей. Прямой конфликт с Клавдием и другие события, развертывающиеся в пьесе, уступают в своей значительности духовной драме Гамлета, выдвинутой на первый план. Понять ее смысл невозможно, если исходить только из индивидуальных данных Гамлета или иметь в виду его стремление отомстить за убийство отца. Внутренняя драма Гамлета состоит в том, что многократно терзает себя за бездействие, понимает, что словами делу не поможешь, но конкретно ничего не предпринимает.

Читать еще:  Капитанская дочка вопросы после рассказа. А

Месть Гамлета. Противоречие в поведении героя.

Гамлетовская рефлексия и колебание, ставшее отличительным признаком характера этого героя, вызвано внутренним потрясением от «моря бедствий», повлекшим за собой сомнение в нравственных и философских принципах, которые казались ему незыблемыми.[10]

Дело ждет, а Гамлет медлит, не раз на протяжении пьесы Гамлет имел возможность покарать Клавдия. Почему, например, не наносит он удар, когда Клавдий молится в одиночестве? Потому, установили исследователи, что в таком случае, согласно древним поверьям, душа попадает в рай, а Гамлету необходимо отправить ее в ад. В том-то и дело! Будь на месте Гамлета Лаэрт, он не упустил бы случая. «Оба света для меня презренны» – говорит он, и в этом трагизм его положения.[11] Психологическая раздвоенность гамлетовского сознания носит исторический характер: ее причина – двойственное состояние современника, в сознании которого вдруг заговорили голоса и стали действовать силы других времен.

В «Гамлете» раскрываются нравственные муки человека, призванного к действию, жаждущего действия, но действующего импульсивно, только под давлением обстоятельств; переживающего разлад между мыслью и волей.

Когда Гамлет убеждается, что король учинит над ним расправу, он уже иначе рассуждает о разладе между волей и действием. Теперь он приходит к выводу, что «раздумывать чрезмерно об исходе» – «забвенье скотское иль жалкий навык».

Гамлет безусловно непримирим ко злу, но как с ним бороться, он не знает. Гамлет не осознает свою борьбу, как борьбу политическую. Она имеет для него преимущественно моральный смысл.

Гамлет – одинокий борец за справедливость. Он борется против своих врагов их же средствами. Противоречием в поведении героя является то, что для достижения цели он прибегает к тем же, если угодно, безнравственным приемам, что и его противники. Он притворяется, хитрит, стремится выведать тайну своего врага, обманывает и, как это не парадоксально, – ради благородной цели оказывается виновным в смерти нескольких лиц. За Клавдием есть вина в смерти только одного прежнего короля. Гамлет же убивает (правда ненамеренно) Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденсона, убивает Лаэрта и, наконец, короля; он также косвенно виновен в смерти Офелии. Но в глазах всех он остается нравственно чистым, ибо преследовал благородные цели и зло, которое он совершал, всегда было ответом на козни его противников.[12] Полоний гибнет от руки Гамлета. Значит, Гамлет выступает мстителем за то самое, что он совершает по отношению к другому.

Быть или не быть.

Еще одна тема с большей силой возникает в пьесе — бренность всего сущего. Смерть царит в этой трагедии от начала до конца. Она начинается с появления призрака убитого короля, в ходе действия погибает Полоний, потом тонет Офелия, едут на верную смерть Розенкранц и Гильденстен, умирает отравленная королева, погибает Лаэрт, клинок Гамлета наконец достигает Клавдия. Умирает и сам Гамлет, ставший жертвой коварства Лаэрта и Клавдия.

