Работы мусоргского. Биография Мусоргского

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 — начала 20 веков.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Модест Мусоргский

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.

Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.

Модест Мусоргский в молодости

В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора Александра Даргомыжского и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Александра Бородина, Цезаря Кюи и Милия Балакирева. Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.

Композитор Модест Мусоргский

В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии Софокла «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» Николая Гоголя. Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.

Кружок «Могучая кучка»

Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.

Портрет Модеста Мусоргского

Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

Читать еще:  Венецианов биография. Художник венецианов биография

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Личная жизнь

Большую часть жизни Мусоргский провел в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьей, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.

Михаил Глинка и его сестра Людмила Шестакова

Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра Михаила Глинки, отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.

Памятник на могиле Модеста Мусоргского

Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник Илья Репин, написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.

Портрет Модеста Мусоргского. Художник Илья Репин

16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Биография Модеста Мусоргского

Русский композитор, пианист Модест Петрович Мусоргский родился 21 (9 по старому стилю) марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне деревня Карево Куньинского района Псковской области).

Его отец — Петр Алексеевич Мусоргский — происходил из старинного рода смоленских дворян.

В раннем детстве Мусоргский обучался игре на фортепиано, после переезда в Санкт-Петербург в 1849 году продолжал занятия с пианистом Антоном Герке, поощрявшим его первые опыты сочинения музыки. Первым напечатанным музыкальным сочинением Мусоргского была полька Porte-enseigne Polka (1852).

В 1852 году, следуя семейной традиции, он поступил в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которую окончил в 1856 году.

В 1856-1858 годах Мусоргский служил офицером лейб-гвардии Преображенского полка.

Во время службы произошла его встреча с ординатором военно-сухопутного госпиталя и композитором Александром Бородиным. Зимой 1856-1857 годов Мусоргский познакомился с композиторами Александром Даргомыжским, Цезарем Кюи, Милием Балакиревым и музыкальным критиком Владимиром Стасовым и примкнул к созданной ими «Новой русской музыкальной школе», известной как «Могучая кучка». Под руководством Балакирева он начал серьезно заниматься композицией.

В июне 1858 года Мусоргский вышел в отставку с военной службы и целиком посвятил себя музыке.

В конце 1850-х — начале 1860-х годов он написал ряд оркестровых, фортепианных сочинений (некоторые из них не окончены), песен и романсов. В 1858 году написал два скерцо в переложении для оркестра, одно из которых было исполнено в концерте русского музыкального общества оркестром под управлением Антона Рубинштейна в 1860 году. Затем Мусоргский начал писать музыку к «Эдипу» Софокла (сохранилась лишь часть).

Стесненные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863-1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868-1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.

В 1863 году он принялся за оперу «Саламбо» по сюжету Гюстава Флобера. Произведение не было окончено, и его музыкальные материалы Мусоргский использовал для других своих сочинений, особенно – оперы «Борис Годунов».

После ряда романсов композитор начал писать комическую оперу «Женитьба» на текст Гоголя. В 1868 году был создан первый акт, который так и не был напечатан.

Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера «Борис Годунов» на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Опера была начата 1868 году и была готова в 1870 году, но дирекция Мариинки отказалась принять ее, ссылаясь на чрезмерное обилие хоров и ансамблей и недостаток solo. Мусоргский переделал «Годунова» соответственно этим указаниям, добавив финальную картину въезда Лжедмитрия. В течение десяти лет после постановки «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара.

В 1872 году была начата последняя опера композитора – «Хованщина» по сюжету Владимира Стасова, либретто Мусоргского. Произведение было окончено в набросках в 1880 году. Одновременно с 1875 года композитор писал оперу «Сорочинская ярмарка» по Николаю Гоголю, но бросил ее, не окончив.

В жанре социальной сатиры Мусоргским были написаны романсы «Козел», «Семинарист», «По грибы», «Пирушка». Богатой колоритностью отмечены песни «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» (слова Николая Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Александра Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Тараса Шевченко), «Светик Савишна» и «Озорник» (обе – на слова Мусоргского), «Блоха» и другие. Выразительная декламация отличает песни «Сиротка» и «Забытый» на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни «Детская» на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием «Песни и пляска смерти» (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.