Это наиболее кровавая из всех трагедий Шекспира. Но Шекспир не стремился поразить сознание зрителя историей убийства, уход из жизни каждого из персонажей имеет свое особое значение. Наиболее трагична судьба Гамлета, поскольку в его образе истинная человечность, соединенная с силой ума, находит самое яркое воплощение. Соответственно такой оценке его смерть изображена как подвиг во имя свободы.[13]

Гамлет часто говорит о смерти. Уже вскоре после первого появления перед зрителями, он выдает затаенную мысль: жизнь стала так отвратительна, что он покончил бы с собой, если бы это не считалось грехом. О смерти размышляет он в монологе «Быть или не быть?». Здесь героя волнует сама тайна смерти: что она такое — или продолжение тех же мук, которыми полна земная жизнь? Страх перед неизвестностью, перед этой страной, откуда не возвращался ни один путник, нередко заставляет людей уклоняться от борьбы из опасения попасть в этот неведомый мир.

Гамлет сосредоточивается на мысли о смерти, когда, атакуемый упрямыми фактами, и тягостными сомнениями, не может по-прежнему упрочить мысль, в быстром течении все вокруг движется, и не за что зацепиться, даже не видно спасительно соломинки.[14]

В монологе третьего акта (Быть или не быть) Гамлет четко определяет дилемму, перед которой он стоит:

….покоряться

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 10 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Парадокс поведения: как естественно раскрыть характер персонажа

Персонаж и его характер определяются противоречиями. Хотя подобный взгляд и правдив, он верен всего лишь отчасти. В первую очередь о персонаже нужно понять следующее:

Персонаж создается путем его изучения.

Изучение происходит, когда мы помещаем персонажа в сложную ситуацию, ставим его перед дилеммой, которую каждый человек решил бы по-разному. То, как персонаж справится с ней, охарактеризует его, показав зрителю какую-то из его добродетелей.

Герой обычно реагирует на событие способом, несвойственным обычному человеку. Это касается как действий, так и исполнения персонажами своих намерений. Мы завидуем их достоинствам и как зрители предоставляем им авторитет: в этом и заключается создание хорошей истории.

Давайте зададим ситуацию. Наш герой Говард ждет поезд на загруженной железнодорожной станции. Девятилетний мальчик, который стоял на противоположной платформе, падает на пути. Говард инстинктивно смотрит, не приближается ли поезд — и он действительно приближается.

То, как Говард поведет себя в этой ситуации, многое о нем расскажет: запаникует ли он или останется хладнокровен? Предпримет ли он какие-то действия первым или подождет, пока отреагируют другие? Если он решит помочь, то каким образом? Позовет ли он сотрудника станции, упадет на колени и начнет молиться или спрыгнет на пути, чтобы спасти мальчика?

Каждая из этих реакций дает различную характеристику персонажу, создает разного Говарда. Мы сможем сказать, смелый ли он или трусливый, властный или робкий, эгоистичный или бескорыстный.

Давайте предположим, что Говард без промедления спрыгивает на пути, перебегает на другую сторону и уносит мальчика в безопасное место, как раз в тот момент, когда поезд подъезжает к станции. Мы можем сказать, что Говард бескорыстен, смел и человеколюбив.

Предположим, что после того, как Говард поднял мальчика на платформу, завязался такой диалог.

Скорее всего, вы поморщились, пока читали это. Я вас не виню. Блеклые персонажи, которые говорят прямолинейные фразы. Здесь нет ничего, что бы привлекло внимание. Говард получает еще несколько характеристик: дружелюбный, сдержанный, скромный. По сути, это положительные характеристики. Наш герой настолько хорош, что становится противно. Диалог никак не развил героя и не сделал его интереснее. Он не кажется человечным.

Давайте прогоним ситуацию еще раз.

Характеристики Говарда на основе диалога: жестокий, злой, грубый, эгоистичный. Теперь посмотрите на набор качеств, которые мы дали Говарду после его поступка: бескорыстный, смелый, человеколюбивый. Кажется, что эти наборы качеств противоречат друг другу. Герой проявил несколько конфликтующих между собой черт, две разных стороны своей личности. Важно, что как зрители мы понимаем, почему это произошло: Говарду пришлось быть смелым и подвергнуть свою жизнь опасности из-за беспечности мальчика, в результате чего он разозлился. Он недоволен, что его хороший костюм испорчен, и он ничего с этим не сможет сделать. Кроме того, он опоздал на собеседование. Как люд мы сопереживаем его эмоциям, хотя можем быть не согласны с его действиями.

Читать еще:  Зачарованные комиксы. Зачарованные (комиксы)

Это очень по-человечески: быть эгоистичным, злиться из-за запачканной одежды, хотеть успеть на собеседование. Как показано в предыдущем примере, людям не свойственно спасать кому-то жизнь и не придавать этому значения, не переживать за собственную безопасность — даже когда речь идет о жизни другого человека. Теперь персонаж выглядит реально, несмотря на то, что он продемонстрировал, на первый взгляд, противоречащие друг другу качества. Хотя приведенный пример достаточно примитивен, мы можем видеть, что Говард стал более сложным и многослойным персонажем, чем раньше. Он получил развитие. Все потому, что он вел себя и продемонстрировал оправданно противоречащие друг другу характеристики.

Характер — это наложение оправданно противоречащих качеств.

Ключевое слово здесь — «оправданно». Непоследовательное поведение может создать иррациональную, рассеянную, неприспособленную личность, которую никто не сможет понять, а уж тем более —сопереживать ей. Такие персонажи есть во многих слабых сценариях.

Давайте взглянем на определение парадокса:

Эта концепция должна быть основой для вашего героя. Автор объясняет противоречивые действия персонажа. Он должен вести зрителя шаг за шагом и предоставить ему возможность увидеть мыслительный процесс персонажа и его эмоциональные изменения. Неважно, как много противоречивых атрибутов у героя — каждый должен быть оправдан с точки зрения зрителей. Они никогда не должны оставаться в неведении.

Персонаж — это парадокс

Теория поведенческого парадокса помогает вам удостовериться, что ваш герой сложный и интересный, что он человечный. Эта концепция лежит в основе человеческой природы — не бывает полностью плохих или полностью хороших, умных или глупых, сильных или слабых. Они морально сильны в одних ситуациях и слабы в других. В каком-то смысле, выдуманные герои и реальные люди похожи. Но между ними есть различие:

В некоторых случаях не существует логического или этического объяснения тому или иному человеческому поведению. Никто не сможет сказать, почему Гарольд Шипман, уважаемый доктор, стал самым активным серийным убийцей Британии. Невозможно по-настоящему понять, почему он хладнокровно убил как минимум 250 человек. То же самое нельзя применить к персонажам вашей истории. Зрители должны все время понимать их поведение, а все противоречивые действия должны быть оправданы.

Чем более противоречивы оправданные действия, тем интереснее персонаж и тем сложнее его писать. Противопоставление конфликтующих черт может быть достигнуто двумя путями.

Во-первых, как и в истории Говарда, они могут проявлять себя последовательно. Герой проявляет сострадания, и тут же применяет насилие. Во-вторых, герой проявляет эти черты одновременно. Примером этого может послужить ситуация, когда мать врет своему сыну (плохо) о его жестоком отце, чтобы защитить ребенка (хорошо) [«Дорогой Фрэнки«, 2005]. Другой пример: антигерой грабит банк (плохо), при этом оставаясь спокойным, вежливым и избегая насилия (хорошо) [«Вне поля зрения», 1998].Или, если пойти еще дальше, герой может убить свою жену (плохо), чтобы прекратить ее страдания, вызванные болезнью (хорошо) [«Любовь», 2012]

Принимая во внимание, насколько противоречивыми являются эти «хорошие» и «плохие» действия, может показаться удивительным, каким образом они сочетаются между собой. Они кажутся человечными, глубокими и сложными. Внутри парадокса скрыт — внутренний конфликт, через который проходит герой.

Что показательно — парадокс может существовать на всем протяжении «морального спектра». Начиная с относительно обыденной «белой» лжи и заканчивая убийством, парадокс отражает сложный характер человека.

Существует широкий спектр поведения и парадоксов, доступных сценаристу. Ниже расположена только небольшая его часть.