Читать еще:  Как понять к жизни любовь. Любовь к жизни

Образы народного быта и фантастики нашли отражение в симфонических произведениях Мусоргского — «Интермеццо» (1861, инструментовано в 1867 году) и фантазии «Ночь на Лысой горе» (закончена и инструментована Николаем Римским-Корсаковым в 1867 году). Известны музыкальные эскизы «Картины с выставки», написанные для фортепиано в 1874 году в виде музыкальных иллюстраций к акварелям Виктора Гартмана.

В 1879 году композитор в качестве аккомпаниатора предпринял концертное путешествие по России с певицей Дарьей Леоновой. С 1880 по 1881 год он работал аккомпаниатором в открытых Леоновой Музыкальных классах.

В феврале 1881 года по состоянию здоровья Мусоргский был помещен в петербургский Николаевский военный госпиталь. В этом лечебном заведении художник Илья Репин написал известный портрет композитора.

28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. При жизни Мусоргского была опубликована лишь часть его наследия – «Борис Годунов» и несколько вокальных произведений. Друг Мусоргского композитор Римский-Корсаков добровольно взял на себя обязанность привести в порядок и издать все его сочинения. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Так, он сделал ряд изменений, сокращений, перемещений, а также полностью переинструментовал оперу «Борис Годунов», поставленную в конце 1896 года.

В 1927 году музыковедом Павлом Ламмом была подготовлена сводная авторская редакция «Бориса Годунова». В 1940 году свою редакцию оперы Мусоргского предложил Дмитрий Шостакович.

«Божественный Мусорянин» и тайны его души: К 180-летию композитора Мусоргского

21 марта (по новому стилю) 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский – русский гений, чьё творчество оказало влияние на европейскую музыку ХХ столетия. Однако при жизни ему пришлось столкнуться с непониманием, одиночеством и нуждой

21 марта (по новому стилю) 1839 года родился Модест Петрович Мусоргский – русский гений, чьё творчество оказало влияние на европейскую музыку ХХ столетия. Однако при жизни ему пришлось столкнуться с непониманием, одиночеством и нуждой

Единственный прижизненный портрет Мусоргского кисти Репина потряс современников. Больной, неряшливый, одинокий человек в больничном халате поверх расшитой рубахи, вглядывается куда-то мимо зрителя. Модесту Петровичу всего 42 года. Репин торопился запечатлеть любимого друга: пусть и жестокая, но – правда.

Как раньше художник ценил общение с этим удивительно тонким, очаровательным, эрудированным собеседником! Сколько было дивных разговоров о судьбах русского искусства, хохота, шуток… Позже доходили слухи, что Мусорянин (так прозвали его друзья) то ли болен нервной болезнью, то ли впал в депрессию, а может, его затянула привычка, которую по традиции у нас именуют пагубной.

Вот и сейчас, после ужасного приступа, друг угасал в военном госпитале. Илья Ефимович работал в больничной палате почти на коленке, без мольберта, и у него было всего четыре сеанса. На пятый художника уже не пустили: Мусорянин умер. Однако в прощальном взгляде композитора на портрете нет отчаяния. Напротив, он полон надежды: все, что успел написать, – талантливо, пусть это и отказывались признавать современники.

Душка-офицер, свежеиспеченный корнет привилегированного лейб-гвардии Преображенского полка, как будто только что «вылупившийся из яйца» – таким впервые увидел 17-летнего Модиньку Мусоргского молодой военный медик, будущий прославленный химик и композитор Александр Бородин. В мундирчике с иголочки, изящный Мусоргский производил впечатление утонченного светского фата. Он и слова выговаривал немного сквозь зубы, как это было принято у гвардейцев. Модничал, как мы сказали бы сейчас.

В своем офицерском кругу Модест уже был знаменитостью: душа компании, он блестяще импровизировал на фортепиано, уморительно разыгрывал сценки из популярных водевилей, изображая своим бархатистым баритоном сразу всех персонажей. «Дамы ухаживали за ним», – замечает Бородин.

М.П. Мусоргский. Преображенский полк. Фото: www.globallookpress.com

Виртуозными импровизациями Мусоргский прославился еще в «Школе гвардейских подпрапорщиков» – престижном учебном заведении Санкт-Петербурга, где дети аристократов получали военное образование. Это была воля родителей, родовитых, но небогатых псковских дворян, пожелавших сыновьям армейскую карьеру в столице империи. Однако папенька и маменька поощряли и занятия музыкой, нанимая Модесту лучших педагогов по фортепиано. Всё-таки, блистая артистическими талантами, провинциальному молодому человеку было легче продвинуться в высокомерных гостиных Санкт-Петербурга. Директор школы заметил даровитого юношу и частенько приглашал к себе в дом помузицировать с генеральской дочкой в четыре руки.