Психологические аспекты взаимоотношений героев (на материале сказочной серии Дж. Ролинг о Гарри Потере)

В настоящее время одним из самых популярных произведений зарубежной литературы является сказочная серия Дж.К. Ролинг о Гарри Поттере. Причины популярности этих книг обсуждают педагоги, психологи и филологи. По нашему мнению, одной из них является использование автором ярких, с психологической точки зрения, героев, которые нравятся не только детям, но и взрослым. Данным произведением зачитываются дети-дошкольники, а в школе оно входит в программу внеклассного чтения.

Работая психологом в ДОУ № 156 гор. Твери, я сама часто рекомендую эту сказочную повесть для семейного чтения.

Представляет интерес проанализировать психологические аспекты взаимоотношений героев сказочной серии, т.к. столкновения их характеров играют важную сюжетообразующую роль во всех книгах серии, вышедших на русском языке [1;2;3;4;5]. И это не только столкновение сил добра, которые представлены соответственно Гарри, его друзьями и соратниками, с силами зла, Волан-де-Мортом и его слугами, но и с такими персонажами, которые четко не принадлежат ни к темному миру, ни к светлому. Наиболее яркий представитель этой группы – профессор Северус Снегг (в других переводах Снейп, Злодеус Злей).

Пожалуй, что взаимоотношения Снегга с другими героями сказочной повести, мотивы его поведения и поступков, прогнозы развития особенностей его характера являются не маловажными в оценке причин популярности сказочной серии Ролинг. В процессе чтения человек, в том числе и ребенок, начинает лучше осознавать причины своего поведения, произведение помогает ему раскрыть себя с иной стороны в отношениях с окружающими людьми.

Анализируя психологические аспекты взаимоотношений Снегга и других героев книг о Гарри Поттере, мы будем опираться на психоаналитическое направление в психологии, которое считает движущей силой психического развития противоречие между бессознательным и сознанием [6,7,8].

Каждый человек как личность неповторим и уникален. И эта уникальность выражается в понятии «Я». К 10—12 годам складывается образ «Я». У каждого человека есть образ самого себя, сумма представлений о себе, каким он сам себя видит, и этот образ человек проносит через всю жизнь, немного его исправляя и дополняя. Это, как правило, довольно симпатичный образ — каждый нормальный человек считает себя более или менее интересным, умным, способным, честным, добрым и т.п.

Самая страшная трагедия человеческой жизни — распад об­раза, когда человек убеждается, соглашается, что он не добрый, не умный, что он, например, дурак или подлец. Как правило, жизнь после этого кажется конченой, в этом случае человек может даже убить себя.

Однако существуют механизмы защиты Я, которые действуют бессозна­тельно, сохраняя личность от разрушения [8, 582-583]. Например:

  • механизм вытеснения. Человек испытывает большое горе или столкнулся с чем-то настолько страшным, что его психика может не выдержать и разрушиться. Срабатывает механизм, и человек либо теряет сознание, либо вдруг забывает о постигшем его несчастье;
  • механизм идентификации. Попытка избежать травмирующих переживаний, путем уподобления «угрожающему авторитету»;
  • механизм проекции. Любые аффективные переживания переносятся на третье лицо;
  • механизм сублимации. Преобразование бессознательных побуждений в активность, приемлемую для общества;
  • механизм регрессии. «Соскальзывание» на более примитивный уровень мышления и поведения;
  • механизм инверсии. Переворачивает импульс на прямо противоположный;

И еще целый ряд механизмов имеет психика, защищающая свою целостность и гармоничность, чтобы человек не чувствовал себя в раз­ладе с миром и окружающими.

Читать еще:  История изобретения ножниц. Швейное дело

Все эти механизмы проявляются в поведении Снегга. В подтверждение этого мы, опираясь на текст книг, попытались частично (так как серия еще не закончена) восстановить психологический портрет этого персонажа, отслеживая его взаимоотношения с другими героями сказочной серии.

Рассмотрим следующий эпизод – книга пятая, глава «Новые неожиданности» [5, 550-551].

Сотня дементоров летела к Гарри над поверхностью школьного озера. он мучительно пытался сконцентри­роваться. они приближались. уже видны были темные дыры под капюшонами. но в то же время он видел и Снегга, который стоял перед ним, устремив взгляд на его лицо и бормоча себе под нос. и почему-то Снегг вы­рисовывался все яснее, а дементоры словно таяли.

Гарри поднял свою палочку.

Снегг пошатнулся — конец его палочки взлетел вверх, она больше не указывала на Гарри, — и вдруг в сознание Гарри хлынули воспоминания, которые не принадлежали ему: крючконосый мужчина кричал на съежившуюся женщину, а черноволосый мальчонка пла­кал в углу. подросток с сальными волосами сидел один в темной спальне, направив палочку в потолок и сбивая мух. какая-то девочка смеялась над худощавым пареньком, который пытался оседлать брыкающуюся метлу.

Гарри будто изо всех сил толкнули в грудь; попятившись назад, он ударился о полки, которые тянулись по стенам в кабинете Снегга, и услышал, как что-то треснуло. Снегг едва заметно дрожал и был страшно бледен.

Этот эпизод доказывает, что именно тогда, в детстве и юности, у Снегга начался распад образа Я, по причине холодного и деспотичного обращения с ним его семьи. И тогда очень многие его поступки можно рассматривать как бессознательную попытку защиты своей распадающейся личности.

Кроме этого, на причины, так повлиявшие на характер этого персонажа сказочной серии Ролинг, проливает свет следующий эпизод [5, 606]: глава «Самое плохое воспоминание Снегга»

— Ну, вот, — сказал он [Джеймс], когда Снегг вновь с трудом поднялся на ноги, — тебе повезло, что Эванс оказалась поблизости, Нюниус.

— Мне не нужна помощь от паршивых грязнокровок!

Из этого небольшого отрывка можно сделать вывод, что, по всей видимости, Снегг учился в «Слизерине», а этот факультет, как нам известно, воспитывает не самые лучшие качества в своих учениках: хитрость, жадность, зависть, льстивость, пренебрежительное отношение к другим, «нечистокровным» волшебникам.

Итак, мы выяснили, что Северус Снег еще ребенком был полностью социально дезадаптирован. В конце концов, одиночество, неприязнь однокашников вылилась в ненависть ко всем окружающим.

Особенно сильна его ненависть к «нарушителям правил» Джеймсу Поттеру (отцу Гарри), Римусу Люпину и Сириусу Блэку (его лучшим друзьям), впоследствии – к любому, кто выходит за рамки правил, выделяющемуся своим поведением человеку, пусть даже положительным (Гарри Поттер). Помимо других аспектов в этом случае явно присутствует попытка переноса своего воспитания (авторитарного подавления) на других – это механизм идентификации (в данном случае «угрожающим авторитетом» были родные Снегга).Наиболее ярко он отразился на взаимоотношениях Снегга и Невилла Долгопупса, на которые он полностью перенес свою модель взаимоотношений с отцом: книга первая, глава «Специалист по волшебному зельеварению» [175-176].

Снегг как раз призывал всех посмотреть, как идеально Малфой выварил рогатую улитку, когда вдруг откуда-то повалили клубы зеленого едкого дыма, и по всему подземелью разнеслось громкое шипение. Невилл непонятным образом умудрился расплавить котел Симуса, и теперь зелье, которое они вдвоем готовили, неостановимо лилось на каменный пол, прожигая дырки в ботинках стоявших рядом ребят. В считанные секунды все повскакали на стулья. Невилл, которого обдало зельем, стонал от боли, а по его рукам и ногам быстро распространялись страшные красные ожоги.

— Чертов идиот! — заорал Снегг, убирая разлитую жидкость мановением волшебной палочки. — Видимо, вы положили иглы дикобраза до того, как снять котел с огня?