Юность Мусоргского совпала с тем временем, которое историки культуры называют русским Возрождением. После поражения в Крымской войне и унизительного Парижского мирного трактата 1856 года молодые прогрессивные люди Российской империи вдруг осознали себя русскими. Юный Модест писал, что теперь он не «космополит» и все больше любит Россию. Ему было досадно, что с нашей страной поступают так бесцеремонно.

В эти годы молодые дарования со всей империи стекались в столицу. Из Нижегородской губернии прибыл вундеркинд, пианист Милий Балакирев, движимый идеей создать самобытную национальную школу русской музыки. Не меньше! Он стал лидером группировки музыкантов, которая с лёгкой руки их идеолога Владимира Стасова вошла в историю искусства как «Могучая кучка». Помимо Балакирева, Мусоргского, Кюи и Бородина к кучкистам присоединился только что вернувшийся из кругосветки юный гардемарин Римский-Корсаков.

Балакиревский кружок — «Могучая кучка». Репродукция с картины А. В. Михайлова. Фото: www.globallookpress.com

Их кумиром был Глинка – автор первых русских опер «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя». Начиная с 1857 года вечерами собирались у Балакирева, исполняли всё, что сочиняли за день. Это была творческая мастерская, где на правах наставника 20-летний Балакирев заставлял подмастерьев писать новаторскую музыку в национальном стиле, нещадно редактируя их опусы.

Читать еще:  Роман Творчество – художественный анализ. Золя Эмиль

Музыкального образования, кроме домашнего, не было ни у кого. Да они и отвергали академизм, как нечто западное. Первая консерватория в Петербурге будет создана пианистом Антоном Рубинштейном только в 1862 году. Впрочем, члены «Могучей кучки», поначалу со всем юношеским максимализмом, противопоставляли себя этому учебному заведению, организованному на западный манер.

Через год усердных занятий в кружке единомышленников Модест уволился с военной службы навсегда, чтобы целиком посвятить себя музыке. А вместе с гвардейской карьерой уйдёт и житейское благополучие: после отмены крепостного права зарабатывать дворянам было нечем. Позднее, отдав свою часть наследства женившемуся брату, Модест всё же вынужден вернуться на государственную службу чиновником. Эта работа будет сильно изматывать его и мешать творческим поискам. К тому же наш герой поставил перед собой сложную задачу: выразить в «живой музыке живого человека», подразумевая жизнь русскую, разумеется.

…Язвительные критики будут на все лады ругать эти попытки Мусоргского, мол, композитор дошёл до того, что сочиняет «шипение самовара» и «поиск извозчиком кнута в тёмной комнате».

М.П. Мусоргский. Фото: www.globallookpress.com

Впрочем, и собратья-композиторы вели себя по отношению к Мусорянину несправедливо. Считали его необычные творческие находки недостатком образования, досадными промахами, которые надлежит немедленно исправить. Энергичный наставник Милий Балакирев говорил, что у Мусоргского «слабые мозги». Даже Владимир Стасов поначалу полагал, что Модесту следует писать что-нибудь сатирическое, например, водевиль «Бобыль». Будет придираться к каждому такту новаторских опер соратник-кучкист Цезарь Кюи. Все они, конечно, любили своего друга, но не сдерживали раздражения.

Даже близкий друг Римский-Корсаков отзовётся о неоконченной опере «Хованщина»: «какофония, безграмотность и грязь». Это случится позже, когда Модесту уже совсем тяжело будет справляться и со своим характером, и с ударами судьбы. Композитор всё чаще будет находить утешение в сомнительных компаниях.

Вспомним и Петра Ильича Чайковского, который в письмах своему брату называл творчество Модеста Петровича «мусоргской музыкой, которую нужно послать к чёрту». Возможно, коллег задевало то, что «звезда светских гостиных», экс-военный и «недоучка» замахнулся на святое – оперу!

По совету друга-пушкиниста, для первой своей серьёзной оперы Мусоргский выбрал трагедию «Борис Годунов». Ещё никто из «кучкистов» не брался за музыкальное полотно, изображающее не сказочных фольклорных русских, а реалистичных и суровых граждан, которые в скором времени ещё покажут себя во всей «красе». Чего только стоит сцена «Под Кромами», где толпа мужиков терзает ненавистного государева чиновника. Какое тут «бельканто».