Невилл всхлипывал — ожоги уже добрались до его носа.

— Отведите его в медпункт, — резко приказал Снегг Симусу. И тут же обрушил гнев на Гарри и Рона, работавших рядом с Невиллом.

Воспитание в духе факультета «Слизерин» добавило герою «возможность» осознанно ненавидеть «нечистокровных» волшебников и маглов. В качестве примера достаточно привести сильнейшую неприязнь к Гермионе Грэйнджер, которая, как известно читателю, является дочерью маглов.

Наиболее яркий пример механизма проекции – отношения Снегга и Драко Малфоя. В Малфое он видит себя, но такого, каким никогда не был. Однако такой персонаж, как Драко Малфой не вызывает симпатии у читателя. Это достаточно некрасивый, трусливый, злобный и подлый мальчик. Но на своем факультете он является кумиром, и, видимо, именно таким себя всегда и мечтал видеть Снегг.

Из той же пятой книги мы узнаем, что в школьные годы Снегг «с головой уходит» в изучение темных искусств – это попытка сублимации, но образ Я уже слишком сильно разрушен. Поэтому его уход к Волан-де-Морту (в четвертой книге мы узнаем, что Снегг – бывший «Пожиратель смерти»[4, 644]) можно рассматривать как механизм регрессии, потому что «Пожирателям смерти» нужно было только убивать «грязнокровок» и маглов по приказу Темного Лорда.

Возвращение Снегга к Дамблдору можно рассматривать как более удачный механизм сублимации. Ему все же удалось применить свои познания в различных областях магии в борьбе светлых героев против Темного Лорда. Кроме того, ему удалось вытеснить неприятные воспоминания детства и юности. Эпизоды с использованием Снеггом Омута памяти в пятой книге в аллегорической форме иллюстрируют механизм вытеснения. Или, например, глава «Окклюменция» [499-500]:

— Я сказал вам: освободиться от эмоций!

— Да? Сейчас это затруднительно, — огрызнулся Гарри.

— Тогда вы станете легкой добычей для Темного Лорда! – в бешенстве выкрикнул Снег. – Дураки, у которых душа нараспашку, которые не владеют своими чувствами, упиваются грустными воспоминаниями и так легко позволяют себя спровоцировать – одним словом, слабые люди, – у них нет никаких шансов противостоять ему! Он войдет в ваш ум, Поттер, как нож в масло!

Такой яркий пример также наглядно иллюстрирует механизм вытеснения, который, в пятой книге чаще остальных проявляется в поведении Снегга, но который, по мнению психологов [6], является далеко не самым удачным среди механизмов защиты психики. Старые воспоминания то и дело всплывают в самые неподходящие моменты [5, 486]. Обвинение Снеггом в трусости Сириуса Блэка – это тоже ничто иное, как механизм проекции. Однако оно сыграло не последнюю роль в цепочке событий, которые привели к гибели крестного Гарри Поттера.

Наш анализ психологических аспектов взаимоотношений героев сказочной серии о Гарри Потере не является законченным. Многие аспекты являются спорными. В любом случае, продолжение этого анализа станет возможным по мере выхода двух оставшихся книг.

1). «Гарри Поттер и Философский камень». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г.

2). «Гарри Поттер и Тайная комната». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г.

3). «Гарри Поттер и узник Азкабана». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г.

4). «Гарри Поттер и Кубок Огня». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2002 г.

5). «Гарри Поттер и Орден Феникса». Перевод с англ. В. Бабковой, В. Голышевой, Л. Мотылевой. 2004 г.

6). Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

7). Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под ред. члена-корресподента РАО А.А. Реана – СПб.; «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005.

8). Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004 г.

Источники:

http://studopedia.net/14_2242_mest-gamleta-protivorechie-v-povedenii-geroya.html
http://www.cinemotionlab.com/novosti/04301-paradoks_povedeniya_kak_estestvenno_raskryt_harakter_personazha/
http://www.b17.ru/article/31611/

Моя Дача