В то время Мусоргскому 30 лет, он снимает квартиру на пару с таким же холостяком Римским-Корсаковым. Один пишет своего «Бориса», другой – оперу «Псковитянка». И коренной псковитянин Мусоргский помогает другу советами.

Как вспоминал позже Николай Андреевич, это было невиданное в истории совместное жительство двух композиторов. До обеда роялем пользовался Мусоргский, затем уходил на службу в департамент. После обеда – сочинительствовал Римский-Корсаков.

Опера «Борис Годунов». Большой театр. Фото: www.globallookpress.com

Стасов в своих воспоминаниях о Мусоргском любопытно описал это время: с раннего утра критик приходил будить спящих творцов опер, подавал им халаты, панталоны, умываться. Затем все вместе они пили чай с любимым швейцарским сыром. И начинался праздник творчества: композиторы проигрывали Стасову в лицах сочинённое накануне.

Либретто и клавир «Бориса Годунова» Мусоргский отнёс в оперный комитет Дирекции императорских театров. Несколько месяцев мучительно ждал ответа. И вот – отказ. Официальной причиной было объявлено, что в произведении нет ни одной полноценной женской партии, как нет и привычной зрителю любовной линии.

Театральной музыкой в то время заправляли, в основном, иностранцы: постановщики водевилей, оперетт, балетов. Они категорически не приняли произведение, в котором необычным было всё.

Вспомним одну из самых гениальных сцен: Борис Годунов в Кремле венчается на царство. И всё это звучит так, будто под ним земля ходит ходуном. Величественные и страшные крестообразные удары симфонических колоколов перемежаются настоящими звонами. Кажется, что эта тяжелая мистическая поступь тысячелетней русской истории вот-вот призовёт к ответу. В стремлении услышать живую историческую жизнь своего народа Мусоргский заглянул в бездну будущего. Шостакович, Прокофьев, Стравинский будут считать Мусоргского своим учителем, как и великие французские импрессионисты – Равель и Дебюсси.

В 1872 году появилась вторая редакция оперы «Борис Годунов»: в ней уже был целый польский акт, расчётливая соблазнительница Марина Мнишек, разбитная хозяйка корчмы. Наконец, после давления сторонников композитора и даже ультиматума со стороны примы Мариинки, певицы Юлии Платоновой, столичное оперное начальство сдалось. «Бориса Годунова» поставили на сцене Мариинского театра.

Успех был ошеломляющим, на премьере присутствовал даже брат императора. Продвинутая молодёжная галёрка вызывала автора на бис раз 20. Однако академическая «тусовка» вылила свою желчь на страницы газетной критики. Оперу назвали «какофонией в пяти актах», «настоящей мерзостью», «музыкой бедлама».

Как всё это выносил душевно хрупкий, не от мира сего, Мусоргский – несложно представить. Вдобавок ко всему один за другим начали отпадать друзья: скоропостижно скончался чуткий и преданный товарищ, архитектор Виктор Гартман, которому посвящены «Картинки с выставки». Это он всегда называл Модеста «Божественный Мусорянин». Уехал за границу Стасов. Обзавёлся семьей ближайший товарищ, граф Голенищев-Кутузов, женился и Римский-Корсаков. Мусоргский же тщательно скрывал от всех свою сокровенную личную жизнь, мотался по съёмным квартирам или годами жил у родственников и знакомых. Частенько бедствовал и, по-видимому, заливал горе. В результате так и остались незавершёнными оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка». Их заканчивали уже коллеги.

Ф. Федоровский. Эскиз декорации к опере «Хованщина». Фото: www.globallookpress.com

Все архивы после смерти Мусоргского попали к Римскому-Корсакову. Николай Андреевич досочинил «Хованщину» и основательно отредактировал «Бориса Годунова», фактически переписав на свой вкус многие сцены. Дошло до того, что долгие годы вплоть до нашего времени публика знала «Бориса Годунова» только в редакции Римского-Корсакова.

К счастью, сегодня подлинный Мусоргский возвращается, хотя услышать его в репертуаре русских оперных театров всё ещё непросто.

Источники:

http://24smi.org/celebrity/81271-modest-musorgskii.html
http://ria.ru/20140321/1000238878.html
http://tsargrad.tv/articles/bozhestvennyj-musorjanin-i-tajny-ego-dushi-k-180-letiju-kompozitora-musorgskogo_190106

Моя Дача